Известные люди

»

Игорь Кустов

Игорь Кустов Igor Kustov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 7.6.1921
Старший сержант И. Е. Кустов к Апрелю 1942 года произвёл 71 боевой вылет, в воздушных боях сбил лично 7 и в составе группы 12 самолётов противника.30 Января 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Родился 7 Июня 1921 года в городе Кувшиново, в настоящее время Тверской области. Окончил 9 классов, далее аэроклуб в Брянске, куда переехал вкупе с семьёй в 1931 году. С 1940 года в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов.

На фронтах Великой Отечественной войны с Декабря 1941 года. Лётчик 728-го истребительного авиационного полка ( 3-я ударная вс, Калининский фронт ) Старший сержант И. Е. Кустов к Апрелю 1942 года произвёл 71 боевой вылет, в воздушных боях сшиб лично 7 и в составе группы 12 самолётов противника.

В Марте 1942 года рядом с линией фронта в районе города Кувшинова на бреющем полёте на истребителе И-16 таранил бомбардировщик противника. На повреждённом самолёте произвёл посадку в поле. 30 Января 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

22 Декабря 1943 года погиб в авиационной катастрофе. Похоронен в Киеве на Соломятинском кладбище. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), медалями. На здании школы города Кувшинова установлена мемориальная доска, а в Брянске - монумент Герою. Школа 27 Фокинского района Брянской области, где он учился, носит его имя.

* * *

Игорь Кустов родился 7 Июня 1921 года в городе Кувшиново Тверской губернии. Окончил 9 классов и аэроклуб в Брянске, в 1941 году - Чугуевскую военную авиационную школу. Везде, где бы ни учился Игорь Кустов, он учился только на "отлично". Высокий, худощавый, тусклый юноша за блестящие успехи в лётном деле был оставлен в авиационной школе инструктором, хотя в своё время как раз из - за роста и худобы его не хотели туда принимать. Помимо природной одарённости, прилежания и дисциплины, важнейшим качеством Игоря было упорство. В Декабре 1941 года он добился отправки на фронт.

...Верхневолжье. С заснеженного аэродрома поднялись три истребителя. Ведущим идёт Игорь Кустов. Настроение у него прекрасное. Ещё бы ! Мечты молодого пилота исполнились: он на фронте да ещё в близкий стороне. Только что Игорь отправил послание родным:

"Дорогие мои ! Вот я и в действующей армии. Вместе с другом Сашей Новиковым добился отправки на Калининский фронт. Значит, буду ограждать родные места. Весь пыл своего сердца, всю волю разума отдам делу быстрейшего разгрома врага".

Истребители держат вектор движения на Пено. Вслед за Игорем летят Новиков и Мартыненко. Кустов видит знакомую с детства землю - зелёные леса, озёра, покрытые льдом, узкие ленты дорог. Тут, в стороне, вовсе близко его близкий городишко Кувшиново.

А вот и железная путь, станция Пено. 18 немецких бомбардировщиков приближаются к ней, чтобы скинуть свой смертоносный груз. Этого не разрешено предположить. Тройка истребителей врезается в строй вражеских машин, открывает жар. "Юнкерсы", завидев угроза, рассыпаются в стороны. Израсходовав в бою все боеприпасы, Кустов решает таранить одного из бомбардировщиков - он направляет свой истребитель прямо в лоб противнику. Но в окончательный миг германский лётчик не выдержал и отвалил в сторону. Не сбросив бомб, "Юнкерсы" ушли восвояси.

Первый удачно проведённый махач окрыляет юного пилота. В документах полка сохранились такие сведения о его дальнейшей деятельности:

"Кустов совместно с лётчиками Новиковым и Петренко в Феврале 1942 года на аэродроме Холм сожгли 2 немецких транспортных самолёта, потом в групповых воздушных боях уничтожили 4 "Юнкерса", одного "Хеншеля - 126", одного "Хейнкеля - 111" и одного "Юнкерса - 52".

18 Февраля Кустов сшиб "Юнкерса". На иной день одержал очередную победу, сбив "Хеншеля - 126".

23 Февраля Кустов уничтожил германский бомбардировщик "Юнкерс - 88". Такого же типа самолёт сбит им и 26 Февраля.

За два дня - 8 и 9 Марта - Кустов в воздушных боях сшиб 3 вражеских самолёта".

Схватка с немецким истребителем 9 Марта чуть-чуть не закончилась трагически. Когда Игорь сшиб бомбардировщика, из - за облаков на него нежданно ринулся Ме-109. Кустов без малого успел увернуться от поражающего удара. Самолёт уцелел, но пилот получил тяжёлое ранение. Игонь не растерялся. Превозмогая боль, он вывел машину из боя и посадил её на своём аэродроме.

Из госпиталя Игорь писал в Кувшиново:

"Здорово же меня долбанул фриц ! Осколками снаряда зацепило лопатку, перебило ключицу. Одной рукой едва дотянул своего "ястребка" до линии фронта. Уже 2 месяца ремонтируюсь. Скоро, думаю, вновь буду за штурвалом. Ваш наследник и брат Игорь. 15 Мая 1942 года".

Через два месяца Игорь сообщает родным:

"Всё в порядке - поправился, вновь начал летать на боевые задания. Вчера меня приняли в кандидаты ВКП(б)".

Как сражался Игорь Кустов, в те дни самые дни, мы узнаем из письма командира полка Майора Осмакова родным пилота, отправленное 8 Декабря 1942 года:

"Игорь провёл свыше 50 воздушных боёв. Мне приходилось не раз летать сообща с ним. Бросается в глаза его хладнокровие при встрече с врагом, его мужество, уверенность в победе и исключительное мастерство владения техникой".

Выполнив свой основополагающий боевой вылет 17 Января 1942 года, через всего неполных два месяца 20-летний лётчик был представлен к званию Героя Советского Союза. К тому времени в 71 боевом вылете на И-16 он уже лично сшиб 5 Ju-88, Ju-52 и Hs-126, ещё 12 самолётов уничтожил в составе группы.

18 Августа 1942 года в составе шестёрки истребителей Кустов самоотверженно провёл мордобой, сшиб бомбардировщик Хе-111 и, несмотря на тяжёлое ранение, из боя не вышел...

После тяжёлого ранения он вернулся в строй только в Октябре 1943 года. Вспоминает прославленный лётчик - истребитель дважды Герой Советского Союза Арсений Васильевич Ворожейкин:

"На фронте лётчики обыкновенно знакомятся не по личным делам, а в небе. Но мне захотелось взглянуть личное занятие Младшего лейтенанта Игоря Ефимовича Кустова: уж крайне непочатый край о нём ходило разных легенд, а я не видел его более того на фотографии.

Кустов был единственным лётчиком, тот, что совершил успешный таран на бреющем полете, практически у самой земли и практически над самой линией фронта.

В личном деле Кустова в первую очередность привлекла участливость его школьная успеваемость: одни отличные отметки. В 13 лет он получил диплом за активное участие во Всесоюзном слёте юных моделистов. В Брянске, учась в 9-м классе, с отличием окончил аэроклуб, а в 1940 году - Чугуевскую военную школу лётчиков. Работал лётчиком - инструктором.

А вот и последняя Августовская 1942 года аттестация. В ней описан и тот мордобой, после этого которого все считали, что ему больше уже не видать небосклон.

...Воздушное сражение было только жестоким. И всё же лётчики на стареньких "ишачках" сокрушили врагов и принудили его свалить бомбы на свои же войска. Кустов в этом бою уничтожил 2 самолёта. И может быть, после этого этого боя и появилась сказка, что Игорь приучил самолёт летать без своего вмешательства. Очевидцы так рассказывали про его последнюю посадку.

Тогда "ишачки" возвращались одиночно. И внезапно на КП наблюдатель сквозь рупор закричал на весь аэродром: "Внимание ! Самолёт садится без головы лётчика !"

И воистину, лётчика в кабине не было видно, но самолёт сел стандартно, только не срулил с посадочной полосы. Когда к машине подбежали люди, то на какой - то миг застыли от удивления. На "ишачке" не осталось живого места: весь иссечён пулями и снарядами, а кровь залила кабину и безжизненного лётчика. Во время боя 20-мм авиационный снаряд разорвался в кабине, вырвал лётчику ключицу, количество лёгкого, ранил в голову и руку...

В бессознательном состоянии Кустов был отправлен в лазарет. После долгого лечения он возвращается в полк, в свою родную 3-ю эскадрилью.

...Утром, как только я выбрался из кабины "Яка", передо мной оказался высоченный и прямой, как стрела, чувак с Золотой Звездой Героя и орденом Ленина на груди. На его суровом продолговатом бледном лице появилась застенчивая улыбка, которая проявила море морщин, свидетельствующих, что этому человеку уже много пришлось потрудиться и ощутить.

Игорь не принадлежал к той категории людей, которые любят повествовать о своих физических муках. На наши вопросы о госпитале, о том, как ему там делали операции, каким чудом у него восстановилась прежняя ловкость и мощь, он отвечал только отрывистыми словами: врачи, операция, гимнастика, терпение... И всё же мы заставили его раздеться по поясок, чтобы своими глазами увериться как выглядит сейчас у него плечо, разбитое полтора года тому обратно снарядом.

Есть как собак нерезаных великолепных скульптур, символизирующих красоту и физическую силу человека. Но, глядя на Кустова, я убедился, что сам дядя бывает куда лучше самых удачных творений из мрамора. И это не дар природы, а физкультура и спорт сделали его таким сильным и красивым. Я более того забыл, к чему Игорь снял гимнастёрку: до того поразила меня гармония его фигуры. Но вот и левое плечо. На нем непочатый край мелких шрамов. На месте ключицы мышца, и так искусно расположена, вроде всю дорогу была в этом месте, а шрамы как бы лучистая тень от неё.

Игорь как заправский акробат сделал сальто и, метко вкопанный, остановился на руках. Секунды 2 - 3 постоял в таком положении, затем рывком встал на ноги и так резво прошёлся колесом около нас, что только пятки засверкали".

Игорь Кустов одним духом вошел в строй лётчиков полка. С прежней отвагой он принял активное участие в боях за Киев. Исключительно здорово Кустов сражался над Днепром, где на Як-7Б уничтожил 6 самолётов противника. Два из них - истребитель FW-190 и корректировщик FW-189 в одном вылете 6 Ноября 1943 года.

Именно 6 Ноября, по его предложению, носы самолётов эскадрильи до самого крыла были выкрашены в багряный цвет. На фото, приведенном ниже, Игорь Кустов изображён у своего самолёта с выкрашенным носом. Это добро видно по разнице световых оттенков краски. Интересно подметить тот факт, что аккурат 6 Ноября он довёл счёт личных побед до 20. А вскоре случилось непредвиденное...

К концу Ноября 1943 года на полпути от Житомира к Киеву супостат был остановлен, и полк вслед за тем 5 месяцев боёв выводился на переформирование. В тыл, за новыми самолётами Як-9Д, отправили 10 лётчиков. В их числе был и Кустов. Правда, у Игоря на Новый Год была назначена свадьба, и все-таки он не стал отказываться от этой командировки, заявив, что личные дела не должны влиять на службу.

22 Декабря начальник эскадрильи 728-го истребительного авиаполка Старший лейтенант И. Е. Кустов погиб в авиационной катастрофе под боком от Киева. Торопясь на свадьбу он, в условиях сложных погодных условий, вылетел в паре с лётчиком Априданидзе, надеясь проскочить до ещё большего ухудшения видимости.

На маршруте облачность стала понижаться, разом слившись с полосой тумана. Этого подвоха лётчики не заприметили и, вскочив в него, разом потеряли землю из виду. Верх оставить они не решились и стали снижаться, чтобы глазами ухватиться за землю. Но туман был так густ, что самолёты раньше врезались в землю, чем лётчики увидели её. Случилось это в 11 часов 15 минут...

К тому времени отважный лётчик совершил примерно 200 боевых вылетов, сшиб 20 самолётов противника лично и 12 в группе с товарищами. [ Дважды Герой Советского Союза А. В. Ворожейкин в своей книге "Солдаты неба" пишет, что Игорь Кустов сшиб лично 21 самолёт. Эта виктория была одержана с 7 по 10.11.1943 года. Тогда И. Кустов и С. Лазарев сшибли по одному Ju-87. Кустов сшиб 21-й, а Лазарев 13-й самолёт противника ]. Его молодая - Люся, позже смерти Игоря добровольцем ушла в армию. Была связисткой и погибла 1 Мая 1945 года в Берлине при штурме Имперской канцелярии...

Так же читайте биографии известных людей:
Игорь Федорчук Igor Fedorchuk

В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. Служил в Военно - Воздушных Силах, затем в ракетных войсках. В Москве, работал ведущим инженером в..
читать далее

Игорь Шардаков Igor Shardakov

Гвардии Старший лейтенант И. А. Шардаков совершил 156 боевых вылетов, в 18 воздушных боях сбил 16 самолетов противника. 0 года за мужество и..
читать далее

Игорь Потапов Igor Potapov

...Познакомившись с Олей, Игорь повел ее на дискотеку. О том, что у ее кавалера нет ног, девушке через три дня рассказали "доброжелатели". И что?.
читать далее

Игорь Безродный Igor Bezrodniuj

БЕЗРОДНЫЙ, ИГОРЬ СЕМЕНОВИЧ (1930-1997), русский скрипач, дирижер, педагог. Родился 7 мая 1930 в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия).
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий