Известные люди
»Теодор ШУЛЬЦ
Рождение: 30.4.1902
Шульц получил Премию памяти Нобеля по экономике за 1979 г. совместно с У. Артуром Льюисом за новаторские исследования экономического развития... в приложении к проблемам развивающихся стран.
Американский экономист Теодор Уильям Шульц, отпрыск Анны Элизабет (в девичестве Вейсс) Шульц и Генри Эдварда Шульца, родился и получил воспитание на ферме близко от Арлингтона (штат Южная Дакота). Из-за острой нехватки рабочей силы во время первой важный войны он в основном работал на семейной ферме, а не посещал школу, но в 1921 г. поступил на краткосрочные агрокультурные курсы при колледже штата Южная Дакота. Во время начавшейся в 1920 г. экономической депрессии грубо упали цены на сельскохозяйственные продукты, обанкротились банки и многие фермеры оказались под угрозой закрытия своих ферм. В надежде осмыслить в глубинных причинах этих экономических потрясений, Ш. в 1924 г. вернулся в колледж и в 1926 г. окончил его, получив уровень бакалавра наук. Продолжая учебу в Висконсинском университете в качестве аспиранта, он получил уровень магистра в 1928 г. и доктора наук по специальности экономика сельского хозяйства в 1930 г.
Висконсинский универ в те времена был знаменит не только своим экономическим факультетом, но и своей межфакультетской организацией исследований социальных проблем. Сотрудники факультета оказывали консультации правительству штата и подготавливали проекты аграрного законодательства, что позднее, в отрезок времени Великой депрессии 30-х гг., легло в основу сельскохозяйственной политики Нового курса. Ш. завсегда признавал свой большущий наполненный смыслом долг перед университетскими профессорами.
В 1930 г. Шульц начал преподавать экономику сельского хозяйства в колледже штата Айова (теперь вуз штата Айова) в Эймсе. По прошествии менее чем четырех лет он был назначен руководителем новой по замыслу кафедры экономической социологии. В ее учебный проект входили курсы общей политэкономии, экономики сельского хозяйства и сельской социологии, а ее сотрудники участвовали в совместных работах с теоретиками-экономистами и специалистами в области статистики, в изучении программ развития фермерского хозяйства в русле Нового курса.
С началом второй важный войны эти ученые начали к проведению серии исследовании, получившей наименование Серии продовольственной и сельскохозяйственной политики военного времени, перед которой, соответственно традициям Висконсинского университета, была поставлена проблема установить, каким образом правительственная политика может повлиять на сельскохозяйственное фабрика в национальных интересах. В 1943 г., при всем при том, администрация колледжа поддалась политическому нажиму и отозвала свой отчет, тот, что вызвал негодование представителей молочной промышленности штата Айова из-за рекомендаций заменять сливочное масло, ставшее дефицитным, маргарином. В знак протеста Ш. и немного его коллег ушли в отставку. В этом же году он поступил на пост профессора экономической кафедры Чикагского университета. В 1946 г. он там же стал заслуженным профессором, в 1952 г. был назначен заведующим кафедрой, а в 1972 г. стал почетным профессором.
В начальный отрезок времени своей работы в Чикаго Ш. увлекся общемировыми сельскохозяйственными проблемами. Продовольствие для мира ("Food for the World", 1945) сборник материалов, представленных для организованной им конференции, обратил участливость на факторы снабжения продуктами питания, сельскохозяйственную рабочую силу, технологию, квалификацию фермеров и капиталовложения в фермерское хозяйство. После второй важный войны Ш. включился в исследование широкого круга проблем экономического развития. Его заинтересованность к этим проблемам был вызван промышленным возвышением Западной Германии в результате получения ею финансовой и материальной помощи по плану Маршалла (названного по имени Джорджа Маршалла).
В 50-е гг., когда Ш. стоял во главе Технической помощью Латинской Америке проектом, охватывающим все секторы экономики слаборазвитых стран, охватывая сельское хозяйство и другие отрасли экономики, он начал исследовать то, что он называл человеческим капиталом. Согласно этой концепции, образовательный порядок населения определяет его способность применять информацию и технологию для развития, одинаково как и для структурной перестройки. Несмотря на то что цена земли и оборудования рассчитывалась с здоровый точностью, чуть-чуть что было известно сравнительно ценности человеческого капитала.
В статье Создание капитала образованием ("Capital Formation by Education"), опубликованной в Джорнэл оф политикал экономи ("Journal of Political Economy", 1960), Ш. представил оценки стоимости рабочей силы, охватывая расходы на образование, одинаково как и стоимости труда, потерянной человеком за время его учебы. Эта цена, ладно знакомая фермерским и рабочим семьям, которые рассчитывают на то, что их дети смогут пополнять семейные доходы в быть может больше раннем возрасте, игнорировалась экономистами, а когда была выдвинута в качестве предмета исследования, была объявлена ими спорной. И хотя расчеты Ш. не были и не могли быть точными во всех отношениях, а сам он обращался к своим студентам и коллегам с просьбой их более точно определить, тем не менее его концепция понемногу завоевывала признание, покуда многим не стало ясно, что капиталовложения развивающегося мира в образование (т.е. в человечий капитал) являются решающим фактором. По сути дела, Ш. приобрел славу отца революции вложений в человечий доход. Для него эти вложения имели просторный смысл: к ним относились вложения в образование в стенах учебных заведений, дома, на работе, а кроме того капиталовложения в сферу здравоохранения, образования и науки.
На междисциплинарных симпозиумах и круглых столах, в своих докладах Ш. продолжал выступать с доказательством того, что для слаборазвитых стран инвестиции в человечий доход и сельское хозяйство важнее, чем капиталовложения в машины и заводы. Он призывал других ученых отступиться поэтому, что он считал интеллектуальными ошибками традиционных экономистов, в особенности от их стремления учитывать цена земли, вместо того чтобы работать упор на свойство человека как участника производства. Выступая супротив традиционного подхода к экономическим отношениям, Ш. стремился к тому, чтобы были приняты во чуткость люди, действующие за кулисами математических формул экономистов. Его первой публикацией на тему человеческого капитала была служба Возникающая экономическая сцена и школьное образование ("The Emerging Economic Scene and Its Relation to High School Education"), опубликованная в сборнике Школа в новой эре ("The High School in a New Era" 1958). В 60-х гг. он создал при Чикагском университете Центр сравнительного образования. Первый организованный им симпозиум провел обсуждение проблем, связанных со школьным обучением, капиталовложениями в образование и здравоохранение, а ещё с учебой на рабочих местах.
В своей книге Преобразуя традиционное сельское хозяйство ("Transforming Traditional Agriculture"), опубликованной в 1964 г., Ш. утверждал, что более того в примитивном хозяйстве фермеры действуют рационально и используют свои ресурсы действенно в пределах той информации, которая им доступна. Он подчеркивал важность проблемы, связанной с деятельностью в условиях несбалансированности, риска и неопределенности, обычных при применении новых методов хозяйствования более того тогда, когда преимущества этих методов продемонстрированы. Исследования в этой области были вызваны так называемой зеленой революцией попытками увеличить сельскохозяйственное фабрика при помощи применения генной инженерии и других технологических методов, частично разработанных Норманом Борлоугом. Там, где не преуспели займы и субсидии, гибридные семена и новая методика агрокультуры снабжали повышение урожаев, в особенности в Индии, Пакистане и на Филиппинах.
Позднее Ш. проявил в особенности громадный заинтересованность к образованию женщин и к высшему образованию молодежи, которая могла бы применить свои знания в наиболее подходящей с культурной точки зрения форме для улучшения условий здравоохранения, благосостояния и экономического процветания народов третьего мира. Короче говоря, Ш. с оптимизмом относился к возможностям развития бедных аграрных народов. Бедные народы, живущие в странах с низким уровнем доходов, не являются заложниками, скованными железными обручами равновесия нищеты, которую экономисты не способны разрушить, писал он.
Его стратегия, исходя из этого, состояла в том, чтобы выправить возникающие всюду перекосы и сосредоточить участливость на возможных выборах и доступной информации. Его главной заботой было обусловить политику, которая могла бы содействовать расширению скрытых в сельском хозяйстве возможностей и использованию их. Это и стало составной частью его стратегии динамического роста. В своих исследованиях динамического развития Ш. чутко относился к проблемам справедливости к структуре заработков и их возрастающей неравномерности, что ещё включалось в понятие динамического развития.
Ш. получил Премию памяти Нобеля по экономике за 1979 г. совместно с У. Артуром Льюисом за новаторские исследования экономического развития... в приложении к проблемам развивающихся стран. В речи при презентации лауреатов Эрик Лундберг, член Шведской королевской академии наук, назвал Ш. первым ученым, обобщившим разбор воздействия инвестиций на производительность в области сельского хозяйства. Ш. и его ученики показали, что американская экономика в течение длительного времени получала больше большой барыш от человеческого капитала, чем от вещественного капитала.
Как и Льюис, Ш. сочетал преподавание и научную работу с практическими исследованиями. Где бы он ни был, работая по заданиям или проводя симпозиумы, он посещал фермы. На протяжении ряда лет я зачастую посещал многие страны с низким доходом, вспоминал он в своем автобиографическом очерке. Чтобы познать то, что я хотел ведать, я ездил в сельскую местность и посещал сами фермы.
В 1930 г. Ш. женился на Эстер Флоренс Верт. У них две дочери и наследник. Коллега Ш. по Йельскому университету изображал его как свободного в своих убеждениях идеалиста, общительного энтузиаста, тот, что ни при каких обстоятельствах не утомляется от преподавательской деятельности. Когда в возрасте 77 лет он получил Нобелевскую премию, он все ещё каждый день ходил пёхом в Чикагский универ.
Кроме Нобелевской премии, Ш. был удостоен в 1972 г. медали Фрэнсиса Уолкера, присуждаемой Американской экономической ассоциацией, и в 1976 г. медали Леонарда Элмхерста Международной сельскохозяйственной экономической ассоциации. Он является членом Американской экономической ассоциации и американской Национальной академии наук, членом-основателем Национальной академии образования и членом Американского философского общества, а кроме того Американской академии наук и искусств. Он занимал посты директора и вице-президента Национального бюро экономических исследований, управляющего Международным центром исследований проблем развития в Канаде, попечителя Совета по народонаселению при Институте текущих мировых проблем и Международной службы сельскохозяйственного развития. Он получил почетные ученые степени от Гриннелл-колледжа и колледжа штата Южная Дакота, университетов Иллинойского, Висконсинского, Дижонского, Чилийского католического, университетов штатов Мичиган и Северная Каролина.
Так же читайте биографии известных людей:
Теодор Шумовский Teodor Shumovskiy
Впервые он встретился с Кораном в 1934-м. В библиотеке филфака ЛГУ студент Шумовский рылся в книжных завалах, предназначенных к уничтожению, и..
читать далее →
Теодор Момзен Theodor Mommsen
Моммзен был членом национал-либеральной партии и депутатом прусского ландтага (18631866, 18731879) и рейхстага (18811884), ярым противником..
читать далее →
Теодор Герцель Theodor Gerztel
После его смерти Жаботинский писал: "И днем конца 6ыл день его расцвета, и грянул гром, и песня не допета, но за него мы песню допоем.
читать далее →
Теодор Шванн Theodor Schwann
Теодор Шванн - известный немецкий ученый-цитолог, гистолог и физиолог. Родился 7 декабря 1810 года.Теодор Шванн является одним из авторов клеточной..
читать далее →