Известные люди

»

Евгений Ерлыкин

Евгений Ерлыкин Eugene Erliukin Карьера: Герой
Рождение: Россия» Тверская область» Тверь, 24.12.1909
Герой Советского Союза (21.03.40). Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.

Родился в семье служащего. Русский. Окончил с золотой медалью профтехшколу в 1925 г. Работал в паровозном депо на станции Калинин.

С 1928 г. в рядах РККА. В 1929 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, а в 1930 г. 2-ю военную школу лётчиков КВФ в Борисоглебске. Член ВКП(б) с 1931 г.

Служил в 92-й истребительной авиабригаде Московского военного округа. В 1933 г. был назначен начальником штаба эскадрильи, а в 1935 г. - комиссаром эскадрильи.

В августе 1936 г. старшего лейтенанта Ерлыкина вызвали в Москву в ЦК ВКП(б) и предложили поехать в Испанию. Он был включен в первую группу советских авиаспециалистов, направленных по решению советского правительства в Испанию.

Участвовал в национально-революционной войне в Испании с сентября 1936 г. по 27.03.37 г. Совершил 214 боевых вылетов, сшиб 1 авиалайнер лично и 2 в группе. Был награжден двумя орденами Красного Знамени (2.01.37, 4.01.37).

В Испанию Ерлыкин летел самолетом сквозь всю Европу с паспортом на имя графа дона Педро Ривареса Сольтеро, испанского коммерсанта. Играть образ графа ему помогало прекрасное знание испанского языка. Но без неожиданностей не обошлось. В Берлине он был арестован и помещен в тюрьму Моабит. Причины ареста неизвестны до сих пор, при всем при том, посредством немного дней дон Педро Риварес вышел на свободу и вылетел в Париж, а оттуда в Барселону.

Он был назначен командиром первой сборной интернациональной группы истребителей.

Генерал-майор авиации Ерлыкин вспоминает: В моей интернациональной группе было пять русских, два француза, два испанца, чех, югослав, гражданин сша и болгарин. И все они работали отменно, несмотря на то, что первые боевые вылеты приходилось работать на гробах старых Ньюпорах, Девуатинах и Боингах. В результате моя группа первое время несла потери, и количество летчиков с крупный неохотой садилась в эти летающие гробы.

28.10.36 г. на теплоходе Карл Лепин в Картахену прибыли 25 истребителей И-15 и 15 летчиков.

3.11.36 г. первые 11 истребителей И-15 были собраны, приведены в боеготовое состояние и перелетели на аэропорт Алькала-де-Энарес. Группу лидировал комбриг Пумпур. На самолете Ерлыкина двигатель завелся не сию минуту и два его ведомых взлетели без ведущего следом за ушедшей группой.

Для обоих тот самый перелет окончился трагически. Потеряв ориентировку они приземлились на захваченной франкистами территории и попали в плен.

4.11.36 г. над Мадридом Ерлыкин сшиб легкий бомбардировщик Ro.37bis.

В тот самый день утром два находившихся в строю Potez.54 бомбили франкистов, подошедших впритирку к столице. Когда бомбардировщики подошли к пригороду Мадрида, они столкнулись группой самолетов противника 12 Ju.52, 5 Ro.37bis и 9 CR.32 из эскадрильи Кукарача. Увидев легкую добычу, итальянцы ринулись на бомбардировщики. И нелегко пришлось бы республиканским летчикам, если бы к месту предстоящей бойни не подоспела девятка И-15 во главе с Пумпуром. Но навык есть навык - первыми сориентировались итальянцы. По воспоминаниям Кондрата, бросив преследовать потезы, итальянцы лихо развернулись навстречу республиканским истребителям. В плотном строю самолеты сошлись в лобовой атаке, тотчас следом начала которой, строй рассыпался и воздушный мордобой разбился на индивидуальные схватки. В этом бою И-15, имевший лучшую маневренностью, обеспечил советским летчикам определенные преимущества. Почти всякий республиканец нашел свою мишень.

Генерал-майор авиации Ерлыкин вспоминает: Я вначале хотел сделать 1 атаку, а вслед за тем смотрю: от конца плоскости к фюзеляжу стали являться дырочки; оборотиться тяжело было, я перевернулся, вышел позади него, вошел в вираж, он также. Сделали кругов 12, я что надо видел летнаба, турельную установку, пулеметы. Видел, как он поставил диск пулемета. Я дал наддув, не по инструкции, а побольше, увеличил радиус виража, закладывал крен. Летел я на И-15, агрегатина новая, хорошая. Сделал 6 виражей и стал к нему забираться выше и ближе в хвостище. Думал, что он из заднего пулемета будет палить, а пилот ничего не делает, у него передний пулемет на виражах не стреляет, а задний... Вижу, что ему нелегко удерживать в плоскости цели. Я это заметил. Я читал воспоминания Рихтгофена, когда он вел воздушный мордобой... Немец сию минуту с виража вышел на иммельман. Он очутился выше и перевернулся. Я всадил в него из пулемета штук 200 пуль, агрегатина пошла к земле. Смотрю, она упала.

13.11.36 г. под Мадридом сшиб Фоккер.

Вспоминает генерал-майор авиации Ерлыкин: У меня звено было смешанное француз капитан Дари, 2 испанца и 1 российский. Смотрим: идет три самолета; белые с черными крестами. Не сговариваясь, с капитаном Дари на пару по ведущему слева открыли жар и сию минуту сшибли его, два других ушли.

В ноябрьских боях за столицу Испании Ерлыкин был ранен, но оставался в строю.

9.12.36 г. в паре сшиб 1 авиалайнер.

18.01.37 г. 6 И-15 под командованием Ерлыкина были переброшены в Малагу для отражения наступления мятежников на Центральном фронте.

22.01.37 г. группа в составе 5 И-15 произвели штурмовку наземных частей противника.

Генерал-майор авиации Ерлыкин вспоминает: В Альбасете я получил немного коротеньких инструкций; прочее было представлено моей инициативе... Наиболее серьезным успехом я считаю атаку наземных войск противника в районе Алхама - Лоха. Во время воздушной разведки на узкой горной дороге было обнаружено движение колонны до 200 больших грузовых автомобилей с провиантом, боеприпасами и снаряжением и 3-4 эскадронов конницы. Противник, как я решил, готовил потрясение в сторону Мотриля, для окружения Малаги. Поэтому, прекратив дальнейшее ведение разведки, я решил шлепнуть всю эту группировку. При наличии 24 пулеметов и 19000 патрон я имел откровенный перевес. Первая и вторая атаки были произведены по грузовикам. Вся колонна встала: люди побежали, немного машин взорвались и загорелись. Все 4 пулемета, как и неизменно, работали безотказно. Конница стремительно спешилась и разбилась на 15-16 кучек, всадники спрятались за лошадей, мулов и ослов, этого только я и ждал. Первую атаку по коннице произвожу отвесным пикированием на полном газу, чтобы сформировать панику посреди лошадей и гарантировать себя от огня противника; летчики следуют моему примеру. Производим 6-7 атак по коннице. Цели крайне удобные и заметные. Люди и лошади ложатся, как трава из-под косы: нестись некуда маленькая лощина. Вывожу авиалайнер из пикирования на высоте 10-15 м только бы не врезаться в горы. Ясно видны черные лица марокканцев, их одежка и большие глаза; ясно видно, как они пачками падают мертвыми. Среди лошадей произошла паника. Эффект мировой. Патроны все. Собираю группу и увожу ее на аэровокзал. Техники докладывают, что все машины имеют пробоины; единственный авиалайнер сел на аэровокзал с остановленным винтом (был пробит бак). Этой атакой на целых 10 дней было приостановлено наступление.

Вскоре Ерлыкина ранили во второй раз: во время полета в глубокую разведку его авиалайнер попал под зенитный обстрел и с трудом дотянул до своего аэродрома. Но не постоянно фатум была так благосклонна к нему.

