Известные люди
»Святитель Филипп
Рождение: Россия
Святителя Филиппа с середины XVII столетия почитают на Руси как одного из самых близких народу иерархов Русской православной церкви, положившего душу за своих прихожан весь народ российский. Пастырь-исповедник, пастырь-мученик, не убоявшийся бросить вызов деспотии жестокого царя и бесстрашно принявший терновый венец страданий таким хранит его образ благодарная память потомков.
В ВОСКРЕСНЫЙ июльский день 1568 года в Успенском соборе Московского Кремля служил обедню глава Церкви митрополит Московский и всея Руси Филипп. Втоварищ распахнулись настежь двери храма и в сопровождении толпы опричников, обряженных в черные ризы и черные высокие шлыки, вошел царь Иван IV, облаченный, как они.
Приблизившись к митрополиту без малого впритирку, только только не взойдя на церковный амвон, самодержец, уже заслуживший прозвание Грозный, остановился и вперил точка зрения в Филиппа, ожидая благословения. Но тот, подобно как не замечая царя, вершил молитву перед образами.
Святый владыка! послышался отовсюду встревоженный шепоток. Се монарх, благослови его!
В сем одеянии странном не узнаю царя православного, не узнаю и в делах царских! как гром среди ясного неба загремел под сводами Успенского собора дюжий звук митрополита. О, правитель! Мы тут приносим жертвы Богу, а за алтарем льется кровь невинная христианская. Отколе солнышко сияет на небе, не видано, не слыхано, чтобы цари благочестивые возмущали собственную державу настолько зверски! В самых неверных, языческих царствах есть закон и истина, есть милосердие к людям, а в России их нет! Везде убийства и совершаются именем царским!
Опешил на момент Грозный, а вслед за тем вскипел:
Филипп, наше ли благодушие ты хочешь проверять? Лучше бы тебе быть с нами единомышленным!
Ты высок на троне, но есть Всевышний судия, свойский и твой! продолжал речь митрополит, вроде не услышав в царском голосе опасных нот. Как предстанешь на суд Его? Обагренный кровью невинных, оглушаемый воплем их муки?!
Нашей ли державе являешься супротивником? заводился Грозный ещё сильнее. Увидим крепость твою!
Филипп же закончил смиренно:
Не могу, правитель, повиноваться велению твоему паче, нежели Божьему. Я только пришелец на этой земле и, как отцы мои, подвизаюсь за истину благочестия, хотя бы и лишился сана и лютейте пострадал
Разгневанный царь, ударив об пол жезлом и выплеснув в физиономия митрополиту слова угроз, заспешил вон из храма, вдогонку за ним загремела сапогами и свита. Долго молился следом митрополит перед иконами Спасителя и Владимирской Богоматери, чтобы унял Всевышний царя-мучителя, защитил народонаселение российский от его безумного гнева. Но пути Господни неисповедимы
Иуда вечно найдетсяБЫЛИ в Москве наутро новые казни. Всех приближенных митрополита опричники схватили и бросили в застенок, чтобы выпытать тайные замыслы Филиппа, да ещё и выискать малодушного, кто за избавление от мук возведет на иерарха напраслину. В столице клеветников не нашлось, и тогда царь послал в Соловецкий монастырь, где до переезда в Москву Филипп был игуменом, епископа Суздальского Пафнутия и архимандрита Андрониковского Феодосия с князем Василием Темкиным, дабы там собрали они нужные царскому правосудию улики и нашли свидетеля.
Поступить с главой митрополии, как обходился с боярами (то есть подвергнуть жестокой расправе невинного, нимало не утруждаясь изучением доказательств его вины), царь не осмеливался. Ему сильно хотелось придать злодеянию видимость законной процедуры, подыскав для свержения архиерея какие-нибудь канонические, узаконенные Церковью основания. А оттого нагрянувшая на Соловки следственная комиссия действовала ласками и угрозами, посулами и мздой. Даже побоями пытались воздействовать на иноков. Но никто из братии не сказал о прежнем своем настоятеле ни одного дурного слова. За исключением только самого соловецкого игумена Паисия, тот, что, проведав про ждущую Филиппова хулителя щедрую царскую награду, взял на себя образ Иуды. Ему посулили епископский сан и повезли в Москву, чтобы он повторил свой оговор перед государем и церковным судом.
Что посеешь, то и пожнешьСОБОР, созванный для неправедного суда над святителем Филиппом, трепетал перед царем, произвольный его участник опасался воспроизвести горестную судьбу первосвятителя. Обвиняемый же явил на этом позорном судилище великое мужество.
Выслушав нелепые лжесвидетельства супротив себя, сводившиеся в основном к обвинениям в подстрекательстве к боярским изменам, волшбе и более того сговоре с Сатаной, Филипп заметил клеветнику Паисию, что злое сие деяние не принесет плода вожделенного, и напомнил христопродавцу слова Святого Писания: Что посеет мужчина, то и пожнет.
У Филиппа хватило силы духа сызнова обратиться к царю со словами увещевания в надежде пробудить в его задавленной грехами, умирающей душе светлые чувства. А заключительные слова его речи повергли в растерянность более того ближайших подручных Ивана. Отдав пастырский жезл, снимая с себя белый клобук и архиерейскую мантию, Филипп произнес вещие слова:
Возвращаю тебе облачение, коим ты хотел возвеличить меня! Лучше приказать долго жить невинным мучеником, чем в митрополичьем сане безмолвно выносить ужасы и беззакония твоего несчастного правления!
Здесь самое время поведать, как тот самый достойнейший христианин занял митрополичью кафедру. Боярину Федору Степановичу Колычеву было уже без малого 30 лет, когда, придя один раз в церковь, он услышал слова, врезавшиеся в душу: Никто не может двум господам служить К тому времени он успел снискать влюбленность и благоволение великокняжеского двора, папа его входил в цифра самых близких к Василию III бояр, дядя Иван Колычев занимал первое местоположение при младшем брате Василия Андрее Старицком, а сам Федор полюбился княжичу Ивану, занявшему столичный престол по смерти родителя
В 1537 году Федор Колычев покинул Москву, отправившись в дальний монастырь на острове в Белом море, и принял там постриг под именем Филиппа, а сквозь 11 лет стал его игуменом. С тех пор в течение 18 лет он беспрерывно заботился о благоустройстве и процветании Соловецкой обители, совсем обновил ее. Он осушил топкие места на островах, превратив их в огороды и пастбища, сделал плотины и провел водопровод (это в XVI веке!), устроил водяную мельницу, завел различные машины, фабрики, мастерские Корабельная верфь, поварни, скотный двор, клиника, богадельня для престарелых все было выполнено по замыслам игумена Филиппа и под его руководством. Одновременно росли в монастыре величественные и строгие храмы: Успения Пресвятой Богородицы, Преображенский, Зосимы и Савватия
Слухи о деятельном настоятеле, которому очевидно помогает в его радениях Бог, не могли не достигнуть до столицы. Дважды вызывал Филиппа в Москву царь Иван сперва для составления Судебника, следом для открытия Казанской епархии. Вызвав в третий раз, продолжительно беседовал с ним дружески, а следом объявил, что он назначается митрополитом. Филипп разом поставил условие: он займет кафедру, если царь отменит опричнину. Иван был сильно недоволен, но все-таки утишил гнев, и Филипп стал первосвятителем.
Казалось, надежды его оправдались. Опричнина присмирела, казней не было. Все на Москве благодарили Бога за такого митрополита и молились, чтобы его умиряющее воздействие на царя длилось как разрешено дольше. Но неудачный поход на Ливонию сделал Ивана опять мрачным и гневным. Возобновились пытки и казни, жуть заново обуял Россию.
Митрополит не раз обращался к царю с увещеваниями. Просил, убеждал, умолял все было тщетно. Справедливые слова святителя только вызывали у Грозного злость, самодержец его возненавидел. Масла в жар подливали недоброжелатели, чернившие Филиппа при всяком случае.
Дара Божьего обманом на получишьСЛОЖИВ с себя знаки церковной власти, Филипп хотел уйти, но царь остановил его, сказавши, что ему д `олжно дожидаться суда, а не быть самому себе судьей, и потребовал, чтобы на следующий день тот, не прекословя, служил в храме Успения, как и некогда.
Здесь, в Успенском соборе, 435 лет обратно, 8 ноября 1568 года, опричники и схватили митрополита прямо во время службы. Боярин Алексей Басманов зачитал перед народом соборный вердикт о низложении митрополита и заточении в монастырь. С него сорвали архиерейские одежды, напялили рваную монашескую рясу и, грубо вытолкав на кремлевский двор, на дровнях повезли в Богоявленский монастырь, осыпая бранью и ударами палок.
Через год за благословением от имени царя в мрачную келью Филиппа в тверском Отрочьем монастыре заявился ярый палач Малюта Скуратов. Случилось это 23 декабря 1569 года. А прежде состоялась ещё одна саммит великомученика с царским опричником. Из Богоявленского закованного в цепи Филиппа затем объявления ему в судной палате многих его тяжких вин перевезли в старую Никольскую обитель на берегу Москвы-реки. Сюда царь-ирод с Малютой Скуратовым прислал святителю ужасный подарок: отсеченную голову его племянника
Вот твой милый сродник, не помогли ему твои колдовские чары! насмехался над молившимся Филиппом безжалостный Малюта.
Филипп поднялся с колен, взял голову, поцеловал в лоб, перекрестил пастырски и возвратил принесшему
Но вернемся в декабрьский день 1569 года.
Владыка святый, без тени смущения обратился к молившемуся узнику Скуратов, дай благословение царю ступать на Великий Новгород!
Страшный то был на Руси год. Иван Грозный с опричной дружиной пошел усмирять непокорных. Все города и веси на пути от Москвы до Новгорода он подвергал опустошению, растерзанные человеческие тела мужчины и женщины, стар и млад валялись потом буйств опричников на улицах, и уцелевшие родственники порой не решались их хоронить
В самом ли деле искала одержимая темными страстями личность Ивана поддержки от святителя? Нет, просьбица его была только предлогом для жестокого убийства
Благословляют добрых на доброе! ответил Малюте Филипп. И, очевидно предвидя, ради чего тот пришел, промолвил: Я давнехонько ожидаю смерти Делай, что хочешь, но дара Божьего обманом не получишь!
Малюта задушил узника, а игумену и монастырской братии нагло заявил, что Филипп умер якобы от несносного жара.
Монахи вырыли могилу за алтарем и в присутствии убийцы погребли корпус. После смерти Ивана Грозного, наступившей в 1584 году, игумен Соловецкого монастыря Иаков обратился к царю Федору с просьбой позволить перевезти прах пастыря-великомученика из Отрочьего монастыря на Соловки. Федор разрешил, и останки святителя Филиппа упокоились в том самом месте, где он сам когда-то завещал: в соловецкой церкви Зосимы и Савватия, которую начали сооружать в его игуменство. А уж в 1652 году при царе Алексее Михайловиче по инициативе патриарха Никонка мощи святого митрополита были с великим торжеством доставлены в Москву и помещены в раке в Успенском соборе Кремля.
* * *ПАМЯТЬ св. Филиппа Русская православная церковь отмечает трижды в году: 9 (22) января узловой день; 3 (16) июля перенесение его мощей в Москву; 5 (18) октября вкупе с памятью святых митрополитов Петра, Алексия, Ионы и Ермогена.
Так же читайте биографии известных людей:
Святитель Лука Svyatitel Luka
Его обвинили "в связях с контрреволюционными оренбургскими казаками и в шпионаже в пользу англичан". Естественно, это был полный вымысел. Но тюрьма..
читать далее →
Святой Патрик Patrik
Вот, я снова и снова кратко повторяю слова моего исповедания. Я свидетельствую во истине и в радости сердца перед Богом и Его святыми Ангелами, что..
читать далее →
Святополк Владимирович Svyatopolk I
За братоубийство Святополк получил прозвище Окаянный. Святополк фактически правил в Киеве всего один год.
читать далее →
Святополк II Svyapolk II
Особенно удачен для князей оказался поход 1111 года, когда войска Святополка и Владимира Мономаха наголову разбили половцев на берегах Сала,..
читать далее →