Известные люди
»Сергей Накаряков
Рождение: Россия, 10.5.1977
Кто он на самом деле: "вундеркинд", "виртуоз", или просто талантливый, умный музыкант, влюбленный в музыку и в свой инструмент - трубу?.
В прессе его называют "Паганини трубы", "исключительным талантом", "нашим волшебником".
Родился 10 мая 1977 года в Горьком (Нижнем Новгороде), в музыкальной семье. Учился в 8-й музыкальной школе г.Горького по классу фортепиано у Л.В.Шпунгиной. После случившейся в 1986 году автоаварии оставил занятия фортепиано и стал обучаться игре на трубе под руководством своего отца - пианиста, мечтавшего о карьере трубача. Все годы занимается с отцом, Михаилом Накаряковым, тот, что сопровождает сына во всех его гастрольных поездках. В 1991 году сообща с родителями выехал в Израиль, с 1996 года живут во Франции. Гастролирует во многих странах Европы, в Японии. Много записывается на студиях грамзаписи. В Эстонии выступал впервой.
Кто он на самом деле: "вундеркинд", "виртуоз", или легко одаренный, мудрый музыкант, влюбленный в музыку и в свой инструмент - трубу?
"Это несложно чудо: немалый дар и при этом необыкновенная скромность". Это соображение маэстро Эри Класа я услышала на следующий день позже концерта в Пылтсамаа, где Сергей Накаряков в сопровождении Эстонского государственного симфонического оркестра под управлением Эри Класа реализовал скрипичный концерт ре минор Ф.Мендельсона в переложении для трубы с оркестром. Несколькими днями раньше он играл в Таллинне в концертном зале "Эстония" разнообразную и интересную программу, исполняя вкупе с немецким пианистом и органистом Мартином Ростом на трубе и флюгельгорне сочинения Вивальди и Верачини, Перселла и Генделя, Ф.Вебера и Арбана... Без преувеличения не возбраняется проговорить, что концертный зал "Эстония", слышавший многих выдающихся исполнителей, такого исполнения на трубе известных и не шибко известных произведений ещё не слышал.
- Как вам игралось?
- Мне было сильно славно в этом месте игрывать. Прекрасный зал с хорошей акустикой, и публика здорово приняла, очень-очень тепло. В Таллинне я ни разу не был, и мы были славно удивлены: Tаллинн - потрясающе прекрасный град.
- И это при том, что вам довелось капельку не полмира объездить.
- Действительно, я был в шибко многих странах, но у Таллинна есть что-то родное, чего не встретишь в других местах.
- А из тех мест, где вы выступали, где публика больше вас вдохновляет?
- Скорее это европейская публика, которая не стесняется являть свои эмоции. Американцы, конечно, также. А вот в Японии другие традиции: аплодировать они стесняются, зато после этого концерта ползала приходит за автографом.
- А Россия, родная Россия?
- В России в последнее время я играю нечасто. Полтора и два с половиной года вспять у меня были концерты в Горьком (в настоящее время Нижний Новгород) и Санкт-Петербурге. Очень тепло принимали.
- Как правило, музыканты, уезжающие за рубеж, скучают по российской публике. Вы не испытываете такого чувства?
- Вы знаете, посреди публики порой попадаются люди, которые довольно-таки ревностно относятся ко мне. Это мои коллеги-духовики. Особенно в родном городе.
- Ну, это, скорее, не ревность, а завидущая жаба...
- Наверно, в какой-то степени, да. Дело в том, что я в основном играю не обычный репертуар для трубы, а произведения, которые для меня переделал папа. Аранжировки сочинений, написанных для других инструментов.
- Вам не хватает литературы, созданной для этого инструмента?
- Мне без затей хочется игрывать музыку, которая мне нравится. на мой точка зрения, она ничего не потеряет в сравнении с оригиналом, и это только обогащает трубный репертуар.
- Насколько для вас важен на концерте контакт с публикой?
- Очень важен, так как, когда чувствуешь, что публика поддерживает, это помогает.
- И тем не менее вы полно времени уделяете и записям на грампластинки, где нет этого дыхания зала...
- Во время записи все одинаково идет контакт с музыкантами, с оркестром. Если дуэт "труба и фортепиано", то идет контакт с пианистом. Конечно, это значительно труднее, так как не возникает того вдохновения, которое дает публика.
- А беспокойство перед концертом - несмотря на огромное цифра выступлений - вы все же испытываете?
- На тот самый вопросительный мотив в последнее время я отвечаю так. Если чувствуешь себя недурственно подготовленным к концерту, нет и причин переживать. Хотя, с прочий стороны, перед концертом есть какая-то... Даже не знаю, как это окрестить... Когда выпьешь чашку крепкого кофе, что-то такое чувствуешь. Возбужденное состояние. Но вряд ли его волнением разрешено прозвать. Это установленный стимул.
- Наверно, вы затруднитесь прозвать численность своих выступлений. Но зато наверно помните родное первое выступление на концертной эстраде?
- Конечно, помню. Мне было 9 с половиной лет, и я играл в Горьковской филармонии "Поэму" Фибиха и "Неаполитанский танец" Чайковского. Кстати, к этому времени ещё года не прошло, как я стал заниматься на трубе. А меньше чем год через я сыграл Концерт для трубы с оркестром Арутюняна.
- Верно ли, что одна звукозаписывающая предприятие заключила с вами бессрочный контракт?
- Нет. Kогда мне было 14 лет, папа подписал контракт - я не был совершеннолетним - с немецкой фирмой грампластинок Teldec Classic Jnternational. Он продлился пять лет. Теперь пошел второй срок, так предприятие захотела продлить контракт. Уже вышло шесть моих дисков, в конце ноября выйдет седьмой.
- Сергей, вы поразительно скоро делали успехи на этом инструменте. Впечатление такое, что вы всего добиваетесь играючи: и тонких нюансов, и виртуозного мастерства...
- Конечно, без затей так с неба ничего не падает. Приходится заниматься, хотя не могу проронить, что занимался крайне немало. Все зависит от времени и обстоятельств. Если мне предстоит запись на компакт- диск, то могу заниматься в день 4-5 часов - два раза с перерывами. Но просто я играю 1,5 часа утром и 1,5 часа вечером. Максимум. Но труба - нелегкий инструмент, и, без сомнения, всякий раз нужно выкладываться.
- Признаться, мне нелегко представить, как на трубе - в различие, скажем, от фортепиано, разрешено игрывать пять-шесть часов.
- Есть, есть такие "выдающиеся" в этом плане студенты, которые занимаются очень-очень хоть отбавляй. Правда, я не знаю, помогает ли им это или нет. Потому что, на мой точка зрения, разрешается легко с ума выйти от этого. (Смеется).
- Сергей, знаю, что к трубе вы пришли волею обстоятельств...
- Отчасти, да.
- Только отчасти? Или вы считаете, что труба - ваш инструмент?
- B конечном счете я нашел свой инструмент. И должен проговорить, что мне в этом смысле крайне повезло. Я считаю, что талантов на самом деле в мире сильно немало, они без затей не нaшли себя.
- Сколько вам было лет, когда вы начали заниматься музыкой?
- Шесть. Я начал обучаться игре на фортепиано у Лады Владимировны Шпунгиной в восьмой музыкальной школе г.Горького. Дома со мной занималась мамаша, которая, необходимо сознаться, заставляла меня это совершать.
- Мама - мелодический педагог?
- Нет, но она играла когда-то на скрипке в любительском оркестре, и в музыке добро разбирается. Она высиживала со мной часы, а я противился всеми силами и сносить этого не мог. (Cмеется). Я вообще к фортепиано не подхожу, хотя обожаю тот самый инструмент - люблю его внимать. Но знаю, что это нетрудно не "мое". Зачем же я буду портить музыку?
- Удивительное признание. А из других инструментов какой вам близок? Кроме трубы, разумеется.
- Виолончель. Мне весьма нравится звук виолончели. И людской звук, конечно. Вот отчего я играю весьма как собак нерезаных аранжировок из виолончельного и вокального репертуара. У меня есть более того отдельный компакт-диск с вокальной музыкой, переложенной для трубы моей сестрой-пианисткой. Есть записи переложений валторнового репертуара, кое-какие фаготные произведения, скрипичные.
- Владимир Спиваков, услышав вас, подарил вам трубу - об этом писалось в одном музыкальном журнале. Когда это было?
- Это было в 90-м году. В тот миг для меня это было крайне немаловажно, это очень мне помогло. Он пригласил меня на свой фестиваль в Кольмаре, во Франции. Хотя об этом без малого никто не знает. В родное время мы с ним достаточно зачастую играли в России, да и во Франции.
- Вы потому что играли со многими выдающимися исполнителями, в том числе со знаменитой Татьяной Петровной Николаевой.
- Это было ее последнее претворение в жизнь фортепианного концерта Шостаковича. Раньше был эдакий фестиваль "Musik festival and sea", он проходил на корабле, в круизе по Средиземному морю. У нас сложились сильно дружеские отношения, мы замечательно общались. Она хотела вписать совместно диск в Москве. Но это не свершилось, к сожалению. (Т.Николаева умерла в 1993 году. - Т.У.)
Первый фортепианный концерт Шостаковича я играл с Женей Кисиным, играл и со своей сестрой. Но, пожалуй, самое памятное выступление с Мартой Аргерих.
- С этой феноменальной пианисткой? Как это случилось?
- Меня пригласили на мелодический фестиваль в Швейцарии, где и состоялось это выступление. Это был концерт с оркестром Лионской оперы, дирижировал Кеннет Нагано. Мы играли Первый концерт Шостаковича для фортепиано, трубы и камерного оркестра. Конечно, я этого ни в жизнь не забуду.
- У вас есть любимые партнеры, с кем вы охотнее и чаще выступаете?
- С кем я нередко играю, так это со своей сестрой. Она пианистка, училась в Московской консерватории у Веры Васильевны Горностаевой. Сейчас мы зачастую даем сольные концерты в Европе. В Японии без малого всякий год. В следующем году у нас там будет 17 сольных концертов, пригласили на семь недель.
- Как нередко вы даете концерты?
- Трудно наречь определенную цифру. Это зависит от менеджера, что-то - от моих личных желаний. Иногда есть периоды, когда я два месяца не выступаю. А другой раз получается без малого без перерывов. Конечно, надобно, чтобы оставалось время готовить новоиспеченный репертуар. Музыканту завсегда необходимо вырастать. Да и переводить дух также когда-то надобно.
- Кстати, Сережа, какие у вас увлечения?
- Трудно прозвать что-то определенное, но я шибко непочатый край играю в компьютерные игры... Да, я нимало не основательный джентльмен. А заразился этой "болезнью" от Гила Шахама, великолепного американского скрипача.
- А как вы к джазу относитесь? Ведь так непочатый край прекрасной джазовой музыки для трубы.
- Знаете, в мире столь джазовых музыкантов, безупречно потрясающих. Я не думаю, что что-то мог бы приплюсовать нового. У меня несложно к этому нет таланта.
- И вы совершенно ничего, более того для себя, не играете?
- Нет, нимало не играю. У меня огромная коллекция записей. Я обожаю джаз, он дает мне какую-то энeргию. Но я ни при каких обстоятельствах не буду этим заниматься. Только классическая музыка. Во всяком случае в то время как у меня нет других планов.
- Есть ли у вас эталоны посреди исполнителей?
- Из трубачей могу наречь Тимофея Матвеевича Докшицера, благодаря которому я начал игрывать на трубе. Когда я в первый раз услышал его пластинку с записями прелюдий И.С.Баха с органом, это меня потрясло. И я с тех пор нахожусь в этом мире.
- Он вас так заразил любовью к трубе?
- Да, он меня практически заразил. Гениальный музыкант, потрясающая персона. Мы с ним знакомы. К сожалению, не прищлось как собак нерезаных с ним встречаться. А концевой раз мы с ним виделись пару месяцев обратно. Если же вещать о моих любимых музыкантах, то это раньше всего Марта Аргерих, Миша Майский. А вообще тяжело выделить кого-то, столь прекрасных музыкантов около.
- Что для вас главное, когда вы играете?
- Самое главное - передать какие-то эмоции публике. Конечно, ты сам от этого получаешь колоссальное блаженство.
- Вы уже не единственный год живете во Франции, есть ли у вас установленный круг близких вам по духу людей?
- Это сильно тяжело, и вряд ли покуда возможно: я там с 93-го года. Но у меня подружка во Франции. И, пожалуй, на этом все заканчивается. Но у меня крайне навалом знакомых по всему миру.
- Подруга - француженка?
- Француженка. Но она по-русски замечательно говорит.
- А вы по-французски?
- Я говорю по-французски, по-английски также.
- Кем вы себя чувствуете во Франции?
- Музыкантом. Так же, как куда ни кинь.
- Гражданином мира? Можно так вымолвить?
- Можно. Запросто.
Так же читайте биографии известных людей:
Сергей Никитин Sergey Nikitin
Сергей Никитин - Заслуженный деятель искусств России (1995), член Союза театральных деятелей РФ (1992), член Всероссийского музыкального общества..
читать далее →
Сергей Островой Sergey Ostrovoy
Особенно широко Островой известен как автор многих популярных песен ("Дрозды", "Жди солдата", "Сердечная песенка", "Песня остается с человеком" и..
читать далее →
Сергей Пенкин Sergey Penkin
Сергей Пенкин, он же "золотой голос России" - человек скромный, о своих заслугах и наградах говорить не любит. Однако доподлинно известно, что он..
читать далее →
Сергей Прокофьев Sergey Prokofiev
Сергей Прокофьев - выдающийся русский и советский композитор, пианист и дирижер. Родился 23 апреля 1891 года.Сергей Прокофьев является одним из..
читать далее →