Известные люди
»Петр Пумпур
Рождение: Латвия, 25.4.1900
Герой Советского Союза (4.07.37). Награжден двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, медалью ХХ лет РККА.
Родился в семье крестьянина. Латыш. Окончил церковно-приходскую школу и два класса ремесленного училища. Батрачил. Затем работал учеником слесаря и помощником шофера.
В 1918 г. добровольцем вступил в РККА. Участвовал в Гражданской войне. Был мотористом 4-го истребительного авиаотряда. Воевал на Восточном и Западном фронтах. Член РКП(б) с 1919 г.
В 1921-24 гг. учился в Егорьевской военно-теоретической школе летчиков, во 2-й военной школе летчиков в г. Борисоглебске, а потом окончил Серпуховскую высшую школу воздушной стрельбы и бомбометания. Служил во 2-й истребительной эскадрилье им. Дзержинского. Был командиром звена.
В 1929 г. окончил КУКС при Военной Воздушной академии им. Жуковского, после этого чего командовал отдельным авиаотрядом и истребительной эскадрильей.
В июне 1934 г. был назначен командиром-комиссаром 403-й истребительной авиабригады.
Приказом наркома обороны СССР по личному составу армии от 4.12.35 г. 2509, в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 22.09.35 г. О введении персональных военных званий начальствующего состава РККА Пумпуру было присвоено воинское звание комбриг.
С февраля 1936 г. слушатель оперативного факультета Военной Воздушной академии РККА им. Жуковского.
Рассказывает маршал авиации Красовский, учившийся совместно с ним в академии: После занятий мы шли как правило с Пумпуром в общежитие по Чапаевскому переулку, делились впечатлениями о прослушанных лекциях. В гражданскую войну Петр Иванович был мотористом, летать научился уже в мирное время. Высокий, мощный, он отличался философским спокойствием и прирожденным добродушием. Его любимая поговорка Не спеши, но поторапливайся! шибко точь-в-точь определяла весь склад души этого обаятельного человека.
Дома, за крепким душистым чаем, приготовленным моей женой, Пумпур с неповторимым юмором рассказывал какую-нибудь смешную историю
Мы тогда не знали, что вскоре на долгий срок расстанемся с Петром Ивановичем. После окончания учебы он в числе первых летчиков-добровольцев отправился в Испанию. Сражался в небе Мадрида и Барселоны.
Участвовал в национально-революционной войне в Испании с октября 1936 г. по 11.05.37 г. Был командующим истребительной авиацией (3 эскадрильи И-16 и 3 эскадрильи И-15). Вводил в мордобой снова прибывавшие группы, определял их дислокацию в зависимости от обстановки, использовал истребители для разведки наземных войск, зачастую сам участвовал в воздушных боях.
Вспоминает генерал-майор авиации Кондрат: Зарулил на местоположение, иду туда, где все. Ого, прилетел Пумпур!
Товарищ комбриг! Старший лейтенант Кондрат возвратился из боя. Сбит единственный германский гидросамолет.
Недоволен.
Расскажите о бое.
Слушает не говоря ни слова.
Сколько дырок привез?
Пожимаю плечами.
Вэтого восемь, раздается сзади...
Вэтого? иронически переспрашивает Пумпур. Ну, пойдем-ка, прогуляемся.
Шагаем в сторону.
Кто разрешил покидать так вдали в море?
Но и запрета ибо не было, удивляюсь.
А башка на что? Большое везение, считай, что не сшибли, у них же на кораблях по целому артполку. Там бы и остался навеки. А ещё хуже - в плен взяли бы...
За глаза Пумпура звали воздушный лев. Дрался он в воздухе жутко и виртуозно. Неприятен был выговор такого человека. Тем больше, что это допускал он чрезвычайно нечасто. Значит, в действительности, дела мои были плохи.
Участвуя во многих воздушных боях, полковник Хулио сбтл 5 самолетов противника. Был награжден орденом Ленина.
4.07.37 г. Пумпуру Петру Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза. После учреждения медали Золотая Звезда, как знака особого отличия для Героев Советского Союза, ему была вручена медаль 49.
После возвращения из Испании, в октябре 1937 г. комдив Пумпур был назначен командующим ВВС Московского военного округа, а уже в ноябре 1937 г. - командующим ВВС Отдельной Краснознаменной Дальневосточной армии. В декабре 1937 г. он был избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва.
С декабря 1938 г. шеф летно-испытательной станции 1-го авиазавода, а далее - патрон Управления боевой подготовки ВВС.
Участвовал в советско-финской войне. Возглавлял группу инструкторов по боевой подготовке.
Маршал авиации Красовский вспоминает о том, как Пумпур, прибыв на Север, рассказывал о своей испанской командировке: Прислали группу инструкторов, побывавших в Испании. Среди них был и Петр Иванович...
- Прибыл к тебе, Степан Акимович, отдавать боевой навык. Будем истребителей на цели наводить стрелами. В Испании тот самый методика себя оправдал.
Петр Иванович резво изобразил на бумаге линию фронта и места, где, по его мнению, следовало располагать стрелы.
- Ну что ж, навык не очень-то внушительный, но, тем не менее, когда на истребителях нет радио, может сгодиться. Говорят, на безрыбье и рак рыбка...
Пумпур рассмеялся и, перейдя на солидный тон, продолжал:
- Мы получили в Испании славный навык воздушных боев с фашистами. Оружие на самолетах необходимо спешно трансформировать. Истребителям нужно пушечное вооружение.
В подтверждение Петр Иванович сослался на единственный из воздушных боев над Барселоной, когда ему сообща с другими истребителями-республиканцами пришлось отражать вражеский налет.
- Встретился я с итальянским бомбовозом савойя. Бью по нему из пулеметов ШКАС, а он летит как ни в чем не бывало. Зло меня разобрало. Повторил атаку, и снова все пули, будто в перину, всадил... Третья штурмовая вылазка также не принесла удачи. И когда боекомплект уже был на исходе, подошел без малого впритык и ударил по бензобакам. Наконец-то бомбардировщик загорелся. В общем, помотал меня итальянец, но и кое-чему обучил. Мелковаты наши пульки для фашистских самолетов.
4.06.40 г. Пумпуру было присвоено воинское звание генерал-лейтенант авиации.
Вспоминает летчик-истребитель Петров Н.И.: В первых числах июня 1940 года кто жил на частных квартирах в г. Лида, всех переселили в авиагородок. 15 июня вечером зачитали боевой команда, где говорилось С рассвета 16 июня 1940 года советские войска переходят рубеж с прибалтийскими странами Эстонией, Латвией, Литвой. С целью освобождения народа этих стран от гнета буржуазии. Они хотят существовать вольно, просят помощи и т.д.. Нашему 31 ИАП с рассветом 16 июня прикрывать ж-д узел Лида, свой аэропорт на эпизод налета авиации противника. Вести разведполеты по заданию вышестоящего командования. Сопровождать бомбардировщики СБ к цели и вспять. (намедни они произвели посадку на аэродром). Вообще с рассветом 16-го ничего похожего на боевые действия не было. В середине дня нам зачитали распоряжение о перебазировании на аэровокзал Шауляй (Литва). Подготовились и в составе АЭ 5 звеньев перелетели на аэровокзал Шауляй, там было море авиации, всякие типы самолетов. И Р-5, СБ, И-15бис, И-15. Был заставлен весь аэровокзал. Только оставлена полоска для посадки. Даже в то же время звеном посадка была затруднена. Произошел этакий случай: перед посадкой при выпуске шасси у ведомого моего звена лейтенанта Клименко не выпустились на сто процентов шасси. Я подал знак, иди вверх. И там по большому кругу попытайся на спине предпринять, что разрешено. Сам со вторым ведомым лейтенантом Зобниным произвел посадку, резво зарулив, выключил движок, и бегом на старт, предварить руководителя полетов о случае с ведомым. Вижу, стоит возле Т майор Путивко, свой начальник АП и рядом с тремя ромбами на петлицах. Обращаюсь: Товарищ комкор, разрешите обратиться к майору Путивко?. А в чем занятие?. Объясняю в чем. Он говорит: Видишь, сколь самолетов на аэродроме находится и ещё столь прилетит. Возиться с твоим ведомым не буду, плюхнется на полосу, после этого сталкивай его. Если неглупый чувак найдет, где усесться, а с аэродрома угоню. Для меня это как-то было не привычно. А затем майор Путивко сказал: при боевых действиях ещё не то может быть. Я только навалом позднее это понял. В тот самый день обошлось все успешно, пилот выпустил шасси и удачно произвел посадку. А начальник корпуса это был Пумпур, именитый в прошлом пилот герой Испании.
