Известные люди
»Юлия Жадовская
Рождение: Россия, 11.7.1824
русская поэтесса и писательница XIX в.
Юлия Валериановна Жадовская родилась 29 июня (11 июля) 1824 г. в с. Субботине, Любимского уезда, Ярославской губернии в семье чиновника особых поручений при ярославском главе администрации области.
Девочка родилась с плохим зрением, без левой руки, на короткой правой было всего три пальца. А на четвертом году она осталась ещё и сиротой. Овдовевший папа отдал ее на воспитание в с. Панфилово Буйского уезда Костромской губернии к бабушке Н.Л. Готовцевой, которая сильно полюбила внучку и создала хорошие условия для ее развития. Трех лет девчурка научилась уяснять текст, а с пяти лет книги стали настоящим ее увлечением. "Она поглощала все то, что заключала в себе небольшая библиотека бабушки, - рассказывает ее брат Л.В. Жадовский в своих воспоминаниях. - Так росла она, пользуясь деревенской полной свободой, на лоне природы, под благотворным влиянием которой складывался нрав девушки, мечтательный, вдумчивый, терпеливый". Для получения образования тринадцатилетнюю девочку отправили в Кострому к тетке А.И. Готовцевой - Корниловой, которая сама писала вирши, печатала их в "Сыне Отечества", "Московском телеграфе", "Галатее". Она приветствовала Пушкина стихами "О, Пушкин! Слава наших дней", а он ответил ей мадригалом "И недоверчиво и с жадностью смотрю я на твои цветы".
А.И. Готовцева весьма капитально отнеслась к воспитанию племянницы, обучала ее французскому языку, истории, географии и знакомила с русской и зарубежной литературой. Через год она определила племянницу в пансион Прево-де-Люмен. Здесь барышня с увлечением занималась русским языком, литературой под руководством учителя А.Ф. Акатова, но в целом преподавание в пансионе ее не удовлетворяло, о чем она и сообщила своему отцу.
Отец вызвал дочка в Ярославль, пригласил в качестве домашнего учителя молодого, талантливого преподавателя ярославской гимназии Л.М. Перевлесского, тот, что и сам увлекался литературой и уже опубликовал в "Москвитянине" статью "Свадебные обряды и обыкновенная у крестьян Ярославской губернии" (1842, No.8). Он был доволен успехами своей ученицы, в особенности по сочинениям, и по его совету она тайно от отца начала сочинять вирши. Некоторые первые опыты были неудачными, но посреди них было и стихотворение "Лучший перл таится", которое позже приподнято оценил Добролюбов. Тайно от ученицы Перевлесский отправил в Москву ее стихотворение "Водяной", которое в 1844 г. было напечатано в "Москвитянине".
Молодые люди, объединенные общими интересами и увлечениями, полюбили приятель друга. Но когда они заявили о своем желании пожениться, резкий и деспотичный папа и чуять не захотел о браке своей дочери с сыном рязанского дьячка. Он принял меры, чтобы Перевлесский был переведен в Москву, где потом стал профессором Александровского (бывшего Царскосельского) лицея и опубликовал рад интересных работ по русской литературе.
А Юлия Валериановна, примирившаяся с суровым решением отца, на всю бытие осталась со своими воспоминаниями о здоровый и несчастной любви. Много горя и душевных страданий выпало на долю юный девушки. Но ни слабое самочувствие, ни деспотизм отца, ни драма несостоявшейся любви не сломили воли к жизни и творчеству этой прекрасной русской женщины. В письме к Ю.Н. Бартеневу она писала: "Дай бог всякой женщине выбиться из-под гнета сердечных страданий, несчастий, неудач и горя, не утратя сил и бодрости духа. Любовь для женщины, в особенности первая (а первой я называю и последнюю, то есть ту, которая всех сильней), есть проба сил и сердца. Только после этого эдакий любви формируется нрав женщины, крепнет свобода, является опытность и способность размышлять".
Чтобы заглушить боль утраты и сгладить одиночество, Юлия Валериановна взяла на воспитание сироту, двоюродную сестру А.Л. Готовцеву, вышедшую позже замуж за профессора Демидовского лицея Федорова В.Л. Интересные воспоминания Федоровой А.П. раскрывают многие стороны личности Жадовской.
Отец, узнавший о таланте дочери, чтобы немного искупить вину перед ней, личное фортуна которой он так грубо развалил, стал содействовать ее поэтическим занятиям, выписывать все, что появлялось тогда значительного в литературе, а следом, несмотря на ограниченные средства, повез в Москву, Петербург, где она познакомилась с Тургеневым, Вяземским, Аксаковым, Погодиным и другими известными писателями.
Ее вирши стали печататься в "Москвитянине", "Русском Вестнике", "Библиотеке для чтения". В 1846 г. в Петербурге вышел первостепеннный сборник ее стихотворений, благосклонно встреченный читателями и критикой. Белинский в статье "Взгляд на русскую литературу 1846 года", отмечая бесспорный поэтический гений поэтессы, выражал раскаяние, что источник вдохновения этого таланта не бытие, а греза. Анализируя ее стихотворение "Меня гнетет тоски недуг", в котором надоевшему этому миру с его сплетнями, нелепым вздором, смешным и ничтожным разговором, накладной красотой женщин, "ума и сердца пустотой" поэтесса противопоставляет мир красивой и чарующей природы, большой критик, указывая подлинный тракт творчества, писал: "Но нужно сверх меры как собак нерезаных смелости и героизма, чтобы леди, таким образом отстраненная или отстранившаяся от общества, не заключилась в ограниченный круг мечтаний, но ринулась бы в существование для борьбы с нею". Суровая критика Белинского имела весьма большое роль для дальнейшего идейного и творческого развития Жадовской. Она с благодарностью вспоминала: "Он единственный мог, хотя и грубо, но точно обозначить достоинство того или другого произведения. Его сухая истина ценилась мною дорого". Ее творчество приобретает штатский, общественный нрав.
При ее активном участии в Ярославле в 1849 и 1850 годах выходят Ярославские литературные сборники. Ее сильно беспокоит положение крестьян, и она пишет профессору И.Н. Шиплю: "Отчего так продолжительно тянется крестьянский вопросительный мотив и будет ли финал? Будет ли финал этой истоме, этому лихорадочному ожиданию бедных людей?" В 1858 г. выходит второй сборник ее стихотворений, встреченный похвальными рецензиями Добролюбова и Писарева. Указывая на отдельные недостатки, Добролюбов подмечал существование подлинной поэтичности, народолюбие поэтессы, ее искреннее тяготение отразить в своих стихах тяжелую, полную лишений и страданий крестьянскую жизнь: "Ее сердце, ее ум воистину наполнены горькими думами, которых не хочет или не может разделять современное среда. Ее стремления, ее требования сверх меры обширны и высоки, и немудрено, что многие бегут от поэтического призыва души, страдающей не только за себя, но и за других". Он делал бесповоротный, установленный вывод: "Но мы, нимало не задумываясь, решаемся причислить эту книжку стихотворений к лучшим явлениям нашей поэтической литературы последнего времени". А Писарев утверждал, что в ее стихах отразилась мягкая нежная личность женщины, которая понимает несовершенство жизни, что многие из ее стихотворений стоят наряду с лучшими созданиями русской поэзии. Жадовская - чуткий и задушевный лирик. "Я не сочиняю вирши, - писала она, - а выбрасываю на бумагу, в силу того что что эти образы, эти мысли не дают мне покоя, преследуют и мучают меня до тех пор, в то время как я не отвяжусь от них, перенеся их на бумагу". Может быть, они поэтому и носят печать той задушевной искренности, которая нравится многим. Об этом же она говорила и в стихотворении "Лучший перл":
Надо шибко чувству
Душу поразить,
Чтоб она, в восторге,
Выразила мысля.
Большое местоположение в творчестве Жадовской занимает любовная лирика. Основными мотивами ее являются охота любви, разлука и ожидание, хандра одиночества, горькое рассудок пустоты жизни. "Я помню точка зрения, мне не позабыть тот взгляд", "Я все ещё его, безумная, люблю", "В сердце стало нерадостно и уныло", "Мне грустно", "Я плачу", "Боролась я продолжительно с судьбою", - рассказывает поэтесса о своих чувствах в различных стихотворениях. В ее стихах чувствуется разум общности своей женской доли с судьбами многих русских женщин, обусловленными всем образом жизни того времени. Глядя на играющую девочку, она предвидит ее трагическое перспектива ("Дума"):
Оскорбят тебя люди жестоко,
Опозорят святыню души;
Будешь, товарищ мой, маяться одиноко,
Лить горячие слезы в тиши.
