Известные люди
»Юрий Цурило
Рождение: 10.12.1946
У меня были такие волосы, что мне даже цыгане завидовали, - черные, вьющиеся, до плеч. Что случилось - не понимаю: когда мне было девятнадцать, за полгода все волосы у меня повыпадали. Но мне это не мешало...".
В жизни на него зачастую оглядываются - уж крайне колоритен. Встрой ли узнают. Хотя одной его роли в фильме у Алексея Германа "Хрусталев, машину!" в былые годы. было бы довольно, чтобы зайти в историю кино. Юрий Цурило - в фильме генерал Глинский - ни при каких обстоятельствах не хотел быть военным. Работал актером в периферии. Сейчас живет с семьей в маленький квартирке в центре Петербурга, которую приобрел на финансы, заработанные на съемках у Германа. С некоторых пор на службе в Александрийском театре. Сыграл царя Бориса в "Борисе Годунове" и Подколесина в "Женитьбе". Репетирует в водевиле "Пара гнедых"... Петра I, Николая I и Аполлона Бельведерского, трех разом. Готовится к новым съемкам у Германа. Не философ. Немногословен. Предпочитает язык немудрёный, без украшений и вычурности. В нем парадоксально сочетаются тяга к постоянству и свободолюбие. В нем напрочь отсутствует агрессия и подкупает демократизм. Улыбка у него неизменно внезапная, одними глазами. Его хочется узнать о многом, но понимаешь, что чего-то нельзя: он вещь в себе, и в какие-то уголки его памяти и души посторонним вход жестко воспрещен. Считает, что в облике Германа к нему явилась сама судьбина, и с тех пор его существование круто изменилась.
- Как вас Герман нашел?
- Я был нимало поблизости, в Новгороде. В 1975 году у нас работал режиссером ленинградец Михаил Богин: поставил немного спектаклей и уехал. А в 1991 году я получил от Германа приглашение: Миша был у Германа вторым режиссером и посоветовал глянуть меня.
- Волновались?
- Нет. Потому что знал, что не возьмут. Когда прочел сценарий, выбрал для себя образ кагэбиста - с железными зубами. А Герман предложил генерала. А вот когда занятие уже пошло... когда стало ясно, что меня утвердят, весьма волновался. После утверждения на образ пришел я в Новгородский театр к директору. Хотел достигнуть соглашения, а они мне: "Нет уж, выбирайте - либо мы, либо Герман". Я сказал, что уже выбрал, и написал заявление об уходе.
- Что вы почувствовали, когда увидели картину?
- Герман потому как мне не разрешал взирать отснятый материал: "Тебе это не надо". Хотя другим разрешал. Рассказывал, как Юрий Никулин на просмотре "Двадцати дней без войны" вцепился в жену мертвой хваткой, так волновался. Артист потому как может напридумывать себе что хочешь: в этом месте я не так, тут я не то. Но я подглядывал все одинаково. Люди - неважно какой национальности - все в равной мере прежде испытывают от "Хрусталева..." легко шок. Когда кино был сделан, устроили показ для тех, чьим мнением Герман дорожит. Я также смотрел - из окошечка киномеханика, меня, безусловно, засекли. Жена Германа (Светлана Кармалита, соавтор Германа) спросила: "Ну как?" Я сказал: "Хочется либо напиться, либо удавиться - крайне нелегкий фильм". Давиться я не стал, но напился в тот день шибко.
- Алексей Юрьевич - непростой дядя...
- У нас с ним хорошие отношения, мне с ним нетрудно. Вот, говорят, с Германом тяжко трудиться. Кому? Кто говорит? Те, с кого он спрашивает. Те, кто не может или не хочет действовать. Яркий образец. У нас была сцена - в доме учительницы должна полыхать печурка. Ее никак не могли разжечь. Два дня разжигали! Ну что это такое? Наконец растопили, дров набросали. Начинаем снимать. Я должен раскрыть печь за ручку. Команда "Мотор!", начали снимать - ручка ломается и остается у меня в руках. А раскрывать нужно, камера работает. А дверь вся уже раскалилась. Я дергаю, ковыряюсь, обжигаюсь. Естественно, Герман нервничает. Закричишь тут, пожалуй. Все так неорганизованно! Конечно, он кого-то и выгонял с треском, безжалостно. Но это было справедливо. Картину делает режиссер. Тебе с ним неловко, худо - иди, гуляй. Он придумал, к примеру, световой занавес применять - не получилось. Хотя просил элементарного - достать тридцать прожекторов. Оказывается, во всей Москве не нашлось тридцати прожекторов. Для Германа! Быть такого не может! Могло ли такое сотвориться в Америке или Германии?
- А что, с актеров Герман не спрашивает?
- Спрашивает. Но сильно нежно и ласково. Ну, накричит он на меня, я начну беспокоиться, уже ничего не сыграю, расстроюсь, и все. Но Герман - эдакий джентльмен, что с ним несложно не может не удаться. Он все сечет, все видит и чувствует. У него удивительное чутье на правду. А я в работе не противоречу никому и ничему. Ни в кино, ни в театре. Пытаюсь свершить то, что от меня хотят. Могу попросить пояснить что-то, если не понял, но не спорю ни при каких обстоятельствах. Со мной вкалывать весьма ладно. Я терпеливый.
- Что-то говорят, в Канне люди с "Хрусталева..." уходили...
- Это впрямь так, я там был. Там зал на полторы тысячи мест. Ушло джентльмен двести, ну, триста... Но тысяча-то осталась! И затем они устроили такую овацию! А про непрерывно хлопающие кресла - ерунда. На следующий день ко мне подходила масса народу. Герман-то прогуливаться не любит, а мне что работать? Позавтракал и хожу по городу, смотрю около, может, ни при каких обстоятельствах больше там не окажусь. Встречались те, кто смотрел картину, подходили, что-то говорили, а я ибо не понимаю. Они спрашивают: "Парле ву франсе?" - "Ноу". - "Ду ю спик инглиш?" - "Ноу". - "Дойч?" Ну ни на каком языке, помимо русского, я больше не говорю! Они тогда только: "Браво!" - и показывают крупный перст. Иду дальше, слышу "Юрий!" Думаю: "О, наши, в конце концов поговорим". А вдогонку опять: "Браво, браво!" Это не мне, вестимо, а картине. Но не нужно было нам туда ехать. Там потому как коммерческие фильмы показывают, а у нас авторское кино. Можете себе представить: фестиваль закрывается фильмом "Годзилла". И рядом свойский "Хрусталев..." Но самое главное не в этом. Фестиваль закрылся 24 мая, а с 10 июня свойский кино в парижском прокате шел четыре месяца. А кино, тот, что занял первое местоположение, всего двенадцать дней.
- Сейчас в кино игрывать меня не приглашают. Приглашали, когда снимался у Германа, но я отказывался. Хотя вот на днях был в Минске: режиссер Михаил Пташук снимает кино "Момент истины", я буду игрывать заместителя Берии. А когда утвердили у Германа, он мне безотлагательно сказал: "Больше нигде не снимайся".
- А театр как же?
- В театре также не получилось бы, мы потому как на площадке были с утра до вечера. Конечно, не все семь лет, покуда кино снимался, - периодически "консервировались", заканчивались монеты. Помню, снимали три месяца ночами, без праздников и выходных, в Москве. Потом заново остановка. И так всегда, остановки по два-три месяца, по полгода...
- Сейчас вы, значит, только в театре.
- Пока да. Но буду игрывать у Германа в "Трудно быть богом". У меня там замечательная образ. Самая лучшая, на мой воззрение, хотя и неглавная - барон Пампа. В конце апреля вот в Чехию еду на съемки. Сейчас брюхо отращиваю. Герман сказал: "Что-то ты худой стал, набирай вес". Вот я в текущее время полно ем, отдыхаю больше, чем положено. А ещё хожу тренироваться - колотиться на мечах, учусь колесить на лошади. Ведь мой герой - драчун и забияка.
- Вы - и не умеете колесить верхом?! Вы же цыган!
- Наполовину. Отец у меня был цыган, натуральный. А мама - русская. Знаете, какое мне напутствие написали в театральном училище? "Цыган по крови - российский по душе". И сам себя я считаю русским.
- Слышала, что у вас было сложное ребячество, росли без родителей.
- Да нет, обычное малолетство. Когда младой, об этом не задумываешься. Отец с матерью совместно пожили непродолжительно, опосля его, кажется, в тюрьму посадили. Мать ещё совершенно девчонкой была, уехала разыскивать родное фортуна. Мы жили с бабушкой, я ее называл мамой. Жили крайне бедно, на одну ее пенсионную выплату. Мне более того в школе родительский комитет то валенки, то пальтецо покупал. Потом я дневную школу кинул, устроился вкалывать. Мне тогда было четырнадцать лет. Работал сперва на стройке арматурщиком. В шестнадцать пошел на кузницу - молотобойцем Вместоположение четырех положенных часов работал все семь. Это была настоящая кузница, у меня была огромная тяжелая кувалда, которой я махал полно часов кряду. Там всю дорогу было полно народу - приходили, делали заказы, выпивали, разговаривали. А сколь я в своей жизни разгрузил вагонов!
- Вы, кажется, родом из Владимирской области?
- Да, Владимирская область, отличный российский городок Вязники. Уехал я оттуда в восемнадцать лет. Потом приехал, женился и заново уехал. Больше там не был.
- Жена - землячка?
- Нет, приезжая. Она из Иваново.
- Город невест?
- Город Вязники - также град невест: по статистике, пятнадцать девушек на одного парня. Так что отбор был громадный.
- Вы так невпроворот городов сменили, театров. Почему?
- Я искал близкое. Если не нравилось, уезжал.
- Свободу любите?
- Люблю. Но я ибо не вовсе свободный: у меня хозяйка, двое детей, собака. Но если решал, мы собирались и переезжали. Жена не роптала.
- Это в вас цыганская кровь говорила?
- Наверное. Только в текущий момент она замолчала, не говорит ничего. Мне тут, в Питере, нравится: славный театр, хорошие люди. Отсюда не хочется отправляться. Я ибо промчался всю страну вдоль и поперек. Очень понравился Новосибирск. Жил в Норильске, только там шибко морозно, нереально долговременно существовать. Еще негусто промчаться - и уже к белым медведям попадешь.
- Вы их там видели?!
- Я - нет. Но когда мы прилетели на Диксон со спектаклем (тогда я работал в Норильском театре, там перемещаются вертолетами), вышли из вертолета, а нас встречают двое военных, чтобы сопровождать с оружием: единственный шел спереди, прочий - позади. Оказалось, в поселке объявился белый медведь-людоед. Один дядя шел себе смирно из бани, а он его, чистенького, задрал.
- Ваши дети не пошли по вашим, стопам?
- Старшему - тридцать единственный, он бывший боевой, младшему - двадцать три, и он на первом курсе театрального института учится. Сначала поступил на биологический в вуз, затем решил перейти. Сам. А с женой мы живем уже тридцать с лишним лет. Это мой начальный и один брак.
- Как удалось?
- У меня без затей нрав хоть куда. Я ни в жизнь не ругаюсь. Если разозлюсь, то на две секунды.
- Жена вас как актера критикует?
- А я ее не забирал и не беру ни на единственный спектакль. Боюсь ее мнения. Начнет говорить: "Здесь худо, там не так..." Фильм - Другое дело: в этом месте уже все зафиксировано. А сыновей в театр беру - им нравится.
- Так как же вы пришли в театр - после этого стройки, потом кузницы?
- О, это долгая история - В Вязниках я занимался в драмкружке, несложно так, время провести. Как-то раз к нашему руководителю дружбан из Москвы приехал, из Театра Сатиры, артист Евгений Кузнецов. Они когда-то в войну работали сообща в Мурманском театре. Пришел к нам на репетицию, следом посоветовал мне поступать в театральный: "Не хотите во МХАТ?" Я говорю: "Хочу, но я туда не поступлю". - "Отчего ж не поступите? Я вам рекомендацию напишу". Потом прислал сообщение, что договорился. Я приехал. Он отвел меня к ректору Школы-студии МХАТ, он также в войну работал в Мурманске. Мы встретились, он попросил что-нибудь почитать: "Что у вас есть?" - "Ничего". Позвал педагога, тот, что набирал вектор движения, доверил со мной позаниматься. Позанимались, подобрали мне прозу, басню, я выучил все, более того не сдавал два первых тура, сию минуту на третий.
- Поступили по блату?
- Нет, не приняли: на третьем туре я закапризничал. Из прозы читал "Макара Чудру". Помните? Он ее убивает, а следом "Рада вырвала ножик из груди, бросила его в сторону"... И тут у меня потекли отчего-то слезы. Может быть, это нервное было? Меня попросили затихнуть, вслед за тем говорят "А сейчас басню, пожалуйста". А я им сказал, что в настоящее время вообще ничего уяснять текст не буду. Они успокаивали: "Попробуйте ещё раз". Попробовал - не получилось. Так я и ушел. Но чувствовал, что подготовлен недурственно, и на следующий день пошел в Щукинское. Если бы остался там, учился бы с Ндругой Руслановой, Леонидом Филатовым Меня послушали, велели являться на общеобразовательные предметы. Делать было нечего, до вступительных экзаменов ещё есть время, и я пошел с ребятами на "Мосфильм" кинуть взор, как кино снимают. Заходил кругом, предлагал себя в основном в массовку. И как-то в коридоре увидела меня ассистентка по актерам Юрия Чулюкина (режиссер фильмов "Девчата", "Неподдающиеся"). Он тогда снимал "Королевскую регату". Уже все было утверждено, уже шли съемки, но на образ цыгана они не могли никого отыскать. Я согласился: "Ну вот я и есть цыган". Сделали пробы, меня утвердили. Я тогда и подумал: "Зачем мне обучаться? Я уже артист - снимаюсь". И не пошел на экзамены.
- Вы были похожи на цыгана?
- Был. У меня были такие волосы, что мне более того цыгане завидовали, - черные, вьющиеся, до плеч. Что случилось - не понимаю: когда мне было девятнадцать, за полгода все волосы у меня повыпадали. Но мне это не мешало...
- А что было дальше?
- На следующий год я пошел заново во МХАТ, почитал, но на второй тур ходить не захотел. А в "Щуке" мне разом сообщили: "Захава сказал, что нам актеры-нахалы не нужны". Во ВГИК Герасимов не взял ни меня, ни Витьку Косых, хотя тот был на подъеме - только что снялся в "Неуловимых". Что оставалось совершать? Поехал в Ярославль, там театральное училище есть. После окончания распределили в Новгород - по моей просьбе и решению режиссера Новгородского театра. Это было здоровый ошибкой.
- Почему?
- Провинция: ты не на виду, хоть все главные роли переиграй. Но мне тогда казалось, что если бы я приехал в Москву или Питер, сидел бы без ролей. А в Новгороде мой репертуар насчитывал восемьдесят ролей. Приходилось игрывать по четыре-пять ролей в период. И были неплохие. Хотя неудачи также были. Ну и кому это? Должна быть какая-то помощь.
- Из Питера отбывать не собираетесь?
- Нет, я тот самый городок крайне люблю. Меня потому как приглашал к себе Юрий Любимов на Таганку, и я решил не ехать. Я крайне привязчивый дядя. Почти всякий день хожу по Невскому и стабильно восхищаюсь, хотя в этом месте уже без малого десять лет. В театре также все недурственно сложилось с коллективом. Такое чувство, что как собак нерезаных лет с ними работаю.
- Счастливы?
- Да, считаю себя счастливым человеком. Это мне Господь послал встречу с Германом. Я сильно ему благодарен за эту Встречу. Если когда-нибудь напишу книжечку воспоминаний о съемках у Германа, назову приблизительно так: "Семь лет счастья". А следующую - "Счастье продолжается".
Так же читайте биографии известных людей:
Юрий Чернов Yury Chernov
Много лет прошло с тех пор, как фильм Доживем до понедельника вышел на экраны, но одного из его героев продолжают цитировать. Помните: А..
читать далее →
Юрий Шерстнев Yury Sherstnev
Юрий Шерстнев - советский и российский актёр театра и кино, заслуженный артист России. Родился 24 апреля 1941 года.Дебют Юрия Шерстнева в кино..
читать далее →
Юрий Шлыков Yury Shlykov
Юрий Шлыков - известный советский и российский артист, заслуженный артист России. Родился 28 февраля 1953 года.На сегодняшний день фильмография Юрия..
читать далее →
Юрий Норштейн Yury Norshteyn
Юрий Норштейн - советский и российский художник-мультипликатор, режиссер анимационного кино. Народный артист РФ. Родился 15 сентября 1941..
читать далее →