Известные люди

»

Петер Бретцман

Петер Бретцман Peterr Bretzman Карьера: Музыкант
Рождение: Германия
Музыка не способна изменить мир, но играя ее, мы можем выразить то, что думаем об этом.

62-летний германский авангардный саксофонист Петер Бретцман прилетел в Екатеринбург, так произнести, в сольном варианте по инициативе Немецкого Центра им. Гете (Российско-Германские культурные встречи 2004 года). На следующий день затем выступления, закончившегося восторженной овацией местной интеллектуальной элиты и высоколобых студентов-гуманитариев (доля которых практически висела на люстрах), Петер побывал (и поиграл) в танцевальной студии Екатеринбургского Центра современного искусства (ЕЦСИ), а ещё на двух радиостанциях: Эхо Москвы и Радио Екатеринбург (последняя вот уже 10 лет выпускает регулярные джазовые программы на град и область). Нижеследующая болтовня между Петером Бретцманом и автором этих программ состоялась в студии Радио Екатеринбург 24 мая 2004 г.

- На мой воззрение, Ваш визит в Екатеринбург заключает в себе как бы две стороны общекультурную и музыкальную. С точки зрения первой я считаю это крайне важным событием, хотя бы вследствие того что, что оно собрало в одном зале 250 фэнов творческой музыки, которые с первых звуков вашего саксофона стали единомышленниками и соучастниками. Что касается личных впечатлений, то меня практически захватил, более того разрешено вымолвить, закрутил смерч этих звуков, невероятной силы актуальный порыв, тяга, неистовость, более того какая-то неотвратимость вашей музыки, тем больше что в ней содержится все-таки трагическое начало. Так где же находятся истоки экстремальной музыки Петера Бретцмана?

- Я вырос в семье в доме, где классическая музыка - российская, немецкая классическая музыка - исполнялась с утра до ночи, и в какой-то степени я был без затей перекормлен этим в детстве, и оттого начал внимать джаз. Слушал по ночам Голос Америки, и все началось с таких людей как Эллингтон и Луи Армстронг.

- Это ясно, но меня все-таки интересуют источники вашей весьма экспрессивной, экстремальной музыки.

- Понятия не имею. Я начал игрывать в школьном оркестре на кларнете легко потому что, что штатный кларнетист уже закончил школу, и кто-то должен был занять его местоположение. В тринадцать лет, я увлекся живописью, изучал графику, и музыка в общем-то оказалась кот наплакал в стороне. В студенческие годы я начал игрывать в каких-то полупрофессиональных группах, студенческих группах, в частности, Фолькфоншуле, далее шибко как собак нерезаных общался с представителями других видов искусства, встречался с Штокхаузеном... Но отчего я играю как раз такую музыку, а не какую-нибудь другую без затей не знаю.

- Может быть, ваша натура? Или Берлинская стена? Эти противоречия между Западной и Восточной Германиями Когда Вы начинали свою карьеру, они были весьма сильными.

- Поначалу мы не в особенности задумывались об этом, но понимаете, я родился во время войны, а когда она закончилась, мне было пять лет, и все эти картины крайне ясно стоят до сих пор в моем воображении, к примеру, концентрационные лагеря, и я понимаю, что это не должно повториться ни в коем случае. Может быть, оттого какое-то проявление насилия было на ранней стадии творчества.

- Вы сказали это не должно повториться. Но как Вы думаете - для этого надобно не забывать или позабыть?

- Я думаю, что мы не должны забрасывать об этом более того в текущее время, когда всегда в новостях видим, что происходит, в частности, в Палестине или Ираке. Никогда не следует забрасывать об этом, но мировое сообщество, похоже, не учится на собственной истории.

- Миша Менгельберг, тот, что полтора года тому обратно сидел за этим столом, сказал идеально определенно: Я как пить дать уверен, что ныне мировое сообщество движется к саморазрушению. Что Вы думаете об этом?

Я думаю да: тракт, которым мы идем последние годы, идеально ошибочный путь

- А что, по вашему мнению, следует изменить в первую очередность? Может быть, культура способна подсобить нам или политика?

- Сегодня я не доверяю никому из политиков, а культура всего только небольшая область, которая помогает избежать всеобщего разочарования. Но мы не должны спускать руки, мы должны противоборствовать и силиться всякий раз хоть кот наплакал что-либо поменять в лучшую сторону. Вот, пожалуй, ещё одна причина моей бескомпромиссной музыкальной позиции.

- Чтобы прикрыть тему об экстремальности Вашей музыки, я хочу привести цитату из воспоминаний Эллингтона о совместном альбоме с Чарли Мингусом: Чарли, - рассказывает Дюк, - считал, что музыка должна кусать и царапать, а я - что утихомиривать и умиротворять. А какую точку зрения разделяет Петер Бретцман?

- Когда Вы приводите эти слова, следует не забывать, что они были сказаны черным музыкантом, тот, что жил в капиталистическом белом обществе, и вынужден был сражаться день за днем за свои права и человеческое достоинство.

- Но потому что слова о том, что музыка должна утихомиривать и умиротворять, также были сказаны черным музыкантом.

- Конечно, если кто-то хочет оставить от этого, сформировать какое-то родное умиротворенное пространство и существовать в нем, тогда уже не значимо, черный он, белый, желтый или зеленый. В конце концов, это право человека, но с иной стороны, если мы видим все это говно, мы должны стараться изменить положение вещей. Музыка не способна изменить мир, но играя ее, мы можем выказать то, что думаем об этом.

- Я думаю, что ваша музыка аккурат такова. Она напоминает нам о том, что, как было неизменно в истории человечества, в нашей жизни не все успешно. Она заставляет нас напрягать эмоции и интеллект для того, чтобы напрячь мозги об этом, а призадуматься это уже что-то стремиться изменить. Я благодарю Вас за Вашу музыку, как и мои друзья, которые были на концерте, и ещё сильно многие десятки людей подходили и благодарили Вас и организаторов за тот самый план.

- Я думаю, что Вы крайне добры, но каждый раз, приезжая в Вашу страну, я готов поведать что-то о себе, что-то передать местным слушателям, и вследствие того что также хочу поблагодарить за то, что мне была предоставлена такая вероятность.

- По моим наблюдениям ваша музыка воздействовала на местную публику не только эстетически, но и психологически своего рода, катарсис (как тут не припомнить Джона Колтрэйна). И слушатели это поняли и оценили; ну а что касается лично меня, то круг моих интересов находится в сфере как раз эдакий музыки, и я отношусь к ней заинтересованно и капитально.

- Со своей стороны могу произнести, что я стараюсь действовать в такой степени капитально, сколь это быть может, оставаясь сколь быть может честным. Я крайне рад, что нашел такую аудиторию как, в частности, на вчерашнем концерте. Просто сильно счастлив. И это здорово!

- Теперь я хотел бы перейти к больше конкретной теме. Похоже, в последнее десятилетие джаз как независимый жанр начал понемногу растворяться: мэйнстрим в популярной музыке (ритм-энд-блюз, рэп и прочие танцевальные разновидности), а современные стили (фри-джаз, новая импровизационная музыка) в академическом авангарде. Что вы думаете по этому поводу?

- Мне кажется, весьма сложно обусловить то, что происходит в текущее время. В любом искусстве, в том числе и музыке всю дорогу существует какая-то область, называемая модным словом авангард, и в то же время есть люди, которые пытаются что-то изменить. Наша аудитория неизменно была малочисленной и будет таковский, вследствие того что что мы все-таки играем элитарную музыку. Сейчас сильно большое воздействие на искусство оказывают масс-медиа, но с нашей музыкой нет места ни на радио, ни на телевидении, и нам остается только созидать свою аудиторию и родное пространство, путешествуя по миру.

- В данном случае не могу с вами договориться, вследствие того что что в джазовом эфире, в частности, нашей радиостанции, звучит достаточно хоть отбавляй современной музыки, в том числе импровизационной. Назову немного имен: скрипач Лерой Дженкинс, тромбонист Джордж Льюис, бэнд-лидер Майкл Мантлер и его, пожалуй, что ни на есть радикальный альбом Communications (ему были посвящены две специальные передачи), пианистка Мэрилин Криспелл и ещё немного имен, а из европейцев это ваши коллеги: Миша Менгельберг, барабанщик Хан Беннинк, акустический ансамбль саксофониста Эвана Паркера и т.д. Кстати, за неделю до вашего визита в Екатеринбург я подготовил передачу, посвященную Петеру Бретцманну. Разумеется, российские мастера новой музыки кроме того представлены в этих программах.

- Наверное, это все-таки изъятие, хотя в 60-е годы, когда мы начинали, такую музыку сильно активно поддерживало радио: Баден-Баден, Кельн, Гамбург Да, все это было, но в текущее время ушло в прошлое. Я уже старинный дядя, и мне на это наплевать, но для молодых музыкантов такая обстановка содержит крайне большие трудности.

- Кстати, посреди них есть ваши единомышленники?

- Конечно, есть навалом интересных музыкантов посреди тех, кто моложе меня, в частности, сорокалетних, а вот двадцатилетних я что-то не вижу. Сейчас появляется как собак нерезаных хороших музыкантов в Скандинавии: в Норвегии, Дании, Швеции, но не в Германии. Мягко говоря, в Германии совершенный штиль.

- Перед бурей!?

- Это хорошая идея [смех]. Надеюсь, что вы правы.

- Я также надеюсь.

- Нам впрямь нужен какой-то шторм, хорошая встряска.

- Может мне приехать в Германию?

- [Смех] Разумеется, приезжайте.

- Мой лондонский друг, джазовый исследователь Ефим Барбан, рассказывая о британских музыкантах, заметил, что, если бы, к примеру, Эван Паркер играл именитый джаз, он давнехонько бы стал миллионером.

- Конечно, есть такие вещи как бибоп, тот, что играет Марсалис и делает на этом большие денежки, собирая многотысячную аудиторию. Я хотел бы избежать непонимания. Лично я не имею ничего супротив г-на Марсалиса и считаю, что любая музыка имеет право на наличие. Но то, что играет Марсалис это шаг вспять, а нам сегодня нужен крайне здоровенный шаг вперед.

- Я на все сто согласен. Если сообщать кратко, он играет до того технически совсем, что это настораживает.

- Разумеется, искусство развивается за счет ошибок художника. И все это замечательное американское образование Колледж Беркли, учебное заведение Чарли Паркера, Колтрэйна и прочее Но занятие в том, что Колтрэйну было что вымолвить это было некое послание слушателям, а тем, кто его копирует, проронить уже нечего. Колтрэйн завсегда предостерегал супротив эпигонства и призывал вырабатывать личный звук.

- Я хочу возвратиться к истории Эвана Паркера, о котором рассказывал мой лондонский друг. Вместоположение того, чтобы поменять свой авангардный манера на популярную музыку и сделаться миллионером, Паркер с упорством фанатика продолжает родное креативное творчество, разного рода эксперименты и ничего не получает. Слушая вашу музыку, я подумал, что вы с ним из одной компании. Т. е. также не хотите сделаться миллионером?

- Ну, Паркер довольно умен и знает, что делает. Может быть, он легко не хочет быть миллионером!? [смех] Разумеется, мы все негусто любим денежки. Но хотя бы в одно прекрасное время в своей жизни мы должны разрешить, что следует совершать. Я решил это на ранней стадии своей карьеры куда следует шагать. Есть немало способов быть счастливым в этой жизни: одни добиваются этого за счет денег, а я потому как что играю свою музыку.

- Вы играли в таких идеально разных по стилю и эстетике оркестрах как ICP и Globe Unity. Вам приходится всякий раз приспосабливаться к тому или иному стилю и концепции лидера или вы пытаетесь проводить свою музыкальную идею?

- Да, это абсолютно противоположные концепции, но в том и другом случае я постоянно пытаюсь игрывать свою музыку. Алекс Шлиппенбах начал чиркать музыку для своего оркестра ещё в начале 60-х, но только позднее, уже в 70-х, Петер Ковальд, Алекс и я оживили тот самый оркестр своими свободными импровизациями. Это был оптимальный отрезок времени в нашей биографии. Что касается Миши Менгельберга [оркестр ICP Г.С.], то он исходил из простых мелодий, но всю дорогу стремился сходить немаловажно дальше. У него весьма своеобразная привычка сочинения композиций.

- Черный прикол, театр абсурда и австрийская оперетта!

- Да. Очень специфический прикол. Мы делали с ним достаточно навалом театрализованных концертов - с актерами, текстами и остальное. Все это было довольно забавно! Но в любом случае он неизменно давал мне вероятность игрывать что-то близкое.

- Спасибо, Петер, за вашу музыку, но в особенности за то, что вы не хотите сделаться миллионером.

- [Cмех] Может быть, на следующей стадии я попробую вас разочаровать!?

- Боже упаси, только не в этой жизни!

Так же читайте биографии известных людей:
Петер Васкс Peteris Vasks

Латвийский композитор.
читать далее

Петр Клодт Petr Klodt

Его "лошадиная" судьба была как бы предопределена: в детстве отец Карл присылал сыну Петьке из армии бумажных лошадок, вырезанных из игральных карт;..
читать далее

Петр Плетнев Petr Pletnev

Плетнев (Петр Александрович, 1792 - 1862) - известный критик Пушкинской эпохи, происходил из духовного звания, образование получил в тверской..
читать далее

Петр Бессонов Petr Bessonov

Бессонов, Петр Алексеевич, славист и издатель произведений народного творчества (1828 - 1898).
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий