Известные люди

»

Петр Зеленка

Петр Зеленка Petr Zelenka Карьера: Продюсер
Рождение: 21.8.1967
Один из наиболее заметных чешских кинорежиссеров, автор сценария и постановщик Хроник обыкновенного безумия - фильма, который называют фаворитом конкурсной программы Московского международного кинофестиваля, Петр Зеленка рассказал корреспонденту об особенностях своего творческого метода.

- В финале вашего фильма главного героя, упакованного в ящик, отправляют в багажном отделении самолета на Кубу. А в начале детально объясняется, что такое турне неизбежно приводит к смерти. Получается, герой должен приказать долго жить?

- Конечно.

- Значит, это кино с несчастливым концом?

- Да нет, это сильно оптимистический кино. Но не комедия. Просто Петр, стержневой герой, - таковой джентльмен по своему характеру, что уже примирился со своей судьбой. Ему не ужасно отдавать богу душу. Мы во время монтажа картины сидели и решали, необходимо ли ему стучать из своего ящика, и решили, что не стоит. Точно так же оставили кадры, на которых авиалайнер отрывается от земли, - показали, что возврата нет. Но для героя, может быть, это наилучший выход.

- Тем не менее на вашем фильме публика смеялась больше, чем на каждый прочий картине из конкурсной программы. Создается ощущение, что вам нравится удерживать зрителей в напряжении: вы разбиваете кино на навалом коротких сцен, нечасто оставляете персонажей на долгий срок одних...

- Понимаете, все, о чем вы говорите, прописано в сценарии. Сценарий написал я сам, и у меня была проблема изготовить его таким, чтобы вслед за тем режиссеру (то есть мне) было легче снимать. Я ещё не весьма доверяю себе как режиссеру, в операторской работе и в монтаже также разбираюсь слабо, потому и хотел прописать как не возбраняется больше сюжетных поворотов, чтобы отвлечь внимательность публики от своих возможных промахов. Я бы хотел изведать сформировать на экране атмосферу, соорудить такое неторопливое авторское кино с одним-двумя персонажами. Но не получается. Наверное, я не в состоянии сформировать единственный ослепительный персонаж, на котором разрешается сконцентрироваться, тот, что был бы достоин такого внимания. Вот, в частности, Оливер Стоун - мастер в создании таких героев-одиночек, которые стоят перед сложным выбором и в течение всего фильма решают, как с этой дилеммой совладать. Я не в такой степени славный сценарист, чтобы выдумать что-то подобное, на что было бы увлекательно взирать.

- Почти все персонажи вашего фильма первоначально производят ощущение нормальных людей, а после этого оказывается, что у них есть какие-то отклонения от нормы. Вы считаете, что произвольный мужчина имеет право на странности?

- Не знаю. Я нетрудно хотел представить, что безумие внутри человека. Проблема Петра в том, что он чересчур нетрудно идет на контакт с другими людьми и шибко открыт, без малого как батюшка. Он всю дорогу готов послушать. Поэтому в его присутствии люди и раскрывают свои странности, свои маленькие безумства. Но есть и другое. Например, матушка Петра - уместно сказать, я считаю Петра и его родителей тремя главными героями фильма - проходит стезя от внешней нормальности к безумству, а в конце обнаруживается, что под ее сумасшествием есть ещё какой-то следующий слой нормальности. При желании это разрешается заметить и у других персонажей.

- Ваш сценарий написан на основе пьесы. Трудно было переделывать театральное произведение для кино?

- Конечно, в своей пьесе я изменил многое - это касается и поведения персонажей, и тех мест, где происходит действо. На сцене все происходило в квартире Петра, а в фильме я использую ещё и его местоположение работы, грузовой терминал в аэропорту. Таких переделок полно. Но главное, пьеса была крайне депрессивная: герой потихоньку спускался на дно собственного безумия и в конце концов отправлял самого себя багажом в горячую точку. Было ясно, что он желает преставиться.

- Тогда отчего в итоге получился, как вы сами говорите, оптимистический кино?

- Может быть, это что-то личное - пьесу-то я написал пять лет обратно и с тех пор сам успел поменяться. Но я считаю, что главная причина кроется в характере Праги. Это весьма ясный, антидепрессивный городок, без малого игрушечный. В нем нелегко снимать что-то угнетающее. Нью-Йорк - другое занятие, в нем нетрудно совершать триллеры. Прага - противоположность Нью-Йорку.

- Как вы выбираете актеров?

- Для Хроник обыкновенного безумия я использовал некогда всего тех, кто был связан с театральной постановкой этой пьесы. Главного героя играет популярный чешский артист Иван Троян, и он же исполняет эту образ на сцене. С Мирославом Кроботом, тот, что сыграл отца, история ещё интереснее: он также занят в постановке пьесы, но это была его первая образ в театре. Нам недоставало денег на постановку, и когда выяснилось, что не хватает актера, я предложил испытать Мирославу, тот, что работал в том же театре режиссером. Он, конечно, отнекивался и говорил, что пятьдесят лет - поздновато для дебюта, но его все так упрашивали, что он согласился. С Мирославом вышла забавная история: мы были с этой пьесой на фестивале в Венгрии и он приглянулся известному венгерскому кинорежиссеру Бедва Тару. Тот пригласил Мирослава обозначиться в главной роли в фильме, тот, что снимал на Сицилии. Мирославу пришлось там в основном гулять по берегу и молчаливо обозревать на чаек. Насколько я знаю, у них кончились монеты и кино так и не завершили.

Маму Петра сыграла Нина Дивискова, театральная актриса, которая завершающий раз снималась в кино лет пятнадцать вспять. Ее было труднее всего уломать проделывать безумства, которые я придумал. Но зато она всецело изменила родное взгляд, когда посмотрела кино. Карел Херманек, сыгравший босса Петра, также был супротив, но с ним я заключил сделку. Он вообще-то управляющий сильно известного театра Bez zabradli. Когда я предложил Карелу сыграть у меня в фильме, он согласился при условии, что я напишу пьесу для его театра. Иначе игрывать не хотел - боялся, что будет похож на извращенца. Но его окончательный плод также убедил. Актеры потому что как дети, они вообще любят себя, это доля их профессии. Так что им нравится глядеть на себя, какой бы кино в итоге ни получился.

- Зачем вам пришлось дублировать звук актрисы, сыгравшей девушку Петра?

- Зузана Сулайова из Словакии, в Праге она живет примерно пяти лет, и акцент у нее в чешском языке шибко заметен. Кстати, она не профессиональная актриса, а фотомодель. Но я ее все одинаково взял на эту образ, пускай и с дубляжом, в силу того что что в чешском кино в текущее время задача с актрисами этого возраста: если они талантливы, то некрасивы, а если красивы, то страшные бездарности. Приходится выкручиваться.

- В вашем фильме возникает предмет ностальгии по временам социалистической Чехословакии. У вас нет искушения изготовить кино, посвященное тому периоду?

- Я относительно молод и осознанно помню неужели что 1980-е. Это было интересное время - расцвет интереса к рок-музыке, расцвет контркультуры. Может, когда-нибудь и сделаю что-нибудь про те времена - об этом ещё не задумывался. А вообще-то как раз в текущее время я работаю над исторической пьесой, действо которой происходит в 1920-е. Она посвящена биографии Льва Сергеевича Термена - изобретателя терменвокса, электромузыкального инструмента. Он и его друзья в 1930-е более того создали что-то словно бы ансамбля, тот, что называли электронным оркестром, - играли на терменвоксах и на инструменте под названием ритмикон, тот, что также изобрел Термен. По сути, они были первой в истории рок-группой! Конечно, советская политработа использовала это, чтобы заинтересовать западную публику. Очень странная и интересная история. В начале пьесы мы знаем, что речь идет о музыкальном инструменте; далее выясняется, что он изобретался как сигнальное устройство, а затем оказывается, что его не возбраняется применять и как снадобье для прослушивания телефонных разговоров. То есть герой предстает перед зрителем поначалу как музыкант, позже как ученый и в конце как разведчик - три разных способа восприятия одного человека. А самое замечательное, что все это рядом к правде.

С дьяволом на дружеской ноге

Петр Зеленка родился в 1967 году, изучал сценарное мастерство в знаменитой чешской киноакадемии FAMU. Его полнометражным режиссерским дебютом стал кино Пуговичники (1997); он завоевал главную национальную награду, Чешского льва, за режиссуру, сценарий и наилучший кино года. Тремя годами позже режиссер Давид Ондричек поставил по сценарию Зеленки кино Одинокие. В 2002-м Зеленка выступил в качестве сценариста и режиссера картины Год дьявола, которая была признана лучшим фильмом года на фестивале в Карловых Варах и собрала целых семь Чешских львов.

Так же читайте биографии известных людей:
Петр Тодоровский Petr Todorovskiy

Петр Ефимович Тодоровский - Народный артист РСФСР (1985), Заслуженный деятель искусств УССР (1967), лауреат премии "Золотой Овен" за 1995 год. Как..
читать далее

Пётр Кирсанов Petr Kirsanov

Более полувека отдал пензенской сцене, создав более 200 разноплановых характерных образов, народный артист РСФСР Пётр Михайлович Кирсанов.
читать далее

Петр Плавильщиков Petr Plavilshikov

Плавильщиков (Петр Алексеевич) - известный актер и писатель (1760 - 1812), родился в Москве в купеческой семье.
читать далее

Петр Семак Petr Semak

На выпускных экзаменах в ЛГИТМИКе Петр Семак сыграл Митю Карамазова и мгновенно прославился. Восторженные ленинградцы уверяют, что прорывались в..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий