Известные люди

»

Иван Павлов

Иван Павлов Ivan Pavlov Карьера: Авиатор
Рождение: Украина
Лихой лётчик - истребитель Иван Павлов стал широко известен, особо отличился в период боёв за Казань. За мужество, отвагу и героизм, в числе очень немногих, в 1919 году был награждён орденом Красного Знамени. За бои в Северной Таврии был награждён вторым орденом Красного Знамени ( 1920 год ).

Иван Павлов родился в 1893 году в Херсонской губернии, в крестьянской семье. Человек из народа, по довоенному образованию агроном, физически справный хлопец с Украины, Павлов с большим трудом добился права сделаться авиатором. В 1914 году, ещё на призывном пункте, он попросил направить его в лётчики. Вначале он был направлен в 6-ю авиационную роту, а оттуда в Гатчинскую школу мотористов. Лишь потом многочисленных напоминаний и просьб, Ивана отправляют во Францию, в авиационную школу в городе Шартре.

4 Ноября 1916 года он сдаёт экзамены на "отлично" и получает звание "военного лётчика" и "гражданского пилота - авиатора". За блестящие способности Павлов был отправлен для дальнейшего совершенствования лётного мастерства в град По, в высшую школу воздушной акробатики и стрельбы, а следом в специальную школу воздушной стрельбы в Казо. Во Франции он пробыл до 10 Февраля 1917 года.

Закончив вектор движения обучения, Иван Павлов твёрдо решил тронуться на фронт. По возвращении из Франции, он был определён в 1-ю истребительную авиагруппу известного российского аса Александра Козакова, собственный состав которой был самым сильным в царской армии. В составе это авиагруппы Иван Павлов нередко летал в паре с прапорщиком Земблевичем.

"Козаков в моём представлении, - писал Павлов, - был самым крупным героем 10-миллионной царской армии. Человек с громадной силой воли, необычайно храбрый, способный в воздушном бою приближаться в упор к противнику и сражаться до те пор, в то время как тот не свалится на землю - он вызывал восхищение в лётной среде. За эти качества я уважал его, у него учился..."

Павлов мог обучаться, это он доказал в первых же воздушных боях. Безупречной работой Иван Павлов завоевал своё право на независимость. К сближению с офицерской элитой не стремился, пользовался особым доверием лётчиков из служивый, механиков, мотористов.

Летом 1917 года 1-я Боевая авиагруппа армий Юго - Западного фронта ( 2-й, 4-й и 19-й Корпусные авиационные отряды ) под командованием Ротмистра А. А. Козакова, имевшие на вооружении истребители "Ньюпор", оперировала в Южной Галиции, там же, где и два отряда Эскадры воздушных кораблей "Илья Муромец". Одной из задач лётчиков - истребителей была секьюрити "Муромцев".

Так, 30 Августа лётчики 4-го и 19-го КАО охраняли 4 "Муромца", шедших на бомбометание складов Хоросткова. В числе лётчиков - истребителей был и Иван Павлов. 14 Сентября 1917 года 5 "Муромцев" при сопровождении 3 "Ньюпоров" совершили налёт на Хоростков и Перемилув. Шедшие над "Муромцами" на высоте возле 4500 метров Старший унтер - офицер Иван Павлов и прапорщик М. Земблевич подметили 2 неприятельских самолёта, атаковавших сверху единственный из "Муромцев". Приблизившись, "Ньюпоры" с нарисованными на килях черепами одним духом отогнали немецкие "Роланды". Начальник 3-го отряда "Муромцев" Подполковник И. С. Башко послал своим спасителям телеграмму с благодарностью: "Спасибо белому черепу !". Вэтого же на охрану "Муромцев" истребители 1-й Боевой авиагруппы произвели 17 самолёто - вылетов.

Свою единственную воздушную победу, по его собственным словам, одержал 1 Октября 1917 года в районе Гусятина ( Западная Украина ). Выполняя боевое поручение, он встретил 4 немецких самолёта: 3 истребителя и разведчик. Численное превосходство противника не смутило его. Павлов смело атаковал группу. Дважды ухитрившись заглянуть противнику в хвостище, Павлов практически изрешетил неприятельский "Роланд", тот, что рухнул в расположении русских. Приземлившись, он обнаружил расквашенный самолёт и останки немецкого лётчика - лейтенанта Шольца. Свои впечатления Павлов изображал следующим образом:

"Когда я взглянул на эту картину, у меня впервой, как ни при каких обстоятельствах до этого, мучительно сжалось сердце. То же самое могло быть и со мною, промелькнуло в голове... И, сильно взволнованный, я тут же спрашиваю у собравшихся кругом солдат: "Товарищи, кому нужно всё это ? Кому нужно, чтобы мы с вами так зверски убивали дружбан друга ? Кто в этом заинтересован ?"

Минут сквозь 50 к месту катастрофы подъехал на автомобиле Козаков. Обычно неразговорчивый, без малого нелюдимый, на тот самый раз он заговорил: "Когда вы ввязались с немцем в драку, я был на аэродроме и наблюдал эту замечательную картину во всех её подробностях. Вы мне своим боем доставили истинное наслаждение, и я весьма рад за вас. Если бы я имел право, то только за единственный тот самый махач произвёл бы вас в офицеры".

Всё это было сильно лестно. Павлов поблагодарил командира и, надо думать от смущения, ответил, в данной ситуации достаточно резко: "Нет, благодарю вас, офицеры в текущий момент становятся не в моде".

Козаков молчаливо отошёл. На второй день после этого похорон фотоснимки места падения Шольца и его погребения с сопроводительным письмом, в котором говорилось, что пилоту оказаны воинские почести при захоронении, были сброшены на германский аэропорт, как поступали в ту пору авиаторы всех армий.

Войну Павлов закончил в ранге Старшего унтер - офицера.

После Октябрьской революции Александр Козаков был снят с должности командира авиагруппы, а его местоположение занял Иван Павлов. Без особого успеха он пытался спасти самолёты и авиационное добро своего соединения. Часть аппаратов досталась немцам, доля растащили украинцы, а сам Павлов добрался до Советской России с одним "Ньюпором".

В Апреле 1918 года он сформировал 1-ю Советскую истребительную авиагруппу, во главе которой сражался под Свияжском и Казанью. Эти сражения стали боевым крещением красной авиации, но летом 1919 года авиагруппа была без малого целиком уничтожена на своём аэродроме белоказачьей конницей генерала Шкуро, прорвавшей линию фронта.

С Января 1919 года - помошник начальника воздушного флота Юго - Западного фронта по авиации, а с Мая - руководитель авиации и воздухоплавания 8-й Армии ( вместе с тем начальник авиагруппы ).

В Сентябре 1920 года Павлов возглавил всю авиацию Южного фронта, и, применив тактику массированных налётов, сорвал штурмование корпусов Кутепова и Секретева Врангелевской армии в Северной Таврии.

Лихой лётчик - истребитель Иван Павлов стал просторно известен, особенно отличился в отрезок времени боёв за Казань. За мужество, отвагу и героизм, в числе сильно немногих, в 1919 году был награждён орденом Красного Знамени. За бои в Северной Таврии был награждён вторым орденом Красного Знамени ( 1920 год ).

Истребитель S.E.5a. Центральная авиагруппа Юго - Западного фронта.

В Августе 1920 года на нём летал начальник соединения Иван Павлов.

О его бесстрашии, находчивости и выдержке на фронте слагали легенды. Вот только единственный из эпизодов его боевой жизни.

Однажды двигатель старенького самолёта заглох в воздухе. Пришлось усаживаться на вынужденную посадку в тылу врага. Одинокую машину с красными звёздами на крыльях окружили белые кавалеристы. Гибель, казалось, была неизбежной. Но Павлов не растерялся:

- Я - штабной офицер. Мне приказано определить связь с бронепоездом. Но тот отчего - то как снег на голову ушёл. Прошу подмогнуть мне запустить движок, - обратился он к командиру белогвардейского отряда.

- Но отчего на вашем самолёте красные звёзды ? - с подозрением спросил тот.

- Это самолёт красных, - не смущаясь ответил Павлов. - Только вчера я заставил его усесться, а нынче решил на нём же лететь на разведку, так как звёзды могут спасти меня от обстрела.

Белогвардейцы помогли лётчику запустить двигатель. Павлов поднялся в воздух, обстрелял "добровольных помошников", а далее улетел на свой аэропорт.

В 1920 - 1930 годах Иван Павлов занимал строй командных должностей, стоял во главе Серпуховской школой воздушной стрельбы и бомбометания. Затем командовал авиацией Киевского, Северо - Кавказского округов.

В конце 1930-х годов, став уже комкором, командовал авиацией Московского военного округа. Именно в тот самый отрезок времени он летал на знаменитом истребителе И-15 ( рисунок с правой стороны ), с красным вымпелом на борту и надписью "За ВКП(б)". Закончил свою карьеру на должности Главного инспектора Военно - Воздушных Сил РККА. Написал книгу воспоминаний о своей жизни - "Записки красного лётчика", вышедшей в 1936 году.

Этот год оказался для Ивана Ульяновича Павлова последним - вскоре он скончался от последствий ран, полученных во время Гражданской войны.

Так же читайте биографии известных людей:
Иван Петрожицкий Ivan Petrozhickiy

После войны И. И. Петрожицкий работал начальником Воздухфлота, ряда военных округов, в том числе Московского, а также одного из управлений ВВС...
читать далее

Иван Пидтыкан Ivan Pidtykan

Старший лейтенант И. Д. Пидтыкан совершил 217 боевых вылетов, в 58 воздушных боях сбил лично 11 и в составе группы 5 самолётов противника. 0 года за..
читать далее

Иван Пилипенко Ivan Pilipenko

К моменту гибели Иван Маркович совершил 520 боевых вылетов, провёл 83 воздушных боя, уничтожил 13 вражеских самолётов лично и 29 в группе с..
читать далее

Иван Пишкан Ivan Pishkan

К концу войны Иван Аникеевич совершил 575 успешных боевых вылетов. В воздушных боях уничтожил 20 самолётов лично и 35 в группе с..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий