Известные люди
»Харменс ван Рейн Рембрандт
Рождение: Нидерланды, 15.7.1606
Три века бились исследователи над загадкой "Данаи". Пока современная рентгенограмма не выявила сложную истину: оказалось, одна и та же картина писалась дважды! С разрывом в десять лет для Данаи позировали две разные женщины - "Светлая" и "Темная".
Никто из классиков важный живописи не оставил столь автопортретов, сколь Рембрандт Харменс ван Рейн. Менялись костюмы, прическа, возраст, но - вид его всю дорогу узнаваем. А какие страсти, от ярой ненависти до всепоглощающей любви, возбуждал тот самый непреклонно сбитый, грубоватый человек
с пронзительными глазками на тронутом оспой простецком лице! То же разрешено проронить о его искусстве, лишенном внешней красивости, но, аналогично трудному характеру художника, отмеченном жгучими контрастами.
Загадка "Данаи"Долгое время считали вершиной творчества Рембрандта раннюю, "светлую" манеру его живописи, признавая его добрым гением Саскию ван Эйленбург, дочка бургомистра из влиятельного и богатого рода, женитьба на которой в 1634 году увенчала карьеру безродного сына лейденского мельника. Этому предшествовал оглушительный счастливый момент картины "Анатомия доктора Тульпа", сделавшей Рембрандта модным живописцем. Вскоре его избранную клиентуру составила вся амстердамская ведать. Повседневное его жизненное пиршество с безудержной (как в "Автопортрете с Саскией на коленях") веселостью тогда омрачала единственная печаль: единственный за другим, еле-еле родившись, умерли трое детей. Четвертый, чудом уцелевший Титус, стоил жизни своей матери.
В знаменитой эрмитажной картине "Даная", помеченной 1636 годом и, значит, словно бы бы без сомнения написанной с белокурой Саскии, удивляет темноволосая башка героини: ни вручить ни схватить - юная Мария из "Святого семейства", картины 1646 года, написанной уже вслед за тем смерти жены. Три века бились исследователи над загадкой "Данаи". Пока современная рентгенограмма не выявила сложную истину: оказалось, одна и та же картина писалась дважды! С разрывом в десять лет для Данаи позировали две разные женщины - "Светлая" и "Темная", контрастные, как начало дня и вечерок, из коих первая - Саския, являла собой ухищрения изысканной моды, вторая - Хендрикье, естественность природной грации.
Саския и ХендрикьеМаленькая головка, хрупкие плечи и слабая шея изнеженной Саскии в целой галерее ее празднично-костюмных портретов кисти Рембрандта едва удерживают невероятное обилие драгоценностей - содержимое слегка ли не целой ювелирной лавки. Напротив, самое малое украшений видим мы на портретах ее большеглазой преемницы. Быть может, после этого смерти жены Рембрандт потерял свою легендарную щедрость? Нет, легко Хендрикье Стоффельс, крестьянка из Рансдорна, - несуетная, здоровая телом и духом, всем украшениям на свете выбрала скромное обручальное колечко. Однако ввиду незаконности своего брака с хозяином носила это колечко вместо пальца на шее, что ясно видно на картине "Хендрикье у окна". В том ее портрете очевидна вся счастливая и совместно с тем вся горькая участь юный женщины, аналогично Вирсавии и Данае, освещенной любовью стареющего гения - также в своем роде царя и бога, только от живописи.
Белокурая Саския нетрудно и развесёло играла себя самое под именами Сусанны, Вирсавии и прочих мифологических героинь. Смуглая Хендрикье с редкой самоотдачей вживалась в любовную потрясенность легендарной Данаи. Простенькая служанка, сержантская дочка, она сумела наполнить грозившую овдовевшему Рембрандту душевную пустоту, пробудив в сорокалетнем мастере и новую жажду счастья, и свежий мир творчества.
Победа в войне с Испанией, ознаменовавшая экономическое и политическое торжество Голландии, принесла расцвет и национальной школе живописи, принявшей как закон первую заповедь Рембрандта: "Прекрасное - это характерное". Сам же Рембрандт пустился в розыск ещё больше прекрасного. Теплое очарование его "Данаи" - совсем земное и сообща с тем фантастически небесное, пленяет, вопреки всем тогдашним и нынешним стандартам красоты. Реальные жизненные контрасты добра и зла, остроту которых художник ощутил в результате глубоких личных потрясений, породили страстные борения света и тени в его живописи.
Друзья и врагиОднако чем дальше заходило его новаторство, тем больше недоумевали окружающие. Богатые заказчики негодовали, не находя в своих отныне неприкрашенных портретах желанного приглаженного сходства. Кредиторы все больше притесняли Рембрандта за растущие долги. Церковники порицали за "сожительство" с Хендрикье. После унизительных допросов набожную крестьянку на единый год лишили причастия, запретив переступать порог храма. Все это не только не смирило Рембрандта, но только усилило ход его отторжения от общества "добропорядочных бюргеров".
В 1656 году весь Амстердам наблюдал опись и распродажу его имущества в доме на улице Бреестраат. Дверь этого дома - свидетеля двадцатилетнего самоотверженного труда, была запечатана для художника насовсем.
Более того, он вынужден распроститься на время с семьей: Хендрикье с маленькой дочкой и наследник Титус находят приют у родственников. Сам Рембрандт уединяется в грошовом номере гостиницы, где, игнорируя скандалы и сплетни, всецело уходит в печатание своих гравюр. Когда же вконец затравленный банкрот уедет к брату-ремесленнику в Лейден, в Амстердаме из-за него вспыхнет настоящая битва художников: противники и сторонники Рембрандта расколются на партии, чьи споры перейдут в нешуточные потасовки...
Сын своего отцаИ так будет до тех пор, покуда подросший Титус не откроет на окраине города первостепеннный в Амстердаме художественный салон. Тогда же заботливая Хендрикье снова соберет под одной крышей рассеянную семью. Ее крестьянская основательность и бережливость станут надежным фундаментом обновленной жизни. Тридцатилетняя мачеха и семнадцатилетний пасынок объединяются в союз, становятся учредителями и совладельцами фирмы по продаже произведений искусства. Молодые художники - будущие знаменитости, потом вошедшие в классику голландского искусства, отдают им свои картины. Под влиянием приемной матери многообещающий юноша, пренебрегая соблазном выгодной и быстрой карьеры, которую сулят ему богатые родные, предпочитает благородную образ помощника Рембрандта. А вот и реакция благодарного отца: изысканный вид светлокудрого Титуса на портретах Рембрандта до того же вдохновенен и интеллектуален, как лики мудрецов и пророков из библейских картин.
Вместе с названной матерью Титус избавляет Рембрандта от гнета материальных забот, предоставив ему удобную мастерскую и вероятность полной свободы творчества. Результат очевиден: аккурат в эти годы дозревает чисто рембрандтовский манера, в котором личность каждый самой скромной модели приравнена к высочайшим человеческим ценностям.
Но вот парадокс: на самой вершине творческого взлета художника современники назовут Рембрандта безумцем, пережившим собственное дарование. Пугаясь все возрастающей новизны его открытий, более того ученики покидают дерзкого новатора. И все новые удары преследуют мастера. Пораженная внезапной болезнью, неутомимая Хендрикье слегла - и больше уже не поднялась.
В 1663 году, угасая в 38 лет, Хендрикье Стоффельс завещала все родное состояние (минуя более того собственную дочь) Титусу Харменсу, чтобы он продолжал их общее, главное занятие.
После ее похорон обычная нелюдимость Рембрандта ещё больше возросла. Он без малого перестал вылезать из дома. Да и торговлишка Титуса пошла под уклон. Образованный картиноторговец, компетентный латынь и французский, он с большим трудом налаживает счета, которые так образцово вела сержантская дочка. И все же снова поднял фирму, оплатил все семейные долги, одарил отца новыми холстами и печатным станком. Вера Титуса в гений отца такова, что он покупает все его "неказистые" картины - по иному говоря, финансирует живопись будущего.
"Возвращение блудного сына"Между тем художника поджидает следующий, на тот самый раз самый-самый зверский потрясение. Умный и аристократичный Титус, состоятельный и самостоятельный, принятый в высшем обществе Амстердама, разом вслед за тем счастливой женитьбы на патрицианке Магдалине ван Лоо, нелегко заболевает. И в 26 лет от роду умирает от той же непонятной болезни, что и взрастившая его мачеха. И, вроде оправдывая уличное кликухо "Старый колдун", сокрушенный художник бесповоротно перестает примечать внешний мир, тот, что сужается для него только до двух реалий - холста и палитры.
Но художническое его колдовство остается в силе. В год смерти Титуса Рембрандт пишет величайшую свою картину "Возвращение блудного сына" - философскую и живописную поэму, потрясающую простотой и величием: запыленные босые ноги возвратившегося с глубоким раскаянием грешника, щемящая нежность рук слепого, "узнающих" сына, и смирный свет счастья на исстрадавшемся старческом лице. Какую силу духа являет тут божественный гений живописца! Дряхлый, кокнутый горем художник, потерявший самое дорогое в своей жизни - любимого сына, пишет историю отца, к которому, казалось бы, навеки потерянный сынуля - вернулся.
Рай и ГолгофаСчитают, что старость Рембрандта прошла в бедности и лишениях. Это заблуждение. Ибо влюбленность к художнику верных Хендрикье и Титуса была так велика, что более того трагически и безвременно ушедшие из жизни Рембрандта, они, казалось, заботились о нем из своих могил. Их нелегкое наследство - уход за своенравным стариком, смело берет на себя 15-летняя дочка Корнелия. Конечно, ей пришлось нелегко. Зато она стала свидетелем чуда: как чуть двигавшийся художник создавал бессмертные свои автопортреты. Сначала из глухой черноты подмалевка являлся он сам - несообразный, неряшливый, полуслепой. Но сей же час отяжелевшая, бесформенная, изрытая морщинами маска лица оживлялась проницательным прищуром око и озарялась беззубой, но горделивой улыбкой, в которой (через два века) его земляк Ван-Гог увидит "торжествующий гогот старого льва".
Магия последних творений Рембрандта, их философия и поэзия, без сомнения, выросли из жертвенности его близких. Перед смертью он спешит по-своему отблагодарить их, ни в жизнь не ждавших благодарности. Полагают, что герои картины "Еврейская невеста" - оригинальный реквием этим подвижникам, положенный на вольную мелодию знаменитых рембрандтовских контрастов.
Пламенный поклонник великого живописца, стихотворец XX века Эмиль Верхарн сказал, что Рембрандт "выстроил свой Рай из обломков и черепков собственной жизни". Впрочем, то были Рай и Голгофа совместно, где библейские святые, цари и пророки как бы побратались с людьми. То был мир, с легкостью сочетавший фантастический Иерусалим и подлинный Амстердам, небосвод и землю, свет и темень в едином пространстве несмирившегося рембрандтовского духа.
Так же читайте биографии известных людей:
Харольд Джефрис Harold Jeffreys
Учился в Армстронг-колледже (Ньюкасл-апон-Тайн) и Сент-Джонз-колледже Кембриджского университета. После окончания университета работал там же,..
читать далее →
Харри Мартинсон Harry Edmund Martinson
Шведский поэт, прозаик, эссеист и журналист Харри Эдмунд Мартинсон родился в Йемсхёге, в провинции Блекинг на юге Швеции. Его отец, Мартин Олофссон,..
читать далее →
Харри Бейтмен Harry Bateman
Американский математик, внесший существенный вклад в теорию дифференциальных уравнений и специальных функций.
читать далее →
Харриет Харман Harriet Harman
В 2001 году вернулась в правительство, заняв пост заместителя генерального прокурора.
читать далее →