Известные люди

»

Томас Гоббс

Томас Гоббс Tomas Hobbes Карьера: Философ
Рождение: 5.4.1588
Родился 5 апреля 1588 в Малмсбери (графстве Глостершир) раньше положенного срока, после того как его мать напугало известие о приближении Испанской Армады. Несмотря на это неблагоприятное стечение обстоятельств (впоследствии Гоббс говорил, что 'страх и я сам - близнецы-братья'), он прожил необычайно долгую и плодотворную жизнь.

Слава пришла к нему как к автору философских трактатов, и все-таки склонность к философии проявилась, когда ему было неблизко за сорок. Гоббс жил в единственный из самых значительных периодов английской истории. Он учился в школе, когда заканчивалось царствование Елизаветы I, был выпускником университета, наставником и знатоком древних языков в эпоху Якова I, изучал философию в правление Карла I, был знаменит и находился под подозрением при Кромвеле и, в конце концов, вошел в моду как историк, стихотворец и без малого что непременный атрибут британской жизни в эпоху Реставрации.

Гоббс был воспитан дядей, обладавшим значительным состоянием и стремившимся вручить своему племяннику достойное образование. Ребенок пошел в школу в четыре года и с шести лет учил латынь и греческий. В четырнадцать лет, освоив языки до такой степени, что мог беспрепятственно перелагать Еврипида латинским ямбом, был отдан в Модлин-Холл, единственный из колледжей Оксфордского университета, где через пять лет получил уровень бакалавра. В 1608 Гоббсу повезло: он получил местоположение воспитателя в семье Уильяма Кавендиша, графа Девонширского. Так началась длившаяся всю его существование связь с семейством Кавендишей.

Средств, которые он получал благодаря своему наставничеству, хватало на то, чтобы продолжить академические занятия. Гоббс ещё имел вероятность познакомиться с влиятельными людьми, в его распоряжении находилась первоклассная библиотека, а помимо всего прочего, сопровождая в путешествиях молодого Кавендиша, он смог посетить Францию и Италию, что послужило сильнейшим стимулом его умственного развития. По сути дела, интеллектуальная история жизни Гоббса, один заслуживающий интереса аспект его жизни, может быть поделена на периоды сообразно трем путешествиям по Европе.

Первое турне в 1610 вдохновило его на исследование античных авторов, так как в Европе аристотелевская философия, в традициях которой он был воспитан, считалась уже устаревшей. Гоббс вернулся в Англию, совершенный решимости глубже познакомиться с мыслителями античности. В этом его укрепили и беседы с лордом-канцлером Фрэнсисом Бэконом 'во время чудесных прогулок в Горамбери'. Эти беседы состоялись, по-видимому, между 1621 и 1626, когда Бэкон был уже отправлен в отставку и занимался сочинением трактатов и разнообразными проектами научных исследований. Вероятно, Гоббсу передалось не только бэконовское пренебрежение к аристотелизму, но кроме того убеждение в том, что знание - это мощь, а целью науки является улучшение условий человеческой жизни. В автобиографии, написанной по-латыни в 1672, он пишет о занятиях античностью как о счастливейшем периоде своей жизни. Его завершением следует мнить перевод Истории Фукидида, опубликованный отчасти для того, чтобы предварить соотечественников об опасностях демократии, оттого что в то время Гоббс, аналогично Фукидиду, был на стороне 'царской' власти.

В 1628, во время своего второго путешествия в Европу, Гоббс страстно увлекся геометрией, о существовании которой узнал невзначай, обнаружив Начала Евклида на столе в библиотеке некоего джентльмена. Биограф Гоббса Джон Обри живописал это открытие: 'Боже мой, воскликнул он (другой раз он божился, когда бывал чем-то увлечен), это нельзя! И он читает свидетельство, отсылающее к тезису. Прочитывает тезис. Это отсылает его к следующему тезису, тот, что он кроме того читает. Et sic deinceps (и так далее), и в конце концов он убеждается в истинности вывода. И влюбляется в геометрию'. Гоббс в настоящее время убежден, что геометрия дает приём, благодаря которому его взгляды на общественное устройство могут быть представлены в виде неопровержимых доказательств. Болезни общества, находящегося на грани гражданской войны, будут излечены, если люди вникнут в обоснование разумного государственного устройства, изложенное в виде ясных и последовательных тезисов, подобных доказательствам геометра.

Третье турне Гоббса по континентальной Европе (1634-1636) внесло ещё единственный ингредиент в его систему натуральной и социальной философии. В Париже он становится членом кружка Мерсенна, в тот, что входили Р.Декарт, П.Гассенди и другие представители новой науки и философии, а в 1636 делает паломничество в Италию к Галилею. К 1637 он готов к разработке собственной философской системы; существует соображение, что сам Галилей предложил Гоббсу распространить принципы новой натурфилософии на сферу человеческой деятельности. Грандиозной идеей Гоббса было обобщение науки механики и геометрическая дедукция человеческого поведения из абстрактных принципов новой науки о движении. 'Ибо, наблюдая, что существование есть только движение членов... что такое сердце, как не пружина? Что такое нервы, как не такие же нити, а суставы - как не такие же колеса, сообщающие движение всему телу так, как этого хотел мастер?'

По мнению Гоббса, его оригинальным вкладом в философию была разработанная им оптика, а кроме того система государства. Краткий трактат о первых принципах (A Short Tract on First Principles) Гоббса представляет собой критику аристотелевской теории ощущения и набросок новой механики. После возвращения в Англию мысли Гоббса снова обратились к политике - среда намедни гражданской войны бурлило. В 1640 он пустил по рукам, как раз во время знаменитой парламентской сессии, трактат Начала закона, естественного и политического (The Elements of Law, Natural and Politic), в котором доказывал надобность единой и неделимой власти суверена. Этот трактат был опубликован позднее, в 1650 в двух частях - Человеческая натура (Human Nature, or the Fundamental Elements of Policie) и О теле политическом (De Corpore Politico, or the Elements of Law, Moral and Politic). Когда парламент выставил заявочное пожелание об отставке графа Страффорда, Гоббс, опасаясь, что его открыто роялистские взгляды могут сделаться угрозой для жизни, бежал на континент. Характерно, что позднее он гордился тем, что 'был первым из тех, кто бежал'. Трактат О гражданстве (De cive) появился вскоре потом этого, в 1642. Второе издание вышло в 1647, а британский вариант в 1651 под названием Наброски философии государства и общества (Philosophical Rudiments Concerning Government and Society). Эта книжка - вторая по значению в идейном наследии Гоббса потом больше позднего Левиафана. В ней он пытался совсем обусловить надлежащие задачи и границы власти, а кроме того нрав отношений церкви и государства. См. кроме того АБСОЛЮТИЗМ.

Оригинальность Гоббса заключалась не только в идеях, касавшихся оптики и политической теории. Он мечтал отгрохать всеобъемлющую теорию, которая бы начинала с простых движений, описываемых постулатами геометрии, и завершалась обобщениями о движении людей в сфере политической жизни, как бы приближающихся и отдаляющихся товарищ от друга. Гоббс предложил понятие 'усилие' для того, чтобы постулировать бесконечно малые движения разного рода - в особенности те, что совершаются в среде между человеком и внешними телами, в органах чувств и внутри человеческого тела. Феномены ощущения, воображения и сна - действо малых тел, подчиняющихся закону инерции; феномены мотивации - реакции на внешние и внутренние стимулы (общее местоположение современной психологии). Известна система Гоббса о том, что накопление малых движений выливается на макроуровне, в теле в форме двух основных движений - влечения и отвращения, являющихся приближением или удалением от других тел.

Гоббс планировал написание философской трилогии, которая бы давала трактовку тела, человека и гражданина. Работа над этим грандиозным проектом непрерывно прерывалась из-за событий на политической сцене и в личной жизни Гоббса. Он начал действовать над трактатом О теле вскоре после этого публикации трактата О гражданстве, при всем при том закончил его только потом своего возвращения в Англию. Трактат О человеке (De Homine) появился в 1658. Когда младой принц Карл (грядущий Карл II) был вынужден мчаться в Париж позже поражения в битве при Нейзби, Гоббс отложил свои размышления о физике и начал действовать над своим шедевром - трактатом Левиафан, или материя, форма и верх государства церковного и гражданского (Leviathan, or the Matter, Forme, and Power of a Commonwealth, Ecclesiastical and Civil, 1651), в котором лаконично и остро сформулировал свои взгляды на человека и держава (левиафан - морское чудовище, описанное в Книге Иова, 40-41). Он был приглашен к принцу учителем математики - пост, которую ему пришлось покинуть из-за серьезной болезни, которая едва не свела его в могилу.

Положение Гоббса в Париже стало очень опасным затем смерти в 1648 Мерсенна, его друга и покровителя. Гоббса заподозрили в атеизме и борьбе с католицизмом. Карл I был казнен в 1649, и вплоть до 1653, когда Кромвель стал лордом-протектором, велись непрестанные дискуссии о надлежащей форме правления. Левиафан появился как раз своевременно, а приводившаяся в нем аргументация и нежелание Гоббса находиться в уж очень близких отношениях с принцем Карлом позволили ему испросить у Кромвеля разрешения возвратиться на родину. В Левиафане доказывается, с одной стороны, что суверены уполномочены править от имени своих подданных, а не по божьему соизволению - гладко то же, что говорилось в парламенте; с иной стороны, Гоббс использовал теорию общественного договора для того, чтобы аргументировать, что логическим результатом государства, основанного на общественном согласии, должна быть безусловная верх суверена. Поэтому его учение могло быть использовано для оправдания каждый формы правления, какая бы ни одержала верх в то время.

Левиафан как правило считают сочинением на политические темы. Однако взгляды автора, касающиеся природы государства, предваряются тезисами о человеке как природном существе и 'машине', а завершаются пространными полемическими рассуждениями насчет того, какой должна быть 'истинная религия'. Практически половинка всего объема Левиафана посвящена обсуждению религиозных вопросов.

Политический разбор Гоббса, его концепции 'естественного состояния' и сообщества основывались на механистической психологии. Под явлениями социального поведения, считал Гоббс, скрываются фундаментальные реакции влечения и отвращения, превращающиеся в стремление власти и опасение смерти. Люди, ведомые страхом, объединились в сообщество, отказавшись от 'права' неограниченного самоутверждения в пользу суверена и уполномочив его делать от их имени. Если люди, заботясь о своей безопасности, согласились на этакий 'социальный договор', то политическая элита суверена должна быть абсолютной; в противном случае, раздираемые противоречивыми притязаниями, они постоянно будут находиться под угрозой анархии, присущей бездоговорному естественному состоянию.

В сфере моральной философии Гоббс кроме того разрабатывал натуралистическую теорию как следствие его механистической концепции человека. Правила цивилизованного поведения (называвшиеся во времена Гоббса 'естественным правом'), считал он, выводимы из правил благоразумия, которые должны быть приняты всеми, кто обладает рассудком и стремится выжить. Цивилизация основана на страхе и расчетливом эгоизме, а не на присущей нам от природы социальности. Под 'благом' мы имеем в виду без затей то, чего желаем; под 'злом' - то, чего стремимся избежать. Будучи довольно последовательным мыслителем, Гоббс верил в детерминизм и полагал, что волевой акт есть нетрудно 'последнее влечение в процессе обдумывания, прямо примыкающее к действию или отказу от действия'.

В теории права Гоббс известен концепцией закона как заповеди суверена, которая стала важным шагом в прояснении различия между статутным правом (в то время только нарождавшимся) и общим правом. Гоббс ещё что надо понимал различие между вопросами: 'Что есть закон?' и 'Справедлив ли закон?', которые люди - и в то давнее время, и ныне - имеют склонность смешивать. Во многих отношениях Гоббс предвосхитил основные положения правовой теории Дж.Остина.

Гоббс рассматривал религию не как систему истин, а как систему законов; большое местоположение в Левиафане занимает свидетельство того, что имеются все основания - исходящие из здравого смысла и из Писания - мнить, что суверен является наилучшим истолкователем воли Божьей. Гоббс последовательно различал знание и веру и полагал, что мы не можем ничего ведать об атрибутах Бога. Слова, в которых мы описываем Бога, являются выражением нашей любви, а не продуктами деятельности разума. Он в особенности негодовал, защищая 'истинную религию' от двойственный угрозы католицизма и пуританства, которые апеллировали к власти другой, нежели верх суверена, - к полномочиям папы либо к голосу совести. Гоббс не колеблясь применил механицистский подход к понятиям Писания и полагал, что Бог должен иметь телом, нехай довольно разреженным, чтобы не возбраняется было вещать о его существовании в качестве субстанции.

Многие современные философы подчеркивают значимость выдвинутой Гоббсом концепции языка, в которой механистическая концепция происхождения речи была соединена с номинализмом в трактовке смысла общих терминов. Гоббс критиковал схоластическое учение о сущностях, показывая, что это и другие подобные учения возникают вследствие неверного употребления различных классов терминов. Имена могут быть именами тел, именами свойств или именами самих имен. Если применять имена одного типа вместо имен другого типа, мы приходим к абсурдным утверждениям. Например, 'универсалия' - имя для обозначения класса имен, а не сущностей, якобы называемых этими именами; такие имена называются 'универсалиями' в силу своего употребления, а не в силу того что, что обозначают особенный класс предметов. Тем самым Гоббс предвосхитил идеи многих философов 20 в., проповедовавших идеалы ясности и использовавших теорию языка для критики метафизических учений, населивших мир 'ненужными' сущностями. Гоббс кроме того настаивал на том, что язык имеет существенное значимость для рассуждения, а ещё что аккурат способность к рассуждению (в смысле принятия определений и выведения заключений с помощью общих терминов) отличает человека от животных.

Вернувшись в Англию в конце 1651, Гоббс вскоре вступил в дискуссию с епископом Бремхоллом по вопросу о свободе воли. В результате появилась его служба Вопросы касательно свободы, необходимости и случая (The Questions Concerning Liberty, Necessity, and Chance, 1656). Затем он оказался замешанным в самом унизительном в его жизни споре, оттого что в двадцатой главе трактата О теле, первой части абмициозной трилогии, опубликованной в 1655, Гоббс предложил технология вычисления квадратуры круга. Это было замечено Джоном Валлисом (1616-1703), профессором геометрии, и Сетом Уордом, профессором астрономии. Оба они были пуританами и входили в цифра основателей Королевского общества в Лондоне, в которое Гоббсу так и не довелось вступить. Профессора были раздражены критикой Гоббсом системы университетского образования и отомстили, указав на его невежество в области математики. Сработать это было нетрудно, потому как Гоббс начал заниматся геометрией в сорок лет, да и Декарт уже ориентировал на любительский нрав его доказательств. Скандал длился рядом двадцати лет и зачастую принимал нрав личных выпадов с обеих сторон. К этому времени относятся работы Гоббса Шесть уроков профессорам математики Оксфордского университета (Six Lessons to the Professors of Mathematics in the University of Oxford, 1656) ; Д

иалоги о физике, или о природе воздуха (Dialogus Physicus, sive de Natura Aeris, 1661) ; Господин Гоббс с точки зрения его лояльности, веры, репутации и поведения (Mr. Hobbes Considered in His Loyalty, Religion, Reputation and Manners, 1662) и другие труды полемического характера, направленные супротив Уоллиса, Р.Бойля и других ученых, объединившихся около Королевского общества.

Однако энергия Гоббса, замечательная для человека его возраста (в семьдесят лет он все ещё играл в теннис), не уходила целиком на эти безысходные споры. В 1658 он опубликовал вторую доля трилогии - трактат О человеке. Затем произошли достойные сожаления события, остановившие поток его публикаций. В отрезок времени Реставрации, несмотря на то что Гоббс был представлен ко двору, а король сильно ценил его остроумие, он стал жертвой предрассудков и страха, охватившего в то время среда. Искали причину для неудовольствия Бога, выразившегося в ужасной эпидемии чумы и сильнейшем пожаре в Лондоне (сообразно в 1664-1665 и 1666), и в парламенте обсуждался билль супротив атеизма и богохульства. Была создана комиссия, в задачу которой входило штудирование на тот самый предмет Левиафана. Однако вскоре занятие было закрыто, по-видимому, вслед за тем вмешательства Карла II.

Тем не менее Гоббсу было запрещено публиковать сочинения на актуальные темы, и он занялся историческими изысканиями. В 1668 был закончен работа Бегемот, или Долгий парламент (Behemoth, or the Long Parliament) - история гражданской войны с точки зрения его философии человека и общества; служба была опубликована позже смерти мыслителя, не прежде 1692. Прочитав Начала общего права Англии Ф.Бэкона, которые ему послал его товарищ Джон Обри (1626-1697), Гоббс в возрасте 76 лет написал работу Диалоги между философом и изучающим общее право Англии (Dialogues between a Philosopher and a Student of the Common Laws of England), опубликованную посмертно в 1681.

В возрасте 84 лет философ написал автобиографию в стихотворной форме на латинском языке, а два года через за невозможностью лучшего приложения сил сделал переводы Илиады (1675) и потом Одиссеи (1676) Гомера. В 1675 он покинул Лондон, перебравшись в Чатсуорт, а в 1679 узнал о собственной скорой неминуемой смерти. Говорят, что, услышав о своей неизлечимой болезни, Гоббс заметил: 'Наконец-то я обрету лазейку и выберусь из этого мира'. Он забавлялся тем, что разрешил друзьям заготовить впрок надгробные эпитафии. Более всего ему понравились слова: 'Вот настоящий философский камень'. Умер Гоббс в Хардвик-Холле (графство Дербишир) 4 декабря 1679.

На надгробном камне была сделана надпись, что он был человеком справедливым и славно известным своей ученостью на родине и за рубежом. Это соответствует истине, и хотя около его взглядов велись бесконечные шумные споры, никто ни при каких обстоятельствах не подвергал сомнению, что Гоббс был цельной личностью и обладал выдающимся интеллектом и замечательным остроумием.

Так же читайте биографии известных людей:
Томас Хант Морган Thomas Hant Morgan

Томас Хант Морган - выдающийся американский биолог. Родился 25 сентября 1866 года.Томас Хант Морган является одним из основоположников генетики...
читать далее

Томас Эндрюс Tomas Andrus

Ирландский физико-химик.
читать далее

Томас Юнг Thomas Young

С ранних лет обнаружил необыкновенные способности и феноменальную память. Уже в два года бегло читал, в четыре знал на память много сочинений..
читать далее

Томас Грэм Thomas Graham

Томас Грэм - шотландский химик, установивший закон диффузии в газах. Родился 20 декабря 1805 в Глазго в семье торговца.Томас Грэм является автором..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий