Известные люди
»Петр Чаадаев
Рождение: Россия» Москва, 7.6.1794
Яркой и противоречивой фигурой, порожденной болью за изоляцию и отсталость современной ему российской культуры, был друг Д.С. Пушкина мыслитель и публицист, Петр Яковлевич Чаадаев (17941856).
Яркой и противоречивой фигурой, порожденной болью за изоляцию и отсталость современной ему российской культуры, был товарищ Д.С. Пушкина мыслитель и публицист, Петр Яковлевич Чаадаев (17941856). Родившись в старинной дворянской семье, он стал офицером лейб-гвардии, участвовал в Бородинском сражении и заграничных походах русской армии в 18131815 гг., вступив позднее в Северное среда декабристов. Правда, активного участия в заговоре он не принимал, вскоре вышел в отставку и на три года уехал за рубеж, где познакомился с Ф. Шеллингом и в дальнейшем поддерживал с ним переписку.
Контраст между передовым европейским обществом и застойной действительностью тогдашней России до того поразил его, что он, вернувшись на родину уже позже разгрома декабристов, создает между 18291831 гг. свои знаменитые Философические письма. Первое из них (а всего их было 8), опубликованное в журнале Телескоп в 1836 г., произвело результат разорвавшейся бомбы: это был обвинительный акт супротив собственного народа, которому приписывались такие пороки, как умственная и духовная отсталость, неразвитость представлений о долге, справедливости, праве и порядке, отсутствие какой-либо самобытной человеческой идеи, когда, как писал Чаадаев, ни одна великая правда не вышла из нашей среды и т.п. Народы существа нравственные, утверждал он, метко так же, как и отдельные личности. Их воспитывают века, как людей воспитывают годы. Про нас разрешается проговорить, что мы составляем как бы изъятие посреди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в род человечий, а существуют только для того, чтобы преподать немалый наука миру. При этом подразумевалось, что чаще всего это наука негативный, как наглядно показала история России XX века. Властями чаадаевское Письмо было воспринято как прямая штурмовая вылазка на наличествующий строй, а его автор, и прежде преследовавшийся за свои связи с декабристами, аналогично жертвам советских психушек, был насильно подвергнут медицинскому освидетельствованию, высочайшим указом объявлен сумасшедшим и насовсем лишен права печататься.
Общественное точка зрения тогдашней России в целом было не на стороне Чаадаева, и более того его приятель Пушкин, защищая в письме философу достоинство Родины, так выразил свою ставшую хрестоматийной мысль:...клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или располагать другую историю, помимо истории "наших предков, этакий, какой нам Бог ее дал". В оправдание Чаадаева следует, при всем при том, вымолвить, как и сам он неоднократно подчеркивал, что, бескомпромиссно критикуя Россию, он делал это из самых высоких побуждений, опираясь на некую общечеловеческую правду и желая родине только блага. Я не научился боготворить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами, говорил Чаадаев. Я нахожу, что мужчина может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее. Я думаю, что время слепых влюбленностей прошло, что в настоящий момент мы раньше всего обязаны родине истиной. Я люблю мое отечество, как Петр Великий обучил меня иметь слабость его. Мне чужд, признаюсь, тот самый блаженный патриотизм, тот самый патриотизм лени, тот, что приспособляется все лицезреть в розовом свете и носится со своими иллюзиями и которым, к сожалению, страдают в настоящее время у нас многие дельные умы.
Философические письма, в особенности первое (остальные были опубликованы как собак нерезаных лет через затем смерти автора), послужили могучим стимулом для полемики между славянофилами и западниками, на стороне которых сперва выступил Чаадаев. Впрочем, тогдашние славянофилы и западники, не в образец нынешним патриотам и демократам, по меткому выражению Н.А. Бердяева, были враги-друзья. Герцен как-то сказал по этому поводу: Мы подобны двуликому Янусу, у нас одна влюбленность к России, но не одинаковая. А Бердяев добавил: Для одних Россия была некогда всего мамаша, для других дитя. В этой фразе заложен здоровенный смысл: потому что и в наши дни одни хотят обучаться у своей Родины, другие ее поучать. Через немало лет иной выдающийся патриот И.А. Бунин в стихотворении Родина так охарактеризовал западническое касательство к России:
Они глумятся над тобою,
Они, о Родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом черных хат...
Так сынуля, тихий и нахальный,
Стыдится матери своей
Усталой, робкой и печальной,
Средь городских его друзей.
Глядит с улыбкой сострадания
На ту, кто сотни верст брела
И для него, ко дню свидания,
Последний грошик берегла.
Несмотря на резкую критику России, доходившую до национального самоотрицания перед лицом процветающей цивилизованной Европы, запрещено, и все-таки, безоговорочно причислять Чаадаева к западникам. В своих больше поздних сочинениях он, не уставая подчеркивать надобность для русских обучаться у Европы, во-первых, провидчески критикует некоторые отрицательные стороны европейской культуры, такие, как хаос частных интересов, индивидуализм, нарастание груды искусственных потребностей, вылившихся в нынешний вещизм и.т.п. Во-вторых, в духовном облике русских людей зрелый Чаадаев открывает весь строй качеств, которые, по его мнению, свидетельствуют о непроявленности национального духа и должны снабдить великое предстоящее России. Это способность к отречению во имя общего дела, смиренный аскетизм, открытость сердца, совестливость и прямодушие. Отсюда он выводит вероятность без малого мессианских свершений русского народа, призванного отозваться на важнейшие вопросы, какие занимают человечество. Таким образом, и славянофилы, и западники с равным правом могли полагать его и своим, и чужим, не говоря уже о революционных демократах, которым весьма импонировала резкая критика Чаадаевым крепостничества, самодержавия и заскорузлого русского православия (сам Чаадаев прошел посредством масонство и исповедовал католицизм).
Собственно культурологические взгляды Чаадаева формировались главным образом под влиянием Гегеля и Шеллинга. Он считал, что источником физического и духовного мира был божественный первотолчок, давший материи движение, а человеку способность передачи из поколения в поколение всемирно-исторического опыта, направляемого, как и у Гегеля, всевышним разумом. Чаадаев полагал, что свой заинтересованность и эгоистические стремления ведут человека ко злу, а подчинение общему, объективному, всечеловеческому началу к нравственному добру, к идеальному общественному устройству, которое будет увенчано установлением царства Божьего на Земле. Акцент на социальной справедливости, братстве и дружбе людей независимо от их сословных и национальных различий делает Чаадаева провозвестником современных христианско-демократических движений и идей экуменизма.
Так же читайте биографии известных людей:
Петр Капица Petr Kapitza
Петр Капица - выдающийся советский инженер, физик, академик АН СССР. Родился 9 июля 1894 года.Петр Капица является основателем Института физических..
читать далее →
Петр Лазарев Petr Lazarev
Петр Лазарев - выдающийся русский ученый, биофизик. Родился 13 апреля 1878 года.Петр Лазарев является одним из основоположников современной..
читать далее →
Петр Лебедев Petr Lebedev
Еще в начале прошлого века научные фантасты мечтали о космических кораблях парусниках, разгоняемых солнечным светом. Сейчас к выводу на орбиту..
читать далее →
Петр Калмыков Petr Kalmiukov
Калмыков (Петр Давыдович, 1808 - 1860) - выдающийся профессор права; учился в Cанкт-Петербургской третьей гимназии и Санкт-Петербургском..
читать далее →