В 1940-41 гг. генерал-лейтенант авиации Пумпур был командующим ВВС Московского военного округа.
Зимой 1940-41 гг. босс Главного управления ВВС РККА генерал-лейтенант авиации Рычагов издал директива о полетах только с колесного шасси. В результате нехватки техники для уборки и укатывания снега авиация на практике перестала летать. Возобновившиеся весной полеты вызвали шквал аварийности.
9.04.41 г. состоялось совещание Политбюро ЦК ВКП(б), СНК СССР и руководящего состава наркомата обороны во главе со Сталиным, после этого которого Рычагов был снят с должности и направлен на учебу в Военную академию Генштаба.
Вскоре дошла очередность и до Пумпура.
В Постановлении ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 10.05.41 г. фиксировалось, что боевая подготовка частей ВВС МВО проводится неудовлетворительно. Налет на одного летчика за январь-март 1941 г. составляет в среднем только 12 часов. Ночным и высотным полетам летный состав не обучен. Сорвано обучение летчиков стрельбе, воздушному бою и бомбометанию. Командующий ВВС округа т. Пумпур, прикрываясь объективными причинами, проявил полную бездеятельность в организации подготовки аэродромов зимой 1940-1941 гг. для полетов на колесах.
В связи с этим СНК и ЦК ВКП(б) постановляют:
1. Принять предложение Главного военного совета о снятии т. Пумпур П.И. с поста командующего ВВС МВО, как не справившегося со своими обязанностями и не обеспечившего руководство боевой подготовкой частей ВВС округа, оставив его в распоряжении НКО.
15.05.41 г. произошло чрезвычайное происшествие. Немецкий авиалайнер Ju.52 вторгся в советское воздушное пространство, безупречно безнаказанно пролетел по маршруту Белосток - Минск - Смоленск - Москва, и, никем незамеченный, удачно приземлился на Центральном аэродроме в Москве близ стадиона Динамо.
31.05.41 г. генерал-лейтенант авиации Пумпур был арестован.
10.06.41 г. нарком обороны подписал Приказ 0035 О факте беспрепятственного пропуска сквозь рубеж самолета Ю-52 15 мая 1941 г., в котором говорилось: 15 мая 1941 г. немецкий внерейсовый авиалайнер Ю-52 безупречно беспрепятственно был пропущен посредством государственную рубеж и совершил перелет по советской территории сквозь Белосток, Минск, Смоленск в Москву. Никаких мер к прекращению его полета со стороны органов ПВО принято не было. Посты ВНОС 4-й отд. бригады ПВО Западного особого военного округа, вследствие неважный организации службы ВНОС, обнаружили нарушивший рубеж авиалайнер только тогда, когда он углубился на советскую территорию на 29 км, но, не зная силуэтов германских самолетов, приняли его за рейсовый авиалайнер ДС-3 и никого о появлении внерейсового Ю-52 не оповестили. Белостокский аэродром, имея телеграмму о вылете самолета Ю-52, кроме того не поставил в известность командиров 4-й бригады ПВО и 9-й смешанной авиадивизии, так как связь с ними с 9 мая была порвана военнослужащими. Командование 9-й смешанной авиадивизии никаких мер к немедленному восстановлению связи не приняло, а вместо этого сутяжничало с Белостокским аэропортом о том, кому надлежит воссоздать нарушенную связь.
В результате начальник западной зоны ПВО генерал-майор артиллерии Сазонов и руководитель штаба 4-й отд. бригады ПВО майор Автономов никаких данных о полете Ю-52 до извещения из Москвы не имели. В свою очередность вследствие скверный организации службы в штабе 1-го корпуса ПВО г. Москвы начальник 1-го корпуса ПВО генерал-майор артиллерии Тихонов и зам. начальника Главного управления ПВО генерал-майор артиллерии Осипов до 17 мая ничего не знали о самовольном перелете границы самолетом Ю-52, хотя дежурный 1-го корпуса ПВО 15 мая получил извещение от диспетчера Гражданского воздушного флота, что внерейсовый авиалайнер пролетел Белосток.
Никаких мер к прекращению полета внерейсового самолета Ю-52 не было принято и по линии Главного управления ВВС КА. Более того, патрон штаба ВВС КА генерал-майор авиации Володин и заместитель начальника 1-го отдела штаба ВВС генерал-майор авиации Грендаль, зная о том, что авиалайнер Ю-52 самовольно перелетел рубеж, не только не приняли мер к задержанию его, но и содействовали его полету в Москву разрешением посадки на Московском аэродроме и дачей указания службе ПВО снабдить перелет.
Все эти факты говорят о неблагополучном состоянии службы ПВО Западного особого военного округа, о дрянной ее организации, слабой подготовленности личного состава ВНОС ПВО, потере бдительности в 4-й отд. бригаде ПВО и отсутствии должной требовательности со стороны командующих военными округами и высшего начсостава ПВО и ВВС к четкости несения службы ПВО.
Приказываю:
4. За плохую организацию службы ВНОС, отсутствие должного воинского порядка в частях ПВО и слабую подготовку личного состава постов ВНОС командующему Западной зоной ПВО генерал-майору артиллерии Сазонову, начальнику штаба 4-й бригады ПВО майору Автономову обнародовать выговор.
5. За самовольное позволение пролета и посадки Ю-52 на московском аэродроме без поверки прав на полет в Москву начальнику штаба ВВС генерал-майору авиации Володину и заместителю начальника 1-го отдела штаба ВВС генерал-майору авиации Грендалю обнародовать замечание.
В приказе Пумпур не упоминается. К моменту пролета юнкерса он с должности уже был снят, т.е., если и был повинен в низкой боеготовности вверенных ему частей, то возмездие за это уже понес. В то же время, создается ощущение, что в его виновности во всем происшедшем ни у кого сомнений не было. А дальше заработал отлаженный агрегат следствия.
29.01.42 г. Берия направил Сталину список 46 арестованных, числящихся за НКВД СССР. Против каждой фамилии Берия указал год рождения, партийность, дату ареста и занимаемую до ареста место. Кроме того, в нескольких строчках формулировалась вина арестованного.
О генерал-лейтенанте авиации Пумпуре указывалось, что он как участник антисоветского военного заговора, на основании показаний Рычагова, Алексеева, Ионова и очных ставок с двумя последними; во вредительской деятельности изобличается актом сдачи ВВС МВО другому командующему и приказом НКО 0031 от 31.05.41 г. Дал показания, что является участником антисоветского военного заговора, завербован Смушкевичем, но от данных показаний отказался.
Верховный главнокомандующий наложил окончательную резолюцию: Расстрелять всех поименованных в списке. И. Сталин.
13.02.42 г. Постановлением Особого совещания при НКВД СССР Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Пумпур был приговорен к расстрелу.
23.03.42 г. вердикт был приведен в воплощение в жизнь в Саратове.
Полностью реабилитирован 25.06.55 г.
Так же читайте биографии известных людей:
Петр Харитонов Petr Haritonov
Награждён двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны I-й степени, Красной Звезды, медалями.
читать далее →
Петр Хохлов Petr Hohlov
Герой Советского Союза (13.08.41). Награждён двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Нахимова 2-й степени, двумя орденами..
читать далее →
Петр Шевцов Petr Shevcov
Герой Советского Союза (22.10.37). Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями.
читать далее →
Петр Булахов Petr Bulahov
БУЛАХОВ ПЕТР ПЕТРОВИЧ (1882-1885 гг.)Петр Петрович Булахов родился в Москве в музыкальной семье.
читать далее →