Известные люди

»

Федор Толстой

Федор Толстой Fjodor Tolstoy Карьера: Художник
Рождение: Россия, 10.2.1783
Один из интереснейших и своеобразнейших художников первой половины XIX века родился в 1783 году в Петербурге в семье начальника Кригс-комиссариата и по обычаям того времени был сразу записан сержантом в Преображенский полк. Родители, мечтая видеть сына военным, отдали мальчика в полоцкое Иезуитское училище, а затем в Морской корпус.

Художественные способности юноши обнаружились шибко раньше времени. Занимаясь в корпусе, Ф. П. Толстой в качестве вольнослушателя начал посещать Петербургскую Академию художеств. Постепенно зрело охота сделаться профессиональным художником, но для этого необходимо было передать в отставку, отступиться от военной карьеры, приготовиться к гневу родителей, семьи, разрыву с родственниками, знакомыми. Только беспредельная влюбленность к искусству, мужество позволили рискнуть на таковой акт. В 1804 году он подал в отставку. Для молодого художника началась бытие, полная лишений и трудностей.

В Академии художеств Толстой обучался скульптуре у профессора И. П. Прокофьева, в этом месте же он подружился с О. А. Кипренским, советами которого руководствовался в рисовании гипсов.

Художник с увлечением копирует античные статуи, изучает древнюю историю, нравы и обычаи людей далекого прошлого. Искренняя и глубокая влюбленность к античному искусству, зародившаяся ещё в юности, в дальнейшем пройдет посредством весь его творческий тракт. Исключительным талантом и трудолюбием Толстой проворно добивается успехов. Первые работы художника рисунки и барельефы на античные темы. Так, в 1806 году он реализовал рисунки Доверие Александра Македонского врачу Филиппу, Суд Париса, Борьба Геракла и другие (ГРМ). За восковой барельеф Триумфальный въезд Александра Македонского в Вавилон (1809, Гос. Эрмитаж) Ф. П. Толстой избирается почетным членом Академии художеств.

Медальерное занятие, скульптура и графика, а позднее живопись и декорационное искусство без малого в каждой области художественного творчества проявил себя тот самый самобытный и ослепительный мастер. Его ранние работы, горельефы из розового воска Мальчик под покрывалом, Купающиеся дети (оба 18081809, Калининская областная картинная галерея), Душенька (18081809, Гос. Эрмитаж) свидетельствуют о большом профессионализме. Красотой линий, плавностью очертаний, мягкостью и выразительностью лепки отличается фигура Душеньки. Знание натуры, великолепное владение секретами восковой техники фиксировали современники в его горельефах.

Совершенно особое местоположение в творчестве раннего периода занимают восковые портреты небольшие по размерам профильные изображения, выполненные в невысоком рельефе из светлого, желтого и розового воска на черной доске или стекле. Если в ранних портретных барельефах скульптор стремится к выражению напряженной внутренней жизни своих персонажей (портрет А. Ф. Дудиной, портреты братьев), то в поздних он идет по линии обобщения и типизации образов, проявляя большую свободу в использовании художественных средств (портреты К. А. Леберехта, П. А. Толстого и др.).

Начало работы художника как медальера связано всецело с Петербургским Монетным двором, куда в 1810 году он получил направление. Медаль, по его мнению, должна быть ясной и доходчивой, чтобы любой мог взять в толк тотчас, по какому поводу она выбита.

Сочинение поручаемых мне медалей, писал Ф. П. Толстой, я полагал вырабатывать в античном греческом виде, как лучшем в изящных искусствах, жестко соблюдая верность обычаев, костюмов, местности и страны того времени и тех лиц, при которых совершилось долженствующее быть изображенным на медали известное событие...

В 1809 году появляется первая медаль В память просветительной деятельности Чацкого, исполненная в лучших традициях классицизма, а в 18131817 годах медали, посреди которых и наградная медаль воспитанникам Академии художеств. Все они отличаются классической строгостью композиции, красотой контуров, плавностью ритмов и точностью рисунка. Долго и неотступно работая в области медальерного искусства, Толстой создал учение о том, чему и как должен обучаться тот, кто желает быть художником-медальером, а не медальером-мастеровым.

Подлинную славу и известность художник снискал после этого создания серии медальонов на темы Отечественной войны 1812 года. Я российский и горжусь сим именем, писал Ф. П. Толстой в дни Отечественной войны, желая участвовать в славе соотечественников, желая поделить ее... я дерзнул на предприятие, которое затруднило бы и величайшего художника. Но неслыханная доселе слава наших дней... может и посредственный дар так одушевить, что он вниидет во врата грядущих времен... я решился передать потомкам слабые оттенки чувств, меня исполнявших, пожелал проронить им, что в наше время произвольный думал так, как я, и всякий был счастлив, нося имя русского.

Важно пометить, что эту работу, продолжавшуюся больше двадцати лет, художник делал не по заказу или просьбе высокопоставленных лиц, а только из искренних патриотических побуждений. Знаменитейшие военные действия он увековечил не портретами генералов, а фигурами, символически изображающими русское рать и народное ополчение. Он скрупулезно изучил подробности сражений, читал записи военных специалистов, беседовал с ветеранами войны. Сохранившиеся рисунки и эскизы дают. вероятность проследить творческий ход работы над каждой композицией и убеждают в том, что лаконизм и выразительность художественного языка достигнуты художником ценой больших исканий, настойчивым и упорным трудом. Ему удалось достигнуть того, что любой, смотря на готовую медаль, мог изведать, не прибегая к подписи, на какой эпизод она выбита.

Медальоны Толстого шибко разнообразны по сюжетам и решениям. Основное местоположение в них занимают крупнейшие битвы и сражения Отечественной войны. Сама реальность определяла нрав сюжетов и композиций медальонов, давала ориентация творческой мысли художника. Глубокая и тесная связь с реальной жизнью наполняла работы Толстого взволнованным и искренним чувством.

Медальоны Толстого приобрели широкую известность не только в России, но и за рубежом. Он был избран членом без малого всех европейских академий художеств. Расцвет творчества художника совпал с периодом его наиболее интенсивной политической и гражданской деятельности. Подобно многим передовым людям своего времени, Толстой мечтал о широких преобразованиях, об изменении социальных порядков. В 1816 году он был вовлечен в движение масонов, позднее участвовал в организации так называемых ланкастерских школ, целью которых было распространение грамотности посреди населения.

Общественная дело подготовила Толстого к вступлению в 1818 году в тайное среда Союз Благоденствия, где он был не рядовым участником, а одним из руководителей председателем Коренного Совета. Толстой не пошел до конца за декабристами, при всем при том сберег свои убеждения, смелость и широту взглядов. Об этом свидетельствуют поданные Николаю 1 в 1826 году две записки Толстого, в которых он мужественно выступает в защиту достоинства человеческой личности, обрушивается с резкой критикой бессмысленной муштры и палочной дисциплины в армии, гневно осуждает крепостное право и бюрократический произвол. Художник принимал самое активное участие в освобождении Т. Г. Шевченко, добиваясь его амнистии.

Напряженная общественная занятие не помешала художнику заниматься любимым искусством. В 1816 году он выполнил из воска четыре барельефа к Одиссее Гомера (ГТГ). Эти барельефы представляют наиболее ценную доля скульптурного наследия художника. Тонкое разумение и знание античности, глубокое проникновение в мир пленившей его древнегреческой жизни помогли художнику воскресить страницы далекой истории во всем поэтическом очаровании и жизненной убедительности.

Помимо медальонов и барельефов, Толстой создал немного скульптур. В 1822 году мастером была выполнена Голова Морфея (терракота, ГРМ), в 1839 году Бюст Николая I (мрамор, ГРМ), в 1848 году Голова Христа (гипс, ГРМ; мрамор, ГТГ). В 1849 году за заслуги в области скульптуры Совет Академии художеств утвердил его в должности профессора.

Большое местоположение в творческом наследии художника занимают и иллюстрации к поэме И. Ф. Богдановича Душенька. Тринадцать лет продолжалась служба над рисунками (1820-1833, ГТГ), по которым позже были созданы резцовые гравюры. В этих листах проявилось блестящее мастерство Толстого в использовании линии, характерное для всего творчества художника. Линия, контур явились для него основным средством художественной выразительности. В его руках черта упруга, точна, она то усиливается, то приближается и исчезает, создается полнейшее чувство объемности, материальности фигур и предметов. Различный нрав линий дает художнику вероятность с предельным лаконизмом находить решение пластические и пространственные задачи.

Иллюстрации Ф. П. Толстого к Душеньке венец графического мастерства художника. В них отразились лучшие стороны его рисовального искусства виртуозность и аккуратность рисунка, легкость линейных ритмов и их музыкальность, краса контуров.

Толстой известен ещё как сочинитель балетов и опер, как художник-декоратор. В 1838 году он выполнил декорации, эскизы театральных костюмов и большое численность рисунков, фиксирующих различные танцевальные па, к балету Эолова арфа, а в 1848 году к балету Эхо.

Скульптуру, медальерное занятие и графику Толстой считал самым важным своим занятием. Им он отдавал все творческие силы и время. В редкие свободные от ключевой работы часы художник вырезал из черной бумаги различные силуэты. Независимый от официальных господствующих вкусов, не связанный требованиями заказчиков и Академии, Толстой выполнял силуэты для себя и своих друзей. Здесь в особенности ослепительно сказались его реалистические устремления, заинтересованность к окружающей жизни. Написал Толстой и немного картин: "Семейный портрет" (1830, ГРМ), "За шитьем. В комнатах" (ГТГ), "Варвик" (1853, не сохранилась) и "Вид чади Марковиль в Финляндии" (1855, ГТГ).

Умер Федор Петрович Толстой 13 апреля 1873 года в возрасте девяноста лет. Большую, наполненную трудом существование прожил тот самый отличный художник. Он оставил о себе яркую память. Его произведения, созданные больше ста лет вспять, живут и в наше время, радуя зрителей замечательным мастерством.

Так же читайте биографии известных людей:
Федор Валиков Fjodor Valikov

Яркий исполнитель комедийных, бытовых ролей, мастер эпизода. Наиболее известная роль в кино - дед Евсей в сериале "Вечный зов".
читать далее

Федор Курихин Fjodor Kurihin

Выдающийся комик театра и кино, один из организаторов Московского театра сатиры, один из первых актёров российского игрового кинематографа. Исполнил..
читать далее

Федор Чеханков Fjodor Chehankov

Мне хочется верить, что все дорогие мне люди, которые ушли, существуют сейчас в каком-то ином состоянии и я с ними когда-нибудь встречусь.
читать далее

Федор Хитрук Fjodor Hitruk

Федор Хитрук - российский мультипликатор, режиссёр, сценарист, педагог, переводчик. Родился 1 мая 1917 года.Окончив курсы мультипликаторов в 1937..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий