Известные люди

»

Сергей Феоктистов

Сергей Феоктистов Sergey Feoktistov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия» Воронежская область» Борисоглебск, 19.1.1919
Всего произвёл 146 успешных боевых вылетов. В воздушных боях сбил 7 вражеских самолётов лично и 4 - в составе группы. 0 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами в годы Великой Отечественной войны, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Родился 19 Января 1919 года в городе Борисоглебск, теперь Воронежской области, в семье рабочего. Детство и молодость провёл в Москве. Окончил 7 классов неполной средней школы и аэроклуб. Работал учеником токаря на заводе, следом на строительстве метрополитена. С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС.

На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. К Сентябрю 1944 года начальник эскадрильи 568-го штурмового авиационного полка ( 231-я штурмовая авиационная дивизия, 2-й штурмовой авиационный остов, 5-я Воздушная вс, 2-й Украинский фронт ) Капитан С. А. Феоктистов совершил 80 боевых вылетов на штурмовку войск и техники противника. Уничтожил в воздушных боях 7 самолётов противника.

Вэтого произвёл 146 успешных боевых вылетов. В воздушных боях сшиб 7 вражеских самолётов лично и 4 - в составе группы. 15 Мая 1946 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами в годы Великой Отечественной войны, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1948 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы, в 1957 году благополучно окончил Военно - Воздушную академию. С 1972 года Гвардии Полковник С. А. Феоктистов - в запасе. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями. Жил в Москве. Умер 13 Апреля 1973 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

* * *

Войну Сергей Феоктистов встретил в составе одного из истребительных авиационных полков. В первостепеннный же день войны, 22 Июня 1941 года их аэровокзал подвергся бомбардировке. На уцелевших И-16 лётчики в течение месяца вели напряжённые бои. Затем полк был переформирован в штурмовой и начал к боевой деятельности на дальних подступах к Москве.

Не сию минуту, конечно, пришло мастерство. Медленно, но правильно младой лётчик набирался сил, обретал боевой навык, умение. Научился верно бомбить, поражать цели "эрэсами", разгадывать замыслы противника. Вскоре и сам стал отдавать трудную науку воздушного боя снова прибывшей молодежи. Вспоминает С. А. Феоктистов:

"Молодому пополнению, прибывшему в полк вслед за тем нас, было уже полегче. Мы их учили, оберегали. Поэтому и воевали они благополучно. Например Иван Шмонов, Владимир Волков и Виктор Якушев в недлинный срок немного было не догнали нас, своих наставников, по количеству боевых вылетов.

А отчего ? Потому что не ходили они в хвосте боевого порядка, как мы, будучи ещё молодыми, а ходили где - то в середине, а то и в звене ведущего. Не тратили драгоценное время на медсанбаты и лазареты. Чтобы "Мессер" мог подобраться к молодому пилоту, ему предстояло сперва ухватиться с такими асами, как Гена Турапин, Алёша Макаров, Андрей Нечипорук, Володя Знаменский, ходившими на хвосте боевого порядка в составе пары, а то и звена. А это - мощь.

"Ходить на хвосте" - это значит ограждать спереди идущих товарищей, сражаться за них с "Мессерами", быть для них броневым щитом. Они защищали нас без малого в каждом полёте, в силу того что что на практике в каждом полёте на нас нападали "Мессеры". Наши друзья сражались храбро и мастерски. Многие из пилотов, дошедших до Победы, обязаны им жизнью...

Чувство товарищества, взаимной выручки мы пронесли по фронтовому небу войны. Идя на врага, любой из нас стабильно чувствовал "локоть" товарища и был уверен, что в минуту опасности товарищ прикроет своим огнём, поддержит морально, если необходимо, примет потрясение на себя.

Однажды четверка Ил-2 во главе с Лейтенантом Гавриловым, совершив налёт на железнодорожную станцию, возвращалась на аэропорт. Неожиданно появились три Ме-109. А у наших нет боезапаса и трое из четырёх - молодые пилоты. Хитрый, находчивый, не знавший страха Гаврилов принял жар на себя. Он смело имитировал лобовые атаки, связал истребители боем и после этого того, как молодые пилоты успешно ушли, отважно сражался с врагом в течение 15 минут.

Лётчики - истребители, наблюдавшие тот самый махач с земли, позднее прислали нам телеграмму: "Восхищены мужеством и мастерством лётчика - штурмовика, ведшего мордобой 3 Апреля 1942 года с тремя Ме-109. Хотелось бы иметь в распоряжении его в своих рядах".

Весной 1942 года полк был переведён на Северо - Западный фронт, в район Демянска. Там, немецкое руководство в первый раз предприняло попытку основать снабжение своих окружённых войск по воздуху. В те дни, наряду со штурмовкой наземных целей, Феоктистов сшиб в воздушных боях 4 транспортных самолёта Ju-52. Затем участвовал в Сталинградской битве, далее в боях на территории Белоруссии.

