Известные люди

»

Степан Макаров

Степан Макаров Карьера: Адмирал
Рождение: Россия, 8.1.1848
Степан Осипович МАКАРОВ родился 27 декабря 1848 года (по новому стилю 8 января 1849-го) в городе Николаеве в простой многодетной семье. Его отец выслужившийся из нижних чинов прапорщик флота. Мать дочь отставного унтер-офицера. Крестный отец тоже офицер флота. Даже крестная мать и та дочь офицера. Так что, можно сказать, маленькому Степе на роду было написано стать офицером.

КОГДА Степану исполнилось девять лет, отца перевели служить на Дальний Восток, в Николаевск-на-Амуре. Там находилось морское штурманское училище, и Осип Федорович выхлопотал местоположение для младшего сына.

Преподаватели училища жалованья за свою работу не получали, потому как, надо полагать, и учили соответственно: как вздумается и когда вздумается.

Но если остальных курсантов, представителей так называемой белой кости, это отнюдь не заботило, выходец из низов Макаров превосходно понимал, что планировать может только на себя.

И Степан занялся самоподготовкой: прилежно изучал математику, британский язык. Очень как собак нерезаных читал Подобное рвение не осталось незамеченным. Слух о не по годам серьезном и вдумчивом кадете дошел до военного главу администрации области Приморской области контр-адмирала П. Козакевича, тот, что пожелал лично повстречаться с юным Макаровым. Достаточно было непродолжительной беседы, чтобы адмирал понял перед ним вправду незаурядный юноша.

В 1865 году, в возрасте 16 лет, Степан Макаров первым по успеваемости окончил училище и по личному ходатайству Козакевича был произведен не в штурманы, как прочие курсанты, а в гардемарины.

Первое изобретение

ВРЯД ЛИ наименование броненосной лодки Русалка осталось бы в истории русского флота, если бы не Макаров. В 1869 году недалече от берегов Финляндии Русалка села на мель и еле-еле не затонула. Степан Макаров не только выявил грубые просчеты в конструкции Русалки, но и привнес строй новаторских идей по улучшению плавучести судов: о разделении корабля на водонепроницаемые отсеки, об установлении магистральных трубопроводов с мощными помпами и ответвлениями в отсеках и главное использовании специальных пластырей для заделывания пробоин.

Предложения молодого мичмана одобрили многие видные специалисты-кораблестроители, а изобретенный им пластырь, получивший наименование пластырь мичмана Макарова, был рекомендован всем судам русского флота.

Однако, вместо того чтобы сформировать изобретателю условия для работы в области непотопляемости судов, его отправляют на Дальний Восток офицером по хозяйственной части.

Дедушка минного флота

ВСПОМНИЛИ об энергичном офицере намедни войны с Турцией. В 1876 году Макаров был переведен на Черноморский флот. И тут же он представил командующему Черноморским флотом адмиралу Н. Аркасу план переоборудования быстроходных паровых кораблей. Пароход, имеющий на борту немного небольших катеров-миноносцев, скрыто ночью подходит к неприятелю, спускает на воду катера, те как обухом по голове атакуют противника, после этого чего возвращаются назад на борт парохода и судно на полном ходу уходит в свой порт.

Поначалу мысль Макарова не находит поддержки у военных чиновников. Но Степан Осипович не сдается: одна докладная записка следует за прочий. И в конце концов лейтенант Макаров получает под родное руководство корабль Великий князь Константин. За немного месяцев он переоборудовал обычное торговое судно в боевой судно, чем положил начало созданию миноносных кораблей и торпедных катеров.

К началу Русско-турецкой войны в апреле 1877 г. корабль встал в боевой строй и вскоре начал крейсерские действия у турецких анатолийских берегов. Макаров осуществил немного успешных атак турецких кораблей спускаемыми на воду катерами, использовал шестовые мины, впервой в русском флоте применил самодвижущуюся мину-торпеду Уайтхеда. Менее чем за год он получил шесть наград: золотое оружие, ордена святого Владимира 4-й степени и святого Георгия 4-й степени, ранг капитан-лейтенанта, капитана 2-го ранга, звание флигель-адъютанта. Дедушке минного флота, как потом стали величать Макарова, в то время не исполнилось ещё и тридцати лет.

После окончания войны Макаров занимался эвакуацией войск, а в 1880 1881 гг. был привлечен генералом М. Скобелевым к участию в среднеазиатской Ахалтекинской экспедиции. На новом театре военных действий он организовал водную доставку грузов и припасов из Астрахани в Красноводск. Знаменитый Скобелев был чертовски доволен своим помощником по морской части, и в знак взаимного расположения они обменялись Георгиевскими крестами (со скобелевским Георгием Макаров не расставался до последнего дня своей жизни).

Помни войну

В 1890 ГОДУ 41-летний Макаров, произведенный в контр-адмиралы, стал младшим флагманом на Балтийском флоте, в следующем году главным инспектором морской артиллерии. Сочетая инспекторскую работу с научной деятельностью, он изобрел бронебойные наконечники к артиллерийским снарядам, которые потом удачно использовались в Русско-японской войне. С 1894 г. Степан Осипович командовал эскадрой в Средиземном море, держа флаг на броненосце Николай I, следом с эскадрой перешел в Тихий океан. В связи с агрессией Японии супротив Китая (1894 1895 гг.) он предложил командующему Тихоокеанской эскадрой адмиралу Тыртову строй мер по укреплению флота на происшествие войны. В различие от многих высших петербургских сановников и военно-морских чинов Макаров предвидел вероятность столкновения с Японией и явственно представлял трудности этой войны. Результатом его раздумий над проблемой боевой готовности русского флота стал капитальный работа Рассуждения по вопросам морской тактики, эпиграфом к которому взяты слова Помни войну. В Рассуждениях Макаров изложил основы ведения эскадренного боя кораблями броненосного флота. Свои мысли о подготовке к войне вице-адмирал (тот самый ранг Макаров получил в 1896 г.) отстаивал в комиссиях по обсуждению судостроительной программы и вооружению приморских крепостей. Он настаивал на разработке плана ведения возможной войны на Дальнем Востоке, на скорейшем укреплении Порт-Артура и Владивостока, но Военное и Морское министерства действовали крайне неспешно, не поручая энергичному адмиралу ни новых дел, ни новых постов. В конце 90-х годов Макаров переключил свою энергию на арктические исследования, и плодом его деятельности стал начальный в России ледокол Ермак. Самый здоровый в мире ледокол строился в Ньюкасле по его инициативе и под его наблюдением. В марте 1899 г. он перешел на этом ледоколе из Ньюкасла в Кронштадт, преодолев льды Финского залива, далее совершил поход в Ревель (Таллин).

Ермак пережил своего создателя на шестьдесят лет и явился родоначальником целой серии больше современных ледоколов.

Его вновь позвали в трудную минуту

В КОНЦЕ января 1904 г. грянула битва с Японией, и разом же Макаров обратился к морскому министру с письмом, где заявил свои опасения по поводу судьбы Тихоокеанской эскадры и Порт-Артура. Первые дни войны подтвердили опасения мудрого моряка: российский флот был атакован японцами, понес ощутимые потери и, отступив в Порт-Артурскую гавань, оказался в сложном положении. В феврале высочайшим повелением Макарова назначают командующим флотом на Тихом океане.

Прибыв в Порт-Артур 24 февраля и на месте ознакомившись с ситуацией, Макаров начал энергично делать. Командующий организовал регулярные выходы эскадры в море для производства маневрирования и стрельб, ведение тщательной разведки действий противника, постановку минных и других заграждений в Порт-Артурской гавани, траление мин противника на внешнем рейде. Благодаря усилиям командующего Тихоокеанский флот оживал. Дважды Макарову удалось предотвратить попытки японского флота под командованием адмирала Того закрыть русскую тихоокеанскую эскадру на внешнем рейде и заблокировать Порт-Артур.

30 марта (12 апреля) 1904 г. Степан Осипович выслал отряд миноносцев в разведывательный рейд, а на следующее начало дня, узнав, что единственный из миноносцев (Страшный) расстреливается японцами в море, выслал ему на выручку крейсер Баян, потом и сам вышел в море, держа флаг на броненосце Петропавловск. Отогнав неприятеля и преследуя его, Макаров встретил главные силы японского флота и повернул вспять, в Порт-Артурскую гавань. В 2,5 милях от берега Петропавловск подорвался на японской якорной мине, от взрыва которой произошла детонация боезапаса в носовом артиллерийском погребе, и в результате нового мощного взрыва судно стремительно затонул.

* * *

В море дома, на берегу в гостях, любил воспроизводить Степан Осипович Макаров. И на самом деле, вечным домом для адмирала, ученого, патриота стало море, которое он любил больше всего на свете.

Так же читайте биографии известных людей:
Степан Бахаев Stepan Bahaev

Степан Антонович совершил 166 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 11 самолётов противникае. За мужество и отвагу, проявленные при выполнении..
читать далее

Степан Данилов Stepan Danilov

Командиp 56-го истребительного авиационного полка Майоp С. П. Данилов совеpшил 60 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 6 истpебителей и 2..
читать далее

Степан Иванов Stepan Ivanov

Гвардии Майор С. Г. Иванов совершил 325 боевых вылетов, в 42 воздушных боях сбил лично 12 самолётов противника и 9 в составе группы. 0 года за..
читать далее

Степан Камсюк Stepan Kamsyk

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Красной Звезды ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, многими медалями. Военный лётчик..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий