Известные люди

»

Павел Пологов

Павел Пологов Pavel Pologov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия» Свердловская область» Нижний Тагил, 23.9.1913 - 22.11
Павел Пологов - Герой Совесткого Союза, советский военный лётчик. Родился 23 сентября 1913 года.Участник боёв на Халхин-Голе, Советско-финской и Великой Отечественной войн. К концу войны выполнил около 600 боевых вылетов, участвуя в 100 воздушных боях, уничтожил 23 вражеских самолёта лично и 16 - в группе с товарищами. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени ( дважды ), Красной Звезды, медалями.

Родился 23 Сентября 1913 года в посёлке Нижнетагильский Завод, ( сейчас град Нижний Тагил ), Свердловской области, в семье рабочего. Окончил 6 классов. В 1927 году получил профессия слесаря, окончив школу ФЗУ ( теперь СПТУ 93 города Нижний Тагил ). Работал слесарем на металлургическом заводе. С 1934 года в Красной Армии. В 1937 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Участник боёв на реке Халкин - Гол 1939 года и Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. К Августу 1943 года штурман 737-го истребительного авиационного полка ( 207-я истребительная авиационная дивизия, 3-й смешанный авиационный остов, 17-я Воздушная вс, Юго - Западный фронт ) Майор П. А. Пологов совершил 365 боевых вылетов, в 90 воздушных боях лично сшиб 18 и в составе группы 12 самолётов противника. 2 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

К концу войны выполнил примерно 600 боевых вылетов, участвуя в 100 воздушных боях, уничтожил 23 вражеских самолёта лично и 16 - в группе с товарищами.

С 1949 года Полковник П. А. Пологов в запасе. Жил в городе Свердловске. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени ( дважды ), Красной Звезды, медалями.

* * *

Боевое крещение Пологов получил на реке Халхин - Гол в 1939 году. Там на И-16 он одержал свою первую победу, сбив японского разведчика И-97. Позднее участвовал в Советско - Финляндской войне, провёл немного десятков вылетов на штурмовку войск противника.

Великую Отечественную войну он встретил на Южном фронте. Под Львовом в Августе 1941 года сшиб свой первостепеннный Ме-109...

Через 2 года на счету штурмана 737-го истребительного авиаполка Майора Пологова было уже 30 сбитых самолётов: 18 - лично и 12 - в группе. Он по - праву считался одним из опытнейших советских лётчиков и командиров. Поэтому неудивительно, что вскоре ему доверили руководство 163-м истребительным авиационным полком. Будучи прекрасным тактиком, Пологов зачастую лично водил своих подчинённых в махач, на собственном примере показывая, что и хвалёных асов Люфтваффе совершенно позволительно вгонять в землю.

Весной 1943 года, намедни Курской битвы, лётчик 163-го истребительного авиационного полка ( 16-я Воздушная вооруженные силы ) Лейтенант Мельников получил сообщение от родных, проживавших на территории, только что освобожденной Советской Армией от противника. В письме сообщалось о зверствах немецко - фашистских захватчиков над советскими людьми. Парторг полка зачитал это послание личному составу, и лётчики поклялись отомстить врагу. На многих самолётах были сделаны надписи: "Отомстим проклятым фашистам !". В течение Мая лётчики этого полка ( начальник - Майор П. А. Пологов ) сшибли в воздушных боях 16 самолётов противника, не потеряв ни одного своего.

...В середине Июля 1943 года лётчики 16-й Воздушной армии вели напряжённые воздушные бои на Курской дуге. С целью срыва контратак немецких войск, подавления узлов сопротивления и уничтожения их боевой техники и активный силы, нашими авиаторами только 17 Июля было произведено 3 удара крупными силами, в каждом из которых участвовало не менее 350 самолётов. Наши войска следом за ударами авиации переходили в атаку и удачно продвигались вперед. Вэтого за 3 дня контрнаступления лётчиками 16-й Воздушной армии было выполнено 4478 самолёто - вылетов, проведено 22 воздушных боя, сбито 28 самолётов противника. Нашим войскам была оказана мощная авиационная подмога.

В единственный из боевых дней в особенности отличились лётчики - истребители Подполковник П. А. Пологов, Капитан В. С. Богатырев, Старшие лейтенанты В. В. Макаров и Я. И. Филимонов. Эта четвёрка была наведена наземной станцией на 8 истребителей FW-190, прикрывавших 6 бомбардировщиков Ju-88. Увидев группу "Фокке - Вульфов" в разрыве облачности, Пологов резким пикированием ринулся на врага.

Застигнутые врасплох истребители противника вынуждены были стать в вираж. Пологов настиг единственный "Фоккер", пытавшийся вылезти из виража вниз, и с короткой дистанции сшиб его. Таким же приёмом уничтожил 2 истребителя Богатырев. Тут же Макаров сшиб 4-й самолёт противника при попытке его оставить вверх. В конце боя Пологов, заменив внизу уходящий бомбардировщик противника, настиг его и поджёг очередью из пушки. Вэтого в этом бою было уничтожено 5 вражеских самолётов и 2 - подбито. Группа Пологова потерь не имела.

В Сентябре 1943 года за мужество и высокое воинское мастерство, проявленные в схватках с врагами, командиру 163-го истребительного авиационного полка Подполковнику П. А. Пологову было присвоено звание Героя Советского Союза.

3 Апреля ( по другим источникам - 15 Марта ) 1944 года, во время боевого дежурства на прикрытии железнодорожного узла Ковель, во главе четвёрки истребителей Подполковник П. А. Пологов вступил в мордобой с группой немецких самолётов и одержал 3 победы, одну из них - тараном.

В тот день восьмёрка Як-9 получила команда вылететь на розыск вражеских транспортных самолётов, которые систематически летали на подмога осаждённому в Ковеле немецкому гарнизону. Группу вёл Подполковник Пологов. Вскоре они отметили транспортные Ju-52, шедшие под охраной истребителей. Пологов приказал парам Лейтенанта Митикова и Капитана Подгорного штурмовать "Юнкерсы", а сам с остальными навалился на истребителей. В первые же минуты схватки он сшиб единственный самолёт врага. Однако "Юнкерсам" удалось прорваться через заслон наших истребителей.

Тем временем, группа Пологова продолжала новости махач с истребителями. Взмыв вверх "Яки" устремились в атаку. Один из вражеских самолётов, прошитый очередями Пологова, камнем упал на землю. Увлекшись атакой, Подполковник сам оказался зажатым с двух сторон парой "Фоккеров". Он пытался резким маневром покинуть из - под атаки, но было уже поздненько. Истребитель охватили языки пламени. Чтобы сшибить его, лётчик кинул машину в пике. Не помогло. Кабина наполнилась дымом. Стало тяжко дышать. Управлять самолётом с каждой минутой становилось тяжелее. Пламя подбиралось к лицу и рукам. Надо было неотложно сигать.

Отстегнув ремни и открыв колпак, Пологов нежданно-негаданно увидел, как с правой стороны ему наперерез мчится "Юнкерс". Решение созрело молниеносно.Через миг винт "Яка" впился в хвостовое оперение транспортника...

Более 500 метров падал Пологов затяжным прыжком, чтобы недруг не расстрелял его в воздухе. Парашют раскрылся только в 300 метрах от земли. Опустился он на нейтральной полосе. Вечером друзья встречали его на аэродроме. Спустя немного дней, в сводке Совинформбюро от 9 Апреля появилось короткое сообщение:

"На одном участке Белорусского фронта лётчик Герой Советского Союза Подполковник П. А. Пологов, патрулируя над нашими позициями, встретился с 4 немецкими истребителями FW-190. В ожесточённой схватке Пологов сшиб 2 самолёта противника. При этом агрегатина Пологова получила повреждения и загорелась. В это время в районе боя появились 11 вражеских транспортных самолётов Ju-52. Подполковник Пологов на своём горящем истребителе врезался в их строй и протаранил единственный из "Юнкерсов". Наш лётчик выбросился с парашютом из горящей машины и успешно приземлился на своей территории".

После лечения в госпитале Павел Андреевич был направлен на 6-месячные курсы в Военно - Воздушную академию.

Вэтого он произвёл больше 600 успешных боевых вылетов, в 100 воздушных боях лично сшиб 23 и в группе с товарищами 16 самолётов противника ( некоторые источники указывают на другие цифры, так в частности в книге "Оренбургское лётное" указаны 29 личных побед в 750 боевых вылетах ). Пологов воевал без малого на всех типах советских истребителей: на И-16, ЛаГГ-3, МиГ-3 и Як-1 в 737-м ИАП; на Як-1, Як-7Б, Як-9 и Ла-5 в 163-м ИАП.

Спор о том: какой самолёт лучше - "Як" или "Ла", ведётся давнехонько, и конца этому не видно. Тем важнее подтверждение П. А. Пологова, летавшего в годы войны на всех типах истребителей ВВС РККА, от И-16 до Як-9. В конце войны Пологов служил в вооружённом "Яками" 163-м ИАП, но техникам полка удалось воссоздать единственный Ла-5, на котором и стал летать Павел Андреевич. Его фразу приводит в своей замечательной книге "Советские Асы" Николай Бодрихин: "Прикрывал на Ла-5 свои "Яки"...

После войны Павел Андреевич ещё некоторое время продолжал служить в ВВС. В 1949 году он демобилизовался и поселился в городе Свердловске ( сейчас Екатеринбург ), где работал на одном из крупных заводов.

Так же читайте биографии известных людей:
Павел Поляков Pavel Polyakov

Гвардии Старший лейтенант П. Я. Поляков совершил 100 боевых вылетов на разведку и бомбардировку войск противника, штурмовыми ударами нанёс ему..
читать далее

Павел Путивко Pavel Putivko

Участник национально - революционной войны испанского народа с Ноября 1936 года по 0 года. Летал в составе 1-й эскадрильи И-16, базировавшейся на..
читать далее

Павел Рыбалко Pavel Rybalko

Родился 23 октября 1894 года в селе М. Истороп Лебединского района Сумской области на Украине.
читать далее

Павел Сахаров Pavel Saharov

Капитан П. И. Сахаров совершил 137 боевых вылетов, в 18 воздушных боях лично сбил 9 самолётов противника. Принимал участие в потоплении транспорта и..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий