Известные люди
»Тамара Памятных
Рождение: Россия, 30.12.1919
Командир эскадрильи 586-го истребительного авиаполка Старший лейтенант Тамара Устиновна Памятных прошла всю войну. Участвовала ещё в нескольких воздушных боях, в одном из которых опять чуть было не погибла... Всего совершила за войну 205 боевых вылетов на "Яках".
Своё первое боевое поручение лётчица 586-го женского истребительного авиационного полка Т. У. Памятных получила в Июле 1942 года. Вспоминает сама Тамара Устиновна:
"Нам было поручено сопровождать транспортный самолёт, на котором летел на Сталинградский фронт член Государственного комитета обороны Клим Ворошилов. По прибытии я вылезла из кабины и подошла с докладом к одному из высоких по званию офицеров. Взглянув на меня, он спросил: "А лётчики где ?"
Я тогда была в звании Лейтенанта и ответила ему, что мы, девушки, и есть лётчики. Он мне со всей откровенностью не поверил. Затем обошёл все три наших самолёта, увидел в них за штурвалами ещё двух девчат, но более того позже этого продолжал колебаться в искренности моих слов ! Наконец спросил, как мы намерены ретироваться вспять, на что я ему ответила: "Так же, как и прибыли сюда..."
Но самым памятным для Тамары Памятных оказался боевой вылет, совершённый немного позднее, 19 Марта 1943 года.
Тогда, в паре с Раисой Сурначевской, они отразили налёт крупный группы бомбардировщиков на ж-д узел Касторная, сбив при этом 4 самолёта. Вспоминает Тамара Устиновна:
"Однажды мы с моей ведомой Раисой Сурначевской получили поручение перехватить и сшибить германский разведывательный самолёт. Взлетев, мы достаточно быстро обнаружили не единственный самолёт, а целых два соединения немецких бомбардировщиков общим количеством 42 машины ! Вот - те на !
Стремительно набрав высоту, мы спикировали на них, избрав своей целью лидирующие самолёты соединений, и в итоге каждая из нас сшибла по одной машине. Повторив тот самый маневр, мы сшибли ещё два бомбардировщика.
К тому времени у меня уже не оставалось патронов, и я решила сходить на таран. Я в такой степени приблизилась к одному из вражеских самолётов, что смогла отчётливо различить его лётчика - это был большой детина с ожесточённым, яростным выражением лица. Я уже собиралась таранить его, как мой самолёт подбили, одно крыло отвалилось и агрегатина, загоревшись, вошла в "штопор".
Возникшая перегрузка оказалась до того сильной, что мои руки беспомощно болтались из стороны в сторону и я не могла более того ухватиться за привязные ремни, но всё же каким - то образом ухитрилась раскрыть "фонарь" кабины. В долю секунды у меня перед глазами промелькнула вся моя бытие. Я собралась сигать, по по - прежнему не могла расстегнуть ремни. Страха как такового не было - нетрудно осознание близкой смерти. Наконец ремни расстегнулись, потом чего мне более того не пришлось выпрыгивать из самолёта - мощным толчком меня практически вышвырнуло из кабины !
Находясь на высоте возле 150 метров, я выдернула колечко, и нужно мной раскрылся купол парашюта. Приземлившись, я принялась ощупывать себя, так как была уверена в том, что серьёзно ранена. Лицо моё вправду было всё в крови, которая стекала на камбинезон, да и чувствовала я себя отвратительно.
Подняв воззрение в небеса, я увидела, что Раиса продолжает совершать круги, готовясь к атаке на очередной бомбардировщик. В мозгу пронеслась мысль: "Если она пойдёт на них в одиночку, то неизбежно погибнет". И всё же я отправилась на телеграфную станцию, чтобы сообщить в свой полк, что мой самолёт разбился, а позже нежданно увидела, как посредством поле в мою сторону идет Раиса - была зимушка, куда ни глянь лежал снегЮ и мы обе были обуты в унты. Мы подошли приятель к другу, обнялись, причём у обоих у нас было такое ощущение, чисто мы заново родились на свет.
И всё же, несмотря на то, что мы остались целы и невридимы, на душе у меня было неспокойно: я опасалась наказания за расшибленный самолёт. Это был не столь трепет, сколь чувство того, что мне за это что - то "будет". А нас вместо этого как гром среди ясного неба взяли и представили к боевым наградам - ордену Красной Звезды ! Даже по радио сообщили, что мы заставили поворотить вспять целое создание немецких бомбардировщиков и сшибли 4 из них !
Чуть позже британский король, прочитав об этом сообщении, прислал нам в гостинец посредством советских времен МИД по золотым часам. На моих была выгравирована надпись: "Храброй и элегантной лётчице Лейтенанту Тамаре Памятных от короля Англии Георга VI!".
Командир эскадрильи 586-го истребительного авиаполка Старший лейтенант Тамара Устиновна Памятных прошла всю войну. Участвовала ещё в нескольких воздушных боях, в одном из которых заново чуток было не погибла... Вэтого совершила за войну 205 боевых вылетов на "Яках".
Тамары Устиновны была необычная, по - видимому, единственная в мире семейство лётчиков - истребителей. В 1944 году она вышла замуж за известного советского лётчика - аса Николая Леонтьевича Часныка, сбившего в годы войны 27 вражеских самолётов. Их меньшой наследник, Александр, пошёл по родительскому пути и также стал лётчиком - истребителем.
После окончания Великой Отечественной войны она не порвала с авиацией - работала диспетчером аэропорта Гражданского Воздушного Флота.
Так же читайте биографии известных людей:
Тамара Гвердцители Tamara Gverdtsiteli
Тамара Гвердцители - советская, грузинская и российская певица, актриса, композитор, заслуженная артистка Грузинской ССР, народная артистка Грузии,..
читать далее →
Тамара Миансарова Tamara Miansarova
Спустя 30 с лишним лет Тамара Миансарова, имевшая до этого звание Заслуженной артистки Украины (1972) и будучи кавалером ордена "Знак Почета",..
читать далее →
Тамара Синявская Tamara Sinyavskaya
Её именем 4981 Sinyavskaya названа одна из малых планет Солнечной системы, известная астрономам под кодом 1974 VS.
читать далее →
Тамара Смыслова Tamara Smislova
В 1979 году была удостоена II премии и звания Лауреата за исполнение народных песен на II Всероссийском конкурсе исполнителей на народных..
читать далее →