Известные люди
»Сергей Крамаренко
Рождение: Украина, 10.4.1923
0 года заместителю командира 2-й эскадрильи 176-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии Капитану С. М. Крамаренко за мужество и отывгу, проявленные при выполнении воинского долга, было присвоено звание Героя Советского Союза.
Родился 10 Апреля 1923 года в селе Калиновка Роменского района Сумской области, в семье крестьянина. Окончил 10 классов. С 1941 года в Красной Армии, год через окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.
С Августа 1942 года в действующей армии. Летом 1943 года, в составе 523-го ИАП, сражался под Курском. В 1944 году переведён в 19-й ИАП. Во время боя в районе Проскурова был сбит, получил ранение и попал в плен. Был освобождён и вернулся в свой полк, тот, что уже назывался 176-м ГвИАП. Воевал на 1-м Украинском фронте. В Феврале 1945 года сражался на 1-м Белоруском фронте, позднее участвовал в захвате Берлина. К концу войны сшиб 3 вражеских самолёта лично и 10 - в составе группы. Уничтожил аэростат - корректировщик.
После войны продолжал служить в ВВС. Участник Корейской войны с Апреля 1951 по Февраль 1952 года. Совершив 149 боевых вылетов, в воздушных боях сшиб лично 13 самолётов противника ( 9 F-86 "Сейбр", 2 F-84 и 2 Глостер "Метеор Е8" Австралийских ВВС ). 10 Октября 1951 года заместителю командира 2-й эскадрильи 176-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии Капитану С. М. Крамаренко за мужество и отывгу, проявленные при выполнении воинского долга, было присвоено звание Героя Советского Союза.
По возвращении в Союз продолжил службу. В 1955 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1981 года Генерал - Майор авиации С. М. Крамаренко - в запасе. Жил в Москве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й Степени, Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й Степени, медалями.
* * *
Сергей Крамаренко родился 10 Апреля 1923 года в селе Калиновка Ромненского района Сумской области. Отец, Макар Иванович ( 1890 - 1967 ), и мамаша, Надежда Григорьевна ( 1901 - 1982 ), занимались сельским хозяйством. В школьные годы, как и сотни тысяч его сверстников, Сергей занимался в оборонных кружках Осоавиахима, был более того руководителем одного из них. Но о военной карьере ни в жизнь в особенности не задумывался.
После десятилетки поступил в Московский институт железнодорожного транспорта в 1940 году. Однако учёбу пришлось бросить. По комсомольской путёвке Сергей вскоре оказался в Дзержинском аэроклубе. После его окончания он был зачислен в Борисоглебскую военно - авиационную школу пилотов. Теория ему давалась несложно. Практические полёты осваивались на УТ-2 и И-16. Здесь его и застала Великая Отечественная махаловка.
В Июне 1942 года школу со станции Поворино перевели неблизко в глубь страны. А восьмерых наиболее подготовленных курсантов, в числе которых оказался и Крамаренко, направили в 1-й запасной авиаполк, тот, что находился в Арзамасе.
С Августа 1942 года юный лётчик участвовал в боевых действиях в составе 523-го истребительного авиационного полка 303-й истребительной авиадивизии на Западном фронте в районе города Сухиничи. Летал он на Ла-5. За год совершил больше 80 вылетов. В неравных боях с вражеской авиацией сержант Крамаренко сшиб вражеский самолёт и, как довесок к нему, аэростат. Проявил себя смелым и инициативным пилотом, пользовался уважением и любовью своих товарищей.
В те дни его приняли в партию, перевели в 19-й истребительный авиаполк или, говоря языком того времени, полк "охотников". Вскоре он сменил сержантские погоны на офицерские с маленькой звездочкой. После перелёта под Бердичев новоиспечённый Младший лейтенант еле-еле не погиб. 19 Марта в воздушном бою вблизи от Проскурова его Ла-5 горячо зажегся. Немцы схватили обгоревшего лётчика и бросили в лагерь для военнопленных, где поместили в лазарет. К счастью, плен длился непродолжительно. На 7-й день в городок ворвались наши танки. Немцы вынуждены были нестись, успев завладеть с собой только военнопленных и легкораненых. Сергея и нескольких его соседей по лазарету оставили. Их освободили подоспевшие пехотинцы и тотчас же определили в ближний лазарет.
Здесь на Младшего лейтенанта навалилась ещё одна напасть: он подхватил сыпной тиф, а вдогон за ним - воспаление лёгких. Только к Маю начал кое - как бродить. И первое, что сделал, побывал на аэродроме, где внезапно встретил своих однополчан. Его отвели к командиру. Тот, не длительно думая, связался с главнокомандующим ВВС, и ли не на прочий день Крамаренко оказался в Центральном авиационном госпитале, что в Сокольниках. Долго ещё, вплоть до Сентября, приводили его медики в нормальное состояние.
На врачебную комиссию Сергей пришёл, опираясь на палку, но оставил её в коридоре, не показав виду, что шагать нестерпимо больно. И комиссия, истина с трудом, признала его годным к лётной работе. Он получил ориентация в незнакомую доля, куда ему вовсе не хотелось ехать.
И тут невзначай узнал, что близкий полк находится в Бресте. Знакомый лётчик перебросил его в бомболюке до Барановичей. А там по железной дороге "дезертир" независимо добрался до Бреста. Только своих там не нашёл: количество уже воевала в небе Польши. Зато нашёл связной самолёт полка, на котором и добрался до места. В конце Октября 1944 года, вернувшись в свой 176-й Гвардейский истребительный авиаполк, что называется с ходу, вошёл в боевые будни своей части. Несколько раз на новом Ла-7 ему довелось быть ведомым у прославленного аса И. Н. Кожедуба. Тут Крамаренко сшиб единственный вражеский самолёт лично. Но чаще всего он летал со штурманом полка Героем Советского Союза Майором А. С. Куманичкиным, помог ему вывести из строя 12 вражеских машин. А в групповых боях с его участием было уничтожено ещё 10 стервятников.
Из Германии количество перебросили под Москву. Теперь всё время отнимала повседневная работа, подготовка и участие в воздушных парадах. Через немного лет, когда началась американская агрессия в Корее, в полк приехал заместитель командующего ВВС округа набирать добровольцев. Желание изъявили все. Но отобрали 30 джентльмен, наиболее подготовленных, имеющих боевой навык. Вскоре они, в том числе и заместитель командира эскадрильи Гвардии Капитан Крамаренко, железнодорожным составом отправились на Дальний Восток. Обосновались на территории Китайской Народной Республики. Лётчиков переодели в китайскую форму и усиленно тренировали. Затем перебросили поближе к Корее на аэропорт Андунь, где и закончилось создание 324-й истребительный авиационной дивизии под командованием Гвардии Полковника И. Н. Кожедуба.
Поздней весной 1951 года началась боевая служба, появились потери. Особенно жаркими были бои в районе железнодорожного моста сквозь реку Яундзян. Это был величавый стратегический узел и американцы неотступно пытались вывести его из строя. 10 Апреля 48 бомбардировщиков B-29 в сопровождении 100 истребителей F-84 совершили очередной налёт. Комдив тут же поднял на перехват все свои машины. "МиГи" практически врезались в боевые порядки американцев. И закрутилась в небе карусель. В коротком бою было сбито 12 "летающих крепостей". Правда, янки списали 27. Видимо, дополнительные 15 были так изрешечены, что не поддавались восстановлению. Более 100 лётчиков с подбитых самолётов воспользовались парашютами и попали в плен. Сгорели в небе и 4 истребителя F-84. Крамаренко своей шестёркой "МиГов" не дал им отстоять бомбардировщики и сшиб ведущего группы F-84. Американские лётчики назвали тот самый день "чёрным вторником" и месяца три вслед за тем него не показывались к небе Кореи. Что касается нашей стороны, то в тот день не было потеряно ни одной машины.
В корейском небе начальник эскадрильи Капитан Крамаренко сшиб 13 самолётов. Ещё два не засчитали. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 Октября 1951 года за свой героизм и воинское мастерство ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
А 17 Января 1952 года Капитану не повезло. Его истребитель был подбит, пришлось катапультироваться. Американский лётчик сделал попытку добить Крамаренко в воздухе, но, к счастью, промахнулся. Через пару недель доля вернулась на Родину, разместилась в Калуге.
В том же году Крамаренко стал слушателем Военно - Воздушной академии, которую окончил в 1955 году. Началась повседневная работа. Сначала в Белоруссии, после этого в Грузии. Был командиром истребительного авиаполка, в Новосибирске получил направление на пост заместителя командира дивизии. Последовательно летал на МиГ-17, МиГ-21 и Су-9. Вскоре его перевели в Москву старшим лётчиком - инструктором службы безопасности ВВС страны. Затем был назначен в Читу на пост заместителя начальника штаба 23-й Воздушной армии. В 1970 году работал военным советником в Ираке и Алжире. В 1979 году он стал Генерал - Майором. В 1981 году Сергей Макарович вышел в отставку.
Ныне С. М. Крамаренко продолжает новости активную общественную работу. Он почётный профессор Российской академии естественных наук, заместитель председателя правления Клуба Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы.
Так же читайте биографии известных людей:
Сергей Кузнецов Sergey Kuznetsov
Майор С. А. Кузнецов произвёл 227 успешных боевых вылетов, в 52 воздушных боях сбил лично 19 и в составе группы 8 самолётов противника. За это время..
читать далее →
Сергей Куфонин Sergey Kufonin
Советский лётчик-штурмовик, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза. Его именем названа улица в Перми.
читать далее →
Сергей Лазарев Sergey Lazarev
Лейтенант С. И. Лазарев совершил 131 боевой вылет, в 48 воздушных боях сбил лично 15 и в составе группы 3 самолёта противника. 0 года за мужество и..
читать далее →
Сергей Литаврин Sergey Litavrin
Капитан С. Г. Литаврин совершил 311 боевых вылетов, в 55 воздушных боях сбил 10 самолётов противника. 28 Января 1943 года за мужество и воинскую..
читать далее →