В воздушном бою над Бискайским заливом авиалайнер Ерлыкина был сбит, а его самого, контуженого, спасли от неминуемой гибели испанские рыбаки. Однако затем непродолжительного нахождения в госпитале дон Педро снова встал в строй.

5.02.37 г. в составе группы сшиб Heinkel Не.59.

В конце марта загранкомандировка Ерлыкина закончилась и он вернулся на Родину.

5.04.37 г. состоялась болтовня между летчиками, вернувшимися из Испании, и руководством РККА:

ЕРЛЫКИН: Мы в первое время никакой тактики для себя не могли выдумать. Прилетали самолеты, и мы набрасывались на них, как собаки. Немцы видят, что занятие скверно, безотлагательно отвесное пике и уходят. Тогда мы нападали на иной авиалайнер. Вообще, у нас было принято набрасываться на одного-двух, сбивать к земле и тогда подыматься кверху на других. Мы завсегда ходили кучкой, ни при каких обстоятельствах не разбрасывались...

На опыте первых боев мы решили не уступать ни в коем случае воздуха и в последующих боях стали набрасываться первые и выработали свою тактику. У нас было четыре звена - четверка ведущая, четверка замыкающая, по две тройки с правой стороны и слева. Одна из троек была немаловажно выше, патрульной охраняющей...

Был этакий происшествие, когда прилетел единственный, свалился на нас и разом смылся. Мы ничего не предприняли, чтобы его изловить, рядом были от линии фронта, а нам было запрещено ее перелетать...

Однажды мне в Гвадалахаре попался танк. Пуль был совершенный комплект бронебойных, зажигательных и т. д. Я стал мыслить, есть ли у танка пулемет, тот, что стреляет вверх. Если есть, угрожающе, собьет и некрасиво получится - сшиб с танка. Так до сих пор и не знаю. Я на 1000 м сделал немного атак, у него взорвался бензобак, он остановился...

АЛКСНИС: Один вопросительный мотив. Чем втолковать, что наши сшибли достаточно немало истребителей и так негусто Юнкерсов, многомоторных самолетов, - громадный их живучестью или чем-то другим? По донесениям, в воздушном бою сшибли 3 - 5 - 7 Фиатов, Хейнкелей.

ЕРЛЫКИН: Живучесть Юнкерса - первая причина. Три мотора воздушного охлаждения с максимальной скоростью 280 км/час... Во-вторых, достаточно большая агрегатина при малом количестве экипажа, всего 4 человека, из них 2 летчика.

В 1937 г. был направлен в спецкомандировку во Францию по линии советской военной разведки. Стал студентом Сорбонны, слушал лекции профессоров Леншевина и Кюри, немного раз посещал Бельгию.

Участвовал в боях на реке Халхин-Гол.

Участвовал в освободительном походе в Западную Украину.

Участвовал в советско-финской войне. Командовал 59-й истребительной авиабригадой (7-й, 23-й, 25-й и 38-й истребительные авиаполки) ВВС 7-й армии Северо-западного фронта. Лётчики бригады вели разведку наземных сил противника, аэродромов базирования его авиации, проводили штурмовку и бомбардировку обнаруженных объектов. Он вылетали на поддержку пехоты, уничтожали артиллерийские, зенитные и пулемётные точки врага, взаимодействуя с наступающими танкистами. В тяжёлых метеорологических условиях летчики бригады под командованием полковника Ерлыкина совершили 10812 боевых вылетов, сшибли в воздухе 101 и уничтожили на земле 30 самолётов противника. 11 летчиков бригады были удостоены звания Герой Советского Союза. Бригада потеряла 21 авиалайнер в боях и 11 в авариях и катастрофах.

В наградном листе, тот, что подписал командующий 7-й армии командарм 2-го ранга Мерецков, сказано, что Ерлыкин показал себя прекрасным командиром, организатором, отличным лётчиком-истребителем.

Указом Верховного Совета СССР от 21.03.40 г. 12/606 полковнику Ерлыкину Евгению Ефимовичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Ему была вручена медаль Золотая Звезда 259.

После окончания советско-финской войны учился в Военной академии им. Фрунзе.

Участвовал в Великой Отечественной войне. Командовал 5-й смешанной авиадивизией ВВС 23-й армии Северного фронта.

26.09.41 г. полковник Ерлыкин был назначен командиром 7-го истребительного авиакорпуса ПВО.

27.09.41 г. враг совершил три массированных налета на град. Немецкие самолеты приближались к нему с запада по Финскому заливу, с юго-востока и востока вдоль Невы. Вэтого над городом прошло 197 самолетов, которые сбросили 201 фугасную авиабомбу. Одновременно противник бомбил аэродромы, не давая взлетать с них истребителям. При отражении вражеского нападения в тот самый день летчики 7-го иак ПВО и 61-й авиабригады ВВС КБФ сшибли 5 самолетов.

После окружения Ленинграда снабжение города осуществлялось только по Ладожскому озеру.

В октябре 1941 г. на стоянки судов у мыса Осиновец неприятель произвел 58 налетов, в которых участвовало 290 самолетов. Налеты обыкновенно производились днем группами из 4-5 бомбардировщиков с высоты 2-3 тыс. м.

На прикрытие водной трассы и мыса Осиновец экипажи 7-го иак с сентября по ноябрь 1941 г. произвели больше 2000 самолето-вылетов.

В ноябре 1941 г. из состава 7-го иак ПВО был выделен 123-й иап и направлен на прикрытие Дороги жизни. Он прикрывал объекты западного берега озера и участок трассы от Коккорево до острова Зеленец.

Для отражения налетов авиации противника в темное время суток в 7-м иак ПВО единственный полк - 26-й был преобразован в ночной, в тот, что руководство перевело и наиболее подготовленных летчиков из других полков.

Придавая особенно важное важность противовоздушной обороне Ленинграда, Военный совет Ленинградского фронта 26.11.41 г. подчинил 7-й иак начальнику Ленинградского корпусного района ПВО и потребовал применять его только для защиты города от налетов вражеской авиации.

Против Ленинградского фронта в октябре 1941 г. осталось примерно 250 самолетов. Это вынудило противника изменить тактику. Если раньше фашистские летчики летали в ясную безоблачную погоду на средних высотах, то о начала октября - в основном ночью, а днем - только в сложных метеорологических условиях, скрываясь за облаками.

Такие налеты на Ленинград продолжались в течение всей осени 1941 года. При мало развитых средствах радиолокационного обнаружения летчики-истребители вынуждены были непрерывно патрулировать на подступах к Ленинграду и прямо над ним. Ночные истребители барражировали одиночно и парами на высотах 4000-6000 м. Однако ввиду сложности обнаружения противника они не могли на все сто предотвратить разбойничьи налеты вражеской авиации.

В апреле 1942 г. была создана Ленинградская вс ПВО, в состав которой вошел и 7-й иак.

В целях своевременного отражения налетов авиации противника на городок и военно-морскую базу Кронштадт с октября 1942 г. была установлена единая организация управления и наведения истребительной авиации Ленинградской армии ПВО, ВВС Ленинградского фронта и ВВС КБФ.

При налете воздушного противника на Ленинград 7-й истребительный авиакорпус действовал в первом эшелоне, авиация КБФ во втором. Руководство отражением налета возлагалось на командующего Ленинградской армией ПВО посредством командира 7-го истребительного авиакорпуса ПВО. При налете на Кронштадт в первом эшелоне действовала истребительная авиация флота, а 7-й истребительный авиакорпус составлял второй эшелон. Теперь отражением стоял во главе командующий ПВО Кронштадта посредством командующего ВВС КБФ и командира 7 иак. В обоих вариантах истребительная авиация Ленинградского фронта находилась в резерве. Были разработаны единые сигналы наведения и оповещения по радио, установлены зоны перехвата и уничтожения вражеских самолетов.

10.11.42 г. Ерлыкину было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.

7.07.43 г. приказом НКО 255 7-й истребительный авиационный остов ПВО был преобразован во 2-й гвардейский Ленинградский истребительный авиационный остов.

Неожиданно для всех в середине июля 1943 г. генерал-майор авиации Ерлыкин был отстранен от командования корпусом. Как считали его бывшие однополчане, причиной тому послужили доносы в Москву, написанные при поддержке заместителя командира корпуса Антонова.

Ерлыкин был назначен командиром 6-го иак 16-й ВА в составе 273-й иад (157-й, 163-й, 347-й иап) и 279-й иад (92-й, 192-й, 486-й иап).

Корпус участвовал в тяжелых боях на Курской дуге, прикрывая штурмовики 299-й и 2-й гвардейской штурмовых авиадивизий.

Основным способом прикрытия бомбардировщиков и штурмовиков избиралось непосредственное сопровождение их до цели, иад целью и при возвращении. Кроме того, в зависимости от воздушной обстановки предполагалось заблаговременно высылать группы истребителей в район действий наших бомбардировщиков и штурмовиков с целью сковывания истребителей противника.

Затем 6-й иак под командованием генерал-майора авиации Ерлыкина воевал под Черниговом, Гомелем, Бобруйском, Варшавой

В конце 1944 г. генерал-майор авиации Ерлыкин был назначен начальником Липецкой высшей офицерской авиационной школы ВВС Красной Армии.

К концу войны учебное заведение стала одним из крупных центров по подготовке авиационных командных кадров, обобщению боевого опыта и совершенствованию тактики применения авиации. Это стало возможным благодаря тому, что, во-первых, сюда командировались наиболее заслуженные и перспективные фронтовики, считавшие учебу в Липецке не меньшей наградой, чем боевой орден. Во-вторых, направлявшиеся сюда на двухмесячные курсы усовершенствования начальствующего состава штабные офицеры дивизий, корпусов и армий, привозили материалы о наиболее удачных воздушных боях и операциях. Весь тот самый навык обобщался на кафедре тактики. Не менее важным было и общение слушателей между собой. В-третьих, обеспечивалась постоянная обратная связь путем, так называемых, фронтовых командировок преподавателей кафедр, в ходе которых уточнялись и проверялись на практике будущие методические пособия, инструкции и наставления.

9.05.45 г. на большом стадионе военного городка выстроился весь собственный состав школы и генерал-майор авиации Ерлыкин зачитал извещение о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

В конце 1946 г. его ожидал нелегкий и несправедливый потрясение. Он был уволен в припас. Возможно доносы 1943 г. сыграли, в конце концов, свою неблаговидную образ.

После увольнения он уехал в Краснодарский край в городок Горячий Ключ, где жил в течение двух лет, работая заведующим клубом.

В 1948 г. Ерлыкин вернулся в Ленинград, тот, что защищал в годы войны. Но в этом месте он оказался никому не нужен. С большим трудом ему удалось определиться учителем труда и военного дела в вечернюю школу рабочей молодежи, а после этого в 204-ю школу Дзержинского района. Знавшие Ерлыкина по Испании, Финской и Великой Отечественной войнам по-прежнему относились к нему с немалый теплотой. Их не пугала опала, в которую попал приятель.

Положение изменилось только в начале 60-х годов. Ерлыкина начали звать на встречи ветеранов, руководство Ленинградского военного округа стало систематично отправлять ему поздравления с Днем Победы и другими праздниками. Его имя появилось в книгах, посвященных войне в Испании, в частности в сборнике Ленинградцы в Испании.

Умер 18.04.69 г. Похоронен на Богословском кладбище в Ленинграде.

Так же читайте биографии известных людей:
Евгений Кунгурцев Eugene Kungurcev

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года Евгению Максимовичу Кунгурцеву присвоено звание Героя Советского Союза. 19 апреля..
читать далее

Евгений Мошков Eugene Moshkov

Становится связным между партийным и комсомольским подпольем. Одновременно он возглавляет одну из групп молодогвардейцев, действовавших в районе..
читать далее

Евгений Николаенко Eugene Nikolaenko

Герой Советского Союза (22.02.39). Награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й..
читать далее

Евгений Преображенский Eugene Preobrazhenskij

Герой Советского Союза (13.08.41). Награждён тремя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Красной Звезды и..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий