Известные люди

»

Юрий Венелин

Юрий Венелин Yury Venelin Карьера: Историк
Венелин Юрий Иванович - славист-романтик (1802 - 1839), уроженец Северной Венгрии, сын православного священника из русско-румынской фамилии Гуца, Венелин учился в унгварской (унгородской) гимназии; обратил на себя внимание начальства местной духовной семинарии, давшего ему стипендию для продолжения образования.

Заинтересовавшись историей, Венелин тайно уходит в Галицию, в 1822 г. поступает во Львовский вуз и меняет фамилию на Венелович-Венелин, чтобы духовное руководство не узнало своего стипендиата. Интерес к русской и славянской истории привел Венелина в Россию. В Кишиневе он получил местоположение преподавателя в духовной семинарии, тут познакомился с болгарскими эмигрантами и заинтересовался далеким прошлым болгар. С большими трудностями добрался он до Москвы (1825), но поступил не на историко-филологический, а на врачебный факультет. Это имело нерадостные последствия для Венелина: медициной он тяготился, а в исторических занятиях остался дилетантом. Влияние на Венелина имели С. Аксаков (сыну его, Константину, Венелин давал уроки) и М. Погодин, а Венелин усилил заинтересованность Погодина к славянству. Рецензией на книгу Яковенко о румынах Венелин выступил в печати ("Московский Вестник", 1828); сквозь год вышли его "Древние и нынешние болгаре в политическом, народописном, историческом и религиозном их отношении к россиянам" (т. I, М., 1829). Он исследовал в этом месте, главным образом, вопросительный мотив о происхождении болгар, доказывая их принадлежность к славяно-русскому племени, а не татарскому (точка зрения Тунмана и Энгеля), указывая сходство между русскими и азиатскими (волжскими) болгарами в языке, нравах, обычаях, религии и т. д. Вывод Венелина, что славяне - такие же старожилы в Европе, как греки и римляне, проходит сквозь всю его книгу, имеющую роль не научного исследования, а скорее славянофильского воззвания, с восторгами пред прошлым и упованиями на перспектива великого славянского народа, с мыслями о равноправии всех отдельных племен. Лишенный приема, самостоятельный от авторитетов, "самоучка" в собирании и комментировке материала, подавленный загодя созревшей идеей о родстве болгар с русскими, энтузиаст Венелин не был оценен русской критикой, не обратившей внимания на единственную ценную количество книги, где речь шла о современных болгарах. Эти сведения были полной новостью: в книге Венелина болгары, которых ещё недавно смешивали с сербами, в первый раз представлены были как несчетный народонаселение в пределах былой Болгарии, Румелии, Македонии, Фессалии, Албании, румынских землях, Бессарабии и Новороссийском крае. Не будь неблагоприятных политических условий, они, по словам Венелина могли бы быть таким же колоссальным народом, как и россияне; они продолжают изрекать на родном языке (перед войной 1828 г. в одном московском журнале говорилось, что балканские славяне исчезли, и не слышны уже славянские звуки за Дунаем). Никто из "европейских публицистов, человеколюбивых политиков", вздыхающих над судьбой греков, не вспоминает о болгарах; русские историки перечисляют вымершие племена поморских славян и не знают о живых болгарах, от которых Русь получила крещение, на языке которых читали и писали без малого до Ломоносова. Книга Венелина была принята скорее неблагосклонно, хотя серьезных возражений ему никто не сделал. Венелин мечтал о поездке в Болгарию. Московские покровители устроили ему посредством Шишкова первую по времени командировку на год от Академии Наук для изучения памятников письменности, археологии и "новоболгарского" языка. Весной 1830 г. Венелин едет в "классическую для филологов и славянских историков страну", "на родину Баяна, славянского Оссиана". Увидел он в сущности весьма немногое, и то с затруднениями, должен был ограничиться только северо-восточными пунктами (русские войска уже покидали Болгарию), жаловался на подозрительность болгар; узнал о существовании "Истории Паисия Хиландарского" и осенью переехал в Валахию. Лингвистический и фольклорный материал (рядом 50 песен) он собрал от болгар-эмигрантов, а не в самой Болгарии. Он списал массу грамот в бухарестской митрополии и у частных лиц и посредством Молдавию и Кишинев вернулся в Москву (1831). Тяжелые материальные условия, уроки, журнальная служба, увлечение большими и темными научными вопросами и другие обстоятельства задержали доклад его академии, и только сквозь два года он послал ей копии 66 "влахо-болгарских или дако-славянских" грамот, с 20 снимками, историческим предисловием, комментариями и слова

рем. В 1834 г. в русских университетах учреждены были славянские кафедры. Погодин рекомендовал Венелина в Московский универ, для чего, помимо болгарской грамматики и списка трудов, представил факультету дорогостоящий и сейчас, просторно задуманный "Конспект преподавания истории славянского языка и литературы", составленный по определению совета Московского университета (напечатан П. Лавровым в II т. "Древностей. Труды Слав. Ком. Московского Археологического Общества", 1898, отд. II, 110 - 124). Не имевший ученой степени, Венелин не получил кафедры. Он продолжал разрабатывать материалы, написал очерк "Об источнике народной поэзии вообще и о южнорусской в особенности" (М., 1834) с характеристикой велико- и малорусских песен, оставшуюся в рукописи первую по времени "Грамматику нынешнего болгарского наречия" (Венелин не знал разных говоров, в сущности, весьма разнообразных, увлекался гипотезами, порой фантазировал, и в общем его представление о болгарском языке хаотично); издал книгу "О характере народных песен у славян задунайских" (М., 1835), с крайне красивой характеристикой славянской души на основании песенных образов и настроений (ср. отзыв Белинского, "Полное собрание сочинений", редакция С. Венгерова, II, 397 - 401), потом изыскание "Древние и нынешние словене в политическом, народописном, историческом и религиозном их отношении к россиянам" (история среднедунайских славян, к которым всю дорогу увлекающийся Венелин относит и, бесспорно, неславянские народы, к примеру, этрусков). Другие его труды: "Скандинавомания и ее поклонники, или Столетние изыскания о варягах" (супротив теории Байера и Шлецера); "О зародыше новоболгарской литературы" ("Московский Наблюдатель", 1837, IX и отд. 1838); "Принятие христианства славянскими народами до Кирилла и Мефодия" (1839). Болезнь, работа в одном из институтов, увольнение вследствие каких-то интриг, неудачи по части печатания его книг (законченного уже затем смерти Венелина), неуживчивый нрав, замкнутость, цепочка разочарований - все это отравляет последние годы жизни Венелина. Погребен он в Даниловском монастыре.

Так же читайте биографии известных людей:
Юрий Самарин Yury Samarin

Молодой Самарин испытал сильное влияние гегелевской философии. Вскоре после знакомства с К.С.Аксаковым (также переживавшем глубокое увлечение..
читать далее

Юрий Калинин Yury Kalinin

Ю.Т. Калинин - лауреат Ленинской премии (1985), Заслуженный деятель науки РФ (1988). Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1981), "Знак..
читать далее

Юрий Соловьев Yury Soloviev

Лауреат Государственной премии РФ за разработку методов лечения остеогенной саркомы (1999), Заслуженный деятель науки РФ (1998), дипломант премии..
читать далее

Юрий Осипов Yury Osipov

Юрий Осипов - российский математик и механик, академик РАН. Родился 7 июля 1936 года.С 1991 года Юрий Осипов является Президентом РАН. С 1992 Юрий..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий