Известные люди
»Пнина Дедман
Рождение: Россия» Москва
Иногда на журналиста, обремененного маниловскими планами, вечными обещаниями и незаконченными рецензиями, вдруг валятся подарки судьбы. Такой оказалась и неожиданная встреча с Пниной Дедман. Она долгие годы работала переводчицей с великими советскими артистами, гастролировавшими в Англии. Необычный человек необычной судьбы.
Я из шибко культурного дома. Мой папа Самуил Айзенштадт был крупнейшим ученым, членом Совета мира. Родилась я в Москве, но когда мне было четыре года, мы переехали в Палестину, в Иерусалим. Папа 32 года возглавлял Комитет еврейского языка. Он был крупный борец за мир и дружбу с соседями. Говорил: если ты любишь свою родину, уважай соседа ибо и он также любит свою родину. Многие его труды не были напечатаны из-за его левых мировоззрений. Но, я уверена, он был большой джентльмен. Скоро в Москве выйдет его книжка о пророках.
НеофитыКогда я была нимало девочкой, в Иерусалиме в 1936 году создали симфонический оркестр, и шибко многие люди, которых музыка идеально не интересовала, стали являться на концерты, вследствие того что что это считалось шибко престижным. С той поры живы немного анекдотов. Например. Супружеская пара опоздала на концерт, оттого что благоверная сверх меры долговременно наряжалась. Муж спрашивает соседа: Что они играют?Пятую симфонию Бетховена.Вот видишь,упрекает супруг жену,первые четыре мы из-за тебя уже пропустили! Или таковой. Один некультурный джентльмен идет на банкет. Его спрашивают: Ты был на Свадьбе Фигаро?Не был, но цветы послал! Или ещё. Вы знаете Шекспира?Конечно, я на той неделе ехал с ним в такси.Но он 400 лет вспять умер!Ай-яй-яй, как резво время летит!
Запретная влюбленностьВ Иерусалиме я с первого взгляда влюбилась в одного англичанина, хотя долговременно не хотела встречаться с ним. Англичане были шибко жестоки к нам, жутко жестоки. После войны они не пустили из Европы беженцев, уцелевших потом Катастрофы. На старых, сломанных кораблях в Хайфу прибыли несчастные, голодные люди, и они уже махали с борта встречавшим их родным, но англичане не позволили им выйти на берег, и они так и погибли в море. Это был всамделишный террор. Мой папа любой день писал об этом статьи...
Тут-то я и встретила моего Рональда. Четыре года мы испытывали непреодолимые трудности. Четыре года перед нами были колоссальные проблемы. Как это бросить семью, страну?.. Но мы так любили приятель друга, что он принял иудейскую веру и женился на мне. И это оказался, надо полагать, самый-самый довольный брак на свете.
Мы приехали в Англию, купили жилье. Когда у нас родились сыновья, Рональд, знавший, как я воспитана и из какой я культурной семьи, не позволил мне сиживать дома, взяв все заботы о детях и хозяйстве на себя. Я стала переводчицей, уже тогда будучи членом Общества дружбы и Общества культурных связей с СССР.
ОйстрахТак как я была пианисткой, моим первым подопечным в 1953 году оказался Давид Ойстрах, тот, что был приглашен английским Обществом дружбы с СССР. Я поехала встречать его в аэровокзал. В той делегации была балерина Алла Шелест, и вся печать в первую очередность набросилась на нее. А Ойстрах стоял в стороне со своей скрипкой. Бледненький, небольшого роста. Но я разом узнала его по фотографиям. Я подхожу, здороваюсь, а его первые слова были: Ну, я, конечно, не могу конкурировать с балеринами!..
Концерт назначили в самом нашем знаменитом зале Альберт-холле на 7 тысяч мест. А акустика там была кошмарная! До эдакий степени, что родилась шутка: композиторы шибко любят, когда их произведения играют в Альберт-холле: там такое эхо, что они слышат родное сочинение два раза.
Ойстрах с его абсолютным слухом сильно переживал. Он приехал с пианистом Ямпольским, и просил и его, и меня послушать из разных мест зала, как звучит его скрипка. Эхо было повсеместно, шло со всех сторон. А необходимо изречь, что если музыкантам Ойстрах в 53-м был знаком хотя бы по записям, то английской публике он тогда был идеально неизвестен. Мы более того распространяли бесплатные билеты, чтобы наполнить зал...
Назавтра собрали первую пресс-конференцию. Корреспонденты приехали со всей Англии, из Шотландии. Я, ещё не крайне опытная, должна была переводить сильно верно потому как каждое словечко шло в газеты. Мы с Ойстрахом сидим во главе весьма длинного стола, вопросительный мотив идет за вопросом, переводить его оказалось весьма несложно. И нежданно единственный газетчик спрашивает: Мистер Ойстрах, а как вам понравилась акустика в Альберт-холле? И я-то понимаю, что от ответа в текущее время зависит вся его репутация! Ответил он легко гениально: Там, где я стоял, я все превосходно слышал! Они ему зааплодировали. И с тех пор обожали его. Не ответив по существу, он ответил с юмором. В Англии любят прикол. Пусть будет ворюга, мошенник но с юмором!
Вскоре следом концерта в Альберт-холле должен был произойти начальный концерт Ойстраха в Шотландии, на шибко престижном Эдинбургском фестивале музыки и драмы. Пригласили его туда по линии Общества дружбы, потому что что антрепренеры о нем ещё толком не знали. И он просит меня разведать, как продаются билеты. Я звоню секретарю, и мне отвечают: покуда расходятся худо. Тогда Ойстрах говорит мне безупречно спокойно: Я не поеду, в пустом зале игрывать не буду. Скажи ему, нехай сам играет. В общем, в Эдинбург он не поехал, а прессе сообщили, что артист занедужил. Когда он бесповоротно понял, что мы никуда не едем, он достаточно потер ручки, как школьник, у которого отменили все уроки А-а!.. Пниночка! Сегодня концерт Яши Хейфеца, и мы на него пойдем! Это был его один независимый вечерок. Я звоню секретарю, прошу четыре билета на Ойстраха с Ямпольским и на себя с моим Рональдом. Секретарь Общества кричит: Я не разрешаю Ойстраху никуда прогуливаться! Мы же объявили, что он болен! А Ойстрах на это: Да меня никто не узнает...
И вот входим мы в зал, места у нас в первом ряду бельэтажа. Оркестр, с которым он утром делал запись, увидел его, все музыканты встали и поклонились ему... Многие его узнали, стали приближаться к нам. Да-а,смеюсь,вижу я, как тебя не узнают! (Мы с ним были на ты.)
Но самое интересное было следом. Он мне говорит: Хейфец меня не любит, да и я его также. (Хейфец же был сильно антисоветский.) Но я должен сходить за кулисы его поздравить. И я иду с ним.
Как только мы вошли в артистическую, многие переметнулись к Ойстраху. Это была такая драма! Стоит круг с Хейфецем, круг с Ойстрахом! И видно, что Хейфец ждет, чтобы Ойстрах к нему подошел, а Ойстрах ждет, когда к нему подойдет Хейфец. Это была баталия нервов! Я стою и в душе смеюсь несложно до слез. В конце концов, победил Ойстрах. Яша Хейфец подошел первый: О-о! Давид Федорыч? А я вас безотложно не заметил... Когда вы вошли? Обнялись, поцеловались... Ойстрах остался шибко доволен.
Было сильно трогательно, когда Ойстрах как-то раз приехал в Израиль, а мой папа, президент Общества израильско-советской дружбы, совместно со мной поехал его встречать в аэровокзал. Ойстрах спустился с трапа, увидел меня и говорит: А что, я неужто в Лондон прилетел?.. Потом они с папой обнялись ибо сквозь меня они давнехонько знали приятель про друга все!
В общем, Ойстрах оказался не только самым великим скрипачом XX века, но и сильно благородным, милым и ласковым человеком. Его все любили, у него не было врагов. Мы так подружились, что я при нем была и как секретарь, и несложно как советчица. Не удержусь, чтобы не рассказать: когда Иегуди Менухин и другие великие музыканты устроили в его честь прощальный конец дня, я было начала переводить ответную речь Ойстраха, но прекратила, оттого что он сказал при всех: Я бывал во всем мире, но нигде не чувствовал себя так что надо, как в Лондоне, и все из-за этой маленькой женщины!..
РостроповичПосле Ойстраха так и пошло словно по традиции, как папа, я стала мостиком между двумя странами, Англией и Россией.
Я работала и с Аркадием Райкиным, и с Марком Бернесом, и с Эмилем Гилельсом, со всеми оркестрами. Не только как переводчица, но уже и как тур-менеджер.
Вскоре, где-то году в 19541955-м, довелось мне трудиться и с Ростроповичем. Это самый-самый радостный, что ни на есть забавный, что ни на есть обаятельный мужчина. Хотя когда я его первостепеннный раз увидела, то удивилась, что Зара Долуханова была от него без ума; одно про него рассказывали, другое... В общем, я ожидала приметить Аполлона.
Еду в аэродром встречать его и что же? Смотрю на него и думаю: не может быть!.. Но посредством 30 мин я все поняла. Его ум и обаяние меня одним духом покорили. Он без конца рассказывал мне анекдоты. Пришла домой за полночь едва живая я же за городом живу, и тут звонок: Пнина, я тебе забыл ещё единственный прикол поведать!
ГилельсВ те же годы я познакомилась и с Гилельсом. Я его в первую голову боялась уж шибко он был строг. Ростропович просил, чтобы я завсегда рядом сидела, я так и привыкла. И неожиданно первое замечание, которое мне делает Гилельс: Уходите! Это было на его записи. Я ещё подумала, какой же неотесаный джентльмен! Но когда запись закончилась, он подошел ко мне: Пнина Самуиловна, вы извините меня, что я так... Я нервничал... И мы подружились. Я его после этого этого хоть отбавляй раз встречала в аэропорту, как родного.
Светланов40 лет я работала переводчицей со Светлановым. Вот у кого нрав был тяжелый. Если у него было плохое расположение лучше не подходи. Я когда за ним приезжала, по одному кончику носа могла установить, что у нас будет за день. Работать с ним было весьма сложно: этого не хочет, того не любит... Например, в Англии есть закон: если какой-то оркестр играет данное произведение, некоторое время оно не может исполняться другим оркестром, чтобы не было крайне частых повторений. Когда Светланову говорили, что по этой причине он не может подключить в программу то-то и то-то, он сердился: Мои враги! Фашисты! Но мы дружили, как родные, он немало раз бывал у нас дома.
О моем муже, тот, что был директором обычной школы, Светланов говорил, что другого такого знатока классической музыки он не встречал. Рональд открыл ему нашего великого композитора Элгара, которого Светланов совсем не знал. Они сидели весь день, и супруг ему заводил все, что было. Светланов от Элгара тогда несложно обалдел. В результате он дирижировал Сон Геронтия. Это такое сочинение с хором, полурелигиозное, полумистическое, как Геронтий, умирая, говорит с ангелом... Светланов дирижировал так, что публика практически сошла с ума эдакий он произвел фурор!
После концерта к нему зашел пасынок Элгара поздравить: Элгар ныне был с нами! Лучше запрещено было вымолвить... Он обнял Светланова, позже подошел ещё хормейстер, все его хвалят, я перевожу, а после этого говорю от себя: Женечка, нужно воспроизвести тот самый концерт в Москве! Какая мысль! отвечает он... И повторил уже со своим оркестром, а солисты приехали в Москву те же, я помогла с визами. Я и сама хотела поехать, но мы с Рональдом как раз ждали появления на свет первого внука...
БукетЯ работала и с Леонидом Коганом. Скромный он был нельзя, дорогой крайне, застенчивый. Ему в Англии не повезло: он не имел успеха не по своей вине ему дали шибко плохого дирижера. Раза три-четыре работала с балетом Большого театра, имевшим ошеломительный счастливый момент. Это были времена Мариса Лиепы, Васильева, Максимовой, Лавровского, Григоровича. Про Григоровича говорили, что он жесткий, не самый-самый милый джентльмен, не знаю, со мной все были милые и приятные. Надо мочь людям извинять. Я подхожу ко всем нежно, и мне отвечают тем же...
Работала и с Краснознаменным ансамблем Александрова. Популярность у александровцев была редкая. Когда они спели британский гимн, печать написала: А мы и не знали, что у нас эдакий пригожий гимн!
Очень дружу с Арнольдом Кацем из Новосибирска. Кац у нас был со своим оркестром два раза. Он его создал в 20 лет, когда его эвакуировали из Ленинграда, и до сих пор работает. Хотя прошел кошмарную операцию на сердце. В Англии их сравнивают с Ленинградской филармонией.
Молодые, уникальныеСейчас я нечасто выбираюсь на концерты. Среди выходцев из России самый-самый прославленный, надо полагать, Женя Кисин. Бывает, печать к нему не чрезмерно добра, но публика сходит по нему с ума. Бориса Березовского, конечно, знает весь мир. Из скрипачей это Вадим Репин и Максим Венгеров...
В Ковент-Гарден вслед за тем реконструкции без малого не хожу, привирать не буду. Когда-то я была там как дома к примеру, когда Светланов дирижировал Хованщиной. Театр невпроворот лет был закрыт, его реконструировали, модернизировали. Он в настоящее время шикарный, натуральный важный мелодический середина. Но я дама небогатая, а обычный квиток туда стоит 100 фунтов стерлингов. Разве типичный дядя может себе разрешить? Только японские путешественники и богачи.
Но в Кройдоне, где я живу, есть концертный зал Ферфилд-холл, там зачастую выступают прекрасные музыканты, временами более того не заезжая в Лондон. Я не пропускаю.
Но самые яркие мои впечатления связаны с ежегодным конкурсом The young musician of the year Лучший младой музыкант года, тот, что транслируют по телевизору в прямом эфире. Я смотрю его с начала и до конца. Это диковинка!
Так же читайте биографии известных людей:
Побиск Кузнецов Pobisk Kuznetsov
Последний из Генеральных конструкторов СССР.
читать далее →
Подарки Феи Podarki Fei
Что касается истории группы, то начиналось всё, как и у многих других команд, с акустического творчества.
читать далее →
Пол Боулз Pol Bowls
Пол Боулз - американский писатель и композитор. Родился 30 декабря 1910 года.Пол Боулз считается признанным классиком американской литераьуры ХХ..
читать далее →
Пол Ньюман Paul Newman
Пол Ньюман - известный американский актер, режиссер и продюсер. Родился 26 января 1925 года.За свою актерскую карьеру Пол Ньюман десять раз..
читать далее →