Известные люди
»Федор Толстой
Рождение: Россия, 10.2.1783
Один из интереснейших и своеобразнейших художников первой половины XIX века родился в 1783 году в Петербурге в семье начальника Кригс-комиссариата и по обычаям того времени был сразу записан сержантом в Преображенский полк. Родители, мечтая видеть сына военным, отдали мальчика в полоцкое Иезуитское училище, а затем в Морской корпус.
Художественные способности юноши обнаружились шибко раньше времени. Занимаясь в корпусе, Ф. П. Толстой в качестве вольнослушателя начал посещать Петербургскую Академию художеств. Постепенно зрело охота сделаться профессиональным художником, но для этого необходимо было передать в отставку, отступиться от военной карьеры, приготовиться к гневу родителей, семьи, разрыву с родственниками, знакомыми. Только беспредельная влюбленность к искусству, мужество позволили рискнуть на таковой акт. В 1804 году он подал в отставку. Для молодого художника началась бытие, полная лишений и трудностей.
В Академии художеств Толстой обучался скульптуре у профессора И. П. Прокофьева, в этом месте же он подружился с О. А. Кипренским, советами которого руководствовался в рисовании гипсов.
Художник с увлечением копирует античные статуи, изучает древнюю историю, нравы и обычаи людей далекого прошлого. Искренняя и глубокая влюбленность к античному искусству, зародившаяся ещё в юности, в дальнейшем пройдет посредством весь его творческий тракт. Исключительным талантом и трудолюбием Толстой проворно добивается успехов. Первые работы художника рисунки и барельефы на античные темы. Так, в 1806 году он реализовал рисунки Доверие Александра Македонского врачу Филиппу, Суд Париса, Борьба Геракла и другие (ГРМ). За восковой барельеф Триумфальный въезд Александра Македонского в Вавилон (1809, Гос. Эрмитаж) Ф. П. Толстой избирается почетным членом Академии художеств.
Медальерное занятие, скульптура и графика, а позднее живопись и декорационное искусство без малого в каждой области художественного творчества проявил себя тот самый самобытный и ослепительный мастер. Его ранние работы, горельефы из розового воска Мальчик под покрывалом, Купающиеся дети (оба 18081809, Калининская областная картинная галерея), Душенька (18081809, Гос. Эрмитаж) свидетельствуют о большом профессионализме. Красотой линий, плавностью очертаний, мягкостью и выразительностью лепки отличается фигура Душеньки. Знание натуры, великолепное владение секретами восковой техники фиксировали современники в его горельефах.
Совершенно особое местоположение в творчестве раннего периода занимают восковые портреты небольшие по размерам профильные изображения, выполненные в невысоком рельефе из светлого, желтого и розового воска на черной доске или стекле. Если в ранних портретных барельефах скульптор стремится к выражению напряженной внутренней жизни своих персонажей (портрет А. Ф. Дудиной, портреты братьев), то в поздних он идет по линии обобщения и типизации образов, проявляя большую свободу в использовании художественных средств (портреты К. А. Леберехта, П. А. Толстого и др.).
Начало работы художника как медальера связано всецело с Петербургским Монетным двором, куда в 1810 году он получил направление. Медаль, по его мнению, должна быть ясной и доходчивой, чтобы любой мог взять в толк тотчас, по какому поводу она выбита.
Сочинение поручаемых мне медалей, писал Ф. П. Толстой, я полагал вырабатывать в античном греческом виде, как лучшем в изящных искусствах, жестко соблюдая верность обычаев, костюмов, местности и страны того времени и тех лиц, при которых совершилось долженствующее быть изображенным на медали известное событие...
В 1809 году появляется первая медаль В память просветительной деятельности Чацкого, исполненная в лучших традициях классицизма, а в 18131817 годах медали, посреди которых и наградная медаль воспитанникам Академии художеств. Все они отличаются классической строгостью композиции, красотой контуров, плавностью ритмов и точностью рисунка. Долго и неотступно работая в области медальерного искусства, Толстой создал учение о том, чему и как должен обучаться тот, кто желает быть художником-медальером, а не медальером-мастеровым.
Подлинную славу и известность художник снискал после этого создания серии медальонов на темы Отечественной войны 1812 года. Я российский и горжусь сим именем, писал Ф. П. Толстой в дни Отечественной войны, желая участвовать в славе соотечественников, желая поделить ее... я дерзнул на предприятие, которое затруднило бы и величайшего художника. Но неслыханная доселе слава наших дней... может и посредственный дар так одушевить, что он вниидет во врата грядущих времен... я решился передать потомкам слабые оттенки чувств, меня исполнявших, пожелал проронить им, что в наше время произвольный думал так, как я, и всякий был счастлив, нося имя русского.
Важно пометить, что эту работу, продолжавшуюся больше двадцати лет, художник делал не по заказу или просьбе высокопоставленных лиц, а только из искренних патриотических побуждений. Знаменитейшие военные действия он увековечил не портретами генералов, а фигурами, символически изображающими русское рать и народное ополчение. Он скрупулезно изучил подробности сражений, читал записи военных специалистов, беседовал с ветеранами войны. Сохранившиеся рисунки и эскизы дают. вероятность проследить творческий ход работы над каждой композицией и убеждают в том, что лаконизм и выразительность художественного языка достигнуты художником ценой больших исканий, настойчивым и упорным трудом. Ему удалось достигнуть того, что любой, смотря на готовую медаль, мог изведать, не прибегая к подписи, на какой эпизод она выбита.
Медальоны Толстого шибко разнообразны по сюжетам и решениям. Основное местоположение в них занимают крупнейшие битвы и сражения Отечественной войны. Сама реальность определяла нрав сюжетов и композиций медальонов, давала ориентация творческой мысли художника. Глубокая и тесная связь с реальной жизнью наполняла работы Толстого взволнованным и искренним чувством.
Медальоны Толстого приобрели широкую известность не только в России, но и за рубежом. Он был избран членом без малого всех европейских академий художеств. Расцвет творчества художника совпал с периодом его наиболее интенсивной политической и гражданской деятельности. Подобно многим передовым людям своего времени, Толстой мечтал о широких преобразованиях, об изменении социальных порядков. В 1816 году он был вовлечен в движение масонов, позднее участвовал в организации так называемых ланкастерских школ, целью которых было распространение грамотности посреди населения.
Общественная дело подготовила Толстого к вступлению в 1818 году в тайное среда Союз Благоденствия, где он был не рядовым участником, а одним из руководителей председателем Коренного Совета. Толстой не пошел до конца за декабристами, при всем при том сберег свои убеждения, смелость и широту взглядов. Об этом свидетельствуют поданные Николаю 1 в 1826 году две записки Толстого, в которых он мужественно выступает в защиту достоинства человеческой личности, обрушивается с резкой критикой бессмысленной муштры и палочной дисциплины в армии, гневно осуждает крепостное право и бюрократический произвол. Художник принимал самое активное участие в освобождении Т. Г. Шевченко, добиваясь его амнистии.
Напряженная общественная занятие не помешала художнику заниматься любимым искусством. В 1816 году он выполнил из воска четыре барельефа к Одиссее Гомера (ГТГ). Эти барельефы представляют наиболее ценную доля скульптурного наследия художника. Тонкое разумение и знание античности, глубокое проникновение в мир пленившей его древнегреческой жизни помогли художнику воскресить страницы далекой истории во всем поэтическом очаровании и жизненной убедительности.
Помимо медальонов и барельефов, Толстой создал немного скульптур. В 1822 году мастером была выполнена Голова Морфея (терракота, ГРМ), в 1839 году Бюст Николая I (мрамор, ГРМ), в 1848 году Голова Христа (гипс, ГРМ; мрамор, ГТГ). В 1849 году за заслуги в области скульптуры Совет Академии художеств утвердил его в должности профессора.
Большое местоположение в творческом наследии художника занимают и иллюстрации к поэме И. Ф. Богдановича Душенька. Тринадцать лет продолжалась служба над рисунками (1820-1833, ГТГ), по которым позже были созданы резцовые гравюры. В этих листах проявилось блестящее мастерство Толстого в использовании линии, характерное для всего творчества художника. Линия, контур явились для него основным средством художественной выразительности. В его руках черта упруга, точна, она то усиливается, то приближается и исчезает, создается полнейшее чувство объемности, материальности фигур и предметов. Различный нрав линий дает художнику вероятность с предельным лаконизмом находить решение пластические и пространственные задачи.
Иллюстрации Ф. П. Толстого к Душеньке венец графического мастерства художника. В них отразились лучшие стороны его рисовального искусства виртуозность и аккуратность рисунка, легкость линейных ритмов и их музыкальность, краса контуров.
Толстой известен ещё как сочинитель балетов и опер, как художник-декоратор. В 1838 году он выполнил декорации, эскизы театральных костюмов и большое численность рисунков, фиксирующих различные танцевальные па, к балету Эолова арфа, а в 1848 году к балету Эхо.
Скульптуру, медальерное занятие и графику Толстой считал самым важным своим занятием. Им он отдавал все творческие силы и время. В редкие свободные от ключевой работы часы художник вырезал из черной бумаги различные силуэты. Независимый от официальных господствующих вкусов, не связанный требованиями заказчиков и Академии, Толстой выполнял силуэты для себя и своих друзей. Здесь в особенности ослепительно сказались его реалистические устремления, заинтересованность к окружающей жизни. Написал Толстой и немного картин: "Семейный портрет" (1830, ГРМ), "За шитьем. В комнатах" (ГТГ), "Варвик" (1853, не сохранилась) и "Вид чади Марковиль в Финляндии" (1855, ГТГ).
Умер Федор Петрович Толстой 13 апреля 1873 года в возрасте девяноста лет. Большую, наполненную трудом существование прожил тот самый отличный художник. Он оставил о себе яркую память. Его произведения, созданные больше ста лет вспять, живут и в наше время, радуя зрителей замечательным мастерством.
Так же читайте биографии известных людей:
Федор Валиков Fjodor Valikov
Яркий исполнитель комедийных, бытовых ролей, мастер эпизода. Наиболее известная роль в кино - дед Евсей в сериале "Вечный зов".
читать далее →
Федор Курихин Fjodor Kurihin
Выдающийся комик театра и кино, один из организаторов Московского театра сатиры, один из первых актёров российского игрового кинематографа. Исполнил..
читать далее →
Федор Чеханков Fjodor Chehankov
Мне хочется верить, что все дорогие мне люди, которые ушли, существуют сейчас в каком-то ином состоянии и я с ними когда-нибудь встречусь.
читать далее →
Федор Хитрук Fjodor Hitruk
Федор Хитрук - российский мультипликатор, режиссёр, сценарист, педагог, переводчик. Родился 1 мая 1917 года.Окончив курсы мультипликаторов в 1937..
читать далее →