Известные люди

»

Сергей Накаряков

Сергей Накаряков Sergey Nakaryakov Карьера: Музыкант
Рождение: Россия, 10.5.1977
Кто он на самом деле: "вундеркинд", "виртуоз", или просто талантливый, умный музыкант, влюбленный в музыку и в свой инструмент - трубу?.

В прессе его называют "Паганини трубы", "исключительным талантом", "нашим волшебником".

Родился 10 мая 1977 года в Горьком (Нижнем Новгороде), в музыкальной семье. Учился в 8-й музыкальной школе г.Горького по классу фортепиано у Л.В.Шпунгиной. После случившейся в 1986 году автоаварии оставил занятия фортепиано и стал обучаться игре на трубе под руководством своего отца - пианиста, мечтавшего о карьере трубача. Все годы занимается с отцом, Михаилом Накаряковым, тот, что сопровождает сына во всех его гастрольных поездках. В 1991 году сообща с родителями выехал в Израиль, с 1996 года живут во Франции. Гастролирует во многих странах Европы, в Японии. Много записывается на студиях грамзаписи. В Эстонии выступал впервой.

Кто он на самом деле: "вундеркинд", "виртуоз", или легко одаренный, мудрый музыкант, влюбленный в музыку и в свой инструмент - трубу?

"Это несложно чудо: немалый дар и при этом необыкновенная скромность". Это соображение маэстро Эри Класа я услышала на следующий день позже концерта в Пылтсамаа, где Сергей Накаряков в сопровождении Эстонского государственного симфонического оркестра под управлением Эри Класа реализовал скрипичный концерт ре минор Ф.Мендельсона в переложении для трубы с оркестром. Несколькими днями раньше он играл в Таллинне в концертном зале "Эстония" разнообразную и интересную программу, исполняя вкупе с немецким пианистом и органистом Мартином Ростом на трубе и флюгельгорне сочинения Вивальди и Верачини, Перселла и Генделя, Ф.Вебера и Арбана... Без преувеличения не возбраняется проговорить, что концертный зал "Эстония", слышавший многих выдающихся исполнителей, такого исполнения на трубе известных и не шибко известных произведений ещё не слышал.

- Как вам игралось?

- Мне было сильно славно в этом месте игрывать. Прекрасный зал с хорошей акустикой, и публика здорово приняла, очень-очень тепло. В Таллинне я ни разу не был, и мы были славно удивлены: Tаллинн - потрясающе прекрасный град.

- И это при том, что вам довелось капельку не полмира объездить.

- Действительно, я был в шибко многих странах, но у Таллинна есть что-то родное, чего не встретишь в других местах.

- А из тех мест, где вы выступали, где публика больше вас вдохновляет?

- Скорее это европейская публика, которая не стесняется являть свои эмоции. Американцы, конечно, также. А вот в Японии другие традиции: аплодировать они стесняются, зато после этого концерта ползала приходит за автографом.

- А Россия, родная Россия?

- В России в последнее время я играю нечасто. Полтора и два с половиной года вспять у меня были концерты в Горьком (в настоящее время Нижний Новгород) и Санкт-Петербурге. Очень тепло принимали.

- Как правило, музыканты, уезжающие за рубеж, скучают по российской публике. Вы не испытываете такого чувства?

- Вы знаете, посреди публики порой попадаются люди, которые довольно-таки ревностно относятся ко мне. Это мои коллеги-духовики. Особенно в родном городе.

- Ну, это, скорее, не ревность, а завидущая жаба...

- Наверно, в какой-то степени, да. Дело в том, что я в основном играю не обычный репертуар для трубы, а произведения, которые для меня переделал папа. Аранжировки сочинений, написанных для других инструментов.

- Вам не хватает литературы, созданной для этого инструмента?

- Мне без затей хочется игрывать музыку, которая мне нравится. на мой точка зрения, она ничего не потеряет в сравнении с оригиналом, и это только обогащает трубный репертуар.

- Насколько для вас важен на концерте контакт с публикой?

- Очень важен, так как, когда чувствуешь, что публика поддерживает, это помогает.

- И тем не менее вы полно времени уделяете и записям на грампластинки, где нет этого дыхания зала...

- Во время записи все одинаково идет контакт с музыкантами, с оркестром. Если дуэт "труба и фортепиано", то идет контакт с пианистом. Конечно, это значительно труднее, так как не возникает того вдохновения, которое дает публика.

- А беспокойство перед концертом - несмотря на огромное цифра выступлений - вы все же испытываете?

- На тот самый вопросительный мотив в последнее время я отвечаю так. Если чувствуешь себя недурственно подготовленным к концерту, нет и причин переживать. Хотя, с прочий стороны, перед концертом есть какая-то... Даже не знаю, как это окрестить... Когда выпьешь чашку крепкого кофе, что-то такое чувствуешь. Возбужденное состояние. Но вряд ли его волнением разрешено прозвать. Это установленный стимул.

- Наверно, вы затруднитесь прозвать численность своих выступлений. Но зато наверно помните родное первое выступление на концертной эстраде?

- Конечно, помню. Мне было 9 с половиной лет, и я играл в Горьковской филармонии "Поэму" Фибиха и "Неаполитанский танец" Чайковского. Кстати, к этому времени ещё года не прошло, как я стал заниматься на трубе. А меньше чем год через я сыграл Концерт для трубы с оркестром Арутюняна.

- Верно ли, что одна звукозаписывающая предприятие заключила с вами бессрочный контракт?

- Нет. Kогда мне было 14 лет, папа подписал контракт - я не был совершеннолетним - с немецкой фирмой грампластинок Teldec Classic Jnternational. Он продлился пять лет. Теперь пошел второй срок, так предприятие захотела продлить контракт. Уже вышло шесть моих дисков, в конце ноября выйдет седьмой.

- Сергей, вы поразительно скоро делали успехи на этом инструменте. Впечатление такое, что вы всего добиваетесь играючи: и тонких нюансов, и виртуозного мастерства...

- Конечно, без затей так с неба ничего не падает. Приходится заниматься, хотя не могу проронить, что занимался крайне немало. Все зависит от времени и обстоятельств. Если мне предстоит запись на компакт- диск, то могу заниматься в день 4-5 часов - два раза с перерывами. Но просто я играю 1,5 часа утром и 1,5 часа вечером. Максимум. Но труба - нелегкий инструмент, и, без сомнения, всякий раз нужно выкладываться.

- Признаться, мне нелегко представить, как на трубе - в различие, скажем, от фортепиано, разрешено игрывать пять-шесть часов.

- Есть, есть такие "выдающиеся" в этом плане студенты, которые занимаются очень-очень хоть отбавляй. Правда, я не знаю, помогает ли им это или нет. Потому что, на мой точка зрения, разрешается легко с ума выйти от этого. (Смеется).

- Сергей, знаю, что к трубе вы пришли волею обстоятельств...

- Отчасти, да.

- Только отчасти? Или вы считаете, что труба - ваш инструмент?

- B конечном счете я нашел свой инструмент. И должен проговорить, что мне в этом смысле крайне повезло. Я считаю, что талантов на самом деле в мире сильно немало, они без затей не нaшли себя.

- Сколько вам было лет, когда вы начали заниматься музыкой?

- Шесть. Я начал обучаться игре на фортепиано у Лады Владимировны Шпунгиной в восьмой музыкальной школе г.Горького. Дома со мной занималась мамаша, которая, необходимо сознаться, заставляла меня это совершать.

- Мама - мелодический педагог?

- Нет, но она играла когда-то на скрипке в любительском оркестре, и в музыке добро разбирается. Она высиживала со мной часы, а я противился всеми силами и сносить этого не мог. (Cмеется). Я вообще к фортепиано не подхожу, хотя обожаю тот самый инструмент - люблю его внимать. Но знаю, что это нетрудно не "мое". Зачем же я буду портить музыку?

- Удивительное признание. А из других инструментов какой вам близок? Кроме трубы, разумеется.

- Виолончель. Мне весьма нравится звук виолончели. И людской звук, конечно. Вот отчего я играю весьма как собак нерезаных аранжировок из виолончельного и вокального репертуара. У меня есть более того отдельный компакт-диск с вокальной музыкой, переложенной для трубы моей сестрой-пианисткой. Есть записи переложений валторнового репертуара, кое-какие фаготные произведения, скрипичные.

- Владимир Спиваков, услышав вас, подарил вам трубу - об этом писалось в одном музыкальном журнале. Когда это было?

- Это было в 90-м году. В тот миг для меня это было крайне немаловажно, это очень мне помогло. Он пригласил меня на свой фестиваль в Кольмаре, во Франции. Хотя об этом без малого никто не знает. В родное время мы с ним достаточно зачастую играли в России, да и во Франции.

- Вы потому что играли со многими выдающимися исполнителями, в том числе со знаменитой Татьяной Петровной Николаевой.

- Это было ее последнее претворение в жизнь фортепианного концерта Шостаковича. Раньше был эдакий фестиваль "Musik festival and sea", он проходил на корабле, в круизе по Средиземному морю. У нас сложились сильно дружеские отношения, мы замечательно общались. Она хотела вписать совместно диск в Москве. Но это не свершилось, к сожалению. (Т.Николаева умерла в 1993 году. - Т.У.)

Первый фортепианный концерт Шостаковича я играл с Женей Кисиным, играл и со своей сестрой. Но, пожалуй, самое памятное выступление с Мартой Аргерих.

- С этой феноменальной пианисткой? Как это случилось?

- Меня пригласили на мелодический фестиваль в Швейцарии, где и состоялось это выступление. Это был концерт с оркестром Лионской оперы, дирижировал Кеннет Нагано. Мы играли Первый концерт Шостаковича для фортепиано, трубы и камерного оркестра. Конечно, я этого ни в жизнь не забуду.

- У вас есть любимые партнеры, с кем вы охотнее и чаще выступаете?

- С кем я нередко играю, так это со своей сестрой. Она пианистка, училась в Московской консерватории у Веры Васильевны Горностаевой. Сейчас мы зачастую даем сольные концерты в Европе. В Японии без малого всякий год. В следующем году у нас там будет 17 сольных концертов, пригласили на семь недель.

- Как нередко вы даете концерты?

- Трудно наречь определенную цифру. Это зависит от менеджера, что-то - от моих личных желаний. Иногда есть периоды, когда я два месяца не выступаю. А другой раз получается без малого без перерывов. Конечно, надобно, чтобы оставалось время готовить новоиспеченный репертуар. Музыканту завсегда необходимо вырастать. Да и переводить дух также когда-то надобно.

- Кстати, Сережа, какие у вас увлечения?

- Трудно прозвать что-то определенное, но я шибко непочатый край играю в компьютерные игры... Да, я нимало не основательный джентльмен. А заразился этой "болезнью" от Гила Шахама, великолепного американского скрипача.

- А как вы к джазу относитесь? Ведь так непочатый край прекрасной джазовой музыки для трубы.

- Знаете, в мире столь джазовых музыкантов, безупречно потрясающих. Я не думаю, что что-то мог бы приплюсовать нового. У меня несложно к этому нет таланта.

- И вы совершенно ничего, более того для себя, не играете?

- Нет, нимало не играю. У меня огромная коллекция записей. Я обожаю джаз, он дает мне какую-то энeргию. Но я ни при каких обстоятельствах не буду этим заниматься. Только классическая музыка. Во всяком случае в то время как у меня нет других планов.

- Есть ли у вас эталоны посреди исполнителей?

- Из трубачей могу наречь Тимофея Матвеевича Докшицера, благодаря которому я начал игрывать на трубе. Когда я в первый раз услышал его пластинку с записями прелюдий И.С.Баха с органом, это меня потрясло. И я с тех пор нахожусь в этом мире.

- Он вас так заразил любовью к трубе?

- Да, он меня практически заразил. Гениальный музыкант, потрясающая персона. Мы с ним знакомы. К сожалению, не прищлось как собак нерезаных с ним встречаться. А концевой раз мы с ним виделись пару месяцев обратно. Если же вещать о моих любимых музыкантах, то это раньше всего Марта Аргерих, Миша Майский. А вообще тяжело выделить кого-то, столь прекрасных музыкантов около.

- Что для вас главное, когда вы играете?

- Самое главное - передать какие-то эмоции публике. Конечно, ты сам от этого получаешь колоссальное блаженство.

- Вы уже не единственный год живете во Франции, есть ли у вас установленный круг близких вам по духу людей?

- Это сильно тяжело, и вряд ли покуда возможно: я там с 93-го года. Но у меня подружка во Франции. И, пожалуй, на этом все заканчивается. Но у меня крайне навалом знакомых по всему миру.

- Подруга - француженка?

- Француженка. Но она по-русски замечательно говорит.

- А вы по-французски?

- Я говорю по-французски, по-английски также.

- Кем вы себя чувствуете во Франции?

- Музыкантом. Так же, как куда ни кинь.

- Гражданином мира? Можно так вымолвить?

- Можно. Запросто.

Так же читайте биографии известных людей:
Сергей Никитин Sergey Nikitin

Сергей Никитин - Заслуженный деятель искусств России (1995), член Союза театральных деятелей РФ (1992), член Всероссийского музыкального общества..
читать далее

Сергей Островой Sergey Ostrovoy

Особенно широко Островой известен как автор многих популярных песен ("Дрозды", "Жди солдата", "Сердечная песенка", "Песня остается с человеком" и..
читать далее

Сергей Пенкин Sergey Penkin

Сергей Пенкин, он же "золотой голос России" - человек скромный, о своих заслугах и наградах говорить не любит. Однако доподлинно известно, что он..
читать далее

Сергей Прокофьев Sergey Prokofiev

Сергей Прокофьев - выдающийся русский и советский композитор, пианист и дирижер. Родился 23 апреля 1891 года.Сергей Прокофьев является одним из..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий