Известные люди

»

Тимофей Куцевалов

Тимофей Куцевалов Timofey Kucevalov Карьера: Герой
Рождение: Украина, 21.1.1904
Герой Советского Союза (17.11.39). Награжден двумя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями, орденами Сухэ-Батора (1959) и двумя орденами За воинскую доблесть МНР.

Родился в семье крестьянина. Украинец. С 1910 г. жил с родителями в деревне Орловка Исилькульского района Омской области, учился в сельской школе, пас скот и батрачил у местных кулаков, с 1918 г. работал посыльным в Омском железнодорожном депо, а далее чернорабочим на мельнице станции Куломзино Омской железной дороги.

Позднее он писал в своей автобиографии: До 1907 года мой папа, Куцевалов Федор, работал по найму конюхом, мама занималась домашним хозяйством. В 1907 году при перевозке хозяйственных грузов он был убит лошадьми. Без кормильца осталось шестеро детей. До мая 1918 года я жил в Орловке, где работал в сельском хозяйстве, пас скот, принадлежащий крестьянам деревни, а в зимнее время с 1914 года до 1918 года учился в сельской школе. Старшая сестра Юлия в 1924 году умерла на станции Исилькуль. Старшие братья: Филипп погиб под Сталинградом в отрезок времени Великой Отечественной войны, Лев работает на станции Исилькуль главным бухгалтером Заготзерно. Мать, Лукерья Демьянова Куцевалова, живёт в Исилькуле. Она находится на полном иждивении. Брат Александр вкалывал чернорабочим на железной дороге на той же станции Исилькуль. Но вскоре он погиб во время работы - на железной дороге его сшиб поезд. После выезда из Орловки с 1918 по 1920 год я работал рассыльным в депо станции Омск и на мукомольной мельнице Колокольникова на станции Куломзино. В 1921 году переехал в городок Грозный.

В 1921-25 гг. он был рабочим на нефтяных промыслах в г. Грозном, работал подручным слесаря на конном дворе, а потом окончания школы ФЗУ - слесарем.

Член ВКП(б) с 1925 г.

В РККА с 1926 г. В 1927 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а в 1928 г. - 1-ю военную школу летчиков им. тов. Мясникова в Каче.

В 1931 г. был назначен командиром звена. Затем командовал эскадрильей, отдельным авиаотрядом.

В 1938 г. майор Куцевалов был назначен командиром 22-го иап, а в апреле 1939 г. командиром 23-й смешанной авиабригады (22-й иап и 38-й сбап) ЗабВО.

Участвовал в боях на реке Халхин-Гол с мая 1939 г.

21.05.39 г. на усиление группировки советских ВВС в Монголии была переброшена 23-я смешанная авиабригада.

Генерал-лейтенант авиации Куцевалов вспоминает: 57-й своеобразный остов имел авиацию, которую разрешается охарактеризовать по боеспособности без затей как разваленную авиацию... которая, бесспорно, выглядела небоеспособной.

27.05.39 г. состоялся первостепеннный воздушный махач летчиков 22-го иап, только что прилетевших из Забайкалья.

Рано утром 1-я авиаэскадрилья в составе восьми самолетов И-16 вылетела с основного аэродрома базирования полка у Тамсаг-Булака к авангардный линии фронта в район реки Халхин-Гол. Она имела поручение находиться в засаде на аэродроме подскока и в случае появления противника взвиться и истребить его.

Повел эскадрилью исполняющий обязанности командира авиабригады майор Куцевалов. Перед вылетом он провел инструктаж, на котором, в частности, категорически запретил перелетать государственную рубеж в случае преследования противника. Японских самолетов в воздухе не встретили. Пролетев над линией фронта также реке Халхин-Гол, Куцевалов развернул эскадрилью в обратном направлении. Вскоре самолеты сели под боком от линии фронта, у высохшего озерка. Здесь уже стоял бензозаправщик и стартер для запуска авиадвигателей. Едва летчики дозаправили самолеты, как появились три японских истребителя И-97. Летели они на высоте примерно 2500 метров. Куцевалов дал команду:

В воздух!

На машине у самого Куцевалова не запускался движок, но другие самолеты по мере готовности, единственный за другим, поднимались в небосклон, преследуя японцев до реки Халхин-Гол.

Истребители эскадрильи следовали по одному, по два к линии фронта. Там на высоте рядом 2000 метров они встретились с двумя звеньями истребителей противника, которые шли в строю и имели превосходство в высоте.

Вскоре четыре И-16 единственный за другим вышли из боя из-за отказа двигателей. Остальные продолжали биться. Бой окончился не в нашу пользу. Были сбиты и погибли три летчика. Лейтенант Пьянков был ранен и совершил вынужденную посадку. Японцы потерь не имели

Ошибки, допущенные в первом бою, командиры, к сожалению, не разобрали с летным составом, соответствующие выводы не сделали. Поэтому те же недостатки трагически повторились и на следующий день.

Рано утром поступил команда привести в боевую подготовленность 20 самолетов И-15, но следом взлета первого звена вылет отменили. Три летчика, первыми направившиеся в район действий наземных войск, не вернулись.

В тот самый же день по утвержденному плану вылетели 10 И-15 и 10 И-16. Не встретив противника, они произвели посадку на свой аэровокзал. Но тут же позвонил оперативный дежурный и передал приказ:

- Немедленно вылететь двум эскадрильям в том же составе.

- Эскадрилья И-15 к вылету ещё не готова, - доложил начальник 22-го иап майор Глазыкин. Однако получил подтверждение приказа:

- Вылетать эскадрилье И-16, не дожидаясь готовности И-15.

И-16 противника не встретили и вернулись на аэровокзал, а эскадрилья И-15, оставшаяся без поддержки, встретила восемнадцать японских истребителей и вступила с ними в мордобой. Из десяти летчиков четверо погибли в бою, единственный пропал без новости, двое получили ранения: одному пришлось выпрыгнуть на парашюте с горящего самолета, и он вернулся в доля посредством двое суток, а единственный прилетел на изрешеченном пулями самолете.

В июле 1939 г. майор Куцевалов был назначен командиром 56-го иап. Совершил 54 боевых вылета, провел 19 воздушных боев и 17 штурмовок, сшиб 4 японских самолета лично и 5 в группе. Был награжден орденом Красного Знамени (29.08.39) и монгольским орденом За воинскую доблесть (10.08.39).

С 7.09.39 г. полковник Куцевалов командовал ВВС 1-й армейской группы.

15.09.39 г. стоял во главе последним воздушным сражением над рекой Халхин-Гол, в котором 212 японским самолётам противостояли 180 советских. Было уничтожено 20 японских самолётов.

В представлении Куцевалова к званию Герой Советского Союза указывалось: Отважный и храбрый командир-летчик. Своим личным примером вечно увлекал свой состав полка на решительное истребление противника в воздухе... Полк под его командованием нанес огромные потери врагу, имея незначительные потери.

17.11.39 г. комбриг Куцевалов Тимофей Федорович был удостоен звания Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль Золотая Звезда 178.

В докладе об укомплектованности ВВС 1-й Армейской группы и ВВС ЗабВО о комбриге Куцевалове указано: Имеет авторитет как глава и пилот, страсть сколько работает в частях, но не приобрел ещё полного опыта работы в роли командующего. Плохо сколочен штаб, жалуется на начальника штаба, на его безынициативность и нерасторопность, предъявляет претензии на Военный Совет 1 АГ, говоря, что его, как командующего и авиацию недооценивают, как-то: не дают квартир, билетов в театр в основополагающий строй, не выбирают в Президиум от авиации в торжественные дни. По этим вопросам собирается намарать жалобу. Имеет большой недочет - скоропалительность в принятии решения в вопросе кадров, выдвижение на руководящие должности и кроме того понижение в должности. Выдвинутый начальник 32 ИАБ не соответствует занимаемой должности. Помощника командира 70 ИАП капитана Кузина демонстративно снял с должности и приказал определить командиром звена 22 ИАП за то, что тов. Кузин явился на службу в коричневых сапогах. Недостаточная оперативно-тактическая подготовка. Необходима посылка на учебу. В основном ревностный, предприимчивый командир-руководитель. Имеет возделение перевестись.

4.06.40 г. ему было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.

В 1940 г. был командующим ВВС Забайкальского, а в 1941 г. - Ленинградского военных округов.

Участвовал в Великой Отечественной войне.

1.07.41 г. он был назначен командующим ВВС Северо-Западного фронта.

Вспоминает Главный маршал авиации Новиков: Чем ближе надвигался фронт на Ленинград, тем ожесточеннее становились схватки в воздухе. Обстановка на юго-западе от Ленинграда все больше и больше тревожила руководство Северного фронта. Отсутствие своевременной и достаточной информации о положении дел на Северо-Западном фронте вынудило нас активизировать воздушную разведку на даугавпилском направлении.

29 июня летчики донесли, что недруг расширяет плацдармы в районе Даугавпилса, захватил новые плацдармы у Крустпилса и Плавиняса и сосредоточивает тут крупные моторизованные и танковые силы, а авиация Северо-Западного фронта сильно слабо прикрывает наши наземные войска.

Мы попытались связаться с командованием ВВС Северо-Западного фронта, чтобы заполучить достоверную информацию, но все попытки оказались тщетными, так как никто толком не мог сориентировать местонахождение командующего генерала А.П. Ионова.

В это время нам стало известно, что на аэродромы Старорусского аэроузла прибывают авиачасти Северо-Западного фронта. Можно было допустить, что где-то там находится со своим штабом и генерал Ионов. Тогда я послал в Старую Руссу своего заместителя И.П. Журавлева.

Вскоре от него поступило извещение. Оказалось, что Ионов смещен, а на его местоположение назначен генерал Т.Ф. Куцевалов. Иван Петрович передал, что новоиспеченный командующий, по существу, очутился в положении военачальника без войск. Он принял авиацию фронта в очень тяжелом состоянии. К тому времени она потеряла все свои аэродромы, базы и склады, понесла крайне значительные потери и без малого лишилась управления.

Еще 28 июня командующий Северо-Западным фронтом Ф.И. Кузнецов донес в Ставку о тяжелом положении своих войск и просил усилить их, в особенности авиацией. Ставка выделила 1-й дальнебомбардировочный авиакорпус генерала В.И. Изотова и приказала с его помощью вышибить противника из Даугавпилса. Но Изотов не смог исполнить поручение, так как его летчики не получили истребительного сопровождения.

Узнав о состоянии ВВС Северо-Западного фронта, я приказал Журавлеву запоздать в Старой Руссе и оттуда стоять во главе действиями нашей авиации, привлекаемой для оказания помощи отступавшим войскам, главным образом на даугавпилском направлении.

Затем генерал-майор авиации Куцевалов командовал ВВС Западного фронта.

29.10.41 г. ему было присвоено воинское звание генерал-лейтенант авиации.

10.05.42 г. на базе управления ВВС Западного фронта была сформирована 1-я ВА. В мае-июле 1942 г. 1-й ВА командовал генерал-лейтенант авиации Куцевалов.

По состоянию на 1.06.42 г. в ее состав входили 201-я, 202-я, 203-я, 234-я, 235-я истребительные, 214-я, 224-я, 231-я, 232-я, 233-я штурмовые, 204-я бомбардировочная, 213-я ночная бомбардировочная и 215-я смешанная авиационные дивизии. С момента сформирования 1-я ВА поддерживала штурмование войск Западного фронта на юхновском, гжатском, ржевском направлениях.

Вспоминает генерал-майор авиации Ворожейкин: Куцевалова я знал ещё по Халхин-Голу, где он командовал авиационным истребительным полком и считался хорошим командиром... Но точно и метко говорят в народе: Хочешь познать человека, дай ему власть. Став командующим, Куцевалов здорово изменился. Грубость и крики на подчиненных прочно вошли в манера его работы.

Один происшествие во время войны облетел всю авиацию. Самолет майора Свитнева в воздушном бою над аэродромом был подбит, пилот с трудом приземлился. На летном поле в это время находился Куцевалов. Он разом же, как только пилот выбрался из самолета, выхватив наган, подбежал к нему и закричал: А ну, трусишка, тут же взлетай. Иначе застрелю!. На войне летчики в особенности чутки к несправедливости. И возмущенный Свитнев, молниеносно выхватив свой наган, постепенно сказал: Давайте, приятель генерал, посоревнуемся - кто кого?. После этого случая Куцевалова за глаза стали величать генерал Застрелю.

Хорошо помнил я его и по разговору в Монголии уже следом боев. Я тогда был комиссаром истребительной эскадрильи на И-16, а меня решили перевести в полк, вооруженный новыми истребителями И-153. Во время беседы Куцевалов спросил меня:

- Как вам нравятся новые истребители?

Я без всякой дипломатии ответил:

- Чайки в авиации - шаг вспять. И-шестнадцатый намного лучше этой этажерки.

- Вы комиссар и так клевещете на новую советскую технику! - вскричал Куцевалов. - Да вас за такую клевету надобно воротить под суд!

- За правду под суд не отдают...

Если бы не член Военного совета, присутствовавший при разговоре, мне бы несдобровать.

В августе 1942 г. на базе ВВС Забайкальского фронта была сформирована12-я ВА. Первоначально в ее состав входили 30-я и 247-я бад, 245-я и 246-я иад, 248-я шад.

В августе 1942 г. - июне 1945 г. 12-й ВА командовал генерал-лейтенант авиации Куцевалов. До августа 1945 г. вооруженные силы выполняла задачи по охране дальневосточных воздушных рубежей СССР и готовила авиачасти для советско-германского фронта.

В 1945-47 гг. генерал-лейтенант авиации Куцевалов был начальником Военно-воздушного отдела Советской военной администрации в Германии. Затем был начальником Высших офицерских летно-тактических курсов ВВС.

Во время войны эти курсы находились в Подмосковье, в Люберцах, и назывались Высшей школой воздушного боя. Позднее курсы были переведены в Таганрог, а помимо летчиков-истребителей обучаться там стали бомбардировщики и штурмовики.

Рассказывает Ворожейкин: Работа комиссии началась с исчезновения начальника курсов совместно с председателем экзаменационной комиссии. Мы не знали, что предпринять. На помощь пришел сам генерал Блоков. Он ввалился в нашу комнату и, не устояв на ногах, бухнулся на ближнюю от двери койка. Мы с тревогой подбежали к нему. Но он был элементарно пьян

- Начальнику курсов нужно быть безрассудным, чтобы перед началом экзаменов так угостить председателя комиссии, - вступил в разговорчик Александров.

- Куцевалов это сделал с целью. Хотел задобрить Блокова.

- Но экзамены будем принимать, становить оценки и сочинять акт мы, а не он.

- Мы напишем, а он не подпишет...

Я спросил куда возил Куцевалов Блокова?

- На охоту, - сию минуту ответил Афоня. - Это его хобби. А напоил он вашего председателя не от щедрот душевных...

- Но на этом Куцевалов может спалиться!

- Не сгорит. Он давнишний друг маршала Жукова.

- А Куцевалов бывает на занятиях?

- Я ни разу не видел. Совещание с преподавателями он как-то проводил, но... - Афанасий махнул рукой].

В 1951 г. Куцевалов окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генштаба. В 1952-55 гг. он был командующим ВВС Уральского военного округа, в 1956-58 гг. - заместителем председателя ЦК ДОСААФ. С 1959 г. - в запасе. Жил в Москве.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Так же читайте биографии известных людей:
Тимофей Трибунцев

Родился 1 июня 1973 года в Кирове (нынче - Вятка). Окончил Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина. С 2002 - артист театра "Сатирикон". Роли:..
читать далее

Тимур Кибиров (Запоев) Timur Kibirov

Мне всегда хочется писать ровно те стихи, которых мне, как читателю, не хватает. Есть очень хорошие поэты, но никто из них не пишет того, что..
читать далее

Тимур Новиков Timur Novikov

Российский художник, основатель петербургской Новой Академии Изящных Искусств.
читать далее

Тимур Бекмамбетов Timur Bekmambetov

Тимур Бекмамбетов - известный режиссер, продюсер, сценарист и клипмейкер родом из Казахстана. Родился 25 июня 1961 года.Известность получил как..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий