Известные люди
»Рихард Вагнер
Рождение: Германия, 22.5.1813
В гораздо большей мере, чем все европейские композиторы с конца 16 в. (времени Флорентийской камераты), Вагнер рассматривал свое искусство как синтез и как способ выражения определенной философской концепции. Ее суть облечена в форму афоризма в следующем пассаже из Художественного произведения будущего: Как человек до тех пор не освободится, пока не примет радостно узы, соединяющие его с Природой, так и искусство не станет свободным, пока у него не исчезнут причины стыдиться связи с жизнью.
ВАГНЕР, РИХАРД (Wagner, Richard) (18131883), немалый германский композитор. Вильгельм Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 в Лейпциге, в семье чиновника Карла Фридриха Вагнера и Иоганны Розины Вагнер (урожденной Пец), дочери мельника из Вайсенфельса.
Детство Вагнера не было благополучным: он полно болел, семейство нередко переезжала, в результате мальчишка учился урывками в школах разных городов. Тем не менее уже в юные годы Вагнер воспринял многое из того, что ему попозже пригодилось: он был славно начитан в классической и современной литературе, полюбил оперы К.М.Вебера (вхожего в здание Вагнеров), посещал концерты, овладел азами композиторской техники. Он проявил кроме того тягу к самовыражению в театрально-драматической форме, живо интересовался политикой и философией. В феврале 1831 поступил в Лейпцигский универ, а незадолго до этого было исполнено одно из первых его произведений увертюра си-бемоль мажор.
В университете Вагнер слушал лекции по философии и эстетике, занимался музыкой с Т.Вайнлигом, кантором школы св. Фомы. Тогда же он познакомился с людьми, связанными с польскими революционерами-изгнанниками, и в 1832 сопровождал графа Тышкевича в его путешествии в Моравию, а оттуда направился в Вену. В Праге его только что законченная симфония до мажор была проиграна в консерватории на оркестровой репетиции, а 10 января 1833 состоялось ее публичное претворение в жизнь в Лейпциге в концертном зале Гевандхаус.
Годы нужды.Спустя месяц благодаря содействию своего брата (певца Карла Альберта) Вагнер получил пост репетитора (хормейстера) в оперном театре Вюрцбурга. Он энергично начал за занятие, продолжая при этом занятия композицией. В лейпцигской Газете элегантного света Вагнер опубликовал статью Немецкая опера, по сути предвосхитившую его больше поздние теории, и начал к сочинению оперы Феи (Die Feen, на сюжет К.Гоцци), первой работе композитора в данном жанре. Однако опера не была принята к постановке в Лейпциге.
В 1834 он занял местоположение дирижера в Магдебургском театре, и вместе с тем в его жизни произошло важное событие: он познакомился с актрисой Минной Планер, основательно увлекся ею и вслед за тем двух лет ухаживания женился. Больших успехов юный музыкант в Магдебурге не добился (хотя выступавшая там знаменитая певица Вильгельмина Шрёдер-Девриент приподнято оценила дирижерское искусство Вагнера) и был не вон подыскать другое местоположение. Он поработал в Кёнигсберге и Риге, но не припоздал и в этих городах. Минна уже начала сожалеть о своем выборе и на время уехала от мужа. Кроме того, Вагнера донимали долги и разочарование в своих силах затем неудач двух новых произведений увертюры Правь, Британия! (Rule, Britannia) и оперы Запрет любви (Das Liebesverbot, по комедии Шекспира Мера за меру). После отъезда Минны Вагнер сбежал от долгов и прочих неприятностей к сестре Оттилии, которая была замужем за книгоиздателем Ф.Брокгаузом. В их доме он в первый раз прочел роман Э. Булвер-Литтона Кола Риенци завершающий трибун (Cola Rienzi, der letzte der Tribunen), тот, что показался ему подходящим материалом для оперного либретто. Он приступил за работу в надежде заполучить одобрение знаменитого парижского мэтра Дж.Мейербера, ибо Риенци написан в жанре французской здоровущий оперы, а Мейербер был ее непревзойденным мастером.
Осенью 1838 Рихард снова соединился с Минной в Риге, и все-таки театральные интриги вынудили его вскоре оставить театр. Супруги отправились в Париж морем, посетив по пути Лондон. Морское турне оказалось тяжелым испытанием, о чем Вагнер красноречиво повествует в своей автобиографии Моя существование (Mein Leben). Во время плавания он услышал от матросов легенду, которая легла в основу его новой оперы Летучий голландец (Der fliegende Hollander). Чета Вагнеров провела во Франции два с половиной года (с 20 августа 1839 по 7 апреля 1842). Несмотря на всевозможные трудности и отсутствие постоянного заработка, Рихард развернулся в Париже в полную силу. Обаяние, глянец интеллекта обеспечили ему почтение и дружбу ряда выдающихся людей. Так, Ф.Хабенек, дирижер парижской Гранд-Опера, авторитетно засвидетельствовал выдающееся композиторское дарование Вагнера (на того, в свою очередность, произвела глубокое ощущение интерпретация Хабенеком произведений Бетховена); издатель М.Шлезингер дал Вагнеру работу в издаваемой им Музыкальной газете. Среди сторонников композитора были немецкие эмигранты: мастер по классической филологии З.Леерс, художник Э.Киц, стихотворец Г.Гейне. Мейербер благосклонно отнесся к немецкому музыканту, а кульминацией парижских лет стало знакомство Вагнера с Г.Берлиозом.
В творческом отношении парижский отрезок времени также принес немалые плоды: в этом месте была написана симфоническая увертюра Фауст (Faust), завершена партитура Риенци, закончено либретто Летучего голландца, возникли замыслы новых опер Тангейзера (Tanhauser, итог чтения сборника старинных немецких легенд братьев Гримм) и Лоэнгрина (Lohengrin). В июне 1841 Вагнер узнал, что Риенци принят к постановке в Дрездене.
Дрезден, 18421849.Воодушевившись полученным известием, чета Вагнеров решила возвратиться на родину. В Лейпциге (где им помогло семейство Брокгауз), Мюнхене и Берлине Вагнер встретился с рядом препятствий, а прибыв в Дрезден, обнаружил недовольных оркестрантов, перед которыми партитура Риенци ставила необычные задачи, постановщиков, которым либретто оперы казалось сверх меры длинным и запутанным, и художников, ни чуточки не расположенных расходовать гроши на костюмы для никому не известной оперы. Однако Вагнер не сдавался, и его усилия увенчались триумфальной премьерой Риенци 20 октября 1842. Результатом успеха явилось, в частности, сближение Вагнера с Ф.Листом, а ещё приглашения продирижировать концертами в Лейпциге и Берлине.
Вслед за Риенци в Дрездене в начале 1843 был поставлен и Летучий голландец. Хотя эта опера выдержала только четыре представления, имя Вагнера приобрело известность настолько значительную, что в феврале 1843 он был назначен на место придворного капельмейстера (руководителя придворной оперы). Эта новость привлекла внимательность многочисленных кредиторов композитора из разных городов Германии. Вагнер, гениально умевший улаживать конфликты, порождавшиеся жизнью не по средствам, справился с нашествием кредиторов так же, как с предыдущими и последующими инцидентами такого рода.
У Вагнера были замечательные идеи (позже он развил их в своих литературных трудах): он хотел преобразовать придворный оркестр так, чтобы тот мог надлежащим образом исполнять партитуры Бетховена кумира молодого Вагнера; в то же время он выражал заботу об улучшении условий жизни оркестрантов. Он добивался освобождения театра от опеки двора с его бесконечными интригами, стремился к расширению репертуара церковной музыки введением в него творений великого Палестрины.
Естественно, подобные перестройки не могли не побудить сопротивление, и хотя многие дрезденцы поддерживали Вагнера (по крайней мере, в принципе), все же они остались в меньшинстве, и когда 15 июня 1848 вскоре следом революционных событий в городе Вагнер выступил публично в защиту республиканских идей, он был смещен со своего поста.
Между тем композиторская слава Вагнера росла и крепла. Летучий голландец заслужил одобрение маститого Л.Шпора, тот, что воплотил в жизнь оперу в Касселе; она шла ещё в Риге и Берлине. Риенци был поставлен в Гамбурге и Берлине; премьера Тангейзера состоялась 19 октября 1845 в Дрездене. В последние годы дрезденского периода Вагнер изучал эпос Песнь о нибелунгах и зачастую выступал в печати. Благодаря участию Листа страстного пропагандиста новой музыки в Веймаре были осуществлены концертное осуществление третьего акта только что законченного Лоэнгрина и постановка Тангейзера в полной (т.н. дрезденской) редакции.
В мае 1849, находясь в Веймаре на репетициях Тангейзера, Вагнер узнал, что в его доме был обыск и уже подписан ордер на его арест в связи с участием в дрезденском восстании. Оставив в Веймаре жену и многочисленных кредиторов, он спешно уехал в Цюрих, где провел следующие 10 лет.
Изгнание.Одной из первых в Цюрихе ему оказала поддержку Джесси Лоссо, англичанка, подруга жизни французского негоцианта; она не осталась равнодушной к ухаживаниям немецкого музыканта. За этим скандалом последовал прочий, приобретший бльшую огласку: речь идет о связи Вагнера с Матильдой Везендонк, жене мецената, давшего Вагнеру вероятность поселиться в комфортабельном доме на берегу Цюрихского озера.
В Цюрихе Вагнер создал все свои главные литературные труды, охватывая Искусство и революцию (Die Kunst und die Revolution), Художественное произведение будущего (Das Kunstwerk der Zukunft, вдохновленное философией Людвига Фейербаха и посвященное ему), Оперу и драму (Oper und Drama), а кроме того абсолютно неуместный памфлет Евреи в музыке (Das Judenthum in Musik). Здесь Вагнер обрушивается с нападками на Мендельсона и Мейербера, на поэтов Гейне и Бёрне; что касается Гейне, то Вагнер более того выражал колебание в его умственных способностях. Помимо литературного труда, Вагнер выступал как дирижер в Цюрихе (циклы концертов проводились по подписке) и в период 1855 в Филармоническом обществе в Лондоне. Главным же его делом была разработка грандиозной музыкально-драматургической концепции, которая после этого четверти века упорного труда приняла форму оперной тетралогии Кольцо нибелунга (Der Ring des Nibelungen).
В 1851 веймарский двор, по настоянию Листа, предложил Вагнеру 500 талеров с тем, чтобы количество будущей тетралогии Смерть Зигфрида (попозже финал цикла Гибель богов, Gtterdmmerung) была готова к исполнению в июле 1852. Однако вагнеровский проект очевидно превышал возможности веймарского театра. Как писал композитор своему другу Т.Улигу, в ту пору он уже представлял себе Кольцо нибелунга как три драмы с трехактным вступлением.
В 18571859 Вагнер прервал работу над сагой о нибелунгах, захваченный историей Тристана и Изольды. Новая опера возникла благодаря Матильде Везендонк и была вдохновлена любовью Вагнера к ней. Во время сочинения Тристана Вагнер познакомился с композитором и дирижером Г.фон Бюловым, женатом на дочери Листа Козиме (в будущем ставшей женой Вагнера). Тристан был без малого закончен, когда летом 1858 его автор спешно покинул Цюрих и уехал в Венецию: это случилось в результате очередной ссоры с Минной, которая сызнова заявила о своем твердом намерении ни в жизнь больше не существовать с мужем. Выдворенный из Венеции австрийской полицией, композитор отправился в Люцерн, где и завершил работу над оперой.
Около года Вагнер не встречался с женой, и все-таки в сентябре 1859 они ещё съехались в Париже. Вагнер предпринял ещё одну попытку покорения французской столицы и сызнова потерпел неудачу. Три его концерта, данные в 1860, были враждебно встречены прессой и не принесли ничего, помимо убытков. Годом позже премьера Тангейзера в Гранд-Опера в новой, сделанной нарочно для Парижа, редакции была освистана разбушевавшимися членами Жокей-клуба. Как раз в это время Вагнер узнал от саксонского посла, что имеет право возвратиться в Германию, в любую область, помимо Саксонии (тот самый запрет был снят в 1862). Композитор использовал полученное дозволение для поисков театра, тот, что взялся бы за постановку его новых опер. Ему удалось направить в свою веру нотоиздателя Шотта, тот, что выдавал ему щедрые авансы.
В 18621863 Вагнер совершил строй концертных поездок, прославивших его как дирижера: он выступал в Вене, Праге, Петербурге, Будапеште и Карлсруэ. Однако неуверенность в завтрашнем дне тяготила его, и в 1864, перед лицом угрозы ареста за долги, он совершил очередной побег на тот самый раз со своей цюрихской знакомой Элизой Вилле в Мариенфельд. Это было поистине последнее убежище: как пишет в своей книге Эрнест Ньюмен, большинство друзей композитора, в особенности располагавших средствами, устали от его просьб и более того начали дрейфить их; они пришли к выводу, что Вагнер вовсе неспособен соблюдать элементарные приличия, и не собирались больше дозволять ему покушаться на их кошельки.
Мюнхен. Второе изгнание.В тот самый миг пришла нежданная подмога от Людвига II, тот, что только что взошел на королевский престол в Баварии. Больше всего на свете юный король любил оперы Вагнера, а они исполнялись в Германии все чаще и чаще и пригласил их автора в Мюнхен. Летом 1865 королевская труппа осуществила премьеру Тристана (четыре спектакля). Незадолго до того Козима фон Бюлов, с которой Вагнер с конца 1863 связал свою существование, родила ему дочка. Это положение давало политическим оппонентам Вагнера в Баварии предлог настаивать на удалении композитора из Мюнхена. И еще раз Вагнер стал изгнанником: на тот самый раз он поселился в Трибшене на берегу Люцернского озера, где провел следующие шесть лет.
В Трибшене он закончил Мейстерзингеров, Зигфрида и большую доля Гибели богов (две другие части тетралогии были завершены десятилетием ранее), создал строй литературных трудов, наиболее важные из которых О дирижировании (ber das Dirigieren, 1869) и Бетховен (1870). Он кроме того завершил автобиографию: книжка Моя существование (изложение в ней доведено только до 1864) появилась по настоянию Козимы, которая вслед за тем развода с фон Бюловым стала женой Вагнера. Это случилось в 1870, посредством год после этого рождения единственного сына композитора Зигфрида. К тому времени Минны Вагнер уже не было в живых (она умерла в 1866).
Людвиг Баварский, разочаровавшись в Вагнере как человеке, неизменно оставался страстным поклонником его искусства. Вопреки серьезным препятствиям и собственным предубеждениям он добился постановки в Мюнхене Мейстерзингеров (1868), Золота Рейна (Das Rheingold, 1869) и Валькирии (Die Valkre, 1870), и столица Баварии превратилась в мекку для европейских музыкантов. В те годы Вагнер стал бесспорным лидером в европейской музыке. Избрание в Прусскую королевскую академию искусств стало поворотным пунктом в биографии Вагнера. Теперь его оперы ставились по всей Европе и зачастую встречали у публики жаркий прием. Новый закон об авторском праве упрочил его материальное положение. Э.Фрич опубликовал собрание его литературных трудов. Оставалось только осуществить мечту о новом театре, где могли бы принять идеальное воплощение его музыкальные драмы, а их Вагнер сейчас осмысливал как источник возрождения немецкого национального самосознания и немецкой культуры. Понадобилось хоть отбавляй труда, помощь доброжелателей и финансовая содействие короля, чтобы приступить возведение театра в Байройте: он был открыт в августе 1876 премьерой Кольца нибелунга. Король присутствовал на спектаклях, и это была первая его саммит с Вагнером потом восьмилетней разлуки.
Последние годы.После торжеств в Байройте Вагнер с семьей совершил турне в Италию; он встретился с графом А.Гобино в Неаполе и с Ницше в Сорренто. Когда-то Вагнер и Ницще были единомышленниками, но в 1876 Ницше заметил в композиторе перемену: имелся в виду проект Парсифаля (Parsifal), в котором Вагнер вслед за тем языческого Кольца нибелунга возвращается к христианским символам и ценностям. Более Ницше и Вагнер не встречались.
Поздний отрезок времени философских исканий Вагнера нашел выражение в таких литературных произведениях, как Есть ли у нас надежда? (Wollen wir hoffen, 1879), Религия и искусство (Religion und Kunst, 1889), Героизм и христианство (Heldentum und Christentum, 1881), а главным образом в опере Парсифаль. Эта последняя опера Вагнера в соответствии с королевским указом могла исполняться только в Байройте, и такое положение сохранялось до декабря 1903, когда Парсифаль был поставлен в нью-йоркской Метрополитен-опера.
В сентября 1882 Вагнер вновь отправился в Италию. Его мучили сердечные приступы, и единственный из них, 13 февраля 1883, стал роковым. Тело Вагнера было перевезено в Байройт и захоронено с государственными почестями в саду его виллы Ванфрид. Козима на полвека пережила мужа (умерла в 1930). В единственный год с нею скончался Зигфрид Вагнер, сыгравший значительную образ в сохранении наследия своего отца и традиций исполнения его произведений.
В значительно большей мере, чем все европейские композиторы с конца 16 в. (времени Флорентийской камераты), Вагнер рассматривал родное искусство как синтез и как методика выражения определенной философской концепции. Ее сущность облечена в форму афоризма в следующем пассаже из Художественного произведения будущего: Как джентльмен до тех пор не освободится, покуда не примет торжествующе узы, соединяющие его с Природой, так и искусство не станет свободным, в то время как у него не исчезнут причины стыдиться связи с жизнью. Из этой концепции проистекают две основополагающие идеи: искусство должно происходить сообществом людей и принадлежать этому сообществу; высшая форма искусства музыкальная драма, понимаемая как органическое единство слова и звука. Воплощением первой идеи стал Байройт, где театр трактуется как собор, а не как развлекательное заведение; воплощением второй идеи созданная Вагнером музыкальная драма.
Так же читайте биографии известных людей:
Рихард Штраус Rihard Strauss
Он прошёл долгий, блистательный и трудный путь триумфатора. Слава окружала его с юных лет до конца жизни. Яростные дискуссии и резкие нападки на его..
читать далее →
Рихард Круспе Richard Kruspe
Рихард Круспе - популярный немецкий музыкант. Родился 24 июня 1967 года.Рихард Круспе является основателем и соло-гитаристом известной немецкой..
читать далее →
Ричард Фуллер Richard Buckminster Fuller
После войны работал в чикагской строительной компании, где ему представилась возможность экспериментировать с новыми строительными технологиями.
читать далее →
Ричард Бротиган Richard Brotigan
Американский писатель и поэт, знаковая фигура контркультуры 196070-х.
читать далее →