Известные люди

»

Хуан-Мануэль Фанхио

Хуан-Мануэль Фанхио Huan-Manuel Fagio Карьера: Гонщик
Рождение: Бразилия, 24.6.1911
Накануне своего первого "Гран-При" за Mazerati ему необходимо было добраться из Северной Ирландии в Италию на частном самолете, но самолет улетел, не дождавшись его. Фанхио с трудом смог найти рейс до Парижа через Лондон, но как раз тогда над Европой уже несколько дней свирепствовала непогода, и ему пришлось проделать суточный марафон через всю Европу на взятом напрокат автомобиле, чтобы поспеть в Италию к воскресной гонке. Он все-таки успел, но сел за руль уставшим и без необходимого количества тренировок, не узнав, на что способна машина. Уже в гонке поняв, что что-то не так, он тем не менее старался удержаться в лидерах - и... Очнулся на госпитальной койке: травма шеи выбила его из обоймы на большую часть сезона. Больше Фанхио никогда не садился за руль малознакомой машины.

Когда 24 июня 1911 года в Аргентинском городе Балцарс (Balcarce) родился грядущий пятикратный чемпион мира Хуан-Мануэль Фанхио, соревнований "Формулы-1" не было ещё и в помине. Семья его родителей открыто бедствовала. Отец, итальянский эмигрант, работал на стройке простым рабочим. Будущему чемпиону пришлось уже в десятилетнем возрасте приткнуться на работу. Его "рабочий стаж" начинался в гараже маленькой частной фирмы по ремонту автомобилей. В 1929 году он перенес тяжелое воспаление легких и еле-еле не умер. Антибиотиков, увы, тогда не было.

Первый раз он участвовал в гонках в 1936 году. Самостоятельно модернизировав серийный авто аргентинец участвовал в Южноамериканских гонках. В 1940 году он заработал свой основополагающий трофей, победив на знаменитой трассе "Premio del Norte", длиной 5.900 миль. Тогда появились и первые спонсоры. Но только европейские "Гран-при" могли доставить ему известность. Ему было 37 лет, когда он в первый раз сел за руль гоночного автомобиля в европейской серии гонок. Большинство нынешних героев в этом возрасте подумывают о пенсии. А он выиграл пять своих высших титулов в возрасте между 40 и 47 годами. "Физически ты, может быть, уже не совершенно тот, что, скажем, в двадцать лет", - говорил Фанхио -" но зато башка на месте, интеллект берет верх над эмоциями, а опыта и умения - хоть отбавляй. Правда, кое-что из радостей жизни приходится приносить в жертву, в частности, улечься пораньше дремать вместо того, чтобы отбивать ноги на дискотеке. Молодым это дико, но ты-то, пожилой и битый, знаешь, для чего ограничиваешь себя."

В Европу он попал только позже войны, летом 1948 года, опробовав в столице Шампани - Реймсе 1,4 литровую "Simca - Gordini". Но из гонок 1948 года для Фанхио в особенности памятна одна из американских: "Гран-При Южной Америки", протяженностью 10 000 километров, между Буэнос-Айресом и Каракасом. "Ночью мы проезжали мини город. Свет фар, отразившись от белой стены дома, ослепил меня - и я промахнулся мимо поворота. Машину занесло, закрутило, и мой коллега Даниэль Уррутиа, крайне близкий приятель, погиб, - рассказывал Фанхио. - Потрясение было таким глубоким, что мне казалось - ни в жизнь больше не смогу присесть за руль. Смог. Но с тех пор вечно оставался в машине единственный." Вскоре Аргентинское руководство спонсировало подающего надежды гонщика и дала ему в пользование Maserati 4CLT/48, принадлежащий Аргентинскому автомобильному клубу. На ней он одержал победу в аргентинском местечке Мар - дель Плато. Потом были европейские победы в Сан-Ремо, Перпигнане, Марселе, Монце и Альби. Результат был достигнут. В возрасте 37 лет Фанхио пригласили в знаменитую тогда команду Alfa Romeo. Первый период "Формулы-1" в 1950 году состоял из шести этапов. Партнером Фанхио по команде стал именитый итальянец Джузеппе Фарина, тот, что и вошел в историю, выиграв первостепеннный чемпионат и победив в трех гонках. Наш герой также победил в трех гонках, но стал только вторым. На его счету были победы в Монако, Реймсе и Спа.

Но следующий год стал победным. На тот самый раз трех выигранных гонок уже было довольно для победы в чемпионате. Перед последним этапом, в Испанском Педраблесе, два пилота претендовали на звание чемпиона мира: Фанхио на "Альфа Ромео" - 28 очков и Аскари на "Феррари" - 25 очков. "Альфа Ромео" капитально подготовилась к гонке, немаловажно модернизировав свою машину. Мощность двигателя перевалила за 420 л.с. Но решающим фактором оказалась надежность шин. В ходе гонки Аскари был вынужден трижды заезжать в боксы, и 300 тысяч зрителей стали свидетелями триумфа Фанхио. Победоносная Alfa Romeo нежданно ушла из гонок, на практике предоставив единоличное лидерство "Феррари". Аргентинец подписал контракт с Mazerati и в ожидании нового сезона решил поучаствовать в соревнованиях "Формулы-2" за команду "Феррари". Этапы в Бразилии, Уругвае и Аргентине принесли ему шесть побед.

Накануне своего первого "Гран-При" за Mazerati ему необходимо было достичь из Северной Ирландии в Италию на частном самолете, но авиалайнер улетел, не дождавшись его. Фанхио с трудом смог разыскать рейс до Парижа сквозь Лондон, но как раз тогда над Европой уже немного дней свирепствовала непогода, и ему пришлось проделать суточный марафон сквозь всю Европу на взятом напрокат автомобиле, чтобы поспеть в Италию к воскресной гонке. Он все-таки успел, но сел за руль уставшим и без необходимого количества тренировок, не узнав, на что способна агрегатина. Уже в гонке поняв, что что-то не так, он тем не менее старался выдержать в лидерах - и... Очнулся на госпитальной койке: травма шеи выбила его из обоймы на большую доля сезона. Больше Фанхио ни в жизнь не садился за руль малознакомой машины. Сезон 1952 года был для него потерян. А на гоночный "Олимп" поднялась "Феррари", управляемая Альберто Аскари.

К началу 1953 года Хуану Мануэлю удалось откорректировать самочувствие и контракт с Maserati ещё раз был подписан. Но пилоты "Феррари" были в отличной форме и аргентинцу удалось победить только одну гонку в Монце, заняв в итоге второе местоположение в чемпионате. Сразу позже окончания сезона Фанхио пригласила к себе команда "Мерседес Бенц" и он согласился, подписав контракт на 1954 и 1955 год. Но к началу сезона немецкая команда не успела приготовить свои автомобили и первые две гонки, в Буэнос Айресе и Спа, Фанхио выступал за Maserati и одержал две победы. Потом были ещё 4 победы за "Мерседес" и второй чемпионский титул.

В 1955 году партнером Фанхио оказался младой британец Стирлинг Мосс, и между двумя гонщиками одним духом возникло глубокое почтение. На "Гран-при Великобритании" в Эйнтри Фанхио на финише кот наплакал уступил, позволив всем мнить, что его обошел младой коллега. Но вслед за тем трагедии в Ле Мане, когда в результате вылета с трассы Пьера Левье погибло море случайных людей "Мерседес" заявил о своем уходе с соревнований. Четыре "Гран-при" были отменены. Победив в четырех гонках из шести аргентинец в третий раз стал чемпионом мира.

На период 1956 года контракт с Фанхио решила поставить подпись "Феррари", которая следом слияния с "Lancia", стала носить наименование "Lancia Ferrari". Собственно болидом служила "Lancia D50" образца 1955 года, но немного модернизированная. Но тяжелая этическая ситуация в команде не устраивала Фанхио и получив четвертый чемпионский титул решил возвратиться в "Maserati" вслед за тем того, как Мосс ушел в команду "Vanwall". Последний совершенный период 1957 года принес Фанхио победы в Аргентине, Монако, Реймсе и Нюрбургринге. Триумф в Нюрбургринге закрепил за ним пятый титул чемпиона и был самым красивым за всю его карьеру. "Примерно на половине дистанции я остановил "Мазерати" в боксах для замены резины и потерял полно времени по отношению к "Феррари" Хоторна и Коллинза", вспоминал Фанхио, "но вернувшись на трассу, начал устанавливать рекорды круга дружбан за дружкой и одним духом догнал парней. Входя в очередной разворот на скорости больше высокой чем заурядно, я использовал травяной газон (в тот день там не было ни бордюров, ни отбойников), как трамплин, и это сработало. Те двое спереди меня были весьма изумлены". А в то время ему было 46 лет !!! После двух гонок 1958 года, в которых он финишировал только четвертым он почувствовал, что устает. Чемпионский титул, как мишень гонок, перестал его интересовать и, потеряв должную мотивацию он решил оставить из гонок. На последнем этапе в Реймсе Майк Хоторн на своем "Ferrari Dino 246", немного притормозил перед финишем, чтобы не обогнать Фанхио на круг. Слишком велико было почтение к этому человеку. "Чемпион должен покинуть чемпионом" - сказал Фанхио, позже финиша.

После окончания гоночной карьеры предприятие "Мерседес" предложила Фанхио возглавить ее представительство в Аргентине. Он крайне нередко помогал молодым пилотам в поисках команд и спонсоров, вел активную общественную существование, пропагандируя спорт, у себя на родине в Аргентине. Его нередко приглашали на открытие сезона и всякий гонщик считал за честь пожать руку самого великого из пилотов. У себя на родине, в маленьком городке Балцарс Фанхио открыл музей гоночных машин. В этой коллекции есть "Renault- turbo", за рулем которого когда-то сидел Ален Пподъем. Машина была собственностью этого великого французского гонщика, но Ален пожертвовал ее для музея. Несмотря на преклонный возраст от него завсегда исходила уверенность, отсутствие тревог и оптимизм. "Я прожил счастливую жизнь", говорил он журналистам. Наверное, так оно и было. В субботу, 15 июля Хуан Мануэль Фанхио был госпитализирован в центральную больницу Буэнос Айреса с диагнозом "пневмония и почечная недостаточность". В понедельник, 17 июля 1995 года, в возрасте 84-х лет, пятикратный чемпион "Формулы-1" скончался. Лука де Монтезомоло назвал Фанхио самым выдающимся пилотом "Формулы" в те дни, когда они носили "кожанные шлемы и изумленные взгляды". "Мы все учились у него по-настоящему чуствовать автомобиль". Похороны состоялись во вторник, 18 июля 1995 года, на родине Хуана Мануэля Фанхио в городе Балцарс.

Так же читайте биографии известных людей:
Хуана Инес де ла Крус Huana Ines de la Cruz

Хуана Инес де ла Крус - известная мексиканская монахиня, писавшая под именем сестры Хуаны Инес де ла Крус, стала одной из самых известных фигур в..
читать далее

Хуана Австрийская Huana Avstriyskaya

Испанская инфанта, дочь императора Карла V.
читать далее

Хуана Бельтранеха Huana Beltraneha

Кастильская принцесса и с 1475 по 1481 год королева Португалии.
читать далее

Хуари Бумедьен Huary Bumedien

Руководитель алжирской Армии национального освобождения (АНО) и президент Алжира с 1965 по 1978.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий