Известные люди
»Поль Рикер
Рождение: Франция, 27.2.1913
Французский философ, разрабатывающий герменевтический вариант феноменологии. Место, занимаемое им во французской философии, сопоставимо с местом, занимаемым Х.-Г.Гадамером в немецком философском сообществе.
Поль Рикёр родился 27 февраля 1913 в Валенсии (Испания). Получив образование в Сорбонне, в течение пяти лет преподавал философию в лицее. В начале Второй важный войны стал солдатом французской армии, попал в плен, где начал работу над переводом Идей Гуссерля (Идеи I вышли в свет на французском в 1950 с комментариями Рикёра). С конца войны до 1948 Рикёр преподавал в Страсбурге, в 1956 получил приглашение в Сорбонну. В 1961, позже смерти М.Мерло-Понти, к Рикёру перешло руководство Архивом Гуссерля. В течение многих лет он совместно с Э.Мунье редактировал левокатолический журнал Эспри. Политические и религиозные убеждения Рикёра привели его в 1966 в универ Париж-Нантер. В 19691970 философ, занимавший пост декана, оказался между двух огней маоистами, с одной стороны, и бюрократией с прочий. Политическое разочарование и жесткая оппозиция со стороны набиравшего силу структурализма побудили Рикёра принять приглашение Чикагского университета, где он работал с 1970 по 1992.
Темы, затрагиваемые Рикёром, связаны приятель с другом: Воля Зло Символ Метафора Повествование Инаковость Память. Первый том книги Вольное и невольное (Le volontaire et l'involontaire, 1950) представлял собой практическое использование теоретических основоположений М.Мерло-Понти, изложенных в Феноменологии восприятия. Исследование охватывает феномены от сознательно принимаемого волевого решения до непроизвольных сил жизни и неизменных элементов характера и влечений. Здесь, как и в больше поздних работах, Рикёр основывается на самые разные источники. Стиль феноменологического описания он заимствует из эйдетической феноменологии Гуссерля; в динамике изложения следует таким авторам, как Ф.Мен де Биран и Ж.Набер. Основными интуициями Рикёр обязан религиозной экзистенциальной философии Г.Марселя и К.Ясперса. После завершения первого тома работы о воле главными темами его размышлений стали феномены греховности и вины. В 1960 вышло в свет двухтомное сочинение Поль Конечность и виновность (Finitude et culpabilit). Во время работы над вторым томом Символика зла произошел разворот Рикёра к герменевтике: так как зло может быть постигнуто только в символах и мифах, оно заставляет разыскивать окольных путей истолкования. Так возникает строй герменевтических трудов Рикёра, принесших ему всемирную известность.
Первой из работ этого рода стала большая книжка о Фрейде Об интерпретации (De l'interpr tation, 1965). Психоанализ Рикёр понимает как своего рода археологию субъекта. Антифеноменологическая установка психоанализа, нацеленная не на редукцию к сознанию, а на редукцию сознания, позволяет этой исследовательской стратегии пробраться в потаенный мир влечений, недоступный рефлексии. Однако археологии субъекта Рикёр в конечном итоге противопоставляет телеологию субъекта возвращение бессознательного в русло осознавания. Рикёровская семантика желания встретила резкий отпор со стороны Ж.Лакана и его сторонников. Полемика со структурализмом привела Рикёра к новым идеям, изложенным в сочинении Конфликт интерпретаций (Le conflit des interpr tations, 1969), в котором дается трактовка лингвистики Ф.де Соссюра и антропологии и мифологии К.Леви-Строса. Накал полемики исподволь сходит на нет в работах, написанных в основном в США, в которых Рикёр обращается к аналитической философии языка. В исследовании Живая метафора (La m taphore vive, 1975) чуткость автора сосредоточено на поэтической силе метафоры, заключенной в ее способности не только придавать красоту уже известному предмету, но и раскрывать новые связи и отношения благодаря видению как.... За этим сочинением следует трехтомный работа Время и повествование (Temps et r cit, 19831985), в котором Рикёр разбирает различные теории времени (Аристотеля и Августина, Гуссерля и Хайдеггера). Путь исследования ведет от исторического и литературного повествования (за иллюстрациями автор обращается к великим романам о времени таких писателей, как Т.Манн, М.Пруст, В.Вульф) к нарративному времени.
В последнем из своих больших трудов Я как иной (Soi-m me comme un autre, 1990) Рикёр развивает герменевтику человеческого Я, в которой картезианскому поиску достоверности противопоставляются практические характеристики и этические свидетельства, а инаковость Я раскрывается как инаковость тела, другого и совести. Вытекающая отседова этика ориентирована на баланс справедливости, в противоположность этике другого Э.Левинаса, исходящей из асимметрии Я и другого.
Своеобразным обрамлением корпуса сочинений Рикёра выступают его работы на политико-исторические темы (История и правда Histoire et v rit, 1955), а кроме того исследования по феноменологии (Феноменологическая учебное заведение A l'ecole de la ph nom nologie, 1986), теории деятельности (От текста к действию Du texte l'action, 1986), теории права (О справедливости Au juste, 1995) и, в конце концов, выступления по злободневным вопросам современности (Лекции, IIII Lectures, 19911994).
Так же читайте биографии известных людей:
Поль Ланжевен Paul Lanzheven
Поль Ланжевен - французский физик и общественный деятель, создатель теории диамагнетизма и парамагнетизма. Родился 23 января 1872 года.Поль Ланжевен..
читать далее →
Поль Сабатье Paul Sabatier
Его родители Полина (Гилам) Сабатье и Алексис Сабатье, землевладелец, который, лишившись собственности из-за неуплаты долгов, открыл шляпный..
читать далее →
Поль Арман Paul Arman
Советский танкист , Герой Советского Союза.
читать далее →
Поль Дюка Paul Abraham Dukas
Родился 1 октября 1865 в Париже. Учился в Парижской консерватории, а с 1913 по 1935 преподавал там композицию и дирижирование.
читать далее →