Известные люди
»Спартак Мишулин
Рождение: Россия» Москва, 22.10.1926 - 17.7
Спартак Мишулин - советский и российский актёр театра и кино, народный артист РСФСР, Заслуженный деятель культуры Польши. Родился 22 октября 1926 года.Широкому кругу зрителей Спартак Мишулин известен по ролям в таких фильмах как: "Кабачок 13 стульев" 1966-1980 год, "Белое солнце пустыни" 1969 год, "Малыш и Карлсон, который живёт на крыше" 1971 год, "Ревизор" 1982 год, "Человек с бульвара Капуцинов" 1987 год, "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди" 1992 год, "Мастер и Маргарита" 1994 год, "Бедная Саша" 1997 год и др.
Родился 22 октября 1926 года в Москве. Мать Мишулина Анна Васильевна, по профессии геолог. Супруга Мишулина Валентина Константиновна (1945 г. рожд.), работала монтажером на телевидении в программе Время. Дочь Мишулина Карина Спартаковна, окончила Театральное училище имени М. Щепкина, актриса Московского драматического театра на Петровской.
Об актерской профессии Спартак Мишулин мечтал с детских лет. Ребенком бегал в Детский театр, тот, что располагался на Тверской, напротив дома, где он жил. Однажды в кинотеатре Москва перед сеансом выступал фокусник и в ходе представления попросил кого-нибудь из зрителей ему ассистировать. 11-летний Спартак Мишулин практически влетел на сцену, начал подыгрывать артисту, изображая искреннее изумление его проделкам. Это первое публичное выступление укрепило в нем возделение сделаться актером. Когда началась махаловка, Спартак Мишулин учился в 5-м классе. Он убежал из дома на фронт, но оказался в Казахстане, работал трактористом, следом учился в артиллерийской школе в Анжеро-Судженске. Впоследствии в поселке Удомля Калининской области организовал самодеятельный театр, в котором был разом и автором, и режиссером, и актером. 14-летним подростком он стал художественным руководителем районного Дома культуры.
Спартак Мишулин подал документы в Театральное училище имени Б.В. Щукина. Перед изумленной приемной комиссией он читал вирши Апухтина и плясал Цыганочку. После прослушивания единственный из экзаменаторов, ректор училища Б.Е. Захава, сказал, указывая на Мишулина: Этого парня не разрешено подпускать к сцене ближе чем на триста метров.
Спустя немного лет Борис Евгеньевич опубликовал в одной из центральных газет свою статью о гастролях в Москве Омского драматического театра, в особенности восторгаясь игрой некоего молодого актера. По иронии судьбы этим актером оказался... Спартак Мишулин. После неудачной попытки поступить в Щукинское училище он уехал в Калинин (Тверь), окончил там театральную студию, работал в Калининском областном драматическом театре, далее перешел в труппу Омского драматического театра.
В основополагающий же год работы в Калининском драмтеатре Спартаку Мишулину доверили роли в спектаклях День чудесных обманов и Парень из нашего города. Яркий комедийный дар молодого актера обнаружился с первых же шагов и получил дальнейшее формирование в ролях Курочкина в Свадьбе с приданым, Птицына в Свадебном путешествии. Наряду с комедийными ролями Спартак Мишулин постоянно стремился к серьезным, героико-драматическим ролям. В его раннем театральном репертуаре были непохожие товарищ на друга роли: драматическая Сергей в Иркутской истории А. Арбузова, героическая Денисов в На той стороне... и сильно психологическая Тузенбах в Трех сестрах А. Чехова. В спектакле Клоп по В. Маяковскому, тот, что ставил на сцене Омского драматического театра режиссер В. Мотыль, Спартак Мишулин играл разом немного ярких эпизодов, где, по словам В. Мотыля, он переодевался и перегримировывался с ловкостью и быстротою фокусника. За годы работы в Омске он написал рядом 60 песен (некоторые из них звучали в спектаклях театра), пьес и киносценариев.
В 1961 году вслед за тем гастролей Омского драматического театра в Москве Спартак Мишулин был приглашен в Московский академический театр сатиры. Уже первые замечательно сыгранные роли принесли актеру широкую известность: Скапен Проделки Скапена Ж.-Б. Мольера (1962), Остап Бендер Двенадцать стульев, Золотой теленок И. Ильфа и Е. Петрова (1962), Ладыгин Женский монастырь В. Дыховичного и М. Слободского (1964), Жув и Филипп Интервенция Л. Славина (1967), Карлсон Малыш и Карлсон, тот, что живет на крыше по А. Линдгрен (1968), Ветринский Гурий Львович Синичкин В. Дыховичного, М. Слободского, В. Масса и М. Червинского (1970).
В дальнейшем на сцене Театра сатиры С.В. Мишулин сыграл в спектаклях: Обыкновенное чудо Е. Шварца (Король, 1971), Ревизор Н. Гоголя (Хлопов, 1972), Мамаша Кураж и ее дети Б. Брехта (Повар, 1972), Маленькие комедии большого дома А. Арканова и Г. Горина (Грабитель, 1973), Ремонт М. Рощина (Изобретатель, 1975), Бег М. Булгакова (Чарнота, 1977), Трехгрошовая опера Б. Брехта (Пичем, 1980), Самоубийца Н. Эрдмана (Калабушкин, 1982), Крамнэгел П. Устинова (Крамнэгел, 1983), Горячее сердце А. Островского (Хлынов, 1992), Счастливцев Несчастливцев Г. Горина (Бораенко, 1998), Неаполь град миллионеров Эдуардо де Филиппо (Джениаро, 2000) и др. В 1992 году в Театре сатиры А.А. Ширвиндт поставил спектакль бенефис С.В. Мишулина Спартак (Мишулин) Зритель (сборная).
Творчество С.В. Мишулина отличалось небывалой самобытностью, неповторимостью, чувством образности. Он был одним из ведущих и немногих современных мастеров эксцентрики, буффонады, острого рисунка. И в свое время всего мастером разумного гротеска. Сатирические преувеличения нужны были актеру для раскрытия самого главного, существенного в характере роли. Конкретные явления жизни он укрупнял, заострял, возводил в уровень социального обобщения. Реальное в его творчестве переплеталось, взаимодействовало с остроумной выдумкой, бытовая конкретность с условностью. Однако жанровый диапазон С.В. Мишулина не ограничивается комедийно-эксцентрическим направлением. Гротеск в его исполнении замечательно вписывался в каждый жанр трагедию, драму, водевиль. Это и плачевный, несообразный, трясущийся от страха Хлопов (Ревизор), и забавный мужчина с пластикой мима и походкой чаплинских героев Грабитель (Маленькие комедии большого дома), и циничный обыватель Повар, для которого битва превращается в источник существования (Мамаша Кураж и ее дети). Ярким примером трагедии в русле гротеска стала образ Чарноты в Беге М. Булгакова. Играя Пичема в Трехгрошовой опере Б. Брехта, С.В. Мишулин с помощью гротеска передал самую страшную немощь человечества этический распад личности.
Ролью, в которой артист добился удивительного сплава комедии, эксцентрики с лирикой и драмой, стал Карлсон в спектакле Малыш и Карлсон, тот, что живет на крыше по А. Линдгрен. Актер увидел своего героя глазами ребенка. Его Карлсон зрелый ребятенок, сохранивший детскую душу. Он вобрал в себя единый мир детства со всеми его противоречиями: застенчивый и хвастливый, капризный и нежный, жадный и обидчивый, самоуверенный и шаловливый, унылый и восторженный. Работая над ролью, С.В. Мишулин руководствовался фразой режиссера: Вещи тлен, главное человеческие отношения. Так появился опечаленный, лирический, одинокий Карлсон, тот, что учил дивиться и ликовать жизни, видать необыкновенное в заурядном и являлся лучшим другом детей. Роль Карлсона Спартак Мишулин играл больше 30 лет, 1900 раз выходил он на сцену в этом образе.
С.В. Мишулина отличало редкое свойство тонкое осознание других персонажей, чувство партнера по сцене. Играя образ Остапа Бендера в Двенадцати стульях и Золотом теленке, он шел по пути авторов книги, для которых не менее главного героя были важны все остальные персонажи и не менее, чем персонажи, были важны обстоятельства. Мишулин исполнял как раз сочетание Остапа и обстоятельств, его породивших, Остапа и окружения, не позволяя себе солировать. От этого весь спектакль наполнялся подлинной жизнью.
С.В. Мишулин обладал творческой способностью отстраниться от принятого, привычного и сходить собственным, неизведанным путем, он был далек от актерского консерватизма и штампов. Для него на сцене не существовало ничего невозможного: в спектакле Таблетка под язык он взбирался на люстру, его Грабитель из Маленьких комедий большого дома спускался на сцену по стене. С.В. Мишулин был виртуозен в работе с реквизитом. На сцене в его руках, как у циркового артиста, оживали самые обычные вещи. Актер любил импровизацию, стремился к непосредственному, живому контакту со зрителем.
Пан шеф из Кабачка 13 стульев телевизионная образ, принесшая актеру широкую популярность. Идея создания этой передачи родилась во время гастрольной поездки в Польшу группы актеров, посреди которых были С. Мишулин и А. Белявский. Последний перевел строй польских сатирических миниатюр на российский язык и отнес их на телестудию. Так возникла первая передача. На студию безотложно же пошел поток писем от телезрителей, которые ждали продолжения. Возникла ещё одна передача, появились постоянные персонажи... Спартак Мишулин больше 15 лет (с 1969 года) играл Пана директора в телевизионной программе Кабачок 13 стульев, исполнив в этой роли больше тысячи миниатюр.
В 1988 году С.В. Мишулин дебютировал в качестве режиссера, поставив ребяческий спектакль Бочка меда Л. Устинова. Спектакль с неизменным успехом идет на сцене Театра сатиры до настоящего времени, с момента премьеры его сыграли уже больше 600 раз.
Первая служба С.В. Мишулина в кинематографе образ Саида в картине Белое солнышко пустыни (1969). Режиссер фильма В. Мотыль остановил свой отбор на С. Мишулине уже затем первого прочтения литературного сценария будущей картины. Актер сию минуту принял предложение сниматься: образ Саида отвечала его потребности в перевоплощении, ставила непривычные задачи и позволяла применять его зажиточный пластический навык. По просьбе С.В. Мишулина, тот, что был завсегда лаконичен, экономен в выборе выразительных средств, его Саиду, говорившему в сценарии будущего фильма по-восточному полно, максимально сократили контент. В его невозмутимом стреляли... любой раз по-другому, с иным подтекстом произнесенном, таились целые монологи, насыщенные драматизмом, монологи верности, тревоги за друга, безмерной благодарности за родное избавление.
В дальнейшем артист сыграл в фильмах: В тринадцатом часу ночи (1969), В тридевятом царстве (1970), Достояние республики (1971), Автомобиль, скрипка и собака Клякса (1974), Кыш и Двапортфеля (1974), Поцелуй Чаниты (1974), Что наша существование?! (к/а Ау-у!) (1975), Талисман (1983), Перикола (1984), Осторожно Василек! (1985), Хорошо сидим! (1986), Человек с бульвара Капуцинов (1987), Частный детектив, или Операция Кооперация (1989), Бабник (1990), Очарованный странник (1990), Вербовщик (1991), Тень, или Может быть, все обойдется (1991), Чертов пьяница (1991), Щен из созвездия Гончих псов (1991), Воздушные пираты (1992), Выстрел в гробу (1992), Бравые парни (1993), Нефертити (1993), Анекдотиада, или История Одессы в анекдотах (1994), Бульварный роман (1994), Мастер и Маргарита (1994), Дела смешные, дела семейные (1996), Паранойя (1998) и др. Принимал участие в киноконцерте Старые песни о главном-2 (1997). Вэтого в активе актера больше 100 фильмов.
С.В. Мишулин всенародный артист России, лауреат Государственной премии РФ, лауреат премии имени И. Смоктуновского, лауреат премии имени братьев Люмьер, заслуженный артист Польши, дважды удостаивался награды за лучшую мужскую образ в спектаклях Счастливое событие Мрожека (Старик) и Малыш и Карлсон, тот, что живет на крыше (Карлсон). Но высшей для него наградой являлась всенародная слава и влюбленность миллионов зрителей.
Помимо работы в театре и кино С.В. Мишулин писал юмористические рассказы, увлекался коллекционированием значков.
Скончался 17 июля 2005 года в Москве.
Так же читайте биографии известных людей:
Спартак Никаноров Spartak Nikanorov
Советский, российский учёный в области организационного управления, методологии разработки информационных систем и концептуального анализа.
читать далее →
Спартак Маковский Spartak Makovskiy
Старший лейтенант С. И. Маковский совершил 92 боевых вылета, в 49 воздушных боях сбил лично 18 ( в том числе 1 - тараном ) и в группе 1 самолёт..
читать далее →
Спартак Сумченко Spartak Sumchenko
Родился 16 мая 1973 года. Окончил педагогический колледж по специальности Учитель начальных классов, академию физкультуры, Театральное училище им...
читать далее →
Спенсер Лок Spencer Locke
Спенсер Локк - американская актриса. Родилась 20 сентября 1991 года.Спенсер Локк начала сниматься в кино в 2002 году. Первой ролью актрисы стала..
читать далее →