Известные люди

»

Тамара Карсавина

Тамара Карсавина Tamara Karsavina Карьера: Балет
Рождение: Россия, 10.3.1885
Природа была необычайно щедра к этой женщине. Создается впечатление, что, подобно принцессе Авроре из балета Спящая красавица, добрые феи, собравшиеся возле колыбели, одарили ее всеми возможными добродетелями. Талант, ум, интеллигентность, красота, особое женское обаяние. И при этом еще мягкий характер, скромность, простота в обращении. Это тот редкий случай, особенно в театральной среде, когда об актрисе говорили и писали всегда в доброжелательном тоне. Она была в стороне от каких бы то ни было интриг. Ее любили, уважали, ею восхищались.

Тамара Карсавина выросла в интеллигентной семье. Она была внучатой племянницей писателя и философа А. Хомякова. Мать выпускница Института благородных девиц полно времени уделяла воспитанию детей, сама занималась со старшим сыном, а маленькая Тамара, играя рядом, слушала. Она раньше времени научилась впитывать текст, и книги стали ее страстью. В доме их было великое уймище. Отец покупал дешевые издания и сам переплетал их. Обладая прекрасной памятью, девчурка без труда заучивала наизусть поэмы Пушкина и любила их декламировать. Ее с детства влекло к театру. Но папа ее Платон Карсавин, танцовщик Мариинского театра, а после этого преподаватель Театрального училища, был супротив того, чтобы дочка шла по его стопам, Он считал, что у нее не балеринский характер, что она уж очень деликатна и застенчива и не сможет отстоять свои интересы. И все же, поддерживаемая матерью, девчонка стала подготавливаться к поступлению в училище. В день экзамена она крайне волновалась. Конкурс был крупный, а вакансий самое малое. Приняли всего 10 девочек, посреди них была и Тамара.

Училище находилось на Театральной улице (сейчас ул. Зодчего Росси). Впоследствии Карсавина писала: Театральная улочка насовсем останется для меня шедевром архитектуры. Тогда я ещё была не способна дать оценку всю красоту, окружавшую меня, но я уже ощущала ее, и это ощущение росло с годами. Именно потому книгу воспоминаний она назвала Театральная улица.

Первый год в школе не был отмечен особыми успехами. Но вскоре ее взял в свой класс П. Гердт, отличный педагог, воспитавший многих известных балерин, в числе которых была и несравненная Анна Павлова. Девочка стала больше артистичной, появилась уверенность. Гердт стал поручать ей главные роли в ученических спектаклях. Карсавина любила своего педагога и всю дорогу вспоминала его с безграничной благодарностью.

Она благополучно выдержала выпускные экзамены, получила первую награду и право предпочесть книгу. Тамара выбрала роскошное издание Фауста Гете. На титульном листе была надпись: Тамаре Карсавиной за усердие и успехи в науках и танцах и за отличное поведение.

После окончания экзаменов всем выпускницам выдали по 100 рублей на экипировку и на единственный день отпустили домой. Нужно было обрести совершенный гардероб, а достаток в семье был крайне скромный. Поэтому мамаша Тамары решила сходить в небольшую еврейскую лавочку, где торговали подержанными вещами. В своей книге Карсавина вспоминает об этом визите. Хозяйка лавочки Минна постаралась поднять хорошие, без малого новые вещи. Поговорив с мужем по-еврейски, хозяйка обратилась к Тамаре: Мой супруг сказал, что счастливая фатум написана на вашем лице. Наступит день, когда у вас будут великолепные наряды и вы не станете закупать у нас Но пускай будет счастлива эта юная леди. Мы только порадуемся за нее. Впоследствии, когда Карсавина уже имела вероятность облекаться в дорогих магазинах, она, помня об их добром к ней отношении, подчас заходила в лавочку и покупала какие-то безделушки, стараясь пособить хозяев. Много лет через, во время гастролей в Гельсингфорсе, Минна навестила ее. После смерти мужа она жила с дочерью в маленьком финском городке и проделала долгий стезя, чтобы повидать Тамару.

После окончания Театрального училища в 1902 году Карсавина была зачислена в кордебалет Мариинского театра. В кордебалете она танцевала краткосрочно, шибко резво ей стали поручать сольные партии. Но фарт пришел не немедленно. Она не походила на идеал балетной премьерши, олицетворением которого в то время была Матильда Кшесинская. У Карсавиной не было такого виртуозного блеска, напористости. Ей были присущи другие черты гармония, мечтательность, томная грация. Критики писали о ней всего ничего и сильно сдержанно. Самая большая похвала в ее адрес в одной из рецензий была: не лишенная грации. Не жаловал ее и партер, в значительной степени заполненный поклонниками Кшесинской. Но день ото дня росла влюбленность к ней галерки, где было немало студенческой молодежи.

Работала она навалом. Необходимо было совершенствовать технику, и она поехала в Милан, где занималась со знаменитой преподавательницей Береттой.

Сменивший Петипа на посту балетмейстера труппы Н. Легат поощрял юную солистку. Она впервой получает главные партии в балетах Жизель, Лебединое озеро, Раймонда, Дон Кихот. Постепенно Карсавина становится любимицей труппы, начальства, значительной части публики. Ей покровительствовала Кшесинская. Если кто-нибудь хоть пальцем тронет, говорила она, приходи прямо ко мне. Я не дам тебя в обиду.

Но только сотрудничество с Фокиным принесло Карсавиной действительный счастливый момент. Будучи одним из ведущих танцовщиков Мариинского театра, Фокин начал проверять себя в роли хореографа. Используя строгий танец, как основу, но стараясь избавить его от напыщенности и риторичности, он обогатил танец новыми элементами и движениями, приобретавшими стилевую окраску в зависимости от времени и места действия. Новаторство Фокина настроило супротив него значительную количество труппы. Но молодая поросль поверила в него и всячески поддерживала молодого хореографа. Активной его сторонницей была и Карсавина одна из немногих актрис, которые смогли по-настоящему воспринять, впитать в себя идеи Фокина, а позже и идеи организаторов Дягилевских сезонов.

В образовании Тамары, формировании ее художественного вкуса огромную образ сыграл старшой брат, студент философского факультета Университета. В их доме нередко велись философские и художественные споры, обсуждались выставки, главным образом, художников возникшего тогда объединения Мир искусства.

Первой постановкой Фокина был балет Виноградная лоза на музыку А. Рубинштейна. Исполнительницей главной роли в этом и в других его ранних спектаклях была Анна Павлова. Карсавину же он занимал только в сольных партиях. Когда возникла мысль создания Дягилевских сезонов, содружество Дягилева, Фокина, Бенуа, Бакста представлялось Карсавиной таинственной кузницей, где ковалось новое искусство. Бенуа писал о ней: Таточка стала впрямь одной из нас. Она была самой надежной из наших ведущих артистов, и все ее созданье отвечало нашей работе.

Она ни в жизнь не капризничала, не предъявляла требований, умела подчинять собственные интересы интересам общего дела. Придя в труппу Дягилева первой солисткой Мариинского театра, имея в репертуаре немного ведущих партий, она согласилась на положение второй балерины. Но уже в следующем парижском сезоне, когда труппу покинула А.Павлова, Карсавина стала исполнять все главные роли.

Она умела ладить и с Фокиным, обладавшим бурным темпераментом, и с Нижинским человеком крайне сложным и непредсказуемым. Ее весьма любил Дягилев и вследствие того что, как бы ни складывались обстоятельства, и какие бы перестройки он не вводил, ее это не затрагивало. За 10 лет антрепризу Дягилева пришлось оставить без малого всем, кто создавал ее вкупе с ним: ушли Фокин, Бенуа, Бакст и многие другие. Но Карсавиной он был верен до конца. Для нее же Дягилев всю дорогу оставался непререкаемым авторитетом. В тот день, когда она закончила работу над книгой Театральная улица, она узнала о смерти Дягилева. Тогда Карсавина решила черкануть третью количество книги, предпослав ей этакий эпиграф: Я закончила эту книгу 29 августа 1929 года и в тот же день узнала печальную новость о смерти Дягилева. Посвящаю эту последнюю доля его незабвенной памяти, как дань моего бесконечного восхищения и любви к нему.

Как уже было сказано, настоящая слава Карсавиной связана с сезонами русского балета в Париже. Успех этих сезонов превзошел все ожидания. Крупнейшие деятели культуры Франции называли его открытием нового мира. По этому поводу Карсавина писала: Я нередко задавала себе вопросительный мотив, изучается ли за рубежом наша история так, как у нас изучается история всех народов. В отношении Китая мы были достаточно невежественны, но, надо полагать, не больше, чем Европа в отношении России. Россия дикая держава здоровущий культуры и поразительного невежества Не поразительно, что Европа и не пыталась осмыслить тебя, которая была загадкой более того для собственных детей. Вполне может быть, что о русском искусстве этом самом ярком проявлении нашей сложной и пылкой души чуть ли подозревала Европа.

В Карсавиной Фокин нашел идеальную исполнительницу. Их изумительно органичный дуэт с В.Нижинским стал украшением всех программ Русских сезонов. Героини Карсавиной в фокинских балетах были разными. Это Армида обольстительница, сошедшая с гобеленов ХVIII в., из Павильона Армиды. Шаловливая, очаровательная Коломбина из Карнавала. Романтичная мечтательница, уснувшая позже бала и в грезах вальсирующая с кавалером (Призрак розы). Античная нимфа Эхо, лишенная собственного лица (Нарцисс). Кукла-балерина из русского балагана (Петрушка). Дева-птица из балета Жар-птица. Но все эти, такие непохожие образы, связывала одна задача задача красоты, красоты роковой, губительной.

Ошеломляющий фарт в Париже имели балеты на русскую тему: Жар-птица и Петрушка. Оба они были созданы нарочно для Карсавиной и Нижинского. Карсавина писала: Я влюблена в Петрушку и Жар-птицу Игоря Стравинского. Это истинно новое словечко в балете. Тут музыка и балет не пригнаны приятель к другу, а составляют одно На следующий день следом премьеры Жар-птицы во французских газетах появились восторженные рецензии, в которых имена главных исполнителей были написаны с артиклем: La Karsavina, La Nijinsky, что означало особое восхищение и почтение.

Фокин использовал рослый скачок Карсавиной Жар-птица разрезала сцену как молния, и, по словам Бенуа, походила на огненного феникса. А когда птица оборачивалась чудом-девой, в ее пластике появлялась восточная истома, ее порыв как бы таял в изгибах тела, в извивах рук. Подобно Умирающему лебедю Анны Павловой, Жар-птица Тамары Карсавиной стала одним из символов времени. Великолепна была Карсавина и в Петрушке. Фокин считал ее лучшей, непревзойденной исполнительницей куклы-балерины.

С русской балетной труппой сотрудничали многие французские композиторы и художники. К.Дебюсси и М.Равель, Ж.Л.Водуайе и Ж.Кокто, П.Пикассо и М.Шагал. Почти все они с громадный нежностью и уважением относились к Карсавиной.

После феноменального успеха в Париже Карсавину практически засыпали предложениями, ее хотели зреть в Англии, Италии, Америке, Австралии. Балерина подписала контракт с Лондоном. Первое время она чувствовала себя там весьма неуютно ни одного знакомого, полное отсутствие языка. Но обаяние этой женщины покоряло и притягивало, вскоре появились друзья и поклонники. Англия полюбила Карсавину. Она писала: Нация, удочерившая меня, ты великодушна и бесконечно снисходительна к иностранцам, но в глубине души вечно бываешь немного удивлена, когда обнаруживаешь, что иноплеменники пользуются ножами и вилками кроме того как и ты.

Во время гастролей в Лондоне русскому балету крайне помогала влиятельная леди Рипон. Благодаря её усилиям премьера состоялась в Ковент-Гардене. Бальный зал в своем доме она переделала в небольшой театр, тот, что великолепно оформил Бакст. Там она устраивала спектакли, концерты, карнавалы. Она не только способствовала успеху русского балета, но и заботилась об участниках гастролей. Карсавину она обожала и называла мой дорогой мини друг.

Леди Рипон познакомила ее с художником Дж.Сарджентом. Первый портрет в роли царицы Тамары из одноименного балета заказала ему сама леди Рипон. Впоследствии художник сделал уймище ее живописных и карандашных портретов и щедро дарил их балерине. Он же познакомил ее с художником Де Гленом, тот, что также написал портрет артистки.

Пожалуй, ни одна балерина не была так любима художниками и поэтами. Ее писали В.Серов, Л.Бакст, М.Добужинский, С.Судейкин, З.Серебрякова и многие другие.

В Петербурге Карсавину обожала вся творческая интеллигентская часть общества. В артистическом клубе Бродячая собака собирались артисты, поэты, музыканты. Художник Судейкин расписал стены подвала, где располагался клуб. Смеющиеся и гримасничающие герои сказок К.Гоцци Тарталья и Панталоне, Смеральдина и Бригелла приветствовали входящих, как бы приглашая их принять участие в общем веселье. Программы носили импровизированный нрав. Поэты читали свои новые вирши, актеры напевали, танцевали. Существовала особая операция приема в члены клуба.

В день рождения Карсавиной в 1914 году ее пригласили в Бродячую собаку и попросили сделать импровизированный танец. После этого друзья преподнесли ей только что вышедший из печати сборник Букет для Карсавиной, включавший произведения известных поэтов и художников, созданных в ее честь.

Вы Коломбина, Саломея,

Вы произвольный раз уже не та,

Но все яснее, пламенея,

Златится словечко Красота,

писал ей М. Кузмин.

В сборник было включено и стихотворение А.Ахматовой:

Как песню слагаешь ты легкий танец,

О славе он нам сказал.

На бледных щеках розовеет румянец,

И с каждой минутой все больше пленных,

Забывших близкое существование.

И клонится заново в звуках блаженных

Гибкое корпус твое.

С большим успехом прошли гастроли Карсавиной в Италии. Эта поездка стала полезна ещё и тем, что Карсавина смогла позаниматься в Риме с замечательным педагогом Э.Чекетти, тот, что когда-то преподавал в Театральном Училище, в Петербурге. Чекетти называли волшебником, создававшим танцовщиков.

Карсавина была в Италии в первый раз. Она с увлечением знакомилась с достопримечательностями вечного города. Ей шибко повезло, что гидом ее стал А. Бенуа, джентльмен крайне образованный. В то время в Риме находился и брат Карсавиной, тот, что изучал там историю религии. В свободное время они вкупе бродили по городу. Она называла его молодым мудрецом, а он ее знаменитой добродетельной сестрой.

Карсавина продолжала действовать в Дягилевской антрепризе. Но произошедшие в ней изменения, уход Фокина и многих других артистов, постановки новых балетмейстеров разочаровали ее. Балерину все больше тянуло к классике, и она решила возвратиться в Мариинский театр.

Встретили Карсавину весьма тепло. Ей дали все главные партии в балетах классического репертуара Жизель, Лебединное озеро, Раймонда, Щелкунчик, Спящаяя красавица, Дон-Кихот и другие.

Карсавина была великолепной актрисой. Она умела соорудить выразительным всякий танец, органично и безусловно переходя от танца к пантомиме. Критики наперебой расточали восторженные отзывы в ее адрес.

Последний раз она выступала на сцене Мариинского театра в роли Никии в балете Баядерка. Многие считали эту образ лучшей в ее классическом репертуаре. Вскоре после этого этого она насовсем покинула родину. Ей было 33 года.

Во Франции Дягилев уговорил ее возвратиться в его труппу, но радости ей это не принесло. Новые постановки балетмейстера Л. Мясина, с его модернистскими исканиями, как она считала, не соответствовали духу балетного искусства. Она тосковала по классике, по настоящему искусству. Очень скучала по родине. В одном из писем писала: Вот уже три гола, как я прочно обосновалась во Франции, и рядом пяти лет, как потеряла связь с Петербургом. Такая скука по родине Пришли мне в письме листьев рябины с Островов Хочу подышать родным, далеким, хмурым Петербургом.

В 1929 году Карсавина совместно с мужем-дипломатом переехала в Лондон. Два года она танцевала на сцене театра Балле Рамбер, а после этого решила оставить сцену. Она стала вкалывать над возобновлением балетов Фокина Призрак розы, Карнавал, готовила партию Жар-птицы с замечательной английской балериной Марго Фонтейн. Карсавина была безотказна, она постоянно приходила на содействие всем, кто в ней нуждался. Многие балетмейстеры пользовались ее консультациями и советами при возобновлении классических балетов.

В книге Три грации ХХ века, посвященной замечательным русским балеринам Анне Павловой, Тамаре Карсавиной и Ольге Спесивцевой, автор ее, Сергей Лифарь, сделал любопытное признание. Когда он в 1954 году пригласил Карсавину на премьеру Жар-птицы с модернизированной хореографией, она категорически отказалась приехать, сказав: Прости меня, но я верна Фокину и твоей хореографии зреть не хочу.

Карсавина была избрана вице-президентом Британской Королевской Академии танца и занимала эту почетную место в течение 15 лет.

Перу Карсавиной принадлежит немного книг по балету, в том числе пособие по классическому танцу. Ею разработан свежий способ записи танцев. Она перевела на британский язык книгу Ж Новерра Письма о танце. Театральная улица была издана в Лондоне в 1930 году, сквозь год вышла в Париже, и только в 1971 году воспоминания балерины были переведены на российский язык и опубликованы в России.

В 1965 году в Лондоне обширно подмечалось 80-летие замечательной актрисы. Все присутствовавшие на этом торжестве говорили об удивительном обаянии и силе духа этой женщины.

Тамара Платоновна Карсавина прожила долгую, сильно достойную существование. Умерла она в Лондоне 25 мая 1978 году в возрасте 93 лет.

Так же читайте биографии известных людей:
Тамара Милашкина Tamara Milashkina

Наследуя амплуа лирико-драматического сопрано, Тамара Милашкина принесла на сцену неповторимость своей художественной индивидуальности, широко..
читать далее

Тамара Быкова Tamara Bukova

Ее осунувшееся лицо, запавшие глаза жили жаждой борьбы. И наступил момент, когда грозная соперница дрогнула. Она, как и многие, думала, что у..
читать далее

Тамара Данилова Tamara Danilova

В 1972 году Тамара Данилова приняла участие в XX Олимпийских играх, проходивших в Мюнхене, и завоевала 4-е место в метании диска.
читать далее

Тамара Пресс Tamara Press

Они познакомились в 1955 г., случайно встретившись на одной из московских улиц. Впрочем, случайными были только время и место встречи. Рано или..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий