Известные люди
»Юлиуш Словацкий
Рождение: Украина» Кременец, 4.9.1809 - 3.4
Юлиуш Словацкий - известный польский поэт и драматург. Родился 4 сентября 1809 года.Юлиуш Словацкий является одним из самых ярких польских поэтов - представителей эпохи романтизма. В России произведения Словацкого, как и других польских поэтов-эмигрантов, долгое время были запрещены и поэтому мало известны. Среди первых переводов - трагедия Мазепа в переводе Н. Л. Пушкарева (Отечественные записки, 1874, 7), Ренегат в переводе П. А. Козлова (Русская мысль, 1880, 3), а также в его же переводе отрывки из поэм Ян Белецкий и Монах; Отец зачумленных в переводе А. Селиванова (Вестник Европы, 1888, 10).
Одно время находился под влиянием известного польского мистика Товянского. Смерть (от туберкулеза) застала поэта за работой над поэмой Король-дух. По своему умонастроению С. существенно отличался от своего современника, Мицкевича, поэта, узко связанного с шляхтой. С. в значительно большей степени отразил буржуазно-демократические идеи. В своей поэзии он грубо отрицательно отзывается о шляхте, под именем к-рой, истина, всего чаще подразумевает богатую земельную аристократию. Он зачастую в ярких красках рисует самодурство вельмож, их жестокость, расточительность, пьянство, разврат и в прошлом всего продажность и измену родине. Он с сочувствием отзывается о крестьянах и объявляет себя поэтом народа. Его демократизм ещё больше оттеняется тем сильным влиянием, к-рое в юные годы на него имела украинская народная поэзия. Элементы политического и социального протеста в творчестве С. углубились в результате воздействия поэзии Байрона, к-рому С. подчинялся дольше, чем другие крупные польские поэты того времени.
Однако С. ни капли воспрещено мнить буржуазно-демократическим поэтом. В Польше того времени не было сильной и сколько-нибудь самостоятельной в политическом отношении буржуазной демократии. А С. не стоял более того на точке зрения тогдашних польских демократов, хотя некоторые его произведения и использовались демократами. С. ни в жизнь не упоминает о лозунге освобождения крестьян, хотя в его произведениях нередки едкие выпады супротив дворян-помещиков, издевающихся над своими подданными, супротив шляхты в целом, живущей чужим трудом (стих. Горе вам, 1848). Его острая ненависть к шляхте объясняется кроме того той позорной ролью, к-рую сыграла польская аристократия в истории потери польской независимости и разгрома польских восстаний 1794 и 18301831. Характерна для дворянского писателя и горячая религиозность С. Религиозные мотивы играют в его творчестве шибко большую образ. Правда, он грубо отрицательно относится к официальной римской церкви, к папе, иезуитам, клерикалам. Он борется супротив католической партии посреди самих польских эмигрантов. Он клеймит неоднократно самым резким образом разложение и кровавые преступления папства. Но это опять-таки объясняется некогда всего национальными мотивами: папство осудило польское восстание и поддерживало царизм как опору европейской реакции. Таким обр. радикальные ноты в произведениях С. являются результатом исключительного положения шляхетской эмиграции, преследуемой всеми силами старого феодального мира.
С. был в высшей степени присущ субъективизм. Болезненный и нервический, преследуемый неудачами в личной жизни, он большинство своих произведений окрасил тоном мрачного пессимизма. Это касается уже его юношеских произведений, написанных под влиянием Байрона, как поэмы Mnich (Монах, 1830), Arab (Аневольник, 1830), Zmija (Змея, 1831), Lambro (Лямбро, 1832), но в ещё большей степени его больше зрелого творчества.
С. хоть отбавляй страдал от своего положения эмигранта и невозможности достичь со своими произведениями до широкой публики, тем больше, что его творчество было для современников всего ничего ясно. Он болезненно ощущал напр. широкую популярность Мицкевича. Его выступление супротив Мицкевича в поэме Бениовский, где он обвиняет своего соперника в панславизме и приверженности к папству, объясняется не только идеологическим, но и личным антагонизмом между ними.
Не будучи по своей натуре революционером, С. в моменты большого революционного подъема высказывался за радикальные действия. Так, в 1848 он более того поехал из Парижа в прусскую Польшу, для того чтобы принять участие в боях супротив царской России. Однако за пределами этих моментов он был сторонником мирной борьбы духовными средствами. Он временами прямо выступает супротив зверских французских методов. Постоянной идеей его творчества является мысль самопожертвования личности и нации (Польша Бинкельрид).
Любимым героем С. является страдалец, погибающий за свою идею (чаще всего за национальную) и вызывающий так. обр. нравственное перерождение своих палачей. Под влиянием этого мученичества, этого, так изречь, пассивного героизма мучители начинают чувствовать жуть перед собственными преступлениями и мировое сообщество делает шаг вперед...
С иной стороны, и тираны являются до некоторой степени орудиями высшего промысла: их жестокость, наносимые ими мучения очищают и возвышают души их жертв. По С., не людям дано карать их за грехи это занятие бога. Так, в драме Balladyna (Балладина, 1834) героиня идет к королевскому престолу путем целой цепи преступлений; но ее сражает только длань господня, убивающая ее на троне ударом молнии.
Положительным героем является у С. Кордиан. В драме Kordjan (Кордиан, 1833) самые резкие тирады супротив примиренцев и оппортунистов сочетаются с проповедью как раз пассивного героизма. Кордиан принимает на себя задачу пришить Александра I во время его пребывания в Варшаве и громит нерешительность заговорщиков. Но готовый вернуть свою кровь за отечество, он останавливается перед пролитием крови монарха и падает без чувств у его дверей.
В 1834 С. пишет драму Mazeppa (Мазепа), изданную только в 1840, надо думать в переработанном виде. Здесь одному тирану, Воеводе, противостоит целая галлерея положительных типов, проявляющих настоящие чудеса самопожертвования. Здесь мученики побеждают тирана не борьбой, а самоотречением.
В 1836 С. пишет любовную поэму W Szwajcarji (В Швейцарии), считающуюся по справедливости величайшим лирическим произведением, какое когда-либо создала польская поэзия.
Путешествие С. на Восток [18361837] отражено им в ряде лирических произведений. Впечатлениям Востока обязана между прочим своим возникновением знаменитая поэма Ojciec zadzumionych (Отец умерших
от чумы), где излюбленный мотив страдальца обработан в духе мусульманского фатализма. Аневольник, вся семейство к-рого истреблена чумой, кончает хвалой величию Аллаха.
Все та же мысль искупительного страдания находит художественное выражение в написанной прозой поэме Anhelli (Анхелли, 1838). Сосланный на поселение, Анхелли (от слова ангел) гибнет в сибирских снегах. Образу Анхелли С. противопоставляет других ссыльных поляков, разбитых на партии, ведущих бесплодные споры и кончающих тем, что становятся людоедами и пожирают дружбан друга. В миг смерти Анхелли появляется на коне рыцарь с красным знаменем, несущий весть о революции и призывающий к оружию. Но Анхелли не встает из мертвых, потому что он был обречен на жертву сердца.
В драме Lilla Veneda (Лилла Венеда, 1839) появляется уже коллективный мученик. Славянский народонаселение венедов погибает, расквашенный и истребленный другим славянским народом лехитов. Побежденные силой оружия венеды проявляют духовные силы, повергающие в изумление победителей. Дервид, его дочка Лилла Венеда производят такое ощущение на лехитов, что король Лех останавливает жестокости Гвиноны и хочет пощадить остатки венедов. Верх пассивного героизма показывают братья Лиллы, Лелу и Полелум, сжигающие себя на костре.
Из праха венедов рождается их мститель Попель. О его геройских поступках мы узнаем из поэмы Krуl Duch (Король-дух, изд. в 1847). Попель представляет собой образ, аналогичный Балладине, только с значительно больше ясно выраженной миссией духовно очищать и возвышать народонаселение путем тирании. Народ пассивно терпит его зверства, более того почитает его и создает о нем легенды. Конец его преступлениям кладет только, так же как и Балладине, бог, сжигая его заживо.
Своеобразной проповедью непротивления злу насилием является и драма Samuel Zborowski (Самуель Зборовский, 18441845).
Последние два произведения С. относятся уже, сообща с рядом других, как Beniowski (Бениовский, начатый в 18401841), Ksiądz Marek (Ксендз Марек, 1843), Sen srebrny Salomei (Серебряный дрёма Саломеи, 1843, изд. в 1844) и др., к тому периоду, когда С. впал в мистицизм. В этих произведениях немало иррационального, заумного: С. старается в них сочинять в порыве вдохновения, не контролируемого сознательной мыслью. Эта иррациональность остается в его творчестве, хотя и в ослабленной форме, уже до конца.
Во вторую половину 40-х годов, под влиянием назревания революционного положения в Западной Европе, у С. сильнее звучат радикальные ноты. Это проявляется в ответе Do autora Trzech psalmуw (автору Трех псалмов, Красинскому, финал 1845). С. тут грубо выступает супротив аристократов, боящихся крестьянства: без народа избавить Польшу воспрещено. Это вдохновенное произведение проникнуто боевым духом. Однако броня народа, проводимая в этом месте С., имела крайне чуть-чуть общего с действительными интересами крестьянства: С. не требовал никаких
каких реформ, а только утверждал, что крестьянин лучше дворянина может противоборствовать за отбояривание шляхетской Польши. Впоследствии, в 1847 и 1848, С. написал ещё немного окрашенных радикализмом стихотворений, направленных в особенности супротив церкви. Однако революционером он и тогда не стал и в своих произведениях прославляет бескровную, духовную революцию. Противоречия в творчестве С., непоследовательность его радикализма, религиозность, культ пассивного героизма, снижающий роль его социального протеста, все это объясняется тем, что разгромление национально-демократического движения не могло не инициировать упадочнических настроений, неверия в пути политической борьбы посреди неустойчивой шляхетской интеллигенции.
Как стихотворец С. обладал исключительным художественным мастерством. Его произведения, в особенности поэмы, написанные в октавах, отличались предельным совершенством формы. Притом, в то время как Мицкевич более того в своих мистических произведениях отличается реалистической ясностью и рельефностью своих образов, поэзия С. носит скорее мелодический нрав. На поэзию модернистов и символистов конца XIX и начала XX в. С. оказал сильное воздействие.
Так же читайте биографии известных людей:
Юлиуш Махульский Juliusz Machulski
С 1988 г. - художественный руководитель творческого кинообъединения "ZEBRA".
читать далее →
Юлия Семина Julia Semina
Родилась 08.03.1962 г. в г. Куйбышев. В 1984 г. закончила Куйбышевский инженерно-строительный институт им. Микояна архитектурный факультет.
читать далее →
Юлия Друнина Julia Drunina
Юлия Друнина - известная русская и советская поэтесса. Родилась 10 мая 1924 года.Наиболее известными произведениями Юлии Друниной являются: стихи В..
читать далее →
Юлия Жадовская Julia Zhadovskaya
русская поэтесса и писательница XIX в.
читать далее →