Известные люди

»

Сергей Рачинский

Сергей Рачинский Sergey Rachinskij Карьера: Ботаник
Рождение: Россия
Рачинский (Сергей Александрович) - ботаник и известный деятель по народному образованию; родился в 1836 г., учился в Московском университете, получил степень магистра ботаники за диссертацию "О движении высших растений" (М., 1859).

Ко времени профессорской деятельности Рачинского в Московском университете относится немного самостоятельных работ по его специальности ("О некоторых химических превращениях растительных тканей", М., 1866) и превосходных научно-популярных очерков, печатавшихся в "Русском Вестнике": "Цветы и насекомые" и другие. В 1867 г. Рачинский, оставив профессуру, поселился в деревне, а в 1875 г. всецело посвятил себя народной школе в селе Татеве, Бельского уезда Смоленской губернии. Переселясь из барского дома в школу, он начал существовать одной жизнью со своими учениками. Кроме детей, Рачинского, с самого начала его деятельности, окружали и юноши-крестьяне, которых он подготовлял в учителя для окрестных сел и для которых сохранял значимость руководителя и наставника. Для учеников из соседних деревень при школе устроено было общежитие. На общей молитве, достаточно продолжительной, ученики распевали церковные песни; по субботам сам Рачинский читал евангелие по-церковнославянски и по-русски, с краткими объяснениями. Школа Рачинского, в тех скромных пределах, которыми она ограничила свою занятие, достигла блестящих результатов; по совершенной исключительности условий, при которых они достигнуты, они не могут, конечно, служить критерием тех принципов, которые проводит Рачинский в своих педагогическо-литературных трудах, желая сформировать согласный с ними групповой тип народной школы. В своих "Заметках о сельских школах" (СПб., 1883), напечатанных "по распоряжению обер-прокурора Святейшего Синода" и появившихся намедни издания правил о церковно-приходских школах, Рачинский высказывается за передачу всего дела начального образования безраздельно в ведение духовенства, хотя в то же время не признает за духовенством исторических заслуг в деле народного образования, а в позднейших своих статьях не скрывает и жутко холодного отношения современного сельского духовенства к народной школе. Рачинский в особенности налегает на то положение, что наша сельская учебное заведение, в различие от западной, возникает "при глубоком равнодушии образованных классов" (что идеально неверно), устраивается самим народом "при крайне слабом участии духовенства", и тем не менее ориентация в ней чисто церковное. Народ ищет "не житейского, а возвышенного учения"; он в свое время всего желает, чтобы учащиеся знали церковно-славянский язык, умели уяснять текст часослов, псалтирь и другие богослужебные книги, знакомились с церковным пением. В этом национально-религиозном характере народной школы Рачинский видит ее силу, и сообразно этому ограничивает вектор движения ее обучением грамоте, преимущественно по церковным книгам, да арифметикой, одобряя и уставное сообщение с печатными церковно-славянскими буквами. При больше продолжительном времени для занятий, при больше правильном посещении школы и при двух учителях, Рачинский вводит в программу ещё геометрию, физику, отчасти географию и историю. Сообщения попутно некоторых знаний о природе и отечестве, возможного и для обыкновенной начальной школы, Рачинский не признает. Отвергает Рачинский и "немецкие" методы преподавания. В основание преподавания русского языка он кладет язык церковно-славянский, со всеми его грамматическими формами, читка в школе на этом языке, также с русским переводом, евангелия, псалтири и других богослужебных книг; при таком курсе знание русского языка, по мнению Рачинского, приложится уже само собой. В курсе грамматики Рачинский держится, и все-таки, Греча, то есть "немецкого" способа, тот, что воспринят был у нас лет 70 тому вспять и потому что считается русским. Для чтения в народной школе, для которого, хотя вообще-то, по системе Рачинского еле-еле ли найдется навалом досуга, Рачинский назначает Гомера, Шекспира, Пушкина, Жуковского, семейную хронику Аксакова, некоторые произведения Лажечникова, Загоскина, Даля, А. Толстого, но абсолютно исключает Гоголя и других писателей сороковых годов. Изображая в самых мрачных красках "духовную атмосферу, которою 30 лет дышала наша сельская школа", руководимая светскими народными учителями, этим "новым классом людей, презирающих население и ненавидимых народом", Рачинский находит, что "училищем благочестия и доб

рых нравов" наша сельская учебное заведение все это время не была, оттого что "существование образованных классов учила распущенности и безбожию", и этой же причине приписывает упадок творчества во всех сферах духовной жизни народа. Но в не менее мрачных красках рисует он и современное сельское духовенство, в руки которого он предлагает вернуть сельские школы; оно является в его изображении "сословием запуганным, но совместно жадным и завистливым, униженным, но притязательным, ленивым и равнодушным к своему высшему призванию, а вследствие того и не сильно безукоризненным в образе жизни". Это плачевное состояние духовенства, по убеждению Рачинского, не может быть изменено реформами, мероприятиями, идущими свыше: для этого "нужен собственный геройский поступок, бесконечно нелегкий, до смешного скромный - и потому как большой. Нужно, чтобы люди с высшим образованием, с обеспеченным достатком, не принадлежащие к касте духовной, принимали на себя, по одной любви к Богу и ближнему, тяжелый крест священства". Другой схема обновления духовного сословия Рачинский видит в привлечении к нему свежих сил из среды крестьянства. Тем не менее Рачинский утверждает, что учебное заведение, поступив в ведение духовенства, возвысит последнее; население, с его не нуждающимся в свободе высоким религиозно-просветительным началом, приведет духовенство к пониманию его призвания. И о народе, и все-таки, Рачинский отзывается неодобрительно, находя, что "в настоящее время, в минуту пробуждения в нашем народе сознательного христианства, хмельной разгул чрезмерно зачастую заглушает в нем всякое движение духа", вследствие чего является настоятельная надобность в "скором и решительном повороте". Вообще тяжело разобрать, кто, по мнению Рачинского, сберег источник жизни. Народ ищет спасения от интеллигенции, которая также плоха и может быть спасена только народом. Сборник статей Рачинского вышел под заглавием: "Сельская школа" (М., 1891 и 1898, с вводной статьей о школе в селе Татеве последователя Рачинского, Горбова). Рачинскому принадлежит ещё брошюра "Народное искусство и сельская школа" (М., 1882). Ср. М. Ш. "Новый проект устройства народной школы" ("Вестник Европы", 1883, 8); Полетов "С.А. Рачинский" (Оренбург, 1891). Умер в 1902 году. Его последние труды: "Письма к духовному юношеству о трезвости" (М., 1899); "Сельская учебное заведение. Сборник статей" (изд. 5, СПб., 1902); "Геометрические забавы" (ib., 1901); "1001 проблема для умственного счета. Пособие для учителей сельских школ" (ib., 1899). См. С. Танаевский "Памяти С. А. Р." (Казань, 1904); его же "С. А. Р. как борец за трезвость народную на церковно-школьной почве" (Вятка, 1899); Н. Горбов "С.А. Рачинский" (СПб., 1903). Переписка Р. с самыми разнообразными, знакомыми и незнакомыми, лицами и по самым разнообразным вопросам (в 60 переплетенных томах, с обозначением срока, после этого которого она может поступить в общее пользование), хранится в Императорской Публичной Библиотеке. Часть писем ещё не разобрана, всего, по мнению Н. Горбова, их получится свыше 150 томов.

Так же читайте биографии известных людей:
Сергей Бахрушин Sergey Bahrushin

Из купеческой семьи Бахрушиных. Окончил историко-филологический факультет (1904) Московского университета. Ученик В. О. Ключевского. В 1909 зачислен..
читать далее

Сергей Белокуров Sergey Belokurov

Белокуров, Сергей Алексеевич - церковный историк и археолог, родился в 1862 г.; по окончании курса в Московской духовной академии в 1886 г. поступил..
читать далее

Сергей Волков Sergey Volkov

Особенно большое внимание Сергей Волков уделял российскому служилому сословию, более 30 лет занимаясь составлением полного реестра лиц (с основными..
читать далее

Сергей Игумнов Sergey Igumnov

Русский и украинский санитарный врач, историк земской медицины, поэт.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий