Известные люди
»Федор Панферов
Рождение: Россия, 2.10.1896
Родился 20 сентября (2 октября) 1896 в с. Павловка Саратовской губ. в семье крестьянина-бедняка, с 10 лет работал в родном селе подпаском, затем в городах Поволжья, куда гнал его голод, мальчиком в купеческой лавке, подсобным рабочим. Недолго проучившись в Вольской учительской семинарии, после Октябрьской революции занимался советской и хозяйственной деятельностью, редактировал уездную газету, работал в уездном комитете РКП(б), в им же созданной сельхозкоммуне (1920). В 19231925 учился в Саратовском университете. В 19241931 редактировал Крестьянский журнал (Москва), регулярно выступая со злободневной публицистикой.
Уже с 1920-х годов пролетарский писатель, развернувший с пролетарских позиций острую критику частнособственнических деревенских отношений, Панферов состоит в руководстве РАПП, с 1931 до конца жизни (с небольшими перерывами) первый редактор рапповского журнала Октябрь.
Первый его расклад Перед расстрелом (1918) опубликован в саратовском журнале Горнило. Писал пьесы для крестьянских театров о социалистических преобразованиях на селе Дети земли (1920), Пахом (1923), Мужики (1924), Бунт земли, Развал (обе 1926); очерковые книги Береговая быль, От деревенских полей (обе 1926), На реке Цне, В предутреннюю рань (обе 1927).
Наиболее значительное произведение Панферова роман Бруски (кн. 14, 19281937), разросшийся в эпопейное полотно из небольшого очерка Огневцы, многократно переиздававшийся и получивший мощную поддержку всех сторонников скорейшей коллективизации села, преодоления инстинкта собственничества, власти земли, идиотизма деревенской жизни и прочих составляющих векового бытия традиционного русского крестьянства. Боевым донесением из деревни, содрогающейся от внутренней борьбы, назвал роман Панферова А.В.Луначарский; энциклопедия деревенской жизни вторили критики. В этих оценках подмечалось, с одной стороны, знание автором жизни села, чувство изменчивости его эмоционально-мировоззренческой ауры (сцены отчаянного разгула мужичьей стихии и забоя скота в канун коллективизации; психологически убедительный образ середняка Никиты Гурьянова, мечтавшего о земле, где нет коллективизации, и этим предвосхитивший значимый мотив поэмы А.Т.Твардовского Страна Муравия), а с иной тенденциозная заданность полярной расстановки образов (привлекательные бескорыстием, альтруизмом и убежденностью вожаки колхозного движения, новые люди большевик Степан Огнев, кустодиевский богатырь, скоро перековавшиеся справный владелец Кирилл Ждаркин и бывший подкулачник бедняк Шленка и их антагонисты, сатирически обрисованные скупцы-индивидуалисты, представители мира наживы, кулаки Егор Чухляев, Илья Плакущев, Маркел Быков).
Неоднозначными явились для литературной общественности сырой, долитературный, колоритно-необлизанный (А.С.Серафимович) и вычурно-корявый, манерно-натужный (М.Горький) язык романа (с новообразованиями типа базынить и нутряными пейзажами наподобие: Земля томилась, как дама, вышедшая из горячей курной избы), натуралистическая грубость многих сцен, перенасыщенность персонажами и калейдоскопичность повествования, акцент на докультурном, животном начале в естественном человеке из народа.
Пророческим оказалось опасение Горького, активного участника острой полемики начала 1930-х годов около Брусков, выросшей в одну из самых значительных в истории советской литературы дискуссию о языке, сравнительно неспособности или нежелания обучаться их самобытного автора. Роль литературного вождя, члена правления Союза писателей СССР с 1934, народного избранника Верховного Совета СССР с 1946 и руководителя одного из крупнейших советских литературно-публицистических журналов хотя и не исказила, судя по ряду воспоминаний, доброй и по-своему порядочной натуры Панферова, оказавшего поддержку многим литераторам и не запятнавшего себя доносительством более того в самые провокационные годы, но и не способствовала совершенствованию его художественного мастерства.
Поверхностная описательность, лозунговая риторика, ходульность образов, сюжетный мелодраматизм и фабульная неправдоподобность, частично проявившиеся уже в Брусках, а кроме того стилистические бесцветность, клишированность и неряшливость стали характерными признаками большинства последующих произведений Панферова, неизменно конъюнктурно-злободневных и отвечавших каждому зигзагу генеральной линии.
Автор трилогии о Великой Отечественной войне и послевоенном строительстве Борьба за мир, 19451947; В стране поверженных, 1948; Государственные премии СССР, 1948, 1949; Большое искусство, 1954); трилогии Волга-матушка реченька, обращенной к проблемам сельского хозяйства (Удар, 1953; Раздумье, 1958; Во имя молодого, 1960).
В творческом наследии писателя очерки из жизни тыла и фронта, военные повести Своими глазами (1941) и Рука отяжелела (1942), пьесы 30-й год (1935), Жизнь (1939), посвященные любимым героям Панферова крестьянам-волжанам, и Когда мы красивы (1952), вызвавшая отрицательные оценки критики за эстетическое безвкусие, автобиографическая повесть Родное прошлое (1956), Сказания о Поволжье (1957), публицистические и литературно-критические статьи.
Умер Панферов в Москве 10 сентября 1960.
Так же читайте биографии известных людей:
Федор Сологуб (Тетерников) Fjodor Sologub
В 1927 году, в декабре писатель скончался от декабрита болезни, предсказанной им самим в стихотворении 1913-го года: Тьма меня погубит в декабре. В..
читать далее →
Федор Решетников Fjodor Reshetnikov
Его никто и никогда не любил, в лучшем случае жалели. Неудивительно, что Решетников был угрюм, недоверчив, крайне мнителен и едва ли не в каждом..
читать далее →
Фёдор Богородский Fedor Bogorodskiy
Федор Семенович Богородский - живописец, график. Член Союза художников СССР с 1932 года. Профессор ВГИК (Всесоюзного государственного института..
читать далее →
Федор Васильев Fjodor Vasiliev
Федор Васильев ворвался в живопись, как освежающая гроза - один из любимых его мотивов. Очень уж нравилось ему то, чем возмущался его любимый..
читать далее →