Известные люди
»Петр Базанов
Рождение: Россия, 10.1.1923
Гвардии Капитан П. В. Базанов совершил 219 боевых вылетов, сбил лично 19 и в группе 3 самолёта противника. 0 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Родился 10 Января 1923 года в деревне Рамешки Шаховского района Московской области, в семье крестьянина. Окончил школу фабрично - заводского ученичества. Работал слесарем - инструментальщиком на Люблинском литейно - механическом заводе ( нынче в черте Москвы ). С 1941 года в Красной Армии. В 1942 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.
С Сентября 1942 года в действующей армии. К Февралю 1944 года заместитель командира эскадрильи 3-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 235-я истребительная авиационная дивизия, 10-й истребительный авиационный остов, 2-я Воздушная вс, 1-й Украинский фронт ) Гвардии Капитан П. В. Базанов совершил 219 боевых вылетов, сшиб лично 19 и в группе 3 самолёта противника. 26 Октября 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
После войны продолжил службу в ВВС. В 1958 году окончил Военно - Воздушную академию, в 1973 году - Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба. Заслуженный армейский лётчик СССР. С 1985 года Генерал - Лейтенант авиации П. В. Базанов - в отставке. Живёт в Москве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени ( трижды ), Красной Звезды ( трижды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями, иностранным орденом. Почётный гражданин города Иваново - Франковск.
* * *
Впервые Пётр Базанов увидел самолёт, когда в пяти километрах от деревни сел в поле пассажирский "Сталь-3". Все деревенские мальчишки рванули к месту посадки, но не успели - самолёт улетел. Другое летающее диковинка - гигант "Максим Горький", Пётр увидел в небе, когда уже переехал в подмосковный град Люблино. Научиться править крылатыми машинами самому - о чём ещё оставалось предаваться мечтам ?! Но каким образом это свершить, Пётр ещё не представлял. Окончив 7 классов и школу ФЗУ, он работал слесарем - инструментальщиком на Люблинском литейном заводе.
Однажды его товарищ Сергей Синьдеев пожаловался: хочет поступить в аэроклуб, но вот уже три раза приходит на медкомиссию - и бракуют по зрению. "Может, поедем вкупе в Подольский аэроклуб, ты за меня пройдешь этого глазника ?", - попросил он. Пётр прошёл за друга комиссию, но и ему самому хотелось обследовать себя в новом деле. В конце 1939 года Пётр Базанов поступил в Подольский аэроклуб, располагавшийся у станции Силикатная, километрах в 10 - 15 от Подольска. Там он учился немногим больше года. Освоил полеты на У-2, а следом выпуска, как имевший хорошую лётную подготовку, поехал в Крым для продолжения обучения в Качинском авиационном училище лётчиков.
Прибыв на местоположение в Декабре 1940 года, уже посредством три месяца, потом принятия присяги, начал к полетам. Летали интенсивно. За короткое время Базанов освоил пилотирование самолёта УТ-2, а к началу Июня и УТИ-4. На лётную практику в Мае 1941 года курсанты отправились на полевой аэровокзал в Альма - Тамак, располагавшийся на берегу Чёрного моря.
Утром 22 Июня весь лагерь был поднят по тревоге. "Часов до 12 находились в поле, не понимая, в чем занятие. Почему нет отбоя тревоги, отчего нам ничего не говорят ? Хотя были видны всполохи над Севастополем"... Вдружбан в сторону Румынии чётким строем в колонне девяток, как на параде, над курсантами прошли бомбардировщики "СБ". И в конце концов им объявили, что началась махаловка. Всё стало ясно, а в исходе первого налета бомбардировщиков никто не сомневался: "Ну, дадут им наши бомбардиры по первое цифра !"
Учеба в Каче продолжалась, но летать стали меньше. Пётр Базанов к концу Июня совершал уже самостоятельные полеты на И-16. В Июле начали к эвакуации училища из Крыма в глубь страны. Маршрут не сообщался. Чуть позже, следуя по железной дороге, курсанты узнали, что их конечная точка - Красный Кут Саратовской области ( в то время ещё называвшейся республикой немцев Поволжья ).
Там лётная подготовка курсантов продолжилась, но в основном на УТИ-4 - боевые И-16 без малого все были отправлены на фронт. Требовалось осваивать новые истребители, выпускавшиеся промышленностью. В "Каче" рассматривали варианты: на каком типе истребителя продолжать обучение курсантов ? Их знакомили то с МиГ-1, то с ЛаГГ-3. Наконец решили: обучение продолжать на истребителе Як-1. Но только ранней весной 1942 года в училище прибыло два "Яка". Обе машины получила эскадрилья, в которой числился Пётр Базанов. Его, совместно с другом Женей Бурлаковым, в порядке опыта выпустили без провозных полетов ( "потому как не было, на чем провозить" ) на новом для училища типе самолета.
В конце Мая 1942 года Пётр Базанов закончил Качинское училище и сообща с другими был направлен в городок Кузнецк, в запасной авиаполк, оснащённый "Яками". Немногим позже туда же, следом завершения Сенявинской операции, прибыл для пополнения и переучивания на Як-1 и 3-й Гвардейский авиаполк. Но начальник полка Подполковник Шпак приступать к освоению Як-1 не спешил, будучи настроен обретать истребители Ла-5: руководимая им авиачасть имела навык действий на ЛаГГ-3, и переучивать лётчиков было немаловажно проще и быстрее как раз на истребитель Лавочкина.
О нецелесообразности перехода на "Яки" комполка обратился в вышестоящие инстанции. Его аргументы оказались очень убедительными, и полк отправился на Горьковский авиазавод для получения только что запущенных там в серию Ла-5. А для пополнения лётного состава авиачасти её командованием в запасном полку были отобраны двое: Пётр Базанов и Евгений Бурлаков.
Когда лётчики прибыли на аэровокзал Сейма обретать Ла-5, первые из серийных машин уже выходили из заводских цехов. Базанову достался третий по счету авиалайнер 1-й серии. "...Называли их сначала ЛаГГ-5. Пять баков, пять точек. Из - за недоработки конструкции маслонасоса на этих машинах после этого запуска мотора нужно было удерживать повышенные обороты - до 1500. Если двигатель работал на малом газу, то следом нельзя было увеличить обороты. Приходилось выключать его и сливать масло."
Переучивание прошло сильно проворно и 3-й ГвИАП вскоре перебросили под Москву. Там начали к тренировкам по боевому применению истребителей; там же, в Подмосковье, на полигоне под Ногинском, Пётр Базанов впервой увидел Ме-109: на этом самолете, захваченном у немцев, летал лётчик - испытатель НИИ ВВС. В конце Октября 1942 года, по завершении тренировок, 3-й ГвИАП был направлен на Калининский фронт, в район Западной Двины - для приобретения опыта полётов на новой машине в реальной обстановке. Там Базанов совершил немного боевых вылетов.
5 Ноября 1942 года полку была поставлена проблема - перебазироваться на тыловой аэропорт Сталинградского фронта. Перелетев на новое местоположение, лётчики стали штудировать район боевых действий, техсостав - готовить матчасть к предстоящим боям. 15 Ноября - вновь переезд, ближе к линии фронта, на аэровокзал Ленинск. Боевых задач полку не ставилось. Летала на боевые задания только соседняя авиачасть, оснащенная машинами Як-1.
"Был таковый происшествие. Каждый день в 9:00 утра над аэродромом появлялась пара Ме-109. Если в это время производился взлёт наших самолетов, немцы их атаковывали и сбивали. Решили это хулиганство прервать. Зная педантичность немцев, руководство подняло пару Ла-5 в 8:50. Они ушли в сторону, развернулись и в 9:00 утра появились над аэродромом, куда верно в то же время пришла пара "Мессеров". Как же вертелся германец - ведущий, чтобы оставить из - под удара наших Ла-5 ! Но его сшибли, ведомый ушёл. Больше над нашим аэродромом немцы не появлялись".
С началом наступления войск Юго - Западного, Сталинградского и Донского фронтов 3-й ГвИАП получил задачу прикрывать сухопутные войска от ударов авиации противника, а потом окружения группировки немцев под Сталинградом - уничтожать авиацию противника, в особенности его транспортные самолёты. Для этого полк перебазировался на аэровокзал Нижний Караичник.
5 Декабря 1942 года, находясь на дежурстве, Базанов сшиб свой начальный самолёт - германский транспортник Ju-52. Тот шёл на малой высоте, под нижней кромкой облаков сквозь аэропорт истребителей. Дежурная пара Ла-5 пошла на взлет, но у ведущего на разбеге отказал непрогретый двигатель, и Пётр взлетел на перехват транспортника единственный. Подошел к "Юнкерсу" позади и с расстояния порядка 50 - 100 метров дал очередность по крыльевым бакам. Те, кто находились на аэродроме, наблюдали, как "Юнкерс" окутался дымом и рухнул на границе лётного поля.
Сам Пётр Базанов в миг атаки этого не успел отметить. Едва избежав столкновения с немецкой машиной, он проскочил между плоскостью и фюзеляжем - и немедленно же влетел в облака. Правда, облака были тонкими, Ла-5 тут же выскочил из них на безоблачный свет. Базанов выполнил "стандартный" разворот, как этому учил начальник, выпустил шасси и пошёл на посадку. "Получилось - полёт по кругу." Когда он прошиб облака, увидел на земле горящий "Юнкерс", а выруливая - своего улыбающегося техника.
"Базановский" Ju-52 был не первым самолетом такого типа, сбитым лётчиками полка, но тот самый упал прямо на аэровокзал. Поверженную машину изучали, в особенности - содержимое её грузового отсека. "Юнкерс" был загружен упакованным в полиэтилен эрзац - хлебом, мёздание ( вытащили 5 бочек ), сигаретами... Последних оказалось значительное численность, ими до отказа загрузили полуторку. За сигареты Пётру Базанову в особенности был благодарен техсостав.
В тот самый же день Пётр увеличил свой боевой счет. Полк пошёл прикрывать Ил-2, вылетевшие на штурмовку аэродрома в Дубинском. При подходе к цели Базанов заметил, что с лётного поля взлетели немного Ju-52. Он атаковал единственный из них, но сшиб только с 4-й попытки - опыта воздушных боев ещё недоставало. На другие транспортники боекомплекта уже не хватило.
11 Декабря 1942 года экипажи полка, вылетев на поручение по прикрытию войск, обнаружили заманчивую мишень - Ju-52, шедшие без истребительного сопровождения. Группа из 18-ти транспортников в районе Красноармейска подверглась обстрелу зениток, 8 самолетов проскочили зону их огня и продолжили полёт к центру "котла", остальные повернули обратно. Отвернувшую десятку "Лавочкины" нагнали без малого над аэродромом своего базирования. В тот самый раз Пётр пополнил цифра своих побед, сбив три "Юнкерса". За успешное выполнение заданий по срыву "воздушного моста", Базанову была вручена первая награда - орден Отечественной войны 1-й степени.
Следующую свою победу Пётр Базанов одержал 22 Февраля 1943 года в отрезок времени битвы за Ростов - на - Дону. Парой вылетели на разведку войск противника. При возвращении увидели, что вблизи линии фронта, на достаточно большом удалении от Ла-5, пара Ме-109 штурмует одиночный "Бостон". Лётчики не успели прийти на поддержка - немцы добились своего раньше. Сбив совдеповский бомбардировщик, немцы пошли на бреющем на свою территорию. Базанов, находясь выше ведомого Ме-109 на 800 - 1000 метров, перевёл свой Ла-5 в пикирование на встречных курсах и, с короткой дистанции открыв пламень по "Мессеру", сшиб его. Лётчик выбросился на парашюте.
"Очередью ему прострелило ногу и руку. Его отправили в лазарет в Новочеркасске. Это был Ас из группы "Удет", он имел 72 сбитых самолета, ладно знал российский язык, потому что в ЭО-е годы обучался лётному делу в СССР, в Липецкой школе". Вскоре Базанову сообщили, что сбитый им Обер - лейтенант хотел бы узреть своего победителя. Пётр пошел в лазарет. Разговор был коротким. Немец рассказал, что в том вылете он был ведомым у командующего эскадрой ! "Моя проблема - прикрывать ведущего. Я увлекся контролем за его полетом и прозевал вас. Вам повезло, что я вас не видел. Финал мог бы быть обратным. У меня большущий навык и налёт на самолетах. Я летаю 12 лет, воевал в Испании, Франции и других странах !". "Не необходимо зевать", - ответил Пётр. На этом и расстались.
Весной 1943 года полк перебросили на Кубань. 3-й ГвИАП прибыл туда 1 Мая, в самые горячие дни. За неделю участия в Кубанском воздушном сражении Базанов совершил 45 боевых вылетов, участвовал в 40 воздушных боях, увеличил свой боевой счет, сбив два Ме-109. Но 9 Мая в очередном бою его самолёт был солидно повреждён. "Ежедневно мы совершали самое малое по 5 вылетов, уставали весьма, и сшибли меня только потому как, что накопилась утомленность, притупилась бдительность". Лётчик не покидал поле боя, покуда была вероятность, и только когда истребители противника стали вылезать из сражения, пошёл на свой аэропорт, где совершил посадку на брюшко.
После полученного в бою ранения Базанов лечился в госпитале. После выписки некоторое время облётывал самолеты, поступавшие из ремонта, а после этого вкупе со звеном молодых летчиков вылетел на фронт, в состав полка. 3-й ГвИАП уже вёл воздушные бои над Курской дугой. Пётр Базанов вступил в сражение во время сражения за Белгород. Возросший навык, внимательность к воздушной обстановке, хорошая осмотрительность позволяли ему сторониться неприятных моментов и не подставлять хвостище своего Ла-5 под очереди истребителей противника. Он увеличил свой счет, сбив Ju-88, Не-111, FW-190, Ме-109 и Dо-215. Но самое главное состояло в том, что не несли потерь прикрываемые группой Базанова штурмовики и бомбардировщики. Они приходили к целям, бомбили их, а далее возвращались домой.
Особо запомнился махач над Днепром в районе Переяславль - Хмельницкого. 2 Ноября 1943 года руководство полка поставило задачу: закрыть группу штурмовиков до цели и вспять. На сопровождение вылетела шестёрка Ла-5 под командованием Капитана Мудрова. Только перелетели линию фронта - разом же встретили пару FW-190, которая тут же направилась к Ил-2. Но на пути к штурмовикам находился самолёт Базанова. Завязалась воздушная схватка.
Немцу - ведущему никак не разрешено было отказать в мастерстве. Ведя мордобой на виражах, он твердо заходил в хвостище Базанову. Это увидел Капитан Мудров. Через два виража Петр услышал по радио: "Делай переворот", а следом - в первой половине переворота: "Выводи, фашист готов..."
Зимой 1943 - 1944 годов полк действовал совместно с войсками 1-го Украинского фронта при ликвидации Корсунь - Шевченковской группировки немецких войск. 1 Февраля Капитану Базанову была поставлена задача: восьмёркой Ла-5 сопровождать две шестёрки Ил-2, наносивших потрясение по железнодорожной станции Корсунь - Шевченковская - на глаз 60 км за линией фронта. При подходе к цели встретили в воздухе 12 самолётов Ju-52. Узапускать их было не разрешено !
Базанов, руководивший действиями группы прикрытия, дал команду четвёрке истребителей Старшего лейтенанта Скрипунова остаться со штурмовиками, а сам четвёркой пошел в атаку на "Юнкерсов". Сбил в этом бою 4 транспортника. А всего лётчики "уложили" 10 машин, и помимо того две, подбитые ими, совершили вынужденную посадку.
По возвращении домой Базанов доложил командованию о результатах атаки. Находившийся в это время на аэродроме начальник 10-го истребительного авиакорпуса Генерал Головня решил сам ревизовать сказанное, и в паре с Базановым вылетел в район, где проходил махач. Все оказалось на месте: и 10 костров на земле от догоравших немецких самолётов, и две сидевшие на вынужденной трехмоторные машины. Базанов и Головня несколькими атаками зажгли оба подбитых "Юнкерса".
"Израсходовали на них весь боезапас, и тут появились два немецких истребителя. Даю команду генералу "вектор движения ЗЗ0", а сам разворачиваюсь на немцев. Те отвернули от меня, думали, я за ними погонюсь. Но куда гнаться - и так уже на 60 км вглубь вражеской территории залетели ! Нырнул в облака. Горючего хватило только до ближайшего аэродрома. После дозаправки и полёта к своему аэродрому всю дорогу думал: дошёл Генерал до аэродрома или нет ?
Вернулся домой, прошёл над лётным полем - не видно его "Яка" ! Едва сел, подруливает лимузин и вылезает из него Генерал Головня. Оказалось, он не расслышал в аккурат вектор движения и взял ориентация 30 градусов. Долетел до Киева, возродил ориентировку и вернулся вспять. Хорошо, что летел на Як-9, у того здоровый припас горючего".
Пётра Базанова за успешное выполнение задания наградили вторым орденом Отечественной войны 1-й степени. Позже вручили ещё и орден Красного Знамени. На следующий день Базанов в паре со Старшим лейтенантом Герасимовым вылетел на разведку посадочных площадок немецкой транспортной авиации и в районе станции Таганча обнаружил аэровокзал немцев с сидящими на нём девятью Ju-52. Штурмовым ударом единственный авиалайнер был им уничтожен. В последующие дни Базанов, продолжая новости разведку немецких аэродромов, записал на свой счет ещё немного уничтоженных самолетов.
К Февралю 1944 года заместитель командира эскадрильи 3-го Гвардейского истребительного авиаполка Гвардии Капитан П. В. Базанов совершил 219 боевых вылетов, уничтожил 19 самолетов противника лично и 3 в групповых боях.
Летом 1944 года выдался недлинный отпуск, а вслед за тем - сызнова бои. Лётчики участвовали в Проскуровской и Львовско - Сандомирской операциях, освобождали Закарпатскую Украину. В тот отрезок времени полку поручались задания на сопровождение штурмовиков и разведку. Экипажи летали и на "свободную охоту", но не за воздушными, а за наземными целями: немецкая авиация высокой активности уже не являла. В непривычной для себя роли лётчика - штурмовика Базанов ещё добивался успехов. 16 Августа 1944 года четвёрка истребителей, ведомая им, вылетела на сопровождение Ил-2. По маршруту следования Пётр обнаружил бензохранилище противника. После совместного со штурмовиками удара по подвернувшейся цели на земле произошло три мощных взрыва.
26 Октября 1944 года, за успешную боевую занятие, Пётру Васильевичу Базанову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Весной 1945-го 3-й ГвИАП получил в Сейме новые истребители Ла-7 и на них вылетел на фронт. Конечной точкой маршрута был аэровокзал Оберглогау, в Германии. Долгое время пробыли в резерве и, в конце концов, вечером 8 Мая им поставили задачу - причинить потрясение по немецкому аэродрому, удаленному от места базирования полка на 150 км: там находилось примерно 200 самолётов противника. Но ранним утром 9 Мая надобность в вылете отпала... За время войны П. В. Базанов совершил 362 боевых вылета, провёл 62 воздушных боя, сбив при этом лично 22 и в группе с товарищами 6 самолётов противника.
После войны Пётр Васильевич продолжил службу в ВВС. В 1947 году перешёл с поршневых машин на реактивные. Сначала переучился на Як-15, а через время - и на МиГ-9. Впоследствии МиГ-9 стал основным самолетом, поступившим на вооружение 3-го ГвИАП. Обе машины - и яковлевская, и микояновская, понравились Базанову, хотя у каждого истребителя были свои особенности.
"Як-15 - как спортивная агрегатина. Легкий в управлении, позволяет осуществлять любые фигуры сложного пилотажа. Правда, продолжительность полета - всего 30 минут. МиГ-9 - агрегатина посолиднее, и продолжительность полета - уже 1 час 20 минут. Но всё равно: при перебазировании везли эти самолеты по железной дороге, совместно с собой". И не в силу того что, что дальности полета не хватало. Ресурс первых реактивных двигателей был очень мал. У Як-15 он составлял 10 часов, у МиГ-9 - 20...
При таковой мизерной наработке основную долю в эксплуатации новой реактивной техники занимало время на замену двигателей. И не потрясающе, что к 1950 году, когда П. В. Базанов начал к полётам на МиГ-15, его налёт на реактивной технике составлял всего 100 часов ( за 3 года ! ). Тем не менее, к тому моменту лётчик освоил не только пилотаж на реактивных истребителях, но и их боевое употребление.
Как имевший навык полётов на реактивных самолетах, Пётр Базанов был командирован в одну из истребительных авиачастей, где переучивал лётный состав на новую технику. В дальнейшем он освоил и другие боевые самолёты семейства "МиГ": МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21 ( модификаций Ф-13, ПФ, ПФМ ); а позже были и вертолеты: Ми-1, Ми-4, Ми-2, Ми-8, Ми-24.
В 1958 году он окончил Военно - Воздушную Академию ( нынче - имени Гагарина ), в 1973 - Высшие Академические курсы при Академии Генерального штаба. Находился на различных руководящих должностях в ВВС. Был командиром полка, истребительной авиадивизии ( фото с правой стороны вверху ), командующим Воздушной Армии. Долгое время работал в Главном Штабе ВВС, в отделе боевой подготовки, службе безопасности полетов. Заслуженный армейский пилот СССР. С 1985 года Генерал - Лейтенант авиации П. В. Базанов - в отставке. Последние годы живёт в Москве.
Так же читайте биографии известных людей:
Петр Батавин Petr Batavin
Петр Федорович Батавин, гвардии рядовой, стрелок 126-го гвардейского стрелкового полка 41-й гвардейской стрелковой Корсунь-Шевченковской Дунайской..
читать далее →
Петр Битюцкий Petr Bityutzky
Битюцкий Петр Семенович военный комиссар эскадрильи 66-го штурмового авиационного полка (15-я смешанная авиационная дивизия, Юго-Западный фронт)..
читать далее →
Петр Бринько Petr Brinko
Бринько Петр Антонович заместитель командира эскадрильи 13-го истребительного полка (61-я истребительная авиационная бригада, ВВС Краснознаменного..
читать далее →
Петр Бутов Petr Butov
Отец умер, когда мне было полгода, и нас четверых, двух братьев и сестру поднимала мама, бабушка, и дед Еремей, которому еще довелось служить..
читать далее →