А. Скабичевский писал, что в самой судьбе Жадовской. шибко полно типичного для образованных, обыкновенных женщин своего времени. Многие вирши Жадовской были положены на музыку и стали популярными романсами ("Ты резво меня позабудешь" Глинки, "Я все ещё его, безумная, люблю" Даргомыжского, "Я плачу", "Сила звуков" и другие), а стихотворение "Я люблю глядеть в ясну ноченьку" стало народной песней. С той же задушевностью, искренностью рисовала Жадовская картины нашей северной природы, которую она самозабвенно любила. Ее радует наступающая весна ("Скоро весна"), угрюмое осеннее небосклон навевает грустные размышления ("Мне грустно"), смирный вечерок напоминает о погибшем фортуна ("Вечер... Этот вечерок чудным негой дышит"), бабушкин садик возвращает ее к далеким и счастливым воспоминаниям детства (Бабушкин сад), в особенности любит она ночные пейзажи ("Ночь", "Звезды", "Впереди темнеет", "Все спит кругом"). Природа в ее стихах живая, одухотворенная.
Особое местоположение в творчестве Жадовской занимают малоизученные ее прозаические произведения ("Простой случай", "В стороне от большого света", "Житье-бытье на Кореге", "Записки Гульпинской Авдотьи Степановны", "Неумышленное зло", Ни тьма, ни свет", "Не принятая жертва", "Сила прошедшего", "Отрывки из дневника младой женщины", "Женская история", "Отсталая"). Хотя проза ее была слабее поэзии и критики без малого ничего о ней не писали, за исключением А. Скабичевского, ее повести и романы пользовались здоровенный популярностью посреди читателей.
Федорова вспоминает, что писательница получала как собак нерезаных взволнованных и похвальных писем от своих почитателей. А Добролюбов в статье о поэзии Жадовской замечает: В последнее время г-жа Жадовская обратила на себя чуткость публики замечательным романом "В стороне от большого света". Проза Жадовской носит автобиографический нрав. Все, о чем она пишет, рядом ей, знакомо до мелочей, пережито и перечувствовано. В основе ранних произведений (повести "Простой случай" - 1847 г., романа "В стороне от большого света" - 1857 г.) - трагическая влюбленность, определяющаяся сословным неравенством. Обычно героиней является дворянская девица, которая стремится выскочить из душной и затхлой обстановки дворянской усадьбы чтобы вылезти на независимый дорога творческого труда. Проблема женской эмансипации была жутко актуальна для того времени. В последующих прозаических произведениях Жадовская в отдалении ушла от эмансипированных романов гр. Растопчиной, Евг. Тур и более того "Полиньки Сакс" Дружинина. В них она ставит глубокие социальные проблемы, создает оригинальные образы новых, передовых людей, которые не покоряются судьбе, а отстаивают свои права на независимость и на борьбу за облегчение участи трудового народа.
Романом Жадовской "Женская история" ещё в рукописи заинтересовался Достоевский, и в 1861 г. опубликовал его в своем журнале "Время". Он больше сложен по композиции и сюжету. Повествование ведется от имени бедной девушки Лизы, дочери передового учителя, раньше времени умершего и оставившего дочка сиротой. Она воспитывается в чуждой ей дворянской семье Кринельских. Интересен образ брата помещицы - Перадова, напоминающий новых людей из романов 60-х годов. Он умен, образован, прост и чистосердечен, увлечен и деятелен. У него есть какие-то свои дела, о которых никто ничего не знает, он нередко куда-то уезжал, не велел строчить писем, сам подавая о себе известия из разных мест. Лиза полюбила этого особенного человека. Она страстно мечтала ни от кого не зависеть, своим трудом получать себе ломоть хлеба, как простая крестьянская девица Аленушка. "Бог дал мне юность, силу, самочувствие, образование, - записывает она в дневнике, - а я с беспечностью, терпеливо, более того с каким-то удовольствием выношу положение дармоедки. За занятие, за работа!" Лиза, нарушая сословные традиции, выходит замуж за Перадова, чтобы совместно действовать во имя блага общества. Но самым значительным человеком и более того новым героем для литературы того времени является Ольга Васильевна Мартова. Она нарушает веками освященный образ жизни: уговаривает Кринельских выпустить крестьян на оброк на выгодных для них условиях, посещает подчас крестьянские посиделки, лечит элементарный население и принимает участие в его нуждах и горесть. Ольга Васильевна заявляет: "Мне совестно быть счастливой... совестно пользоваться всеми этими удобствами... Мне куда ни кинь и кругом слышатся страдания. Они отравляют мне существование.
В 50-60-е годы под влиянием революционно-демократического движения, статей Чернышевского, Добролюбова, поэзии Некрасова происходит дальнейшая эволюция мировоззрения Жадовской. В Ярославле она познакомилась с сыном декабриста, членом "Земли и Воли" Е. И. Якушкиным и восхищалась этим рыцарем без пятна и упрека. Поэт-демократ Л.Н. Трефолев в своих воспоминаниях рассказывает, что она оказала на него большое воздействие, заклинала... именем святой поэзии постигать как не возбраняется больше Белинского и уяснять текст Добролюбова. Юлия Валериановна убеждала его, что помимо книжной, так вымолвить, идеальной любви к народу, не мешает проявлять ее на практике, хотя бы только при помощи одной книги, самой легкой и совместно с тем самой трудной: русского букваря. Она вновь и опять вспоминает Белинского и его великие заветы.
Не твердил он мне льстивых речей,
Не смущал похвалою медовой,
Но запало мне в душу навек
Его резко-правдивое словечко...
Жадовская протестует супротив чистого искусства, отрешенного от общественных интересов. В стихотворении Н.Ф. Щербине она обвиняет поэта в том, что, боясь житейских бурь и смут, он бежит от людей и ищет сладостных минут под небом Греции:
Но верь, и там тебя найдут
Людские ропот, рёв и стон;
От них поэта не спасут
Громады храмам и колонн.
В поэзии Жадовской все сильнее начинают раздаваться гражданские мотивы. В своем поэтическом памятнике-стихотворении "Нет, никогда" - поэтесса высокомерно заявляет:
Пред тем, что я вечно сильно презирала,
Пред чем, порой, дрожат достойные - увы! -
Пред знатью гордою, пред роскошью нахала
Я не склоню свободной головы.
Пройду своим путем, хоть горестно, но открыто,
Любя свою страну, любя близкий народ;
И, может быть, к моей могиле неизвестной
Бедняк иль дружбан со вздохом подойдет...
В последние годы жизни Жадовская отошла от активной творческой деятельности. Это объясняется не тем, что она была противницей некрасовского направления в литературе и не могла насиловать свой гений, заставляя себя строчить на злобу дня, как утверждал ее биограф Л.В. Быков и вдогон за ним - советских времен литературовед И. Айзеншток, считавший, что поэтесса испугалась революционной ситуации 1856-61 гг. (это время ее активной поэтической деятельности!) и уединилась в своем родовом имении (которого у нее не было!), а тяжелыми и сложными семейно-бытовыми условиями.
Когда у друга их семьи ярославского доктора К.И. Севена умерла хозяйка, Жадовская пожертвовала собой с целью благополучия других, вышла за него замуж, чтобы воспитать осиротевших детей и опоясать заботой и вниманием старого доктора. Кроме того, в течение пяти лет она ухаживала за нелегко больным отцом. Вскоре потом смерти отца захворал и умер супруг, оставив на ее попечение большую семью. А в последние годы существенно ухудшилось ее зрение. Все это, как справедливо писал Л.Ф. Лосев, самое малое способствовало плодотворной творческой деятельности. Последние годы она жила в невеликий усадьбе, в селе Толстикове, Буйского уезда, Костромской губернии. Жадовская всю свою бытие страстно желала дожидаться "утра мира, когда заря с зарей сойдется".
К сожалению, она не дожила до этого времени. 28 июля (9 августа) 1883 года Ю.В. Жадовская умерла. И хотя ее лира не достигла тех высот, на которые поднялась зовущая муза поэта труда и борьбы Некрасова, имя Жадовской и лучшие ее вирши сохраняются в памяти искренних любителей и ценителей поэзии.
20.03.2001. Светлана Макаренко.
В качестве исходного использован и отредактирован материал интернет-публикации под одноименным названием.
Использованы ещё материалы "Словаря русских писателей до 1917 года". Т. 2.
Так же читайте биографии известных людей:
Юлия Жемайте Julia Jemaite
Юлия Жемайте - литовская писательница, прозаик и драматург. Родилась 31 мая 1845 года.Юлия Жемайте является автором семи комедий и двух монологов...
читать далее →
Юлия Нейман Julia Neyman
Но, как ни красочны и многообразны были первые впечатления, они не могли затмить в душе и сознании юной гостьи главное, что привело ее сюда. Как..
читать далее →
Юлия Борисова Julia Borisova
Юлия Борисова - советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка СССР. Родилась 17 марта 1925 года.Среди актерских работ Юлии..
читать далее →
Юлия Высоцкая Julia Vysotskaya
Юлия Высоцкая - российская актриса театра и кино, телеведущая. Родилась 16 августа 1973 года.В качестве актрисы кино Юлия Высоцкая известна по ролям..
читать далее →