Очень тяжёлые бои пришлось новости лётчикам полка в отрезок времени Сталинградской битвы, в особенности в её начале, когда враг имел явное превосходство в воздухе. Усугубляло ситуацию то, что штурмовик был одноместным и с хвоста на практике беззащитен. Вспоминает С. А. Феоктистов:

"В сталинградском небе было практически узко. "Мессеры" кружили, как осы. Задней кабины, в которую мы опосля посадили стрелка, у нас ещё на было. Погибали машины и наши боевые товарищи.

И как гром среди ясного неба - попробуй до такого додуматься - наши инженеры установили в хвостище самолёта обыкновенные сигнальные ракеты. Конечно, это были не пушки, но представьте себе: Ме-109 идет в атаку, сближается, вот - вот откроет жар и нежданно, прямо перед глазами - огневой шар... И немцы выскакивали из - под хвоста наших самолётов чисто ошпаренные. Разберись попробуй, что это за новоиспеченный внешность оружия придумали русские. А полк, имея такое "оружие", продержался в непрерывных боях существенно дольше обычного".

После окончания сталинградской битвы начались новые бои, на другом участке фронта... 26 Февраля 1943 года в единственный из вылетов на штурмовку вражеских позиций Феоктистов, на счету которого было уже 4 сбитых в воздушных боях "Юнкерса" и единственный "Хеншель", был подбит зенитным огнём врага, и его самолёт с убранным шасси упал на кустарник и, зарываясь носом в сугроб, прополз немного метров. Произошло это на территории, занятой противником.

Летчик выскочил из кабины и первая его идея была - "как быть с самолётом ?". Достав ракетницу, Феоктистов открыл горловину бензобака. Глухо прозвучал выстрел. Лётчик успел соскочить с крыла и упал ничком в снег. Раздался оглушительный взрыв.

Немецкие продолжительно солдаты искали лётчика. Дважды без малого лицом к лицу сталкивался с ними Феоктистов и любой раз уходил от них. Мёрз ночами в снегу, голодал, но все шёл и шёл к линии фронта, в сторону канонады, доносившейся с востока. Знал лётчик одно: живым его не возьмут, будет биться, в то время как бьется сердце...

На 8-е сутки - радость: встретил партизанских разведчиков. Они - то и привели Сергея в штаб 1-й Белорусской партизанской бригады, насчитывавшей немного тысяч бойцов. Встал в их ряды и Сергей Феоктистов. Он не мог поступить по иному. Вместе с партизанами ходил на задания. Помогал в разработке боевых операций. Наравне со всеми отбивал яростные атаки карателей, ходил в разведку.

Потом за Сергеем прилетел самолёт По-2 и увёз его на "Большую землю". С Апреля 1943 года лётчик Феоктистов снова сел за штурвал "Ила", чтобы громить врага. К Сентябрю 1944 года начальник 1-й эскадрильи 568-го штурмового авиационного полка Капитан С. А. Феоктистов совершил 80 боевых вылетов на штурмовку войск и техники противника. В воздушных боях сшиб 7 самолётов противника.

Войну Сергей Феоктистов закончил в составе 187-го Гвардейского Краснознамённого штурмового авиационного полка, совершив 146 успешных боевых вылетов и доведя счёт своих воздушных побед до 11 ( лично сшиб 7 самолётов и 4 в группе с товарищами ). Одиннадцать ! Такой боевой счёт более того для истребителя - занятие чести и доблести, а оттого что Феоктистов летал на тяжёлом маломаневренном штурмовике... 15 Мая 1946 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами в годы Великой Отечественной войны, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После окончания войны Сергей Алексеевич продолжал служить в ВВС. Уволившись 1972 году в припас, жил в Москве.

Так же читайте биографии известных людей:
Сергей Шалыганов Sergey Shaluganov

Служил в 119-й эскадрилье 95-й истребительной авиационной бригады Закавказского военного округа.0 года награждён орденом Красного Знамени...
читать далее

Сергей Шевелев Sergey Shevelev

Всего выполнил 186 успешных боевых вылетов. Проведя 40 воздушных боёв, сбил 13 самолётов лично и 2 - в группе с товарищами.Награждён орденами..
читать далее

Сергей Шпуняков Sergey Shpunyakov

Старший лейтенант С. П. Шпуняков совершил 335 боевых вылетов, в 51 воздушном бою сбил 15 самолётов противника и 5 уничтожил на земле. 0 года за..
читать далее

Сергей Щиров Sergey Shirov

Сергей Щиров - Герой Советского Союза, инструктор по технике пилотирования 87-го истребительного авиаполка (236-я истребительная авиадивизия,..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий