Известные люди

»

Пьер Огюст Ренуар

Пьер Огюст Ренуар Pierre Auguste Renoir Карьера: Художник
Рождение: Франция, 25.2.1841 - 2.12
Пьер Огюст Ренуар - французский живописец - импрессионист, график и скульптор. Родился 25 февраля 1841 года.Помимо импрессионизма Ренуар известен также как мастер портретной живописи. Наиболее известными произведениями Ренуара являются: "Танец в Буживале", "Весенний букет", "Бал в ле Мулен де ла Галетт", "Большие купальщицы", "Девушки у рояля", "Габриэль в красной блузе" и др.

Огюст Ренуар родился в Лиможе; когда мальчику было четыре года, его родители переехали в Париж. Происходил он из бедной семьи, и оттого с юности был вынужден получать себе на существование. Расписывал от руки фарфоровые чашки, в то время как внедрение механизации не лишило его этого заработка. Тогда он подрядился чиркать религиозные сцены в мастерской, которая поставляла шторы с церковными сюжетами миссионерам, работавшим в Африке. Здесь Ренуар накопил сумму, достаточную для того, чтобы кинуть приработок и всецело отдаться учению, - он поступил в мастерскую Глейра, где познакомился с Моне, Базилем и Сислеем. Так сложилась маленькая группа художников, которая возглавила новые искания в живописи.

Вместе с Клодом Моне Ренуар писал маленькие картины-этюды, которые заканчивал прямо под открытым небом. Излюбленным местом их работы был так называемый "Лягушатник" - местечко на Сене под Парижем, где размещались общественные купальни и кабачок. Там бывало смешанное среда и непрерывно царило праздничное расположение. Эту атмосферу непринужденного времяпровождения на берегу реки запечатлели в своих картинах молодые художники. В картине "Купанье на Сене" (1869), хранящейся в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, яркие пятна одежды парижан, зелень деревьев, отблески света на воде слагаются в единую живую гармонию солнца и движения.

Когда была объявлена франко-прусская битва, художника призвали в армию, и он проходил службу в полку конных стрелков в Бордо. Видя его жизнерадостность, начальник советовал ему продолжать военную карьеру. "Что, если бы я занялся всеми профессиями, которыми меня пытались соблазнить! - восклицал в старости Ренуар, беседуя с молодым торговцем картинами Волларом. - Я уже рассказывал вам, что в моей юности Гуно - мой преподаватель сольфеджио в коммунальной школе, где я учился, - настаивал, чтобы родители отдали меня обучаться пению".

Могучая витальная мощь, радостное восприятие мира, врожденные таланты и быстрота реакции, присущие Ренуару, делали его одаренным во многих областях, но он все силы своей души вложил в живопись. Поэтому посреди картин других импрессионистов его работы привлекают особой теплотой, которую, кажется, источают краски, в них чувствуется, как бьется пульс жизни и в то же время видна свободная живописная служба кисти.

В семидесятые годы Ренуар создает картины, которые стали классикой живописи французского импрессионизма. Среди них - "Обнаженная" (Москва, ГМИИ им. А. С. Пушкина), для которой позировала натурщица Анна. Под названием "Этюд" эта служба была показана на второй экспозиции импрессионистов в 1876 году. В XIX столетии художники писали обнаженную модель, как правило, в оправе мифологического или исторического жанра. Нагота считалась признаком условности сюжета. Обнаженную натуру писали как бы безлично, передавая идеальные формы тела, но не связывали их с человеческой индивидуальностью. В "Обнаженной" Ренуар соединяет черты жанра ню и портрета. Лицо младой темноволосой женщины подчеркнуто индивидуально, это цветущая, уверенная в себе парижанка. Нагота не смущает ее, она безмятежно сидит, вполоборота повернувшись к зрителю. Ее фигура немного полновата и тяжеловесна, но прекрасна зрелой женской красотой. Ренуар любуется мягко круглящимися формами, передает холодноватые тени, скользящие по бедрам, по спине, подчеркивающие живую трепетность тела.

В картинах Ренуара зачастую соединяются разные жанры живописи. Он любит чиркать своих друзей и их подружек под сенью деревьев, освещенными солнцем, сочетая портрет и жанровую сцену с пейзажем. В картине "Качели" (1876, Париж, Лувр) он изобразил угол одного из парижских садов. Девушка в розовом платье, украшенном множеством бантиков, кокетничая с двумя молодыми людьми в соломенных канотье, встала на доску качелей, подвешенных под деревом. Этот мотив балансирующего равновесия, подвижной неподвижности может рассматриваться как метафора импрессионнистической картины вообще. Ведь в ней главное - изменчивость, движение, и в то же время художник-импрессионист неизменно схватывает миг определенной статичности, уравновешенности форм. "Качели" Ренуара наполнены игрой солнечных зайчиков, проникающих через ажур листвы и чисто перебегающих с места на местоположение. Воздух и свет тут слиты воединно и охватывают текучей мягкой атмосферой персонажей картины.

Ренуар любит строчить людей, занятых непринужденной беседой, светской болтовней, легким флиртом, сидящих с цветами, с книгой, за рюмкой вина где-нибудь на берегу реки или в беседке, увитой зеленью. Котята, маленькие собачки, дети - непременные участники его картин, вносят в них чувство нежности и игривости. Художнику была чужда назидательность Курбе, сатира Домье. В молодости он подражал ориенталистским сценам Делакруа, но восточные сюжеты - гарем и одалиски - влекли его красочностью, а не экзотикой. Он первым открыл живописность, острую характерность, выразительность поз и типов в окружающей современной жизни. Его сотоварищ по импрессионистским выставкам Эдгар Дега также был наблюдателем парижских типов и нравов, но спектр его впечатлений был значительно уже, а воззрение на бытие был омрачен грустью и иронией. Ренуар же не хотел примечать печальных сторон жизни, видимо, они ему были излишне славно знакомы в пору его нищей юности.

В 1881 году он написал большую картину "Завтрак лодочников" (Вашингтон, галерея Филипс). Здесь ещё была запечатлена атмосфера многолюдного дружеского общения, молодости и веселья. В левой части картины Ренуар изобразил молоденькую девушку в шляпке, украшенной цветами. Она играет с собачкой, которую посадила прямо на столик. Эта девица через некоторое время стала женой художника.

К Ренуару пришло признание. Отчасти он был обязян этим своему умению сочинять портреты. Несколько семейных портретов, исполненных им и висевших на видном месте в богатых домах, послужили его славе больше, чем участие во многих выставках группы импрессионистов, во время которых только сыпались насмешки критиков. Ренуар не льстил своим моделям. Просто он смотрел на них так же ликующе и радостно, как и на все около, и оттого люди в его портретах вечно выглядели счастливыми и красивыми.

Ренуар продолжал плодотворно вкалывать до глубокой старости. Его несчетные "Обнаженные", для которых позировали служанки, жившие в доме, стали гимном жизни и молодости, тот, что не уставал напевать художник, покуда кисть ещё держалась у него в руках. Умер он в 1919 году.

Так же читайте биографии известных людей:
Пьер Брассер Pierre Brasseur

Превосходный исполнитель, мастер выражения иронии и остроумия, он снялся в разных ролях в более чем 80 фильмах.
читать далее

Пьер Ришар Pierre Richard

Пьер Ришар - известный на весь мир французский актер, комик и режиссер. Родился 16 августа 1934 года.Дебют Пьера Ришара в кино состоялся в 1958 году..
читать далее

Пьер Пазолини Pier Paolo Pasolini

Пазолини - один из самых оригинальных и извращенных режиссеров своего поколения. Но не обязательно понимать Пазолини, чтобы восхищаться тем, что он..
читать далее

Пьер Карден Pierre Cardin

Пожалуй, в истории моды есть несколько легендарных личностей, которые еще при жизни стали своеобразными символами прекрасного и изменчивого..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий