Известные люди

»

Юрий Мазурок

Юрий Мазурок Yury Mazurok Карьера: Опера
Рождение: Россия, 18.8.1931
Чувство стиля, тонкое постижение природы музыкального письма того или иного автора - эти качества сказывались в творчестве Юрия Мазурока уже в начале его оперной карьеры. Яркое свидетельство тому - победа на международном конкурсе вокалистов в Монреале в 1967 году.

Родился 18 июля 1931 года в городе Красник Люблинского воеводства (Польша). Сын - Мазурок Юрий Юрьевич (1965 г. рожд.), пианист.

Детство будущего певца прошло на Украине, издавна славившейся своими прекрасными голосами. Петь Юрий начал, как распевали многие, не помышляя о профессии вокалиста. Окончив среднюю школу, он поступил в Львовский политехнический институт.

В студенческие годы Юрий страстно увлекся музыкальным театром - и не только как зритель, но и как исполнитель в художественной самодеятельности, где впервой и обнаружились его незаурядные вокальные способности. Вскоре Мазурок стал признанным "премьером" оперной студии института, в спектаклях которой исполнял партии Евгения Онегина и Жермона.

К дарованию юноши отнеслись участливо не только педагоги самодеятельной студии. Советы профессионально заняться вокалом он неоднократно слышал от многих и, в частности, от жутко авторитетного в городе человека, солиста Львовского оперного театра, Народного артиста СССР П. Кармалюка. Юрий долговременно сомневался, потому что он уже превосходно зарекомендовал себя как инженер-нефтяник (в 1955 году он окончил институт и поступил в аспирантуру).

Дело решил эпизод. В 1960 году, будучи в командировке в Москве, Мазурок рискнул "попробовать судьбу": пришел на прослушивание в консерваторию. Но это был не легко случай: в консерваторию его привели слабость к искусству, к музыке, к пению...

С первых же шагов в профессиональном искусстве Юрию Мазуроку шибко повезло с педагогом. Его прослушал профессор С.И. Мигай, в прошлом единственный из прославленных баритонов, выступавший с корифеями русской оперной сцены - Ф. Шаляпиным, Л. Собиновым, А. Неждановой - в первую очередь в Мариинском, а потом хоть отбавляй лет - в Большом театре. Деятельный, чуткий, на редкость жизнелюбивый джентльмен, Сергей Иванович был беспощаден в своих суждениях, но уж если встречались ему истинные таланты, он относился к ним с редкой заботливостью и вниманием. Послушав Юрия, он сказал: "Думаю, что инженер вы недурственный. Но считаю, что химию и нефть вы можете в то время как кинуть. Займитесь вокалом". С этого дня точка зрения С.И. Мигая определило дорога Юрия Мазурока.

С.И. Мигай взял его в свой класс, разгадав в нем достойную смену лучшим оперным певцам. Смерть помешала Сергею Ивановичу довести ученика до диплома, и следующими его наставниками были - до окончания консерватории профессор А. Доливо, а в аспирантуре - профессор А.С. Свешникова.

Поначалу Юрию Мазуроку в консерватории пришлось нелегко. Конечно, он был взрослее и опытнее своих сокурсников, но профессионально значительно менее подготовленным: не хватало основ музыкальных знаний, теоретической базы, приобретенных, как у других, в музыкальной школе, в училище.

Природа наделила Ю. Мазурока уникальным по красоте тембра баритоном, большого диапазона, ровным во всех регистрах. Выступления в самодеятельных оперных спектаклях помогли ему обзавестись чувство сцены, навыки ансамблевого исполнения, ощущение контакта со зрительным залом. Но учебное заведение, которую он прошел в консерваторских классах, его собственное касательство к профессии оперного артиста, тщательная, кропотливая служба, внимательное выполнение всех требований педагогов определили его дорога совершенствования, завоевания трудных высот мастерства. И в этом месте сказался нрав - упорство, трудолюбие и, главное, страстная влюбленность к пению, музыке.

Неудивительно, что через нимало недолгое время о нем заговорили как о новом имени, появившемся на оперном небосводе. На протяжении всего 3 лет Мазурок завоевал призовые места на 3 труднейших конкурсах вокалистов: ещё студентом, на "Пражской весне" 1960 года - второе; в следующем году (уже в аспирантском "звании") на конкурсе имени Джордже Энеску в Бухаресте - третье и, в конце концов, на II Всесоюзном конкурсе имени М.И. Глинки в 1962 году он поделил второе местоположение с В. Атлантовым и М. Решетиным. Мнение педагогов, музыкальных критиков, членов жюри конкурсов было, как правило, единым: особенно отмечались мягкость и насыщенность тембра, эластичность и редкая краса его голоса - лирического баритона, врожденная кантилена.

В консерваторские годы певцом был решен весь строй сложных сценических задач. Его героями стали неглупый, ловкий Фигаро в "Севильском цирюльнике" Россини и пылкий влюбленный Фердинандо ("Дуэнья" Прокофьева), бедный художник Марсель ("Богема" Пуччини) и Евгений Онегин Чайковского - начало начал артистической биографии Юрия Мазурока.

"Евгений Онегин" сыграл исключительную образ в жизни певца и становлении его творческой индивидуальности. Впервые он вышел на сцену в заглавной партии этой оперы в самодеятельном театре; далее исполнял ее в консерваторской студии и, в конце концов, - на сцене Большого театра (Мазурок был принят в стажерскую группу в 1963 году). Эта партия следом с успехом звучала в его исполнении на сценах ведущих оперных театров мира - в Лондоне, Милане, Тулузе, Нью-Йорке, Токио, Париже, Варшаве...

В дипломном консерваторском спектакле Мазурок-Онегин покорил всех: благородство, мягкость, краса голоса, музыкальность, осмысленность каждой фразы, каждого эпизода.

И совершенно иной Онегин у Мазурока - в спектакле Большого театра. Здесь артист уже по-иному решает образ, достигая редкой психологической глубины, выдвигая на первостепеннный проект драму одиночества, разрушающего человеческую персона. Его Онегин - персона земная, прозаическая, с характером изменчивым и противоречивым. Всю сложность душевных коллизий своего героя Мазурок передает драматургически точь-в-точь и поразительно правдиво, нигде не впадая в мелодраматизм и ложную патетику.

Вслед за партией Онегина артист выдержал в Большом театре ещё единственный основательный и ответственный экзамен, выступив в роли князя Андрея в "Войне и мире" Прокофьева. Помимо сложности всей партитуры в целом, сложности спектакля, где действуют десятки персонажей и потому требуется особое искусство общения с партнерами, сам по себе тот самый образ очень многотруден и в музыкально-вокальном, и в сценическом плане. Четкость актерского замысла, свободное владение голосом, обеспеченность вокальных красок и неизменное ощущение сцены помогли певцу набросать жизненно достоверный психологический портрет героя Толстого и Прокофьева.

Ю. Мазурок исполнял партию Андрея Болконского и в первом спектакле "Войны и мира" на гастролях Большого театра в Италии. Многочисленная зарубежная сми по достоинству оценила его искусство и отвела ему наряду с исполнительницей партии Наташи Ростовой - Тамарой Милашкиной ведущее местоположение.

Одной из "коронных" ролей артиста стал образ Фигаро в "Севильском цирюльнике" Россини. Эта образ исполнялась им нетрудно, остроумно, с блеском и изяществом. Зажигательно звучала в его исполнении популярная каватина Фигаро. Но в различие от многих певцов, которые зачастую превращают ее только в сверкающий вокальный номер, демонстрирующий виртуозную технику, у Мазурока каватина раскрывала нрав героя - его пылкий нрав, решительность, острую наблюдательность и прикол.

Творческий диапазон Ю.А. Мазурока крайне широк. За годы работы в труппе Большого театра Юрий Антонович осуществил без малого все баритональные партии (и лирические, и драматические!), имевшиеся в репертуаре театра. Многие из них служат художественным образцом исполнения и могут быть отнесены к лучшим достижениям отечественной оперной школы. Помимо партий, о которых говорилось выше, его героями были Елецкий в "Пиковой даме" Чайковского, с его возвышенной любовью; Жермон в "Травиате" Верди - аристократичный аристократ, для которого, и все-таки, честь и репутация семьи превыше всего; тщеславный, самолюбивый граф ди Луна в "Трубадуре" Верди; упрямый ленивец Деметрий, попадающий во всевозможные комедийные ситуации ("Сон в летнюю ночь" Бриттена); влюбленный в свой край и увлекательно повествующий о соблазнах чудо-природы Венеции Веденецкий гость в "Садко" Римского-Корсакова; маркиз ди Поза - надменный, мужественный испанский гранд, бесстрашно отдающий существование за правильность, за свободу народа ("Дон Карлос" Верди) и его антипод - босс полиции Скарпиа ("Тоска" Пуччини); ослепительный тореадор Эскамильо ("Кармен" Бизе) и матрос Илюша - немудрёный паренек, делавший революцию ("Октябрь" Мурадели); молодой, бесшабашный, бесстрашный Царев ("Семен Котко" Прокофьева) и думный дьяк Щелкалов ("Борис Годунов" Мусоргского). Список ролей Ю.А. Мазурока продолжили Альберт ("Вертер" Массне), Валентин ("Фауст" Гуно), Гульельмо ("Так поступают все женщины" Моцарта), Ренато ("Бал-маскарад" Верди), Сильвио ("Паяцы" Леонкавалло), Мазепа ("Мазепа" Чайковского), Риголетто ("Риголетто" Верди), Энрико Астон ("Лючия ди Ламмермур" Доницетти), Амонасро ("Аида" Верди).

Каждая из этих партий, охватывая более того короткие, эпизодические роли, отмечена абсолютной художественной завершенностью замысла, продуманностью и отточенностью каждого штриха, каждой детали, впечатляет эмоциональной силой, наполненностью исполнения. Певец ни в жизнь не расчленяет оперную партию на отдельные номера, арии, ансамбли, а добивается протяжения от начала до конца линии сквозного развития образа, помогая тем самым сотворить чувство цельности, логической завершенности портрета героя, необходимости всех его действий, поступков, будь то герой оперного спектакля или короткой вокальной миниатюры.

Его высочайший профессионализм, блистательное владение голосом с первых шагов на сцене оценили не только поклонники оперного искусства, но и коллеги-артисты. Ирина Константиновна Архипова в близкое время писала: "Я завсегда считала Ю. Мазурока блестящим вокалистом, его выступления становятся украшением любого спектакля, на каждый самой знаменитой оперной сцене мира. Его Онегин, Елецкий, князь Андрей, Веденецкий гость, Жермон, Фигаро, ди Поза, Деметрий, Царев и многие другие образы отмечены большим внутренним актерским темпераментом, тот, что внешне выражается достаточно сдержанно, что для него конечно, так как весь комплекс чувств, мыслей и действий своих героев певец выражает вокальными средствами. В упругом, как струна, голосе певца, в красивом звуке, во всей его осанке уже есть благородство, честь и многие другие качества его оперных героев - графов, князей, рыцарей. Это определяет его творческую индивидуальность".

Творческая дело Ю.А. Мазурока не ограничивалась работой в Большом театре. Он выступал в спектаклях других оперных театров страны, принимал участие в постановках зарубежных оперных трупп. В 1975 году певец реализовал в Ковент-Гарден партию Ренато в "Бале-маскараде" Верди. В сезоне 1978/1979 года он дебютировал в Метрополитен-опера в роли Жермона, там же осуществил в 1993 году партию Скарпиа ("Тоска" Пуччини). Скарпиа Мазурока во многом отличается от привычной трактовки этого образа: чаще всего исполнители подчеркивают, что начальник полиции - бездушный, упрямый тиран, деспот. У Ю.А. Мазурока он ещё и умен, и обладает огромной силой воли, позволяющей утаивать страстность, коварство под личиной безукоризненной воспитанности, подавлять рассудком чувства.

Юрий Мазурок как собак нерезаных и с успехом гастролировал по стране и за рубежом с сольными концертами. В большой камерный репертуар певца вошли песни и романсы русских и западноевропейских авторов - Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова, Шуберта, Шумана, Грига, Малера, Равеля, песенные циклы и романсы Шапорина, Хренникова, Кабалевского, украинские народные песни. Каждый номер его программы - законченная сценка, зарисовка, портрет, состояние, нрав, расположение героя.

"Поет он замечательно... и в оперных спектаклях, и в концертах, где ему помогает достаточно уникальный дар: ощущение стиля. Если он поет Монтеверди или Масканьи, то эта музыка будет завсегда у Мазурока итальянской... В Чайковском и Рахманинове постоянно будет существовать неизбывное и возвышенное "русское начало"... в Шуберте и Шумане все определит чистейший романтизм... подобная художественная интуиция обнаруживает подлинную интеллигентность и интеллект певца" (И.К. Архипова).

Чувство стиля, тонкое постижение природы музыкального письма того или иного автора - эти качества сказывались в творчестве Юрия Мазурока уже в начале его оперной карьеры. Яркое подтверждение тому - виктория на международном конкурсе вокалистов в Монреале в 1967 году.

Конкурс в Монреале был жутко трудным: программа включала произведения самых разных школ - от Баха до Хиндемита. В качестве обязательного для всех конкурсантов было предложено сложнейшее сочинение канадского композитора Гарри Соммерса "Кайас" (в переводе с индейского - "Давно"), основанное на подлинных мелодиях и текстах канадских индейцев. Мазурок блестяще справился тогда как с интонационными, так и с лексическими трудностями, чем заслужил у публики почетно-шутливое кликухо "канадский индеец". Он был признан жюри лучшим из 37 конкурсантов, представлявших 17 стран мира.

Ю.А. Мазурок - Народный артист СССР (1976) и РСФСР (1972), Заслуженный артист РСФСР (1968). Он награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени. В 1996 году ему была присуждена "Жар-птица" - высшая награда Международного союза музыкальных деятелей.

Так же читайте биографии известных людей:
Юрий Марусин Yury Marusin

Народный артист России (1983).Лауреат Гос. премии СССР (1985), лауреат Международных конкурсов.
читать далее

Юрий Бурлака Yury Burlaka

Продолжаются дебаты вокруг постановки "Скрябинианы" Касьяна Голейзовского в Большом театре. О возобновлении знаменитого спектакля мы рассказали в..
читать далее

Юрий Посохов Yury Posokhov

С конца 1990-х активно работает как хореограф.
читать далее

Юрий Васильев Yury Vasiliev

Центровой московского Динамо в интервью Sportsру рассказал о причинах поражения от УНИКСа, собственных задачах на площадке и перспективах попадания..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий