Известные люди

»

Александр Бабушкин

Александр Бабушкин Aleksandr Babushkin Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 20.12.1920
В 1950 году окончил Военно - Воздушную академию. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды ( четырежды ), медалями.

Родился 20 Декабря 1920 года в деревне Красино - Убережное Иваньковского района Тульской области. После окончания средней школы по путёвке одного из райвоенкоматов Москвы был направлен в Мелитопское военное авиационное штурманское училище, которое окончил в 1940 году. Перед войной служил в разведывательном авиаполку. С первых дней Великой Отечественной - на фронте.

К 1 Марта 1945 года штурман эскадрильи 10-го отдельного разведывательного авиационного полка ( 1-я Воздушная вооруженные силы, 3-й Белорусский фронт ) Капитан А. В. Бабушкин произвёл 163 боевых вылета на воздушную разведку, из них рядом трети - на аэрофотосъёмку, участвовал в 19 воздушных схватках. Перед наступлением Красной Армии в Белоруссии и Восточной Пруссии его экипаж сфотографировал территорию общей площадью примерно 25000 кв. км. Войну закончил под Кёнигсбергом. 19 Апреля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в частях ВВС. В 1950 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1977 года Полковник А. В. Бабушкин - в запасе. Жил и работал в Москве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды ( четырежды ), медалями. Умер 25 Сентября 1996 года.

* * *

У геройского поступка непочатый край слагаемых, и порой бывает тяжко установить его начало. Полковник запаса Александр Васильевич Бабушкин вечно считал, что в нашей стране каждого человека с детства к нему готовит совдеповский образ жизни.

Родился Бабушкин в Декабре 1920 года в селе Красино - Убережное, что на границе Московской и Тульской областей. В многодетной семье был старшим. Когда ему исполнилось 16 лет, умер папа, а сквозь год скончалась и мамаша. Все заботы о 4-х младших братьях и сёопасение легли на плечи юноши.

С детства Саша любил уяснять текст и читал столь, сколь позволяли ему условия сельской жизни. Когда подрос, мечтал выучиться на авиационного инженера. Для этого помимо желания были и другие основания: легче всего ему давались в школе математика и физика.

Летом 1939 года, удачно окончив среднюю школу, он подал заявление в Московский авиационный институт и начал сдавать вступительные экзамены. Однако опека о младших братьях и сётрепет не покидала его. В случае поступления в МАИ он потому что и сам нуждался бы в материальной помощи. И Саша Бабушкин решил обратиться в райвоенкомат с просьбой обратить его на учёбу в авиационное училище. Просьбу эту удовлетворили.

Мир в то время жил тревожными событиями. Развязанная фашистской Германией Вторая Мировая махаловка приближалась к границам Советского Союза. Страна готовилась к отражению нападения агрессора...

К началу нападения фашистской Германии на Советский Союз Александр Бабушкин закончил военное училище и получил направление в 314-й разведывательный авиационный полк Белорусского особого военного округа. В числе немногих других частей, полк получил новые самолёты Як-4. Эти многоцелевые машины, построенные в количестве 201 экземпляра ( по данным А. Яковлева - до 600 штук ), к началу войны имели хоть отбавляй производственных и конструктивных дефектов. Вот что пишет Н. А. Степанов, встретивший войну на этой машине:

"Самолёты эти с трудом не возбраняется было окрестить боевыми. Малая бомбовая нагрузка, ненадёжная служба пулемётов делали его малопригодным для боевых действий. Дефекты, выявленные ещё перед войной, так и не были устранены. В добавление ко всему нам приходилось возить с собой под креслами трубки со штуцерами для заправки воздушных баллонов, так как нестандартные штуцеры на Як-4 не позволяли работать это на чужих аэродромах и сообразно - запускать двигатели. Правда, Як-4 обладал высокой скоростью, позволявшей ему тягаться с "Мессерами", и достаточно худо горел в случае попадания в самолёт вражеских снарядов. Тем не менее, к концу 1941 года без малого все эти машины были уничтожены, и свой полк перевооружили на Пе-2".

Фронтовая история жизни Александра Бабушкина началась с первого дня Великой Отечественной. За годы войны он совершил 163 боевых вылета. Почти все они проводились с целью ближней и дальней разведки, фотографирования обороны противника, мест сосредоточения его войск, железнодорожных станций, речных переправ, морских портов, командных пунктов и узлов связи. Воевал Бабушкин на Западном и 3-м Белорусском фронтах, на многих операционных направлениях. Закончилась его фронтовая история жизни южнее Кенигсберга, в 10-м отдельном разведывательном авиационном полку 1-й Воздушной армии.

Первый боевой вылет Бабушкин совершил 30 Июня 1941 года. В составе 9 самолётов Як-4 он направлялся вкупе с лётчиком Александром Скобелевым на бомбардировку вражеского аэродрома в Бобруйске. В районе цели прямым попаданием зенитного снаряда был выведен из строя правый движок их самолёта. Бабушкин и Скобелев имели нравственное право приостановить выполнение боевого задания и сходить обратным курсом на свой аэровокзал. Но веление долга продиктовало штурману и лётчику другое заключение - свалить смертоносный груз на предмет врага. И поручение было благополучно выполнено.

Возвращаясь на аэровокзал, их самолёт отстал от своей группы и был атакован двумя вражескими истребителями. В неравном бою Бабушкину и Скобелеву удалось сшибить единственный "Мессер", второй остановил свой выбор убраться восвояси. Это был их начальный боевой трофей. Что помогло им тогда вылезти победителями из неравного боя ? Прежде всего отличное знание своей машины тактики врага и бесстрашие в борьбе с ним. Александру Бабушкину не удалось привести израненный самолёт на свой аэровокзал, но он посадил его на территории, занимаемой советскими войсками.

Линия фронта одним духом продвигалась на восток. Экипаж подбитого бомбардировщика только на 5-е сутки добрался до своего полка. Появление их в части было здоровенный и приятной неожиданностью для всех, так как экипаж уже считали погибшим.

Серьёзным испытанием для Бабушкина явился и боевой вылет 10 Ноября 1942 года с целью проведения аэрофотосъёмки обороны противника на участке Ржев - Сычевка. В составе экипажа были начальник корабля В. П. Гольцев и стрелок - радист Ю. Г. Денченко. Сильный жар зенитной артиллерии не позволил тогда Александру с первого захода заснять весь участок обороны противника. Вскоре появились два Ме-109. Уйти от них было сильно нелегко, а входить в открытый махач с врагом они не имели права, не выполнив поставленной задачи. И тут на выручку пришло искусство маневрирования самолётом: уход в облака, резкое пикирование, полёт на низкой высоте. Выйдя из боя, лётчик сызнова зашёл на мишень. Этим не замедлил употребить Бабушкин и заснял весь участок обороны противника. По оценке командования, поручение было выполнено только удачно. Расшифрованные фото позволили открыть не только передний край обороны врага, но и всю её глубину.

27 Мая 1943 года Бабушкин вкупе с лётчиком Василием Зубковым получили задачу провести аэрофотосъёмки района Спас - Деменска, где неприятель сосредоточивал войска и боевую технику. Объект прикрывался плотным огнём зенитной артиллерии и истребителями. И всё же потом нескольких заходов им удалось прорваться к объекту сквозь завесу зенитного огня и заснять его. Предположения советского командования о сосредоточении вражеских войск в Спас - Деменске подтвердились и визуальным наблюдением лётчика. Но оставить от встречи с вражескими истребителями экипажу не удалось. В воздухе появилось звено "Мессеров", с которыми пришлось вступить в махач. Он был коротким и ожесточённым. Первая же штурмовая вылазка экипажа на ведомый вражеский истребитель оказалась на редкость удачной. Прямое попадание - и самолёт рухнул на землю. Воспользовавшись некоторым замешательством врага, свой лётчик сумел оставить за облака и взял вектор движения на свой аэропорт.

Особенно как собак нерезаных вылетов пришлось делать Александру в 1944 - 1945 годах, когда советские войска благополучно наступали и данные о противнике требовалось непрерывно уточнять. В наградном листе Бабушкина есть итоговые данные о результатах его работы с лета 1944 года по Март 1945 года. Только за это время им заснято примерно 24000 кв. км территории, разведано и сфотографировано 182 действующих аэродрома, 1085 железнодорожных эшелонов, 36 речных и морских транспортов, тысячи автомашин, 686 танков, большое число огневых точек и артиллерийских батарей противника. В годы войны авиаразведчик не избежал и воздушных боёв. В 19 из них он принимал самое активное участие, в составе экипажа сшиб 3 вражеских самолёта. Вот только единственный из таких полётов.

Как - то в Январе 1945 года экипаж Бабушкина получил задачу разведать вражеские укрепления в Пиллау и Кёнигсберге, сооружение которых началось ещё задолго до начала войны. Немецкое руководство, учитывая важность удержания Восточной Пруссии, приняло необходимые меры по усилению войск, оборонявшихся на Кёнигсбергском направлении. Поэтому произвольный боевой вылет за линию фронта представлялся для нас тут в особенности трудным и опасным. Так было и на тот самый раз.

Когда Бабушкин вышел на предмет и начал к его фотографированию, зенитная артиллерия врага открыла яростный пламень. Кольцо разрывов стремительно сужалось. Пришлось оставить и исчезнуть в облаках. Вернуться в доля, не выполнив задания командования, Александр не имел права, этого ни в жизнь не было в его фронтовой биографии. Выждав некоторое время за пределами зоны зенитного огня, Бабушкин вышел к порту Пиллау с прочий стороны и продолжил аэрофотосъемку. Но в это время нежданно появились два "Фоккера". Один из них стал забегать с хвоста, и все-таки тут же был сражён меткой пулемётной очередью. Второй германский пилот пришёл в замешательство. Воспользовавшись этим, Бабушкин уклонился от дальнейшего воздушного боя, успешно вернулся на свой аэровокзал, доставив важные данные о системе оборонительных сооружений противника.

19 Апреля 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР штурману эскадрильи 10-го отдельного разведывательного авиационного полка Капитану Александру Васильевичу Бабушкину за образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом мужество и отвагу было присвоено звание Героя Советского Союза. Орден Ленина и Золотую Звезду Героя вручал ему командующий 1-й Воздушной армией Генерал - Полковник Т. Т. Хрюкин. Вместе с Бабушкиным награды получили и его боевые друзья - однополчане Иван Васильевич Глушков, Василий Александрович Демидов и Иван Илларионович Каминский, с каждым из которых он не раз вылетал на выполнение боевых заданий. Родина отметила Александра Васильевича и многими другими наградами.

Когда закончилась Великая Отечественная битва, перед Бабушкиным встал вопрос: как быть дальше ? Теоретическая база военного училища сковывала дальнейший подъем офицера - авиатора. Нужны были больше глубокие и масштабные знания по военному искусству. И он обратился к командованию с просьбой обратить его на учёбу в Военно - Воздушную академию. В Сентябре 1945 года он стал слушателем академии.

Учёба в прославленной академии дала шибко многое Бабушкину. Он проявил недюжинные способности, и руководство аттестовало его для работы в Главном штабе ВВС. Там он проработал 20 лет и в 1977 году в ранге Полковника был уволен в отставку. Состояние здоровья не позволило Бабушкину продолжать службу в кадрах. Но связь с ВВС он не порывал, активно участвовал в общественной работе. Часто Александра Васильевича разрешается было зреть в школе, посреди допризывников, трудящихся столицы. Ему было что поведать слушателям о прошедшей войне...

Так же читайте биографии известных людей:
Александр Батурин Aleksandr Baturin

Старший лейтенант А. Г. Батурин совершил 421 боевой вылет, из них 67 на разведку в тыл врага. В 81 воздушном бою сбил 9 самолётов противника. 0 года..
читать далее

Александр Белкин Aleksandr Belkin

Старший лейтенант А. Н. Белкин совершил 173 боевых вылета, участвуя в 54 воздушных боях, сбил 17 самолётов противника лично и 1 - в составе группы...
читать далее

Александр Билюкин Aleksandr Bilykin

Капитан А. Д. Билюкин совершил 418 боевых вылетов, провёл 35 воздушных боев, сбил лично 22 вражеских самолёта и 1 в группе. 0 года за мужество и..
читать далее

Александр Беркутов Aleksandr Berkutov

Гвардии Майор А. М. Беркутов совершил 232 боевых вылета, участвуя в 68 воздушных боях, лично сбил 15 самолётов противника. 0 года за мужество и..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий