Известные люди

»

Иван Орлов

Иван Орлов Ivan Orlov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 6.1.1895
Он был прекрасным пилотом - разведчиком, но истинное его призвание выявилось позже, когда молодой офицер стал лётчиком - истребителем. А пока... установив со своим летнабом в гондоле на тихоходном и неповоротливом "Вуазене" пулемёт фирмы "Льюис", Иван Орлов одержал свою первую воздушную победу...

Иван Орлов, выдающийся российский лётчик, начальник одного из первых в России истребительных авиационных отрядов, родился 6 Января 1895 года в Царском Счуть. Он происходил из старинной дворянской семьи потомственных военных. Житейские обстоятельства сложились так, что бабушке Елизавете Карловне пришлось взять ребёнка к себе. Мальчик был запущен, хил и слаб. Первым делом генеральша препоручила его известному детскому врачу и учителю гимнастики. Сама же, обладая точными знаниями в ряде наук, занялась начальным образованием внука. Незаметно Ванечка превратился в красивого, крепкого подростка. В нём до срока проявились пытливый ум и настойчивость. Благодаря этим качествам он получил хорошее образование ( обучался в императорском Александровском лицее, далее поступил в Петербургский вуз ).

Ещё в 12-летнем возрасте, под влиянием произведений Жюль Верна, им всецело овладела греза о полёте. Началось штудирование доступной литературы. И через год, к ужасу ласково любящей бабушки, Иван начал к постройке планера. Этим он занялся во время летнего отдыха в Финляндии. При первой же попытки слететь с крыши дачи вдребезги сокрушил свой хрупкий аппарат. К счастью, молодой конструктор отделался только ушибами и шрамами на лице, которые стали предметом его гордости.

Прогремевшие на весь мир успехи братьев Райт и Сантос - Дюмона произвели на Орлова огромное ощущение. И до того сильное, что он удесятерил свои усилия. В 1913 году по его чертежам был построен моноплан "Орлов-1". Испытывал самолёт и вместе с тем учился летать сам конструктор. К сожалению, из - за малой мощности мотора удавались только подскоки.

13 Июня 1914 года Орлов окончил школу пилотов Всероссийского аэроклуба ( диплом 229 ). Полётам на учебном "Фармане-4" его обучил заведующий школой Николай Яцук - морской офицер, единственный из самых образованных лётчиков России, позже - профессор. Но освоение "Фармана" снова испечённый пилот счёл для себя недостаточным. Он приобрёл "Моран-Ж" и под руководством инструктора аэроклуба Александра Раевского, одного из первых русских "петлистов", обучился высшему пилотажу. "Теперь я стал настоящим лётчиком, - решил он, - если, конечно, продолжу совершенствование и тренировочные полёты для поддержания формы".

В самом начале Первой Мировой войны 20-летний студент Иван Орлов решает шагать добровольцем на фронт. Исполнить это оказалось нелегко. На его стремление смотрели, как на каприз избалованного дворянина - юноши, и везде отказывали. Отказал ему и царь, к которому он обратился лично. Наконец с большим трудом удалось пристроиться простым солдатом - лётчиком в 1-й авиаотряд 20-го армейского корпуса, с условием, что он вступит туда со своим личным самолётом, автомобилем и механиком.

В качестве механика Орлов пригласил Янченко, неплохо знавшего "Моран" и его 80-сильный двигатель "Гном". С ним, знатоком автодела, он познакомился затем того как приобрёл автоагрегат. А когда стал посещать аэроклуб, то вовлёк Янченко и в авиацию.

Упаковав разобранный "Моран" и необходимые запасные части с инструментом в ящики, свезли его на товарную железнодорожную станцию. Затем лётчик купил два сундука - кровати "Гинтер" и наполнил их всем необходимым. В действующую армию они выехали на автомобиле.

Путь был долог. Приходилось сменять товарищ друга у руля каждые 2 часа. Когда уже приближались к расположению авиаотряда, подошла очередность Янченко. Но он возразил:

- Негоже мне являться перед канцелярией отряда за рулём. Такого роскошного автомобиля вы, Иван Александрович, лишитесь немедленно же. На нём будет колесить начальник. А если узнают, что я могу шоферить, то лишитесь и механика.

Так оно и получилось. Единственный вопросительный мотив, тот, что Орлов услышал от Штабс - Капитана, был: "А где шофёр ?".

- В предписании таковский не значится, - последовал отклик.

Начальник отряда был человеком суровым и нетерпимым. Молодой пилот резво познал всю тягота службы нижнего чина. Но боевые задания выполнял смело и благополучно. Он был единственным, кто летал в отряде на "Моране-Ж", все остальные лётчики воевали на устаревших "Ньюпорах-4".

Вскоре он освоил полёты и на самолёте "Вуазен", отличился смелыми воздушными разведками. К концу 1914 года Орлов уже имел три Георгиевских креста "за выдающиеся подвиги храбрости и самоотвержения в боях супротив неприятеля" и звание Унтер - офицера.

4 Февраля 1915 года Орлов приказом командующего Северо - Западного фронта был произведён в Прапорщики, а 27 Марта того же года стал Подпоручиком. Последнее произошло уже посредством Высочайший указание. Вскоре, 1 Июня 1915 года, приказом Верховного главнокомандующего, Подпоручик И. А. Орлов был удостоен звания "боевой лётчик". Его боевые успехи оказались до того убедительными, что сдача соответствующего экзамена не потребовалась.

Через полтора месяца Авиадарм перевёл Орлова "по личным мотивам" в 5-й военный авиаотряд. Здесь он кроме того проявил себя как отличный разведчик. Дерзкие полёты в тыл противника на тихоходном "Вуазене" для разведок и бомбардировок Иван Орлов продолжал и в 1915 году:

"...15 Августа в Фридрихштадте при только трудных условиях, под дождём и при высоте облаков не выше 175 сажен, презрев угроза от сильного ружейного и пулемётного огня, от которого в самом начале уже было немного пробоин в самолёте, произвёл соответственно заданию два полёта над расположением противника. Благодаря смелости лётчика и своевременному донесению командиру 37-го армейского корпуса удалось своевременно принять меры супротив прорыва противника".

Он был прекрасным пилотом - разведчиком, но истинное его призвание выявилось позже, когда юный офицер стал лётчиком - истребителем. А покуда... установив со своим летнабом в гондоле на тихоходном и неповоротливом "Вуазене" пулемёт фирмы "Льюис", Иван Орлов одержал свою первую воздушную победу...

16 Октября 1915 года Подпоручик И. Орлов произвёл съемку немецких позиций между озёрами Свинтен и Ильзен, причём финал съёмки был произведён уже на повреждённом аппарате. 17 Ноября при морозе в 23 градуса и при особенно трудных условиях полёта, будучи всё время под сильным артиллерийским огнём, прорвался через завесу очень плотного огня к Ново - Александровску, где сбросил 5 бомб и взорвал единственный из артиллерийских складов" - сообщалось в приказе в связи с награждением Орлова в Декабре 1915 года орденом Святого Георгия. Кроме этой награды пилот был удостоен орденов Святой Анны и Святого Станислава.

В конце 1915 года Орлов отправился в Одессу для обучения полётам на самолёте "Ньюпор-11". После чего, служил во 2-м истребительном авиаотряде, где обнаружил уникальный дар лётчика - истребителя.

25 Марта 1916 года приказом командующего русской военной авиации Великого князя Александра Михайловича он был назначен командиром 7-го отряда истребителей. "Он производил на меня ощущение чересчур бесшабашного и невоздержанного юнца" - писал в своих мемуарах имеющий известность русский лётчик В. М. Ткачёв. Но это было только первое впечатление: вскоре смелость и лётное мастерство Орлова заставили Ткачёва изменить своё первоначальное взгляд.

За недлинный срок пилот в совершенстве овладел техникой воздушного боя. Число сбитых им самолётов росло. 28 Мая 1916 года Орлов одержал вторую воздушную победу, сбив двухместный неприятельский самолёт, 16 Июня уничтожил прочий австрийский аппарат:

"...Подпоручик Орлов на "Ньюпоре" сшиб вражеский аэроплан, убив наблюдателя и ранив лётчика. Аэроплан упал на неприятельских линиях".

Последние недели Орлов вылетал по 5 - 6 раз в день. Газета "Русский инвалид" писала 28 Июня 1916 года:

"...Подпоручик Орлов произвёл за день 10 боевых вылетов ! - наибольшее численность из всех лётчиков за всю войну - и в последнем полёте сшиб австрийский самолёт "Альбатрос".

3 Октября Иван Орлов провёл 6 воздушных боёв и еще раз одержал победу - вкупе с лётчиком отряда Василием Янченко, поразили пулемётными очередями вражеский аэроплан, тот, что упал на землю в районе города Бжезаны. За эти заслуги Орлов был награждён почётным Георгиевским оружием.

Как начальник он был требователен и строг не только к подчинённым, но и к себе. Для служебной аттестации Орлова хватило трёх фраз: "Выдающийся боевой лётчик, храбрый и находчивый. Боевая служба блестяще поставлена в отряде, любит авиацию. Внутренний строй в отряде хорош". В 21 год он имел все награды, доступные офицеру. Но в особенности ценил он Георгиевские кресты 3-х степеней, заработанные "в звании нижнего чина".

* * *

Для ознакомления с поставкой авиационного дела в Англии и Франции Увофлот в конце Ноября 1916 года командировал группу фронтовых лётчиков за рубеж. В её состав был включён и Подпоручик И. А. Орлов.

После беспокойного морского перехода офицеры высадились в Ливерпуле. Комфортабельные купе жележнодорожного вагона показались им раем позже душных, переполненных кают грузового транспорта. Экспресс скоро одолел без малого 300 км пути и пилоты вышли на перрон Лондонского вокзала Юстон.

В Англии пробыли кратковременно - немного дней, что ушли на ознокомление с работой Центральной лётной школы в Апейвоне. Здесь же изучили истребитель "Виккерс" и "Сопвич". Больше понравился завершающий.

Затем их отправили на юг Франции в живописный По, расположенный на реке Гав - Де - По, при выходе её с гор. Здесь размещалась Школа высшего пилотажа и воздушного боя. Уже в вестибюле школы они обратили чуткость на плакаты с выдержками из программы лётной подготовки. Причём, в дословном переводе, содержание двух из них гласило:

"Смысл обучения фигурным полётам ( акробатика ) состоит в том, чтобы тренировать лётчика, как посредством искусного вождения сладить со всеми неестественными положениями самолёта в воздухе. Внезапные повороты, скольжения на крыло и хвостище, перевороты посредством крыло, спирали с малым радиусом, мёртвые петли и штопор должны быть выучены обязательно".

При этом оговаривалось, что:

"Фигурные полёты разрешены в школе на высоте от 800 до 1500 метров. Не ниже и не выше. Другим самолётам на этой высоте летать запрещается... В одиночном полёте лётчик ни при каких обстоятельствах не должен бравировать своими головокружительными фигурными трюками, для того чтобы изумлять зрителей".

А о воздушном бое было сказано следующее:

"Война показала, что воздушный махач - это особая отрасль науки и что в поединке с самолётом противника всего ничего одной личной отваги и мужества. Нужно в совершенстве овладеть методами атаки и известными знаниями не только теории, но и практики воздушного боя".

Подготовка в школе воздушного боя без малого ничего не дала нового ни Орлову, ни его другу Крутеню. Но их заинтересовала сама методика подготовки лётчиков - истребителей. Главным же было то, что им была предоставлена вероятность испытать свои силы на новых типах самолётов. Так как они немного обогнали остальных русских стажёров, лётчикам разрешили уехать в Казо, окончательно мелкий городишко вблизи побережья Бискайского залива, приютившийся у озера Этан - Де - Казо. Здесь располагалась Школа воздушной стрельбы ВВС Франции, которая крайне понравилась друзьям. В особенности пальба по буксируемым по озеру мишеням. Здесь кроме того были пополнены знания по теории и практике пользования бортовым оружием - пулемётами "Виккерс", "Гочкис", "Кольт", "Льюис" и "Сан - Этьен".

В субботу, 21 Января, вечером друзья приехали в Париж. Утром следующего дня отправились на Элизе Реклю, где располагалась миссия русского военного агентства во Франции Полковника графа А. А. Игнатьева. Алексей Алексеевич и его офицеры были на месте. Полковник детально расспросил лётчиков о состоянии фронтовой авиации в России. Поинтересовался впечатлениями о французских авиашколах. Присутствующему при разговоре руководителю стажёров Полковнику Генерального штаба Л. П. Дюсиметьеву, видимо, не по душе пришлись откровенные ответы офицеров, и он пытался вторгнуться в разговорчик, но Игнатьев прервал его:

- Ваша точка зрения, Лев Павлович, мне известна. И вряд ли она изменится. Так что разрешите интересоваться и мнением наших лётчиков - истребителей.

В конце беседы Полковник сообщил пилотам, что они будут стажироваться в составе 3-й эскадрильи 12-й группы воздушного боя - знаменитых "Аистов".

Лётчики пробыли у "Аистов" рядом 20 дней. Из них доля отобрала нелётная погода. Хотя времени было чуть-чуть, Орлов сшиб 2 самолёта противника. Как правило, вражеские пилоты старались отправляться при встрече с его машиной, имеющей опознавательный знак на борту - голову орла. Отличился и Крутень, одержавший 3 победы. Кроме воздушных боёв, они участвовали в барражировании, выполняли разведывательные полёты и штурмовали вражеские позиции. О штурмовке единственный из пилотов "Аистов" говорил так: "Противник не должен терять из виду, что он находится на войне".

За немного дней до отъезда из группы друзей вызвали в штаб армии. К их приезду на поле была построена рота стрелков в лихо сдвинутых набок тёмно - синих беретах. Лётчиков пригласили сделаться перед фронтом и знаменем.

Командующий армией обнажил палаш, подойдя к Штабс - Капитану Е. Крутеню ( по традиции посвящения в кавалеры ордена ), приложил его прежде к правому, затем к левому плечу офицера. После чего с помощью адъютанта приколол Военный крест к груди лётчика. Пожав ему руку, он дважды обнял награждённого. Точно такая же операция была проделана с Подпоручиком И. Орловым. Во время этой торжественной церемонии оркестр реализовал знак военного салюта.

Затем древний Генерал предложил виновникам торжества сделаться рядом с ним на единственный шаг спереди. Тем временем стрелки перестроились для прохождения церемониальным маршем перед новыми кавалерами Военного креста - высшего боевого ордена Франции.

Пришло время расставания с "Аистами". После обстоятельного доклада в Париже Полковнику Игнатьеву лётчики отбыли в Англию уже знакомым маршрутом Булонь - Фолкестон - Лондон.

В Лондоне русскими авиаторами занялся начальник Королевского корпуса лётчиков Майор Рис, мужчина увлекательный и бывалый. С ним они побывали на авиазаводе в Фарнборо, выполняющем главным образом экспериментальные работы, в учебном отряде подготовки пилотов для полётов ночью, двух истребительных отрядах защиты Лондона и двух лётных школах. После чего пилоты выехали в Ливерпуль, где пересели на грузовой транспорт, направляющийся в Россию. На лондонском вокзале Майор Риз вручил Орлову и Крутеню подарки - свою книгу "Воздушная борьба", представлявшую тогда солидный заинтересованность.

* * *

В Марте 1917 года, по возвращении из командировки, Орлов обобщил свой навык в работе "Приёмы ведения воздушного боя", в которой описал некоторые способы воздушного боя, применяемого французскими асами. К примеру, он рекомендовал следующие приёмы. Первый: пикировать со стороны солнца перпендикулярно полёту вражеского самолёта, нырнуть под него, инициировать петлю и окончить её переворотом на крыло, с выравниванием под неприятельским аэропланом в непосредственной близости от него. При втором способе лётчик опускается к неприятелю с хвоста, делая все время зигзаги, в то время как не займёт нужного положения под хвостом противника:

"Находясь под неприятельским аппаратом, нужно определить газ так, чтобы лететь чуть-чуть тише неприятельского и, выбрав миг, нырнуть, потом чего заново приподняться, теряя прыть, и выпустить обойму. Вышеозначенный технология атаки верный и менее серьезный, но требует от лётчика здоровенный точности и знания фигурных полётов. Мне его рекомендовали Гинемер и Эрто. И я его удачно опробовал 25 Июля 1916 года, сбив неприятельский аппарат рядом Руа. Мне ещё приходилось вылезать из боя, спасаясь от двух "Гальберштадтов", причём это удалось, только делая штопор".

Вспомнить, видимо, ему пришлось добрым словом Константина Арцеулова, превратившего штопор из бича всех авиаторов в обычную фигуру высшего пилотажа.

Рукопись была подготовлена к публикации в типографии Киевского Военного округа, но ситуация того времени помешала ей углядеть свет. Однако слух о ней разнёсся резво, и она разошлась в машинописных копиях без малого по всем авиаотрядам Юго - Западного фронта. Работа имела фарт.

После возвращения в Россию, с Апреля 1917 года, Иван Орлов еще раз командует 7-м отрядом истребителей, перевооружённым на новые машины - "Ньюпор-17". И сызнова он ведёт воздушные бои.

Но продолжительно летать на "Ньюпоре" ему не пришлось: через 2 дня отважный пилот улетел в вечность...

"...Подпоручик Орлов на самолёте "Ньюпор-17" 30 Июня 1917 года на высоте 3000 метров вступил в мордобой с двумя аппаратами противника. После непродолжительного боя самолёт Орлова был сбит и упал близко от города Козова. Тело лётчика Орлова отправлено для предания земле в Царское Село. Авиадив 7. Капитан Вальницкий".

На его счету, к тому времени, значилось 7 воздушных побед ( из них 4 - одержанных официально ).

Так же читайте биографии известных людей:
Иван Павлов Ivan Pavlov

Лихой лётчик - истребитель Иван Павлов стал широко известен, особо отличился в период боёв за Казань. За мужество, отвагу и героизм, в числе очень..
читать далее

Иван Петрожицкий Ivan Petrozhickiy

После войны И. И. Петрожицкий работал начальником Воздухфлота, ряда военных округов, в том числе Московского, а также одного из управлений ВВС...
читать далее

Иван Пидтыкан Ivan Pidtykan

Старший лейтенант И. Д. Пидтыкан совершил 217 боевых вылетов, в 58 воздушных боях сбил лично 11 и в составе группы 5 самолётов противника. 0 года за..
читать далее

Иван Пилипенко Ivan Pilipenko

К моменту гибели Иван Маркович совершил 520 боевых вылетов, провёл 83 воздушных боя, уничтожил 13 вражеских самолётов лично и 29 в группе с..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий