Известные люди
»Эдуард Штейнберг
Рождение: Россия» Москва, 3.3.1937
Москва приняла очередную экспозицию, первоначально показанную на берегах Невы. Правда, выставка одного из известнейших шестидесятников Эдуарда Штейнберга лишь отчасти повторяет свою питерскую версию. К тому же его первый персональный показ прошел в ГТГ еще двенадцать лет назад.
На вернисаже легендарный художник Эдуард Штейнберг ответил на вопросы корреспондента ГАЗЕТЫ Сергея Сафонова.
- Насколько сегодняшние представления о ситуации 1960-х годов упрощены, сколь события, которые в настоящий момент воспринимаются как ключевые, в частности "бульдозерная выставка", ими вправду являлись?
- "Бульдозерная выставка" уж очень заметна. Тогда поснимали партийцев, кругом этого подняли рев журналисты, но все-таки не нужно забрасывать, что тогда же появились Бродский и Солженицын, был ход Синявского и Даниэля. Так что бульдозер для меня - одна из маленьких акций. Был ход, попытки нарыть вольный язык в искусстве и в жизни. Бульдозер - это бытие, но это ещё не значит, что это искусство.
- То есть важность этой выставки ныне преувеличено?
- Для меня - да. Но оттого что вообще многое преувеличено; оттого что и перестройка преувеличена.
- Почему немного вспоминают о групповой экспозиции с вашим участием, состоявшейся в 1961 году в Тарусе?
- Таруса - это было ещё только возделение. Хотеть быть художником - ещё не значит им быть. Таруса - нулевой цикл, не необходимо это мифологизировать. Миф живет, оттого что живы Володя Каневский, Воробьев, но я отношусь к этому событию с улыбкой.
- Как получилось, что одна из первых ваших экспозиций в 1968 году была совместно с Владимиром Яковлевым, - ибо вы такие разные художники?
- Выставки тогда формировались не по близости, а по возможности. В выставочном плане была дырочка, в которую нас сунул Миша Гробман, - он был в худсовете. Это происходило в нынешнем Ермолаевском переулке (тогда - улочка Жолтовского), в выставочном зале молодежной секции МОСХ.
- А есть имена, которые нынче несправедливо выпали из хроники искусства того времени?
- В истории, в частности в истории искусств, впрямь имена выпадают, сильно страсть сколько забытых художников. Вот Борис Свешников - это не мой герой, но все-таки отличный художник. После смерти его работы распродали, галерея не сделала его выставки. Есть ещё страсть сколько имен, Беленок в частности. Сейчас немножечко Михаил Шварцман поднимается, его ибо также добивали.
В перестройку нас всех как бы выкинули из пространства современности и актуальности. Появились новые спортсмены, а мы не были спортсменами, мы были идеалистами, оскорбить такое рассудок сильно нетрудно. Для меня это - как разгром Манежа 1962 года, только на другом языке.
Словно бы искупая вину за прежнее невнимание к художникам-нонконформистам, Третьяковская галерея в последние пару лет с истовостью выстреливает ретроспективами тех, чьи работы в первый раз обрели зрителя на стыке хрущевской и брежневской эпох - неважно, уехали эти авторы в дальнейшем из не излишне любимого СССР или остались. При этакий выставочной стратегии фигура Штейнберга не могла остаться незамеченной музеем - он идеально подходит для очередной экспозиции этого ряда. Подолгу обитающий в Париже, но не забывающий и Тарусу, где прожил до 1957 года, Штейнберг - одна из ключевых фигур другого искусства. Его творческие установки выдержали опробование временем - не про всякого его сверстника разрешено проронить такое с полной уверенностью.
Он родился в тридцать седьмом. Отец, некогда выпускник Вхутемаса, репрессированный в том же году и вышедший на свободу только в 1954-м, стал его главным учителем. Формального профессионального образования Эдуард Аркадьевич не получил, раньше времени начал действовать - был землекопом и рыбаком, работал на заводе. Энергично написанные Дворник (1962) и Татарская свадьба (1961--1962), помещенные в самом начале экспозиции в ГТГ, лаконично обозначают круг его творческих интересов времен хрущевского разгрома выставки в Манеже. Эти работы важны для понимания эволюции автора публикой, но, кажется, не для него самого: большая доля залов отдана произведениям, которые не возбраняется окрестить диалогом с Малевичем.
Впрочем, не только супрематические мотивы наполняют холсты Штейнберга. В пространство изображения врываются адресованные зрителю надписи-комментарии; помещенный на темном фоне ясный полукруг оказывается то луной, то пойманной рыбой, а если горизонтально - то и бортом причалившей к берегу лодки; супрематическое скрещение линий становится крестом на сельском погосте Была ли апроприация творчества Штейнберга этими пересекающимися дискурсами плодотворна? - спрашивает во вступительной статье каталога выставки питерский искусствовед Боровский. Кажется, не сверх меры надеясь на теоретиков, в нашем разговоре перед вернисажем Штейнберг привел собственную формулу изобразительного искусства: Очень мне нравится, как сказал единственный оптинский старец: искусство - это когда укладываются в гроб слова, звуки, цвет А опосля приходит джентльмен и их воскрешает.
Так же читайте биографии известных людей:
Эдуард Тиссэ Eduard Tisse
В видоискателе своей камеры он первым увидел потрясающие кадры эйзенштейновского фильма "Броненосец Потёмкин".
читать далее →
Эдуард Назаров Eduard Nazarov
Если бы меня попросили написать биографическую заметку о Назарове в энциклопедический словарь, я бы растерялся. Как в двух-трех фразах описать его..
читать далее →
Эдуард Вермулен Edouard Vermeulen
Сегодня Вермулена называют официальным модельером королевской семьи Бельгии. Он, несомненно, настоящий мастер. Кроме того, что его основная..
читать далее →
Эдуард Марцевич Eduard Martsevich
Э.Е. Марцевич член Российской ассоциации международного и научного сотрудничества со странами Балтии (Дом Дружбы, 1995), член Союза..
читать далее →