Известные люди

»

Иван Мотуз

Иван Мотуз Ivan Motuz Карьера: Авиатор
Рождение: Украина, 15.5.1918
Капитан И. Ф. Мотуз совершил около 400 боевых вылетов, участвовал в 89 воздушных боях, сбил 24 самолёта противника и 5 уничтожил на земле. 0 года за мужество и воинское мастерство, проявленные в боях с врагом, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Родился 15 Мая 1918 года в селе Перещепино, сейчас посёлок Новомосковского района Днепропетровской области, в семье крестьянина. Окончил 8 классов и школу ФЗУ, работал на Днепропетровском заводе "Светофор", учился в аэроклубе. С 1939 года в Красной Армии, год через окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Сражался в составе 20-го, 744-го и 86-го Гвардейского истребительного авиационного полка.

К Маю 1943 года начальник эскадрильи 744-го истребительного авиационного полка ( 240-я истребительная авиационная дивизия, 6-я Воздушная вс, Северо - Западный фронт ) Капитан И. Ф. Мотуз совершил рядом 400 боевых вылетов, участвовал в 89 воздушных боях, сшиб 24 самолёта противника и 5 уничтожил на земле. 24 Августа 1943 года за мужество и воинское мастерство, проявленные в боях с врагом, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Войну закончил участвуя в Берлинской операции, имея на счету 26 воздушных побед.

После войны продолжил службу в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1971 года Полковник И. Ф. Мотуз - в запасе. Жил в Москве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Красного Знамени, Красной Звезды ( дважды ), медалями. Умер 28 Апреля 1979 года. Похоронен в родном селе.

* * *

Этот предельно внимательный и серьёзный лётчик, уже к весне 1943 года имел на своём счету 400 выполненных боевых вылетов, 89 проведённых воздушных боёв, 24 сбитых вражеских самолётов. "Главный закон для истребителя - всю дорогу штурмовать первым", - наставлял Капитан Мотуз лётчиков своей эскадрильи.

В одном из боёв, проведённом на глазах командующего 6-й Воздушной армии Ф. П. Полынина, он сшиб 2 истребителя Ме-109, сам был ранен и, истекая кровью, удачно посадил повреждённую машину. Ранение было тяжёлым, врачевание - долгим, но Гвардии Майор Мотуз всё же вернулся в ВВС и продолжал сражался до конца войны.

Великую Отечественную войну он встретил в Июне 1941 года. Боевую занятие начал в составе 20-го истребительного авиаполка, где долгое время летал ведомым у прославленного советского аса Г. Н. Конева. Георгий Николаевич Конев был не только храбрым воздушным бойцом, но и авторитетным командиром. Обладая весёлым характером, он не унывал более того при неудачах. Своих напарников в воздухе он отчего - то называл, по - одесски, Жорой и вместо команды: "Идём в атаку !" говорил, казалось, беспечно: "А ну, Жора, покажи свой нрав !", - и первым устремлялся на врага.

Лейтенант Иван Мотуз, которого товарищи называли "Фомич" ( его отчество ), безотложно пришёлся Коневу по душе. Фомич цепко держался в хвосте самолёта ведущего и, какие бы тот неожиданные маневры ни совершал, не отставал от него "ни на шаг", готовый в каждый миг закрыть командира огнём. Фомич не раз принимал удары на себя, чтобы вызволить Конева из беды, но счастливая звездочка хранила его. За эту преданность и бесстрашие и любил Конев своего ведомого.

Но случилось так, что на время товарищи расстались. Иван Мотуз, поднятый по тревоге с другим лётчиком, получил в воздушном бою тяжёлое ранение. В тот день восьмёрка "Яков", возглавляемые командиром полка Майором С. Н. Найденовым, вступила в мордобой с 18 "Мессерами". Завязалась воздушная карусель... На Мотуза навалилось разом 4 самолёта противника. Несмотря на численное превосходство врага Иван Мотуз поджёг одного из них, но и сам был тяжко ранен. Истекая кровью он сражался до тех пор, в то время как недруг, израсходовав боеприпасы, не повернул домой. Пять сбитых "Мессеров" и единственный потерянный "Як" - таков был краткий результат этого поединка.

Четыре месяца пролежал Мотуз, прикованный к госпитальной койке, а когда вернулся в полк, его боевого товарища уже не было в живых. В неравной схватке с врагом самолёт Конева подожгли, и он горящим факелом упал на территории, занятой противником. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Его приятель и напарник Иван Мотуз отомстил за конец своего командира, уничтожив в боях ещё полно вражеских самолётов.

Осенью 1942 года на участке фронта где базировался 744-й авиаполк, в котором тогда сражался Иван Мотуз, появилась группа немецких истребителей - "охотников". Летая на новейших машинах модефикаций Ме-109F, они действовали дерзко, более того нагло. Для борьбы с ними был создан отряд из 8 советских лётчиков, в тот, что вошёл и Мотуз. В течение нескольких дней наши пилоты провели 3 воздушных боя с вражескими "охотниками" и уничтожили 7 самолётов противника без единой потери со своей стороны. Одним из сбитых немецких пилотов оказался имеющий известность Ас обер - лейтенант Вернер, инструктор школы высшего пилотажа. Потерпев до того сокрушительное разгромление неприятель был вынужден перебросить свою группу на прочий участок фронта.

В Мае 1943 года 744-му авиаполку было присвоено звание Гвардейского ( 86-й ГвИАП ). На торжественном построении лётчиков Член Политбюро ЦК ВКП(б) и Военного совета Ленинградского фронта А. А. Жданов вручил авиаторам Гвардейское полотнище стяга. Его примали начальник полка Подполковник С. Н. Найденов и единственный из лучших командиров эскадрилий части Капитан И. Ф. Мотуз. Затем начались упорные бои над Волховом...

В дальнейшем лётчики 86-го ГвИАП участвовали в сражениях на Калининском фронте, освобождали Литву. Особенно ожесточённые бои шли в конце Июля 1943 года при освобождении Каунаса. Один из них запомнился Ивану Мотузу в особенности.

В тот день на отображение группы вражеских бомбардировщиков была поднята эскадрилья Гвардии Капитана П. К. Лобаса, но на тот самый раз советских истребителей оказалось негусто - вместо 20 - 30 самолётов противника, как правило действовавших в таких случаях, их оказалось возле 70, под сильным прикрытием истребителей ! Командование полка тут же подняло в воздух свою вторую эскадрилью. Группа Лобаса, быстро атаковав противника, надёжно связала боем его истребители сопровождения. Вторая группа наших истребителей получила вероятность без особых помех садануть по бомбардировщикам.

Вскоре Герой Советского Союза И. Ф. Мотуз, лётчик, чья боевая слава гремела ещё в 1942 году на Северо - Западном фронте, привёл третью группу, которая тут же включилась в махач. А на подходе была уже и четвёртая наша группа, которую вел Капитан С. М. Бражнец... Этот махач, в котором с обеих сторон участвовало больше 100 самолётов, длился 20 минут. Противник был рассеян, бомбардировка сорвана, 8 вражеских самолётов сбито. Многие наши машины получили тогда повреждения различной степени тяжести, и все-таки все 4 группы вернулись на свой аэровокзал без потерь.

В Октябре 1944 года полк перевооружился на новейшие самолёты Як-3 и продолжил боевые действия уже в Восточной Пруссии. Войну лётчики 86-го Гвардейского авиаполка закончили участвуя в Берлинской операции. На счету Ивана Мотуза к тому времени числилось уже 26 воздушных побед ( по некоторым источникам - 8 лично и 18 в группе ).

После войны Иван Фомич больше 10 лет продолжал служить в ВВС, летал на реактивных самолётах. Демобилизовался в 1971 году в звании Полковника. Жил и работал в Москве.

Так же читайте биографии известных людей:
Иван Неуструев Ivan Neustruev

Гвардии Майор И. П. Неуструев совершил 128 боевых вылетов, участвовал в 55 воздушных боях, в которых сбил лично 11 самолётов противника и 6 в..
читать далее

Иван Новожилов Ivan Novozhilov

Капитан И. В. Новожилов в воздушных боях лично сбил 13 и в составе группы 7 самолётов противника. Отлично подготовил в воздушной стрельбе лётчиков..
читать далее

Иван Орлов Ivan Orlov

Он был прекрасным пилотом - разведчиком, но истинное его призвание выявилось позже, когда молодой офицер стал лётчиком - истребителем. А пока.....
читать далее

Иван Павлов Ivan Pavlov

Лихой лётчик - истребитель Иван Павлов стал широко известен, особо отличился в период боёв за Казань. За мужество, отвагу и героизм, в числе очень..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий