Известные люди
»Софроний Иерусалимский
Рождение: Израиль
Иерусалимский патриарх, почитается в православии и католицизме как святитель.
В молодости Софроний был учителем словестности (софистом). Рано ушел в монастырь в лавру святого Феодосия, где познакомился и сблизился с Иоанном Мосхом. Вместе с Иоанном Софроний совершил поездку по палестинским и сирийским монастырям. Однако нашествие Хосрова помешало им возвратиться в Палестину и Софроний совместно с Иоанном направились в Александрию, где жили достаточно долговременно при святом Евлогии и при святом Иоанне Милостивом. Вероятно, в эти годы они объезжают монастыри и святыни Египта. После Александрии Софроний посредством Кипр совершил поездку в Рим где Иоанн Мосх скончался примерно 620 года. Позже Софронием его прах был перенесён в лавру святого Феодосия. В 630 году Софроний опять приехал в Египет где в тот отрезок времени было активно монофелитское движение. Он выступил супротив александрийского патриарха Кира. В 634 году он был избран на иерусалимскую кафедру. Это было время сарацинских (арабских) нашествий, и вскоре затем взятия Иерусалима Омаром в 638 году Софроний скончался.
Софроний не был академическим богословом, на догматические темы он высказывался как пастырь. Особую важность представляет его окружное послание, изданное при вступлении на иерусалимскую кафедру, где Софроний предлагает подробное исповедание веры в виду проявившейся монофелитской ереси. Впоследствии на VІ Вселенском соборе оно было принято, как точное изложение веры. Послание Софрония написано крайне сдержано, он настаивает только на основных догматах:
Бесплотный воплощается, и Вечный приемлет появление на свет во времени, Бог сущий становится и человеком истинным. В воплощении Слово приемлет весь состав человечий и единосущную нам плоть, и разумную душу, однородную нашим душам, и ум, совсем равный с нашим умом. И приемлет так, что все человеческое начинает быть тогда, когда начинает быть человечеством Бога Слова. Два естества соединяются в единой ипостаси, будучи ясно познаваемы, как два, и каждое сохраняет и в соединении всю полноту особых свойственных ему качеств и определений.
Из неизменности двух естеств Софроний выводит различие двух действий (о двух волях он не говорит): Мы исповедуем то и другое естественное действо в том и другом естестве и существе, из которых для нас соделалось во Христе неслитное соединение, и соделало единого Христа и Сына всецелым Богом, которого нужно признать кроме того и всецелым человеком. Оба действия Софроний относит к единому Христу по нераздельному единству его ипостаси: И по человечеству действует Бог Слово. Однако, все человеческое Христос переживает по-человечески и естественно, хотя и не по необходимости или невольно. Акцент Софороний делает на слове: по-человечески, но без той страдательности или пассивности, которая характерна для простой то есть грешной, природы человека.
В историю христианской письменности Софроний входит не столь как богослов, сколь как агиограф и песнописец. Гомилии Софрония интересны по тем историческим деталям, которые позволяют представить себе бытие Церкви в завоеванном Иерусалиме.
Софронию принадлежит знаменитое Житие Марии Египетской, которое читается в Православной Церкви на пятой неделе Великого поста за богослужением, называемым Мариино стояние.
Он закончил и издал Луг Духовный работа своего покойного друга Иоанна Мосха. Долю его участия в написании этого труда обусловить сложно. Считается что ему принадлежит похвала и сказание о чудесах святых Кира и Иоанна целителей (поводом к составлению было его чудесное исцеление от глазной болезни).
В догматическом отношении в особенности существенно его словечко на Благовещение. Софроний был песнописцем, но не вечно разрешается удостоверить истинную принадлежность приписываемых ему песнопений (к примеру, песнопения под его именем, включённые в Постную Триодь ему не принадлежат). Считается что им был написан сборник анакреонтических стихотворений. Это не богослужебные песнопения, а гомилии, написанные в стихотворной форме. Софронию приписывается пояснение литургии, но существует соображение, что данный работа не его авторства. Следует пометить работу Софрония над церковным уставом. Симеон Солунский как раз Софронию приписывал введение устава обители святого Саввы в общее употребление в Палестине.
Так же читайте биографии известных людей:
Софроний Врачанский Sofroniy Vrachanskiy
Болгарский священник, один из вдохновителей болгарского национального возрождения XVIII века.
читать далее →
Софья Пилявская Sofia Pilyavskaya
Эта женщина -- из поколения советских людей, возвеличенного и переломанного ХХ веком. В самом начале его она появилась на свет и на самом его излете..
читать далее →
Софья Лаина Sofia Laina
Победив в конкурсе Краса России-2008, сибирячка Софья Ларина решила остаться в Москве. Сейчас она переводится из Сибирского университета путей..
читать далее →
Софья Конух Sofia Konukh
В преддверии Олимпиады в Пекине женская сборная России по водному поло выиграла чемпионат Европы, а месяцем ранее одержала победу в Мировой лиге...
читать далее →