Известные люди
»Хуан-Мануэль Фанхио
Рождение: Бразилия, 24.6.1911
Накануне своего первого "Гран-При" за Mazerati ему необходимо было добраться из Северной Ирландии в Италию на частном самолете, но самолет улетел, не дождавшись его. Фанхио с трудом смог найти рейс до Парижа через Лондон, но как раз тогда над Европой уже несколько дней свирепствовала непогода, и ему пришлось проделать суточный марафон через всю Европу на взятом напрокат автомобиле, чтобы поспеть в Италию к воскресной гонке. Он все-таки успел, но сел за руль уставшим и без необходимого количества тренировок, не узнав, на что способна машина. Уже в гонке поняв, что что-то не так, он тем не менее старался удержаться в лидерах - и... Очнулся на госпитальной койке: травма шеи выбила его из обоймы на большую часть сезона. Больше Фанхио никогда не садился за руль малознакомой машины.
Когда 24 июня 1911 года в Аргентинском городе Балцарс (Balcarce) родился грядущий пятикратный чемпион мира Хуан-Мануэль Фанхио, соревнований "Формулы-1" не было ещё и в помине. Семья его родителей открыто бедствовала. Отец, итальянский эмигрант, работал на стройке простым рабочим. Будущему чемпиону пришлось уже в десятилетнем возрасте приткнуться на работу. Его "рабочий стаж" начинался в гараже маленькой частной фирмы по ремонту автомобилей. В 1929 году он перенес тяжелое воспаление легких и еле-еле не умер. Антибиотиков, увы, тогда не было.
Первый раз он участвовал в гонках в 1936 году. Самостоятельно модернизировав серийный авто аргентинец участвовал в Южноамериканских гонках. В 1940 году он заработал свой основополагающий трофей, победив на знаменитой трассе "Premio del Norte", длиной 5.900 миль. Тогда появились и первые спонсоры. Но только европейские "Гран-при" могли доставить ему известность. Ему было 37 лет, когда он в первый раз сел за руль гоночного автомобиля в европейской серии гонок. Большинство нынешних героев в этом возрасте подумывают о пенсии. А он выиграл пять своих высших титулов в возрасте между 40 и 47 годами. "Физически ты, может быть, уже не совершенно тот, что, скажем, в двадцать лет", - говорил Фанхио -" но зато башка на месте, интеллект берет верх над эмоциями, а опыта и умения - хоть отбавляй. Правда, кое-что из радостей жизни приходится приносить в жертву, в частности, улечься пораньше дремать вместо того, чтобы отбивать ноги на дискотеке. Молодым это дико, но ты-то, пожилой и битый, знаешь, для чего ограничиваешь себя."
В Европу он попал только позже войны, летом 1948 года, опробовав в столице Шампани - Реймсе 1,4 литровую "Simca - Gordini". Но из гонок 1948 года для Фанхио в особенности памятна одна из американских: "Гран-При Южной Америки", протяженностью 10 000 километров, между Буэнос-Айресом и Каракасом. "Ночью мы проезжали мини город. Свет фар, отразившись от белой стены дома, ослепил меня - и я промахнулся мимо поворота. Машину занесло, закрутило, и мой коллега Даниэль Уррутиа, крайне близкий приятель, погиб, - рассказывал Фанхио. - Потрясение было таким глубоким, что мне казалось - ни в жизнь больше не смогу присесть за руль. Смог. Но с тех пор вечно оставался в машине единственный." Вскоре Аргентинское руководство спонсировало подающего надежды гонщика и дала ему в пользование Maserati 4CLT/48, принадлежащий Аргентинскому автомобильному клубу. На ней он одержал победу в аргентинском местечке Мар - дель Плато. Потом были европейские победы в Сан-Ремо, Перпигнане, Марселе, Монце и Альби. Результат был достигнут. В возрасте 37 лет Фанхио пригласили в знаменитую тогда команду Alfa Romeo. Первый период "Формулы-1" в 1950 году состоял из шести этапов. Партнером Фанхио по команде стал именитый итальянец Джузеппе Фарина, тот, что и вошел в историю, выиграв первостепеннный чемпионат и победив в трех гонках. Наш герой также победил в трех гонках, но стал только вторым. На его счету были победы в Монако, Реймсе и Спа.
Но следующий год стал победным. На тот самый раз трех выигранных гонок уже было довольно для победы в чемпионате. Перед последним этапом, в Испанском Педраблесе, два пилота претендовали на звание чемпиона мира: Фанхио на "Альфа Ромео" - 28 очков и Аскари на "Феррари" - 25 очков. "Альфа Ромео" капитально подготовилась к гонке, немаловажно модернизировав свою машину. Мощность двигателя перевалила за 420 л.с. Но решающим фактором оказалась надежность шин. В ходе гонки Аскари был вынужден трижды заезжать в боксы, и 300 тысяч зрителей стали свидетелями триумфа Фанхио. Победоносная Alfa Romeo нежданно ушла из гонок, на практике предоставив единоличное лидерство "Феррари". Аргентинец подписал контракт с Mazerati и в ожидании нового сезона решил поучаствовать в соревнованиях "Формулы-2" за команду "Феррари". Этапы в Бразилии, Уругвае и Аргентине принесли ему шесть побед.
Накануне своего первого "Гран-При" за Mazerati ему необходимо было достичь из Северной Ирландии в Италию на частном самолете, но авиалайнер улетел, не дождавшись его. Фанхио с трудом смог разыскать рейс до Парижа сквозь Лондон, но как раз тогда над Европой уже немного дней свирепствовала непогода, и ему пришлось проделать суточный марафон сквозь всю Европу на взятом напрокат автомобиле, чтобы поспеть в Италию к воскресной гонке. Он все-таки успел, но сел за руль уставшим и без необходимого количества тренировок, не узнав, на что способна агрегатина. Уже в гонке поняв, что что-то не так, он тем не менее старался выдержать в лидерах - и... Очнулся на госпитальной койке: травма шеи выбила его из обоймы на большую доля сезона. Больше Фанхио ни в жизнь не садился за руль малознакомой машины. Сезон 1952 года был для него потерян. А на гоночный "Олимп" поднялась "Феррари", управляемая Альберто Аскари.
К началу 1953 года Хуану Мануэлю удалось откорректировать самочувствие и контракт с Maserati ещё раз был подписан. Но пилоты "Феррари" были в отличной форме и аргентинцу удалось победить только одну гонку в Монце, заняв в итоге второе местоположение в чемпионате. Сразу позже окончания сезона Фанхио пригласила к себе команда "Мерседес Бенц" и он согласился, подписав контракт на 1954 и 1955 год. Но к началу сезона немецкая команда не успела приготовить свои автомобили и первые две гонки, в Буэнос Айресе и Спа, Фанхио выступал за Maserati и одержал две победы. Потом были ещё 4 победы за "Мерседес" и второй чемпионский титул.
В 1955 году партнером Фанхио оказался младой британец Стирлинг Мосс, и между двумя гонщиками одним духом возникло глубокое почтение. На "Гран-при Великобритании" в Эйнтри Фанхио на финише кот наплакал уступил, позволив всем мнить, что его обошел младой коллега. Но вслед за тем трагедии в Ле Мане, когда в результате вылета с трассы Пьера Левье погибло море случайных людей "Мерседес" заявил о своем уходе с соревнований. Четыре "Гран-при" были отменены. Победив в четырех гонках из шести аргентинец в третий раз стал чемпионом мира.
На период 1956 года контракт с Фанхио решила поставить подпись "Феррари", которая следом слияния с "Lancia", стала носить наименование "Lancia Ferrari". Собственно болидом служила "Lancia D50" образца 1955 года, но немного модернизированная. Но тяжелая этическая ситуация в команде не устраивала Фанхио и получив четвертый чемпионский титул решил возвратиться в "Maserati" вслед за тем того, как Мосс ушел в команду "Vanwall". Последний совершенный период 1957 года принес Фанхио победы в Аргентине, Монако, Реймсе и Нюрбургринге. Триумф в Нюрбургринге закрепил за ним пятый титул чемпиона и был самым красивым за всю его карьеру. "Примерно на половине дистанции я остановил "Мазерати" в боксах для замены резины и потерял полно времени по отношению к "Феррари" Хоторна и Коллинза", вспоминал Фанхио, "но вернувшись на трассу, начал устанавливать рекорды круга дружбан за дружкой и одним духом догнал парней. Входя в очередной разворот на скорости больше высокой чем заурядно, я использовал травяной газон (в тот день там не было ни бордюров, ни отбойников), как трамплин, и это сработало. Те двое спереди меня были весьма изумлены". А в то время ему было 46 лет !!! После двух гонок 1958 года, в которых он финишировал только четвертым он почувствовал, что устает. Чемпионский титул, как мишень гонок, перестал его интересовать и, потеряв должную мотивацию он решил оставить из гонок. На последнем этапе в Реймсе Майк Хоторн на своем "Ferrari Dino 246", немного притормозил перед финишем, чтобы не обогнать Фанхио на круг. Слишком велико было почтение к этому человеку. "Чемпион должен покинуть чемпионом" - сказал Фанхио, позже финиша.
После окончания гоночной карьеры предприятие "Мерседес" предложила Фанхио возглавить ее представительство в Аргентине. Он крайне нередко помогал молодым пилотам в поисках команд и спонсоров, вел активную общественную существование, пропагандируя спорт, у себя на родине в Аргентине. Его нередко приглашали на открытие сезона и всякий гонщик считал за честь пожать руку самого великого из пилотов. У себя на родине, в маленьком городке Балцарс Фанхио открыл музей гоночных машин. В этой коллекции есть "Renault- turbo", за рулем которого когда-то сидел Ален Пподъем. Машина была собственностью этого великого французского гонщика, но Ален пожертвовал ее для музея. Несмотря на преклонный возраст от него завсегда исходила уверенность, отсутствие тревог и оптимизм. "Я прожил счастливую жизнь", говорил он журналистам. Наверное, так оно и было. В субботу, 15 июля Хуан Мануэль Фанхио был госпитализирован в центральную больницу Буэнос Айреса с диагнозом "пневмония и почечная недостаточность". В понедельник, 17 июля 1995 года, в возрасте 84-х лет, пятикратный чемпион "Формулы-1" скончался. Лука де Монтезомоло назвал Фанхио самым выдающимся пилотом "Формулы" в те дни, когда они носили "кожанные шлемы и изумленные взгляды". "Мы все учились у него по-настоящему чуствовать автомобиль". Похороны состоялись во вторник, 18 июля 1995 года, на родине Хуана Мануэля Фанхио в городе Балцарс.
Так же читайте биографии известных людей:
Хуана Инес де ла Крус Huana Ines de la Cruz
Хуана Инес де ла Крус - известная мексиканская монахиня, писавшая под именем сестры Хуаны Инес де ла Крус, стала одной из самых известных фигур в..
читать далее →
Хуана Австрийская Huana Avstriyskaya
Испанская инфанта, дочь императора Карла V.
читать далее →
Хуана Бельтранеха Huana Beltraneha
Кастильская принцесса и с 1475 по 1481 год королева Португалии.
читать далее →
Хуари Бумедьен Huary Bumedien
Руководитель алжирской Армии национального освобождения (АНО) и президент Алжира с 1965 по 1978.
читать далее →