Известные люди
»Сергей Феоктистов
Рождение: Россия» Воронежская область» Борисоглебск, 19.1.1919
Всего произвёл 146 успешных боевых вылетов. В воздушных боях сбил 7 вражеских самолётов лично и 4 - в составе группы. 0 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами в годы Великой Отечественной войны, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Родился 19 Января 1919 года в городе Борисоглебск, теперь Воронежской области, в семье рабочего. Детство и молодость провёл в Москве. Окончил 7 классов неполной средней школы и аэроклуб. Работал учеником токаря на заводе, следом на строительстве метрополитена. С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС.
На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. К Сентябрю 1944 года начальник эскадрильи 568-го штурмового авиационного полка ( 231-я штурмовая авиационная дивизия, 2-й штурмовой авиационный остов, 5-я Воздушная вс, 2-й Украинский фронт ) Капитан С. А. Феоктистов совершил 80 боевых вылетов на штурмовку войск и техники противника. Уничтожил в воздушных боях 7 самолётов противника.
Вэтого произвёл 146 успешных боевых вылетов. В воздушных боях сшиб 7 вражеских самолётов лично и 4 - в составе группы. 15 Мая 1946 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами в годы Великой Отечественной войны, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1948 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы, в 1957 году благополучно окончил Военно - Воздушную академию. С 1972 года Гвардии Полковник С. А. Феоктистов - в запасе. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями. Жил в Москве. Умер 13 Апреля 1973 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
* * *
Войну Сергей Феоктистов встретил в составе одного из истребительных авиационных полков. В первостепеннный же день войны, 22 Июня 1941 года их аэровокзал подвергся бомбардировке. На уцелевших И-16 лётчики в течение месяца вели напряжённые бои. Затем полк был переформирован в штурмовой и начал к боевой деятельности на дальних подступах к Москве.
Не сию минуту, конечно, пришло мастерство. Медленно, но правильно младой лётчик набирался сил, обретал боевой навык, умение. Научился верно бомбить, поражать цели "эрэсами", разгадывать замыслы противника. Вскоре и сам стал отдавать трудную науку воздушного боя снова прибывшей молодежи. Вспоминает С. А. Феоктистов:
"Молодому пополнению, прибывшему в полк вслед за тем нас, было уже полегче. Мы их учили, оберегали. Поэтому и воевали они благополучно. Например Иван Шмонов, Владимир Волков и Виктор Якушев в недлинный срок немного было не догнали нас, своих наставников, по количеству боевых вылетов.
А отчего ? Потому что не ходили они в хвосте боевого порядка, как мы, будучи ещё молодыми, а ходили где - то в середине, а то и в звене ведущего. Не тратили драгоценное время на медсанбаты и лазареты. Чтобы "Мессер" мог подобраться к молодому пилоту, ему предстояло сперва ухватиться с такими асами, как Гена Турапин, Алёша Макаров, Андрей Нечипорук, Володя Знаменский, ходившими на хвосте боевого порядка в составе пары, а то и звена. А это - мощь.
"Ходить на хвосте" - это значит ограждать спереди идущих товарищей, сражаться за них с "Мессерами", быть для них броневым щитом. Они защищали нас без малого в каждом полёте, в силу того что что на практике в каждом полёте на нас нападали "Мессеры". Наши друзья сражались храбро и мастерски. Многие из пилотов, дошедших до Победы, обязаны им жизнью...
Чувство товарищества, взаимной выручки мы пронесли по фронтовому небу войны. Идя на врага, любой из нас стабильно чувствовал "локоть" товарища и был уверен, что в минуту опасности товарищ прикроет своим огнём, поддержит морально, если необходимо, примет потрясение на себя.
Однажды четверка Ил-2 во главе с Лейтенантом Гавриловым, совершив налёт на железнодорожную станцию, возвращалась на аэропорт. Неожиданно появились три Ме-109. А у наших нет боезапаса и трое из четырёх - молодые пилоты. Хитрый, находчивый, не знавший страха Гаврилов принял жар на себя. Он смело имитировал лобовые атаки, связал истребители боем и после этого того, как молодые пилоты успешно ушли, отважно сражался с врагом в течение 15 минут.
Лётчики - истребители, наблюдавшие тот самый махач с земли, позднее прислали нам телеграмму: "Восхищены мужеством и мастерством лётчика - штурмовика, ведшего мордобой 3 Апреля 1942 года с тремя Ме-109. Хотелось бы иметь в распоряжении его в своих рядах".
Весной 1942 года полк был переведён на Северо - Западный фронт, в район Демянска. Там, немецкое руководство в первый раз предприняло попытку основать снабжение своих окружённых войск по воздуху. В те дни, наряду со штурмовкой наземных целей, Феоктистов сшиб в воздушных боях 4 транспортных самолёта Ju-52. Затем участвовал в Сталинградской битве, далее в боях на территории Белоруссии.
Очень тяжёлые бои пришлось новости лётчикам полка в отрезок времени Сталинградской битвы, в особенности в её начале, когда враг имел явное превосходство в воздухе. Усугубляло ситуацию то, что штурмовик был одноместным и с хвоста на практике беззащитен. Вспоминает С. А. Феоктистов:
"В сталинградском небе было практически узко. "Мессеры" кружили, как осы. Задней кабины, в которую мы опосля посадили стрелка, у нас ещё на было. Погибали машины и наши боевые товарищи.
И как гром среди ясного неба - попробуй до такого додуматься - наши инженеры установили в хвостище самолёта обыкновенные сигнальные ракеты. Конечно, это были не пушки, но представьте себе: Ме-109 идет в атаку, сближается, вот - вот откроет жар и нежданно, прямо перед глазами - огневой шар... И немцы выскакивали из - под хвоста наших самолётов чисто ошпаренные. Разберись попробуй, что это за новоиспеченный внешность оружия придумали русские. А полк, имея такое "оружие", продержался в непрерывных боях существенно дольше обычного".
После окончания сталинградской битвы начались новые бои, на другом участке фронта... 26 Февраля 1943 года в единственный из вылетов на штурмовку вражеских позиций Феоктистов, на счету которого было уже 4 сбитых в воздушных боях "Юнкерса" и единственный "Хеншель", был подбит зенитным огнём врага, и его самолёт с убранным шасси упал на кустарник и, зарываясь носом в сугроб, прополз немного метров. Произошло это на территории, занятой противником.
Летчик выскочил из кабины и первая его идея была - "как быть с самолётом ?". Достав ракетницу, Феоктистов открыл горловину бензобака. Глухо прозвучал выстрел. Лётчик успел соскочить с крыла и упал ничком в снег. Раздался оглушительный взрыв.
Немецкие продолжительно солдаты искали лётчика. Дважды без малого лицом к лицу сталкивался с ними Феоктистов и любой раз уходил от них. Мёрз ночами в снегу, голодал, но все шёл и шёл к линии фронта, в сторону канонады, доносившейся с востока. Знал лётчик одно: живым его не возьмут, будет биться, в то время как бьется сердце...
На 8-е сутки - радость: встретил партизанских разведчиков. Они - то и привели Сергея в штаб 1-й Белорусской партизанской бригады, насчитывавшей немного тысяч бойцов. Встал в их ряды и Сергей Феоктистов. Он не мог поступить по иному. Вместе с партизанами ходил на задания. Помогал в разработке боевых операций. Наравне со всеми отбивал яростные атаки карателей, ходил в разведку.
Потом за Сергеем прилетел самолёт По-2 и увёз его на "Большую землю". С Апреля 1943 года лётчик Феоктистов снова сел за штурвал "Ила", чтобы громить врага. К Сентябрю 1944 года начальник 1-й эскадрильи 568-го штурмового авиационного полка Капитан С. А. Феоктистов совершил 80 боевых вылетов на штурмовку войск и техники противника. В воздушных боях сшиб 7 самолётов противника.
Войну Сергей Феоктистов закончил в составе 187-го Гвардейского Краснознамённого штурмового авиационного полка, совершив 146 успешных боевых вылетов и доведя счёт своих воздушных побед до 11 ( лично сшиб 7 самолётов и 4 в группе с товарищами ). Одиннадцать ! Такой боевой счёт более того для истребителя - занятие чести и доблести, а оттого что Феоктистов летал на тяжёлом маломаневренном штурмовике... 15 Мая 1946 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами в годы Великой Отечественной войны, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
После окончания войны Сергей Алексеевич продолжал служить в ВВС. Уволившись 1972 году в припас, жил в Москве.
Так же читайте биографии известных людей:
Сергей Шалыганов Sergey Shaluganov
Служил в 119-й эскадрилье 95-й истребительной авиационной бригады Закавказского военного округа.0 года награждён орденом Красного Знамени...
читать далее →
Сергей Шевелев Sergey Shevelev
Всего выполнил 186 успешных боевых вылетов. Проведя 40 воздушных боёв, сбил 13 самолётов лично и 2 - в группе с товарищами.Награждён орденами..
читать далее →
Сергей Шпуняков Sergey Shpunyakov
Старший лейтенант С. П. Шпуняков совершил 335 боевых вылетов, в 51 воздушном бою сбил 15 самолётов противника и 5 уничтожил на земле. 0 года за..
читать далее →
Сергей Щиров Sergey Shirov
Сергей Щиров - Герой Советского Союза, инструктор по технике пилотирования 87-го истребительного авиаполка (236-я истребительная авиадивизия,..
читать далее →