Известные люди
»Чарли Мингус
Рождение: США, 22.4.1922
МИНГУС ЧАРЛИ (Mingus Charlie) (полное имя Чарлз, Charles) (22 апреля 1922, Ногэйлс, шт. Аризона 5 января Кернавака, Мексика), американский джазовый контрабасист, пианист, композитор, бэндлидер.
Вврачевание к музыке проявил шибко до срока под впечатлением от спиричуэлов и госпел-сонгов, которые он слышал, систематично посещая церковь. Детство провел в одном из негритянских кварталов Лос-Анджелеса. Джазом заинтересовался, познакомившись с грамзаписями нью-орлеанских музыкантов, а кроме того на концертах оркестра Дюка Эллингтона. Систематические занятия музыкой начал в 8 лет, освоив игру на тромбоне и флейте. В 16 лет перешел на виолончель и контрабас, изучал академическую композицию, помимо того, хватал уроки фортепиано. Свои первые музыкальные сочинения написал в 1939 (What Love) и в 1940-41 (Half-mast, Inhibitions, обе записаны в 1960-е гг.). После дебюта в школьном ансамбле стал выступать как профи с оркестрами Ли Янга (1940), Луи Армстронга (1941-1943), Барни Бигарда и Кида Ори (1942), с танцевальным бэндом Элвино Рея, собственным трио, биг-бэндом Лайонела Хэмптона (1946-1948, первые записи), аккомпанировал ритм-энд-блюзовым певцам. В тот самый отрезок времени получил от джазменов кликухо барон Мингус.
В супротив расовой сегрегации 1951 переехал в Нью-Йорк, где играл в трио Реда Норво (1950-51), но решил покинуть из него в знак протеста (сотрудничал с Билли ему не разрешали являться с белыми в респектабельных клубах и участвовать с ними в телепрограммах), потом Тэйлором дальнейшем примкнул к (1952-53), выступал в концертах филармонического джаза. В 1952 создал студию звукозаписи Debut. В лагерю молодых революционно настроенных музыкантов бопаТоронто (Jazz at Massey Hall:, принял участие в их программном концерте в Quintet of the Yearпредставителями, 1953). Наступил отрезок времени активных и плодотворных творческих контактов с самыми яркими модерн-джаза Charlie Parker, Диззи Гиллеспи, Майлсом Дэйвисом, Телониусом Монком, и др.
В 1953 его пригласил в свой оркестр Дюк Эллингтон. Однако, начальный солидный счастливый момент достигнут им был позднее в его самостоятельной практике как руководителя трио (MONEY JUNGLE, 1962). Первые успешные композиторские эксперименты Мингуса относятся ещё к 1953-55, когда он вошел в состав неформального объединения музыкантов-новаторов Jazz Composers' Workshop. Стремление к полной самостоятельности в реализации своих замыслов побудило его к созданию собственно экспериментальной творческой мастерской JAZZ WORKSHOP (1953-55). Здесь он мог больше результативно планировать и направлять работу с исполнителями своих произведений, апробировать новые методы композиции, сольной и коллективной импровизации. Мингус экспериментировал кроме того в русле Poetry AND Jazz синтеза джаза и поэзии (1959-60). В 1960-е гг. Мингус возобновил интенсивную работу как менеджер негритянских музыкантов и организатор студийных сессий, в связи с чем создал новую фирму звукозаписи. Как инструменталист и композитор принял участие в создании ряда фильмов Фрэнка Синатры (Higher and Higher), Боба Хоупа и Бинга Кросби (Road To Zanzibar), выступал на телевидении, стоял во главе квартетом, писал аранжировки для Ньюпортского джаз-фестиваля. Блестяще выступил в нью-йоркском Таун-Холле и на фестивале в Монтерее. В 1964 совершил европейское турне с Э. Долфи, Дж. Байардом и К. Джорданом.
После участия в кинофильмах Shadows и All Night Long о нем самом был снят в 1968 документальный кино на материале концертов в Бостоне. В 1969 Мингус дал в Нью-Йорке концерт с флейтистом Дж. Стейгом и валторнистом Д. Амрамом. Затем из-за финансовых затруднений и ухудшения здоровья вынужден был прекратить музыкальную занятие. В 1971 при поддержке фонда Гуггенхейма смог издать свою автобиографическую книгу Beneath The Underdog (полную психоаналитических самооценок и драматичных пророчеств), вслед за тем чего вернулся к творческой практике. Во время одного из турне с ним случился частичный паралич (связанный с болезнью крови), на долгое время нарушивший его планы.
В 1978 Мингус участвовал в концерте звезд джаза в Белом доме (по приглашению президента Дж. Картера). Сотрудничал с поп-певицей Джони Митчелл. Последние его записи были сделаны в январе 1978. В том же году состоялось претворение в жизнь его крупной композиции Revelations оркестром нью-йоркской филармонии под управлением Гюнтера Шуллера. Премьера ещё одного произведения Epitaph была осуществлена Шуллером уже сквозь 10 лет следом смерти автора (1990, в 1991 в Москве).
Чарли Мингус жутко непростой и противоречивый феномен в истории джаза. Его злободневный и творческий дорога полон психологических и мировоззренческих изломов. Он, не избалованный славой и популярностью, аналогично другим джазовым звездам, не желал угождать общественному мнению во имя наград и титулов. Его постоянно отличали углубленная серьезность и склонность к драматической экспрессии в своей музыке. Несмотря на кое-какой нюанс мистицизма в его взглядах, он по натуре реалист, стремящийся достичь правды выражения эмоций, отразить внутреннюю суть человека в мире, разделенном политическими и расовыми барьерами, оторванном от природной почвы, ослепленном иллюзией технического и финансового могущества. Вот отчего произведения Мингуса в большинстве своем лишены безмятежности, легкости, развлекательности.
В своих инновациях Мингус опередил и предвосхитил многие революционные идеи бибопа, кул- и фри-джаза, симфо-джаза, оказав воздействие на формирование всех основных современных джазовых стилей и направлений. Он создал новые типы композиции и многочастных оркестровых форм, ввел в практику нетрадиционные ладовые структуры, инструментально-тембровые комбинации, использовал приемы полистилистики, контрапункта, реформировал технику игры на контрабасе (в русле мелодического солирования). Однако при этом он неизменно был далек от авангардистских опытов с чистой звуковой формой. Его первостепенной важности приём работы как бэндлидера-композитора напоминает эллингтоновскую практику коллективного сочинения музыки в процессе предварительного отбора индивидуальных идей, предлагаемых участниками оркестра. Но есть и отличия: Мингус заблаговременно создавал проект композиции и в виде нотированных эскизов предлагал весь исходный материал оркестрантам для дальнейшей импровизационной разработки. За этим стоит принцип главенства композиторского замысла над личной инициативой и свободой отдельных музыкантов оркестра. Импровизацию в ансамбле Мингус приблизил к живому диалогу, дискуссионному обмену мнениями. Сам он определял данную манеру игры термином conversational improvising (диалогическая импровизация). Стилистика произведений Мингуса ни капельки не абстрактна при всей ее неординарности. Он сохраняет, как и Эллингтон, верность фольклорным истокам, традициям негритянской евангелической музыки и блюза, раннего нью-орлеанского джаза и свинга, обнаруживает коренные связи с европейской академической классикой, идеями Шенберга и Штокхаузена, этническими культурами Латинской Америки, Азии и Африки. Значительна фигура Мингуса и как педагога, воспитавшего многочисленных учеников и преемников. Наиболее велики заслуги Мингуса в сфере композиции и развития джазового оркестра и, несмотря на то что он не реализовал всех своих возможностей и не добился вершин славы, его образ в эволюции джаза тяжело переоценить.
Так же читайте биографии известных людей:
Чарли Паркер Charly Parker
Казалось, признание, которое получила его музыка, только осложнило взаимоотношение этого человека с окружающим миром. Берд стал еще более..
читать далее →
Чарли Ханнэм Charlie Hunnam
Полное имя - Чарльз Мэттью Ханнэм.Чарли был вторым ребенком из четырех в семье Ханнэмов.После работы в Николасе Никлби Чарли рядом дружит с Джеми..
читать далее →
Чарли Дэвид Charlie David
Чарли Дэвид - канадский актер, продюсер и сценарист. Родился 9 августа 1980 года.Чарли Дэвид начал актерску карьеру в 2002 году со съемок в таких..
читать далее →
Чарли Стюарт Charlie Stewart
Чарли Стюарт - молодой американский актер кино и телесериалов. Родился 9 сентября 1993 года.За свою недолгую актерскую жизнь Чарли Стюарт успел..
читать далее →