Известные люди
»Семен Бычков
Рождение: Россия
Бычков покинул страну после того, как давление на его музыкальную жизнь - до такой степени, что концерты даже таинственно отменялись - стало невыносимым. Он так и не закончил Консерваторию, но, добравшись до Нью-Йорка - тогда города на грани банкротства, но, тем не менее, приветливого - он поступил в колледж Мэннса.
Мы предлагаем Вашему вниманию статью Джона Алисона о Семене Бычкове. Она написана в виде беседы с дирижером. На свой точка зрения, тот самый материал будет сильно интересен для отечественных любителей оперы. Статья опубликована немного месяцев вспять. Премьера "Кавалера розы" в Дрездене, о которой говорит автор, уже состоялась (29 октября 2000 года) и прошла с большим успехом. Материал публикуется с небольшими сокращениями.
Семен Бычков дирижирует новой постановкой "Кавалера розы" в Дрездене.Безусловно, кот наплакал могло бы сыскаться примеров больше величественного оперного дирижирования, нежели "Кавалер розы" в Дрездене, и не легко из-за исторических связей театра "Земперопер" со Штраусом или того факта, что тот самый шедевр был в первый раз поставлен в этом месте в 1911 году. Когда речь идет о театре, тяжко толковать о том, что традиционно называют "налетом истории" - в течение 40 лет с 1945 года театр представлял из себя разрушенную коробку - но дух Штрауса продолжал существовать, как в этом месте, так и в стиле постановок, и нынче оркестр по-прежнему привносит свои необыкновенно шелковые оттенки звучания в музыку, так что более того "Электра" звучит тут так, как будто бы ее написал Моцарт. "Кавалера Розы" музыканты могли бы, видать, игрывать и во сне, и в самом деле, есть такое чувство, что по крайней мере доля музыки играется по памяти: нотные листы давнехонько уже начали блекнуть и теряться, но когда предлагается сменить старые копии, которые, говорят, передавались от поколения к поколению со дня премьеры, новыми современными изданиями, музыканты возражают. Но оркестру придется направить чуткость на новую постановку в этом месяце, в силу того что что сокращения, которые давнехонько уже стали традиционными в Дрездене, восстановлены. Когда намерение это свершить было обнародовано, новость горячо обсуждалась в городских средствах массовой информации (что за цивилизованное местоположение!).
Мы встречаемся с недавно назначенным Generalmusikdirektor'ом, Семеном Бычковым, тот, что занял это положение (с эффектной постановкой "Леди Макбет Мценского уезда") в начале прошлого сезона. Хотя и российский по происхождению, он ни в жизнь не был на самом деле "русским дирижером" и не делал русскую музыку своей специальностью; напротив, он давнехонько продемонстрировал свою приверженность немецкому романтическому репертуару, и показал особую привязанность к Штраусу как в оркестровой яме, так и на концертной сцене. Его дрезденские планы включают оживление постановок "Электры" и "Ариадны на Наксосе", но явно, что совместно с планируемым новым "Кольцом" - первым в Дрездене ещё с довоенных времен - аккурат "Кавалер Розы" оказался той "морковкой", что приманила его к этой работе. "Письма Штрауса показывают, как недоволен он был сокращениями в своей работе", - настаивает Бычков в своей мягкой и все же великодушной манере.
Беседа с ним неизменно протекает смирно, как бы ни спешил дирижер. Он сочетает серьезность с проблесками юмора.
- Вот я и спросил себя, а стоит ли овчинка выделки - разница-то всего в 15 минутах музыки. В этой партитуре изумительное ощущение логики - все связано - и он (Штраус - прим. ред.) ни в жизнь не допускает ошибок. Каждый раз, когда в музыке что-то вырезано, я чувствую как словно встряхивание, а если я это слышу, значит, это слышат все. Так что мы сделаем оперу полностью. Там всю дорогу полно слоев, и я люблю его способность творить суть персонажа чисто с помощью звуков. Он обладал этим владением оркестром с самого начала. "Дон Жуан" - служба сильно молодого человека - но безусловно совершенная. Я не могу этого на все сто растолковать.
И Бычков начинает длинную дискуссию о пометках Штрауса, о том, как специфичны указания метронома: резво вы начинаете осознавать, отчего Штраус Бычкова всю дорогу звучит так "верно", так аристократично по сравнению с некоторыми другими вульгарными интерпретациями.
Сейчас Германия - фокус музыкальной жизни Бычкова, хотя для него и его жены, пианистки Мариэль Лабек, домом остается Париж. В этом году были постановки "Тристана" в Чикаго и Вене, "Онегина" во Флоренции, но большая доля его энергии уходила на Дрезден и на его другую место - главного дирижера Кельнского симфонического оркестра WDR. Жизнь дирижера просто делится на аккуратные главы: до Германии (он приехал в Кельн в 1997 году) он был музыкальным руководителем Оркестра де Пари (1989-98), в те же годы выступал на фестивале "Флорентийский мелодический май" (1992-98). 1980-е годы были для него американскими годами, когда он занимал должности главного дирижера в Симфоническом Оркестре Гранд-Рапидс в Мичигане и музыкального руководителя в симфоническом оркестре Буффало. Он прибыл в Нью-Йорк в марте 1975 года позже драматического отъезда из Советского Союза.
Когда мы встретились в Москве в начале мая, в начальный день гастролей оркестра WDR, это был значимый день для Бычкова, но он вел себя со своим обычным спокойствием. На следующий вечерок ему предстоял дебют в городе, тот, что он в завершающий раз видел 25 лет тому вспять, незадолго до эмиграции.
- Я думал тогда, - вспоминал он, - смогу ли я когда-нибудь возвратиться, приподнято держа голову.
- И так начались воспоминания, не только про вмешательства КГБ, которые привели к его отъезду, но и о детстве в Ленинграде, детстве сына еврейского ученого. В возрасте пяти лет он начал заниматься на фортепиано с учителем в Доме ученых, и посредством год состоялось его первое публичное выступление. Скоро он поступил, пройдя нелегкий конкурс, в Хоровую Школу имени Глинки, где музыка и пение в знаменитом хоре мальчиков изучались наряду с обычными академическими дисциплинами. С 13 лет к его расписанию добавилось дирижирование хором, а между занятиями он играл в волейбол за команду "Динамо". Однажды ему пришлось избирать между музыкой и профессиональным спортом, но музыка победила. И все же он не совершенно шутит, когда называет волейбол "необходимым для дирижирования".
Именно дирижированию Бычков собирался обучаться, когда в 1970 году он поступил в Ленинградскую консерваторию.
- Я в первую голову занимался фортепиано, но ни в жизнь не представлял себе, что всю существование буду пианистом. Я перестал одаривать фортепианные концерты на публике в 21 год, и, в общем-то, не делал этого больше ни при каких обстоятельствах до недавнего времени, с целью тройного концерта Моцарта с Мариэль и Катей (сестры Лабек).
Затем ему удается поступить в легендарный дирижерский класс Ильи Мусина, тот, что, как он вспоминает, "был набит телами" - не только студенты Мусина, но и ученики других преподавателей, пианисты, композиторы, более того балалаечники бывали тут. Он был сильно популярен, и все завороженно наблюдали, как он справляется не только с физическим дирижерским переводом музыкального выражения, но и с самим музыкальным выражением. В возрасте 19 лет Бычков впервой выступил как дирижер в консерватории, а за ними последовали 20 спектаклей "Онегина" в консерваторском театре, за любой из которых ему заплатили 2 рубля 50 копеек.
Как бы ему этого ни хотелось, Бычков не зачастую посещал оперы в Кировском или Малом оперном театрах: как он вспоминает, "это было ничем не примечательное время для оперы в городе, и репертуары обоих театров были идеально неинтересны. Но я ни в жизнь не пропустил бы "Травиату": я так обожал эту музыку, бегал и в Кировский театр, и в консерваторскую оперную студию, и, должно быть, слушал ее по два раза в неделю". Но массу вдохновения разрешается было отыскать у Мравинского и в Филармоническом, и в Малом зале Филармонии. Он слушал премьеры Шостаковича, которые после этого с энтузиазмом разбирал с друзьями.
- Мы все обсуждали эти вещи до мельчайших деталей. Была невероятная охота, любопытство, которое мы вряд ли нашли бы на Западе - это другая организация, и я не хочу проговорить, что Запад породил меньше великих музыкантов. У России абсолютно другая педагогическая организация, в которой есть и хорошая край, и плохая - традиции могут ограничивать, а системы взращивать узость ума. Но она ещё и идеалистична, и связывала совместно поколения. К счастью, эти идеалы отчасти выжили, и есть навалом динозавров, как мой старинный преподаватель. Он ни в жизнь не был коррумпирован чем-либо материалистичным, он жил чистым духом, музыкой, учениками. Я верю, что такие люди будут наличествовать постоянно. Это мощь больше могущественная, чем политические перемены.
Бычкову кроме того удалось услыхать некоторых знаменитых западных визитеров - или в одном случае не удалось: летом 1969 года, когда все билеты на концерт Берлинского Филармонического оркестра под управлением Караяна были распроданы или распределены посреди партийных функционеров, он пробрался по крышам и влез в оконце женского туалета Филармонии - тут-то его и арестовали...
... Бычков покинул страну вслед за тем того, как давление на его музыкальную существование - до эдакий степени, что концерты более того таинственно отменялись - стало невыносимым. Он так и не закончил Консерваторию, но, добравшись до Нью-Йорка - тогда города на грани банкротства, но, тем не менее, приветливого - он поступил в колледж Мэннса. Скоро он стал выдаваться посреди студентов, не последним был в постановке "Иоланты", которую Мэннс сделал в 1977 году.
- Состав был студенческий, оркестр также - навык был замечательный. Мы работали над английским переводом, чтобы его позволительно было напевать, и я занимался с каждым певцом в обоих составах. Я ходил домой только почивать.
В "Нью-Йоркере" Эндрю Портер писал, что "эта интересная студенческая "Иоланта"... давала слушателям больше удовольствия, чем звездный состав метрополитенской "Богемы", и назвал ее "тепло и чувствительно продирижированной".
Другие также его услышали, и быстро рекомендовали в настоящее время покойному Кристоферу Кину, тот, что пригласил его дирижировать "Трубадуром" на фестивале Арт-Парк примерно Буффало. Это привело к работе с Филармоническим Оркестром Буффало, где он работал под руководством Юлиуса Руделя, в первую голову как дирижер, вслед за тем как стержневой приглашенный дирижер, и к тому времени, когда в 1985 году он сменил Кина на посту музыкального руководителя, он был готов отступиться от должности главного дирижера в Гранд-Рапидс. Его уже манили европейские туры. Благодаря "Щелкунчику" в Лионе он был представлен Луи Эрло, позже попал на Фестиваль в Экс-ан-Прованс, где дирижировал "Мнимой садовницей" Моцарта, которая дала ему "зеленую улицу" во Франции.
Караян заметил Бычкова, когда тот заменил Мути в Берлинском Филармоническом, и немедленно же пригласил к себе.
- Он попросил меня прийти повидать его, и мы провели немного часов за беседой - он был прирожденным педагогом, если предмет, на которую вы говорили, была важна для него. Это было шибко ценно для меня, но я ещё хотел сберечь определенную дистанцию. Я боялся быть разочарованным человеком и предпочитал восхищаться художником издалека".
Упоминание Караяном Бычкова в последующим беседа о возможной замене в Берлине оказалось - неудивительно - и с положительными, и с отрицательными результатами, но резво Бычкову пришлось ступать в родное собственное львиное логово, в Оркестр де Пари.
- Я отправился туда из-за трудностей, которые, как я считал, я должен был одолеть, чтобы подступить к совершенству.
К этому времени он подписал контракт с фирмой "Филипс", результаты которого включают, без сомнения, лучшую запись "Евгения Онегина" на диске (основанную на постановке в Шатле 1992 года с его Парижским оркестром).
Его тракт к новым оперным вершинам открылся приглашением сделаться главным приглашенным дирижером "Флорентийского музыкального мая". "Это было время, когда я чувствовал надобность возвратиться в обычную, регулярную оперу - влюбленность к ней ни при каких обстоятельствах не исчезала, но в начале моей карьеры я принял сознательное вывод сосредоточиться на работе с оркестром, с оркестром, тот, что был бы моим собственным, и это оставляло негусто сил на подготовку оперных постановок". На этой стадии у него только немного крупных оперных выступлений - за его дебютом в Эксе последовало возвращение в туда для "Ариадны" (1985-86), "Кавалера Розы" (1987), затем были "Дон Жуан" в Чикаго (1988) и "Аида" в Лионе (1989). "Енуфой" во Флоренции в 1993 году он начал серию музыкально скрупулезно отработанных и зачастую потрясающих визуально постановок.
Во Флоренции его репертуар не выходил (за исключением "Фьерабраса" Шуберта) за рамки Моцарта, Верди, Пуччини, Вагнера, Чайковского и Шостаковича. Другие важные дебюты были сделаны с такими заметными произведениями, как "Саломея" (Гамбург), "Тоска" (Милан и Мюнхен) и "Пиковая Дама" (Амстердам). Он не стремится к экзотике.
- Надо избирать, и меня больше привлекают совершенные шедевры или же создание новых вещей. Работать с композиторами, когда вы понятия не имеете, что же из этого получится, по определению жизненно немаловажно. Меня меньше интересуют "второсортные" вещи или забытые работы, но были и исключения, как бы "Фьерабраса", забытого шедевра с музыкой, от которой у вас волосы дыбом становятся. Когда я думаю о русском репертуаре, я чувствую сильную связь с вещами, которые я впрямь ценю, но ценю я весьма немногие работы. Мне нравится внимать Римского, но - и это не суждение о качестве - дирижировать им мне не хочется. Если бы хотелось, я бы это сделал. "Войну и Мир" у меня ни при каких обстоятельствах не хватало времени музыкально испытать изнутри. Заглавие непочатый край значит для меня, сюжет сильно важен, но я не чувствую музыки".
У Бычкова шибко развиты драматические инстинкты, и ясно, что он предпочитает театрально сильные оперы.
- Это происходит от любви к литературе, от наблюдений за природой и поведением человека. Причина существования каждого произведения искусства - надобность поведать историю, что-то кому-то произнести - более того симфония - это расклад без слов. В опере вы не можете поделить слова и музыку.
И он, бесспорно, любит певцов.
- Их надобно иметь слабость! У них есть нечто, чего нет у всего остального мира, что-то, что дал им Бог - что ни на есть идеальный инструмент, тот, что запрещено приобрести, тот, что не возбраняется несложно порушить, и тот, что, если его развивать, может затронуть глубочайших частей вашей души.
У Бычкова, оперная и оркестровая жизни которого уравновешены ("так, как это и должно быть, если вы любите и то, и другое"), в настоящий момент обширные планы, включающие дрезденское "Кольцо" (которое начинается в следующем сезоне и заканчивается, пройдя совершенный цикл, в 2002-2003 годах), "Бориса Годунова" в 2003-2004 в Ковент-Гардене (с Джоном Томлинсоном) и в "Метрополитен" (с Джеймсом Моррисом), "Аиду" в Чикаго (2004-2005 г.) Он признает, что ещё ни при каких обстоятельствах не дирижировал "Фигаро" - "абсурдно, преступно, я знаю, есть и другие необъяснимые пробелы, и я не уверен, как же мне их наполнить, но с "Фигаро" я нахожу идея о традиционном театре и оркестре все менее и менее привлекательной, я слышу ее с современными инструментами в фестивальной ситуации". В феврале у него "современный" дебют с "Кельнской капеллой", но он настороженно относится к "технократическому" музыкальному миру.
- В конце концов, музыку играют люди, а не инструменты. Средства, которыми достигается музыка, постоянно должны быть вторичны - музыка - главное"...
Джон Алисон, журнал "Opera", ноябрь 2000 г.
(перевод с английского И.Емельяновой).
Так же читайте биографии известных людей:
Семен Канада Semen Kanada
У меня много кумиров, причем диаметрально противоположных по духу.
читать далее →
Семен Могилевский Semen Mogilevskiy
Выпускник Саратовской консерватории по классу альта Семен Могилевский и сам бы мог стать выдающимся музыкантом, да судьба распорядилась иначе. Свою..
читать далее →
Семен Мендельсон Semen Mendelson
Семен Мендельсон - российский актер, родился 4 июля 1978 года.В 1999 году Семен Мендельсон закончил Санкт-Петербургскую театральную академию, класс..
читать далее →
Семих Сентюрк Semih Senturk
Нападающий сборной Турции.
читать далее →