Известные люди
»Сергей Рачинский
Рождение: Россия
Рачинский (Сергей Александрович) - ботаник и известный деятель по народному образованию; родился в 1836 г., учился в Московском университете, получил степень магистра ботаники за диссертацию "О движении высших растений" (М., 1859).
Ко времени профессорской деятельности Рачинского в Московском университете относится немного самостоятельных работ по его специальности ("О некоторых химических превращениях растительных тканей", М., 1866) и превосходных научно-популярных очерков, печатавшихся в "Русском Вестнике": "Цветы и насекомые" и другие. В 1867 г. Рачинский, оставив профессуру, поселился в деревне, а в 1875 г. всецело посвятил себя народной школе в селе Татеве, Бельского уезда Смоленской губернии. Переселясь из барского дома в школу, он начал существовать одной жизнью со своими учениками. Кроме детей, Рачинского, с самого начала его деятельности, окружали и юноши-крестьяне, которых он подготовлял в учителя для окрестных сел и для которых сохранял значимость руководителя и наставника. Для учеников из соседних деревень при школе устроено было общежитие. На общей молитве, достаточно продолжительной, ученики распевали церковные песни; по субботам сам Рачинский читал евангелие по-церковнославянски и по-русски, с краткими объяснениями. Школа Рачинского, в тех скромных пределах, которыми она ограничила свою занятие, достигла блестящих результатов; по совершенной исключительности условий, при которых они достигнуты, они не могут, конечно, служить критерием тех принципов, которые проводит Рачинский в своих педагогическо-литературных трудах, желая сформировать согласный с ними групповой тип народной школы. В своих "Заметках о сельских школах" (СПб., 1883), напечатанных "по распоряжению обер-прокурора Святейшего Синода" и появившихся намедни издания правил о церковно-приходских школах, Рачинский высказывается за передачу всего дела начального образования безраздельно в ведение духовенства, хотя в то же время не признает за духовенством исторических заслуг в деле народного образования, а в позднейших своих статьях не скрывает и жутко холодного отношения современного сельского духовенства к народной школе. Рачинский в особенности налегает на то положение, что наша сельская учебное заведение, в различие от западной, возникает "при глубоком равнодушии образованных классов" (что идеально неверно), устраивается самим народом "при крайне слабом участии духовенства", и тем не менее ориентация в ней чисто церковное. Народ ищет "не житейского, а возвышенного учения"; он в свое время всего желает, чтобы учащиеся знали церковно-славянский язык, умели уяснять текст часослов, псалтирь и другие богослужебные книги, знакомились с церковным пением. В этом национально-религиозном характере народной школы Рачинский видит ее силу, и сообразно этому ограничивает вектор движения ее обучением грамоте, преимущественно по церковным книгам, да арифметикой, одобряя и уставное сообщение с печатными церковно-славянскими буквами. При больше продолжительном времени для занятий, при больше правильном посещении школы и при двух учителях, Рачинский вводит в программу ещё геометрию, физику, отчасти географию и историю. Сообщения попутно некоторых знаний о природе и отечестве, возможного и для обыкновенной начальной школы, Рачинский не признает. Отвергает Рачинский и "немецкие" методы преподавания. В основание преподавания русского языка он кладет язык церковно-славянский, со всеми его грамматическими формами, читка в школе на этом языке, также с русским переводом, евангелия, псалтири и других богослужебных книг; при таком курсе знание русского языка, по мнению Рачинского, приложится уже само собой. В курсе грамматики Рачинский держится, и все-таки, Греча, то есть "немецкого" способа, тот, что воспринят был у нас лет 70 тому вспять и потому что считается русским. Для чтения в народной школе, для которого, хотя вообще-то, по системе Рачинского еле-еле ли найдется навалом досуга, Рачинский назначает Гомера, Шекспира, Пушкина, Жуковского, семейную хронику Аксакова, некоторые произведения Лажечникова, Загоскина, Даля, А. Толстого, но абсолютно исключает Гоголя и других писателей сороковых годов. Изображая в самых мрачных красках "духовную атмосферу, которою 30 лет дышала наша сельская школа", руководимая светскими народными учителями, этим "новым классом людей, презирающих население и ненавидимых народом", Рачинский находит, что "училищем благочестия и доб
рых нравов" наша сельская учебное заведение все это время не была, оттого что "существование образованных классов учила распущенности и безбожию", и этой же причине приписывает упадок творчества во всех сферах духовной жизни народа. Но в не менее мрачных красках рисует он и современное сельское духовенство, в руки которого он предлагает вернуть сельские школы; оно является в его изображении "сословием запуганным, но совместно жадным и завистливым, униженным, но притязательным, ленивым и равнодушным к своему высшему призванию, а вследствие того и не сильно безукоризненным в образе жизни". Это плачевное состояние духовенства, по убеждению Рачинского, не может быть изменено реформами, мероприятиями, идущими свыше: для этого "нужен собственный геройский поступок, бесконечно нелегкий, до смешного скромный - и потому как большой. Нужно, чтобы люди с высшим образованием, с обеспеченным достатком, не принадлежащие к касте духовной, принимали на себя, по одной любви к Богу и ближнему, тяжелый крест священства". Другой схема обновления духовного сословия Рачинский видит в привлечении к нему свежих сил из среды крестьянства. Тем не менее Рачинский утверждает, что учебное заведение, поступив в ведение духовенства, возвысит последнее; население, с его не нуждающимся в свободе высоким религиозно-просветительным началом, приведет духовенство к пониманию его призвания. И о народе, и все-таки, Рачинский отзывается неодобрительно, находя, что "в настоящее время, в минуту пробуждения в нашем народе сознательного христианства, хмельной разгул чрезмерно зачастую заглушает в нем всякое движение духа", вследствие чего является настоятельная надобность в "скором и решительном повороте". Вообще тяжело разобрать, кто, по мнению Рачинского, сберег источник жизни. Народ ищет спасения от интеллигенции, которая также плоха и может быть спасена только народом. Сборник статей Рачинского вышел под заглавием: "Сельская школа" (М., 1891 и 1898, с вводной статьей о школе в селе Татеве последователя Рачинского, Горбова). Рачинскому принадлежит ещё брошюра "Народное искусство и сельская школа" (М., 1882). Ср. М. Ш. "Новый проект устройства народной школы" ("Вестник Европы", 1883, 8); Полетов "С.А. Рачинский" (Оренбург, 1891). Умер в 1902 году. Его последние труды: "Письма к духовному юношеству о трезвости" (М., 1899); "Сельская учебное заведение. Сборник статей" (изд. 5, СПб., 1902); "Геометрические забавы" (ib., 1901); "1001 проблема для умственного счета. Пособие для учителей сельских школ" (ib., 1899). См. С. Танаевский "Памяти С. А. Р." (Казань, 1904); его же "С. А. Р. как борец за трезвость народную на церковно-школьной почве" (Вятка, 1899); Н. Горбов "С.А. Рачинский" (СПб., 1903). Переписка Р. с самыми разнообразными, знакомыми и незнакомыми, лицами и по самым разнообразным вопросам (в 60 переплетенных томах, с обозначением срока, после этого которого она может поступить в общее пользование), хранится в Императорской Публичной Библиотеке. Часть писем ещё не разобрана, всего, по мнению Н. Горбова, их получится свыше 150 томов.
Так же читайте биографии известных людей:
Сергей Бахрушин Sergey Bahrushin
Из купеческой семьи Бахрушиных. Окончил историко-филологический факультет (1904) Московского университета. Ученик В. О. Ключевского. В 1909 зачислен..
читать далее →
Сергей Белокуров Sergey Belokurov
Белокуров, Сергей Алексеевич - церковный историк и археолог, родился в 1862 г.; по окончании курса в Московской духовной академии в 1886 г. поступил..
читать далее →
Сергей Волков Sergey Volkov
Особенно большое внимание Сергей Волков уделял российскому служилому сословию, более 30 лет занимаясь составлением полного реестра лиц (с основными..
читать далее →
Сергей Игумнов Sergey Igumnov
Русский и украинский санитарный врач, историк земской медицины, поэт.
читать далее →