Известные люди

»

Юсуф Баласагуни

Юсуф Баласагуни Usuf Balasaguni Карьера: Поэт
Рождение: Казахстан
Известный поэт, философ средневековья.

Информацию о жизнедеятельности автора поэмы "Кутадгу билиг" разрешено в прошлом всего почерпнуть из нескольких отрывков, разбросанных в поэме и двух предисловиях к его сочинению, из которых одно - в прозе, а другое - в стихах.

Согласно имеющимся сведениям Юсуф родился в городе Баласагун, известном под именем Куз-Орду, месторасположение которого не установлено с достаточной степенью достоверности. Предположительно тот самый городок следует разыскивать в Семиречье, в Чуйской долине, недалеко от современного города Токмака.

Баласагун был одним из самых больших городов, крупным торгово-ремесленным центром государства Караханидов. Оно представляло собой в этногенетическом плане объединение ряда тюркских племен, возвысившихся в начале Х в., и просуществовало в течение трех веков. Социально-экономической основой каганата было специфическое соединение кочевого и оседлого хозяйства.

Юсуф Баласагуни был выходцем из определенной культурной зоны и политического региона, охватывающего в близкое время Отрар (Фараб), Шаш (Ташкент), Тараз, Чуйскую долину, Прииссыккулье, Фергану, Кашгари. В культурноязыковом отношении он - корпоративный пращур тюркоязычных народов, в географическом - близок к казахам и киргизам, конкретно - к тюркскому племени чигилей.

Образование Юсуф Баласагуни получил в признанных культурных центрах того времени - Фарабе, Кашгаре, Бухаре. В совершенстве владея арабским и персидским языками, он проработал философские и научные сочинения по различным отраслям знания. Светские люди того времени отличались многосторонностью интересов, увлекаясь наряду с философией и наукой, поэзией и политикой, игрой в шахматы. Широкообразованный, умудренный жизненным опытом, он прибыл в Кашгар и в этом месте в течение восемнадцати месяцев напряженной работы написал большое поэтическое произведение. По сведениям турецкого философа Р.Р.Арата, автору к моменту завершения поэмы было рядом 54 лет. Если доверять этому, то Юсуф Баласагуни родился в 1015-1016 гг. По мнению другого исследователя тюркоязычной поэзии А. Дильачара дата его рождения определяется 1018 г. Свое знаменитое произведение он посвятил Табгач-Богра-Кара-Хакан-Али Хасану из династии Караханидов, за что поэту было пожаловано звание хасс-хаджиб -"министра двора" или "главного камергера".

Поэма "Кутадгу билик" стала именитый западному миру посредством австрийского востоковеда фон Хаммер-Пургшталя, в руки которого манускрипт попала в 1796 г. в Стамбуле и была подарена им Венской библиотеке. Первое издание на немецком языке было осуществлено известным востоковедом Г. Вамбери. В академический оборот контент поэмы был введен в полном объеме В.В. Радловым в 1891-1900 гг., представившем наряду с оригиналом перевод его на германский язык. На российский язык отрывки из поэмы впервой перевел С.Е. Малов. Вольный перевод под названием "Наука быть счастливым" был осуществлен Н.Гребневым в 1971 г., К. Керимов перевел "Кутадгу билиг" на узбекский язык в 1896 г. Р.Арат провел большую работу по критическому осмыслению текстов всех трех рукописей (Венской, Каирской, Наманганской) и представил в 1947 г. научно достоверный свод поэмы. Под названием "Благодатное знание" совершенный контент "Кутадгу билиг" перевел на российский язык С.Н.Иванов (М., 1983). Исооружение осуществлено на академическом уровне под ред. акад. А.Н. Кононова и его же и С.Н.Иванова "Статьями и разъяснениями по поводу отдельных бейтов".

В 1970 г. в Ленинграде состоялось IV Тюркологическая конференция, посвященная "Кутадгу Билик", где указывалось на надобность расширения масштабов и углубления исследований этого памятника. В 1986 г. А. Егеубаев представил Юсуфа на казахском языке.

Одна из первых попыток разобрать творчество Баласагуни в контексте обширного и культурного региона, связанного первоначально с образованием халифата, принадлежит немецкому ученому Отто Альбертсу. Он выдвинул концепцию о наличии преемственной связи между учением Ибн-Сины, в частности, его этикой и аналогичными взглядами Юсуфа Баласагуни. Более того, Альбертс предпринял попытку сопоставить этические взгляды Аристотеля и Юсуфа.

Исследование творчества Баласагуни, эпохи создания его произведения было благополучно продолжены выдающимися русскими востоковедами В.В.Бартольдом, и С.Е.Маловым, известными советскими историками и литературоведами Е.Э.Бертельсом, А.Н.Самойловичем, А.Н.Кононовым и др.

Современная наука, таким образом, располагает определенным объемом исследований по творчеству Баласагуни. Однако, следует подметить, что академический заинтересованность к произведению мыслителя проявлялся преимущественно в историко-филологическом плане, хотя подчеркивалось, что "важность этого памятника в лингвистическом, литературоведческом, историческом и культурно-историческом отношениях сильно велико, а оттого весьма необходимо снабдить расширение масштабов и углубления его исследования".

Работа Юсуфа Баласагуни "Кутадгу билик" является первым энциклопедическим произведением не на официальном литературном языке, каким являлся арабский язык в то время, а на родном языке тюрков, факт сам по себе крайне важный, что свидетельствует о патриотизме и любви к родному языку. Вместе с этим, им возглавляли политические мотивы, тяготение обучить среднеазиатскую династию караханидов, ещё не оторвавшуюся от кочевой среды, править страной с высокоразвитыми оседлыми районами, областями (Маверанахр, Восточный Туркестан). А чтобы его назидания были поняты и кочевниками-караханидами, необходимо было нацарапать по-тюркски. Но "Кутадгу билик" не только политический трактат, он является суммой знаний по различным областям науки и культуры своей эпохи, в нем собран и обобщен материал с философским осмыслением жизненных позиций самого автора, в частности, рассмотрены мировоззренческие проблемы смысла жизни, предназначения человека, его места и роли в общественном и природном универсуме. Произведение Баласагуни представляет обширную систему, в которой выдвигаются как проблемы общефилософского характера, так и жизненно-практического, этнического и эстетического плана. Стремление к энциклопедичности, универсальности, охвату общемивоззренческих проблем было присуще самому характеру философствования в культурном регионе, к которому принадлежал Юсуф. Мировоззрение Юсуфа имеет троякие корни - философские, шаманистские, исламские.

Юсуф вписывается в корпоративный ход Ренессанса и на Востоке, в частности, идеально явственны в его творчестве отпечатки философии восточного перипатетизма. Речь идет о мощной культурно-философской традиции, идущей от Аристотеля и продолженной аль-Фараби и Ибн-Сдругой. Ее воздействие на автора "Кутадгу билиг" в первый раз отметил германский востоковед О.Альбертс. Идейная парадигма восточного средневековья не исчерпывается только мыслительной деятельностью профессиональных философов. Она кроме того представлена промежуточным "непрофессиональным"" философским творчеством таких поэтов как Рудаки, Фирдоуси, Юсуф Баласагуни, Омар Хайям, Низами, Навои, Насими. Но технология существования поэзии этого времени имеет характерные особенности и черты: с одной стороны, в творчестве поэтов преобладает ослепительно выказанный рационализм художественного мышления, с иной - рационализм, облаченный в символические покровы суфизма. Усложнение поэтических форм, образов, приемов не меняло основного содержания поэзии, направленной на жизненные реалии, поиски реализации гуманистических принципов истины, добра, счастья. В сущности, поэзия средневековья занималась разработкой самых общемировоззренческих, нравственных и социальных проблем, что и философия. И многие поэтические произведения не возбраняется отнести к произведению философского жанра и в силу этого они могут и должны быть включены в ход историко-философского развития.

Литература и поэзия совместно с философией выполняли определенные мировоззренческо-ценностные функции. Выражение философии посредством поэзию была древней и наиболее живучей традицией идеологического развития. Крупнейших поэтов средневекового Востока не возбраняется смело отнести к представителям философской мысли, а не анализировать их как чистых литераторов.

Вторым пластом, определяющим мировоззрение Юсуфа Баласагуни, являются разнородные доисламские верования - зороастризм, манихейство, буддизм, христианство, распространенные посреди кочевых и оседлых народов до проникновения ислама. Среди этих верований наболее сильным источником, пробивающимся в контексте "Кутадгу билиг", являются языческие, шаманистские представления.

Шаманистские, собственно тюркские истоки творчества Юсуфа Баласагуни позволяют вскрыть старый доисламский зороастрийский или тенгрианский, по имени главного божества, мировоззренческий пласт верований, тот, что, несмотря на исламские, царские, советские гонения ещё жив в языке и сознании казахов.

А.Н.Кононов и С.Н.Иванов считают "мусульманский элемент" доминирующим в философских основах поэмы: "Поэма "Благодатное знание" Юсуфа Баласагунского является первым, старейшим и покуда единственным сочинением на одном из тюркских языков, основанным на мусульманской идеологии и пропагандирующим эту идеологию". Но Юсуф оттого что не несложно идеолог, политик, он - художник слова. Поэтому философия, язычество, ислам не могли сказаться в контексте "Кутадгу билиг", кроме поэтических традиций, в числе которых главным образом были собственно тюркская поэтическая традиция (устная и письменная) и таджико-персидская (конкретно Рудаки и Фирдоуси).

Целостное, в том числе и философское прочтение поэзии Баласагуни, в свою очередность, будет содействовать расшифровке, проникновению в непростой внутренний мир средневекового поэта-мыслителя, вскрытию его глубинных пластов, отвечает интересу и вниманию широкой общественности. Включение "Кутадгу билик" в поле историко-культурного анализа будет содействовать дальнейшей разработке истории общественной мысли, художественных традиций тюркских народов в средневековый отрезок времени развития.

Значимость и актуальность введения в оборот "Кутадгу билиг" Юсуфа Баласагуни явственно вырисовывается в плане всестороннего изучения многомерного процесса развития культура. Научное применение, исследование, интерпретация произведения Баласагуни в историко-философском срезе восполняет наше преставление об умственном содержании, интеллектуальной жизни и связи народов Востока в отрезок времени средневековья.

Так же читайте биографии известных людей:
Ютта Мюллер Jutta Muller

Один из величайших тренеров по фигурному катанию.
читать далее

Ютта Лимбах Jutta Limbach

Лимбах изучала юриспруденцию и сначала оставалась верной университету, посвятив себя академической карьере, защитив докторскую диссертацию и получив..
читать далее

Юхан Сергель Uhan Sergel

Нельзя сказать, что широкая известность сопутствовала при жизни шведскому скульптору Юхану Тобиасу Сергелю. Между тем он был личностью..
читать далее

Юхан III Uhan III

Юхан III, король Швеции.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий