Известные люди
»Яков Михайлик
Рождение: Украина, 7.5.1922
Гвардии Старший лейтенант Я. Д. Михайлик совершил 316 боевых вылетов, в 73 воздушных боях сбил лично 17 и в группе 6 самолётов противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Родился 7 Мая 1922 года в селе Максимовка, сегодня Кременчугского района Полтавской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов, работал в паровозном депо станции Кременчуг, учился в аэроклубе. С 1940 года в Красной Армии, год через окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов.
С Февраля 1942 года в действующей армии. Службу начал в Подмосковье, далее был Сталинград и Курская битва. Последние бои провёл уже в небе Германии.
К Маю 1945 года заместитель командира эскадрильи 54-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная вс, 1-й Белорусский фронт ) Гвардии Старший лейтенант Я. Д. Михайлик совершил 316 боевых вылетов, в 73 воздушных боях сшиб лично 17 и в группе 6 самолётов противника. 15 Мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
После войны продолжал службу в ВВС. В 1955 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1976 года Полковник Я. Д. Михайлик - в запасе. Жил в Москве, работал в Министерстве путей сообщения. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( трижды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями. Автор книг воспоминаний о войне: "Соколиная семья", "Я - Сокол. Иду в атаку !".
* * *
Яков Данилович Михайлик родился 7 Мая 1922 года в селе Максимовка, нынче Кременчугского района Полтавской области на Украине. Отец - Михайлик Данила Дмитриевич ( 1896 - 1982 ) и мамаша - Михайлик ( Цимбал ) Харитина Тимофеевна ( 1898 - 1972 ) были крестьянами. После окончания в 1938 году семилетки Яков Михайлик работал слесарем в кременчугском депо. Как и многие подростки тех лет, он мечтал сделаться лётчиком. Поступил обучаться в здешний аэроклуб и вскоре выполнил ознакомительные полёты на самолёте У-2.
На выпускном экзамене в аэроклубе появился неизвестный армейский лётчик - он отбирал кандидатов в Чугуевскую авиационную школу пилотов. Полёт Якова лётчик одобрил. 26 Февраля 1940 года Михайлик принял присягу, став военным.
Яков Михайлик был выпущен из училища в Июне 1941 года в звании сержанта. Его послали в Багай - Барановку близ Саратова, где переучили на Як-1. В составе 211-го истребительного авиаполка вскоре он прибыл в Подмосковье, где его полк вошёл в состав бригады Резерва ВГК и, базируясь в Спас - Загорье, должен был прикрывать с воздуха подступы к столице.
Михайлику нравился Як-1, на аэродроме более того шутили: "Яшка полетел на "Яшке"..." В середине Марта 1942 года, в небе Подмосковья, Михайлик открыл свой собственный боевой счёт - сшиб бомбардировщик Ju-88. Но над Медынью, уже в следующем боевом вылете, был сбит сам. "Осколки эрликоновского снаряда, - вспоминает Яков Данилович, - оставили на теле уймище шрамов, а некоторые так и остались под кожей. Спасибо нашему полковому врачу, не отправил в тыловой лазарет..."
Вскоре Яков был направлен в район Вольска ( севернее Саратова ), в 8-й запасной авиаполк. В Августе 1942 года, получив новые Як-1, 211-й истребительный авиаполк Майора Лескова был введён в состав 220-й истребительной авиационной дивизии 8-й Воздушной армии и направлен под Сталинград.
Полк приземлился на полевом аэродроме у совхоза "Сталинградский". По краям огромного поля уже стояли штурмовики Ил-2. Едва техники заправили самолёты бензином, маслом и сжатым воздухом, как поступил боевой инструкция. Обстановка требовала немедленного ввода прибывающих полков в мордобой.
Первый вылет над Волгой запомнился Михайлику на всю бытие. "Карусели" смешались, - вспоминает Яков Данилович. - В каждом из горизонтальных и вертикальных кругов - и наши, и немцы. В воздухе творилось что - то невообразимое. Такого мне не приходилось видать более того в самые горячие дни под Москвой".
Прошло всего немного дней беспрерывных схваток в небе - и в полку осталась только доля командного состава и немного лётчиков. Сержанта Якова Михайлика перевели в 237-й истребительный авиаполк Майора Исаева, а остальных отправили в тыл на переформирование.
С 237-м полком Михайлик прошёл от берегов Волги до Берлина - уже в составе 16-й Воздушной армии, куда его дивизию ввели 10 Сентября 1942 года.
"Вылетали, - вспоминает он, - обыкновенно по 4 - 5 раз в день. От непрестанного напряжения наваливалась чудовищная утомленность. Но ситуация на земле требовала постоянной поддержки с воздуха. И мы летали, летали, летали..."
Однажды прямо на аэродроме Михайлику вручили безотложно 2 боевые медали и орден Красного Знамени. Однополчане шутили: "Яшка получил полную шапку наград !"
15 Сентября 1942 года он сшиб истребитель Ме-109. Вскоре "завалил" ещё одного "Мессера" лично и разведчик - корректировщик FW-189 - в группе. В Ноябре, в боях на Богучарском направлении, ему в прицел попался истребитель непонятного происхождения. Вспоминает сам Яков Данилович:
"...В просвете между облаками нежданно показываются 4 странных самолёта, напоминающих наши И-15. Произвожу маневр с набором высоты. Пользуясь преимуществом в скорости, начинаю забредать в хвостище вражеской четвёрки, продолжающей безмятежно лететь под облаками. Сближаюсь с противником и вижу: самолёты отнюдь не похожи ни на И-15, ни на "Чайку". Однако это также полуторопланы. Они закомуфлированы в песочный цвет с жёлтыми пятнами. Дистанция рядом 150 метров. Расстояние моментально уменьшается, и я без малого в упор вгоняю очередность в ведущего. Тот вспыхивает и камнем падает на окраину города Богучар. Остальные кидаются врассыпную. Я более того не успеваю наметить новую жертву. Преследовать врага некогда. Необходимо экстренно ворочаться.
На аэродроме уже было известно, что Як-1 с хвостовым номером "7" сшиб самолёт противника "Макки - 200". Больше я этих "Макки" нигде не встречал до самого конца войны".
Хотя в своих воспоминаниях Я. Д. Михайлик и называет сбитый им самолёт "Макки - 200", и все-таки следует освежить память, что итальянский истребитель MC-200 был совсем не полуторопланом. Эта агрегатина напоминала скорее свой И-16, только еле-еле длиннее, то есть - простой моноплан с низкорасположенным крылом. Скорее всего он сшиб Fiat CR-42, эти бипланы на самом деле использовались итальянцами на советско - германском фронте.
19 Ноября 1942 года Михайлик ещё раз был ранен. Тем не менее, к моменту окончания Сталинградской битвы в Феврале 1943 года, он, начиная с 10 Ноября прошлого года, одержал 9 побед ( 7 самолётов противника сшиб лично и 2 - в группе ). Получил звание Младшего лейтенанта и был награждён медалью "За оборону Сталинграда". В Январе 1943 года дивизия получила звание Гвардейской и почётное наименование "Сталинградской", а 237-й полк стал 54-м Гвардейским. Сражался на Донском фронте. 13 Января Михайлик одержал сию минуту 2 победы.
Летом 1943 года полк воевал на Центральном фронте, где принял участие в Курской битве. 2 Июня Михайлик сшиб 2 новейших немецких истребителя FW-190, а через месяц - 5 Июля 1943 года ему присвоили звание Лейтенант.
В Октябре 1943 года полк был перевооружён на американские самолёты Р-39 "Аэрокобра", в Январе 1944 года начал участвовать в боевых действиях на сызнова открытом 1-м Белорусском фронте, базируясь на аэродроме в Тростыне.
В то время Яков Михайлик зачастую принимал участие в сопровождении групп Ил-2 и Пе-2, во время этих операций уничтожил немного вражеских самолётов. Так, 22 Июня 1944 года сшиб истребитель FW-190, 20 Июля - разом 2 "Фоккера", далее и сам был подбит ( в третий раз ) - к счастью, и тогда обошлось без госпиталя.
Затем была Польша... В Августе 1944 года Михайлик стал Старшим лейтенантом. В 1945 году, по - прежнему в гоставе 54-го ГвИАП, воевал уже над территорией Германии.
К Маю 1945 года Яков Данилович совершил 316 успешных боевых вылетов, в 73 воздушных боях лично сшиб 17 немецких самолётов и 6 в группе с товарищами, ещё 2 - уничтожил на земле. Звание Героя Советского Союза ему присвоили 15 Мая 1946 года. Его грудь украсили многие ордена и медали. Вэтого за день до Победы герою исполнилось 23 года...
После войны Яков Михайлик "успел", в то время как не был списан с лётной работы, полетать на одном из первых советских реактивных истребителей - Як-15. В 1955 году он окончил Военно - Воздушную академию в подмосковном Монине и ещё 20 лет служил в ВВС.
Так же читайте биографии известных людей:
Яков Мурашкин Yakov Murashkin
Гвардии Капитан Я. А. Мурашкин произвёл 214 боевых вылетов, в 40 воздушных боях лично сбил 16 самолётов противника. Его эскадрилья, участвуя в..
читать далее →
Яков Оводов Yakov Ovodov
Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, медалями.
читать далее →
Яков Слепенков Yakov Slepenkov
Подполковник Я. З. Слепенков совершил 90 боевых вылетов, в 10 воздушных боях сбил 9 вражеских самолётов. 22 Февраля 1943 года за мужество и воинскую..
читать далее →
Яков Сметнев Yakov Smetnev
0 года на подручных средствах преодолел Западную Двину у деревни Мамойки ( Бешенковичский район Витебской области ), уничтожил вражеского снайпера и..
читать далее →