Известные люди

»

Михаил Батаров

Михаил Батаров Mihail Batarov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 30.9.1919
После войны Михаил Федорович продолжил службу в ВВС. В 1957 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава при Военно - Воздушной Академии. С 1981 года Генерал - Майор авиации. Награжден Орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( трижды ), "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" 3-й степени, медалями.

Михаил Батаров родился 30 Сентября 1919 года в селе Гришино, в настоящее время Гороховецкого района Владимирской области, в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу. Затем работал котельщиком в Москве. С 1939 года в рядах Красной Армии, год через окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с Декабря 1942 года. Сражался в составе 611-го истребительного авиационного полка. Вспоминая о тех днях, именитый лётчик - истребитель Н. Ф. Исаенко так пишет в своей книге "Вижу противника !", о Михаиле Батарове:

"...Осень 1943 года. В условиях стремительного продвижения наших наземных войск весьма важное важность приобретала воздушная разведка. Командованию фронта требовалось располагать информацией, в каком направлении отходит недруг, где пытается основать оборону, подходят ли к нему резервы, откель и какие. От разведчиков требовалось обнаруживать скопления вражеских войск и техники, своевременно информировать о них, чтобы с наибольшим эффектом применять штурмовую и бомбардировочную авиацию.

Особенно отличился во второй половине Сентября 1943 года Старший лейтенант М. Ф. Батаров. Западнее Новобогдановки он обнаружил основную на данном участке фронта танковую группировку противника и вывел на нее штурмовики. За исключительную ценность доставленных разведывательных данных и проявленное мужество Михаил Батаров был представлен к очередной боевой награде.

Слава, как известно, налагает на человека нелегкую обязанность оставаться достойным её. Легла такая обязанность и на Батарова. До конца войны разведку в особенно сложных условиях руководство старалось поручать ему. И не только разведку. Случалось, чуть успев приземлить самолёт, Батаров получал команда лидировать штурмовики на обнаруженные им, но скрупулезно замаскированные цели. И Михаил вновь поднимал в воздух свой безотказный "Як".

При этом, Батаров ни при каких обстоятельствах не выражал недовольство чем - либо. В нашей памяти тот самый колхозный парнишка из - под Горького, круглолицый, по - волжски окающий, остался всегда улыбающимся, не теряющим чувства юмора более того в печальных обстоятельствах. Однажды Михаила Фёдоровича ранило, самолёт его не загорелся и не упал только чудом, но Батаров доложил о случившемся с обычной улыбкой до ушей и очень своеобразно:

- Собаки фрицы ! Только вчера кожанку получил, более того ее не пощадили !

Медлительный, ходивший вразвалочку, вроде ему доставляло огромное блаженство решительно становить на землю ноги, охотник густо заморить червячка ( "В детстве - то неужели досыта ели ?" - основательно спрашивал он подтрунивающих ), Батаров был только спокойным человеком и хорошим воспитателем подчиненных. Юмор его, истина, не вечно был безобидным. С крестьянской наблюдательностью мог он вручить плохому лётчику такую меткую кличку, что тому оставалось либо отделаться от недостатка, либо хлопотать о переводе в иной полк".

...Наступил Декабрь 1943 года. Лили дожди, падал мокрый снег, раскисшую землю окутывали туманы. За весь месяц выдалось только 18 ограниченно годных для полетов дней, в Январе 1944 их стало ещё меньше.

Тем не менее пилоты использовали малейшую вероятность для проведения боевых вылетов, летали на разведку, на сопровождение штурмовиков, на "свободную охоту". К тому времени недруг сильного противодействия нашим истребителям оказать уже не мог, но пытался сам известия разведку.

Производя во время снегопада тренировочный полет в районе Акимовки при видимости в 3 - 4 километра, начальник 2-й эскадрильи 611-го истребительного авиаполка Капитан М. Ф. Батаров заметил "Хеншель-129", крадущийся на высоте 100 метров. Батаров незамедлительно атаковал вражеский самолёт, поджёг его правый двигатель, заставил немецкого лётчика произвести вынужденную посадку и сдаться в плен бойцам тылового подразделения наших войск.

В последних числах Февраля 1944 года на Азовском море разразился небывалый шторм, в Сиваш нагнало полно воды, сооруженные саперами переправы смыло, переброска войск на плацдарм за Сивашом приостановилась, а в Марте начался небывалый для этой поры снегопад, снегу в Таврии навалило на метр, под ним скрылись окопы, траншеи, дороги, аэродромы. Наступление в Крыму откладывалось и 611-й авиаполк в это время начал обретать новые "Яки".

Правда, перегонять их приходилось в непогодь, и это доставило непочатый край хлопот и волнений. Пока одна группа пилотов занималась перегоном новых машин, другие - вели разведку войск противника в Крыму, долетая до Джанкоя, до сел Раздольное и Первомайское, прикрывали железнодорожные станции, где разгружались свежие войска и прибывающая на фронт техника, охраняли восстановленные переправы сквозь Сиваш.

В эти дни вновь отличался Капитан М. Ф. Батаров. Он безошибочно определял, где сосредотачивает и скрупулезно маскирует свои войска и технику недруг, обучал искусству сыскивать замаскированные цели других лётчиков.

Ранним утром 16 Июля 1944 года в полк прилетел начальник 8-го штурмового авиационного корпуса Генерал В. В. Нанейшвили. Он сообщил, что вслед за тем прорыва обороны противника восточнее Золочева - Зборова некоторые подразделения танков противника сумели отстать от наших войск. Их нужно спешно отыскать. Задание было поручено эскадрилье Капитана М. Ф. Батарова.

Командир 8-го ШАК поставил перед пилотами задачу выявить танки противника, предположительно находящиеся южнее и западнее города Золочева, с борта самолёта рапортовать об обнаружении танков по радио, а потом посадки рапортовать по телефону и письменно.

Облачность в тот день достигала 10 баллов, клубилась на высоте 500 метров, видимость по горизонту не превышала 5 километров. Лететь ведущим группы при до того сложных погодных условиях решил сам начальник эскадрильи. В паре с Батаровым полетел его неизменный ведомый, верный щит и клинок комэска, Младший лейтенант М. Ф. Шувалов, а закрыть Батарова с Шуваловым полетели Старший лейтенант Черный и меньшой лейтенант Мордовский.

Надо было иметь огромным мужеством, полным презрением к смерти и желанием во что бы то ни стало настичь, приметить врага, чтобы лететь на высоте 50 - 150 метров: самолёты подвергались реальной опасности угодить под губительный пламень всех видов оружия противника.

Скопление немецких танков, самоходных установок, автомашин с грузами и пехотой, с пушками на прицепах Михаил Батаров обнаружил позже часа полета между холмами и в оврагах юго - западнее села Ясеновцы. Чтобы точнее установить численность обнаруженных танков и самолётных установок, разведчики некоторое время вынуждены были бродить над врагом на бреющем полете. Противник открыл буйный жар из "Эрликонов" и пулеметов. Батаров и Шувалов умело применяли противозенитный маневр, но все - таки единственный снаряд угодил в центроплан батаровского истребителя рядом правого борта, прошиб отверстие площадью на глаз 25 квадратных сантиметров. К счастью, Батаров ранен не был, успешно привел группу на аэровокзал Ольховец. Боевое поручение было выполнено.

К Августу 1944 года группа немецких армий "Южная Украина" неотступно удерживала так называемый ясско - кишиневский выступ, прикрывающий стезя в глубь Румынии и дальше на Балканы. Левый фланг противника упирался в горный массив Карпат, правый - в Черное море. Противник оборудовал три оборонительных полосы, их заняли 47 пехотных и артиллерийских дивизий и 5 пехотных бригад. Наземные войска врага прикрывали соединения 4-го воздушного флота люфтваффе и румынский авиационный остов. Взломать такую оборону, опоясать и разгромить настолько сильного врага было сильно непростым делом. Поэтому подготовка к Ясско - Кишиневской операции проходила в обстановке глубокой секретности. Даже лётчики, непрерывно выполнявшие с 10 Августа разведывательные полеты, не могли установить, где будет нанесен радикальный потрясение.

Лишь единственный пилот 611-го полка верно определил в середине Августа одно из направлений главного удара советских войск. Этим пилотом был Михаил Батаров ! Естественно, он был предупреждён о необходимости не издавать ни звука об увиденном, ему запретили впредь пересекать линию фронта вблизи Слободзеи. О наблюдениях Батарова сообщили и командиру дивизии: самое малое ли что, потому что заприметить то, что увидел он, могли и немцы. Но вражеские лётчики не сумели отметить то, что заметил Батаров. Во всяком случае, потрясение с плацдарма западнее Слободзеи супостат прозевал. Противник вообще ошибся в определении замыслов советского командования: ожидал наступления на Кишинев, а вражеская оборона была прорвана северо - западнее Ясс и южнее Бендер.

Наши механизированные войска в районе Секешфехервар прорвали оборону противника, продвинулись на глубину до 12-ти километров. Пытаясь застопорить их, немецкое руководство бросило 22 Декабря в махач большое цифра своих FW-190, Ju-87 и Ме-109. Лётчики 611-го полка совершили 60 боевых вылетов, провели 8 воздушных боёв и сшибли 6 вражеских самолётов.

В одном из вылетов четверка "Яков" встретила три Ме-109. Первым заметил врага Батаров. Он атаковал их и сшиб единственный "Мессер". Появившаяся было четверка "Фоккеров", не решилась вступить в махач и скрылась в облаках. Тут же вывалился из облаков ещё единственный Ме-109, может быть, отставший от первой тройки. Через полторы минуты пылающий, чадящий чёрным дымом "Мессер", сражённый Оськиным, врезался в землю.

В напряженной боевой работе прошли все дни до 25 Декабря. Прикрывая наземные войска, сопровождая штурмовики, вылетая на разведку, лётчики полка уничтожили 10 автомашин противника, немного бронетранспортеров, бензозаправщик, сшибли и уничтожили на земле 15 вражеских самолётов, уничтожили свыше 100 служивый и офицеров врага.

28 Декабря группа истребителей, ведомая Михаилом Батаровым была направлена в район Замоль - Мох - Баклаш. Во время полёта группа была атакована сверху и в хвостище истребителями противника. Однако наши лётчики проявили максимум бдительности, и первая вражеская штурмовая вылазка успеха не имела. Более того, Батаров в наборе высоты сшиб "Мессер". Но и мы понесли тяжелую утрату. В ходе завязавшегося боя Капитан К. Л. Черногор, как уже часто бывало, забыл об осторожности. Он грубо бросился за одним из врагов, оторвался от ведомого, от группы, и прочий "Мессер" с дальней дистанции поджёг его истребитель. Наш лётчик выпрыгнул из кабины, но его парашют не раскрылся. Позже установили, что лямки подвесной системы, а с ними и вытяжной тросик парашюта были перебиты пулеметной очередью.

...Наступил Новый 1945 год. 13 Января Капитан М. Ф. Батаров сорвал в районе Замоль атаку 30 немецких танков. Сначала группа Батарова в составе шести "Яков" сама обрушилась на противника, рассеяла находившихся на танковой броне вражеских автоматчиков, вынудила танкистов завернуть на исходные позиции. Затем по указанию Батарова, по танкам нанесли потрясение "Илы" 10-го ШАК. Они целиком разгромили вражескую группировку. Утром следующего дня Батаров с Шуваловым обнаружили новое скопление танков и бронетранспортеров врага, на тот самый раз юго - западнее города Секешфехервар.

В начавшейся наступательной операции 611-му Перемышльскому ордена Суворова истребительному авиационному полку 16 Марта 1945 года поставили задачу закрыть войска 4-й Гвардейской армии в районе Замоль - Патка - Секешфехервар. Первым во главе шестерки Як-3 поднялся с аэродрома Михаил Батаров.

За Секешфехерваром встретили пять групп FW-190, летящих в направлении на Замоль, по 8 самолётов в каждой группе, и прикрывающие "Фоккеров" два Ме-109. По команде Батарова пара Трусов - Рымарь сшибла ведущий "Мессер", а Батаров в то же время сшиб ведущий "Фоккер". Выпрыгнувший с парашютом германский пилот спускался на землю между двух падающих чадных факелов. Видя эту картину, вражеские лётчики кинулись кто куда, побросав бомбы на собственные войска.

К Апрелю 1945 года начальник эскадрильи 611-го истребительного авиаполка ( 288-я истребительная авиационная дивизия, 17-я Воздушная вооруженные силы, 3-й Украинский фронт ) Майор М. Ф. Батаров совершил 322 боевых вылета, провел 72 воздушных боя, в которых сшиб лично 15 самолётов противника и 1 в составе группы.

В течение 2 Апреля одним духом наступающие войска 3-го Украинского фронта заняли города Эйзенштадт, Нейкирхен, Глогенау и Петендорф, завязали бои за Винер - Нейштадт, которым и овладели на следующий день. А 6 Апреля наземные войска фронта перерезали автомагистраль западнее Вены и завязали бои на южной окраине города.

Воздушного противника наши лётчики встречали все реже. Походило на то, что силы немецкой авиации иссякли. Свои войска супостат, если и прикрывал, то в основном мелкими группами по 2 - 4 истребителя. Немецкие самолёты "лазили" на больших высотах: явно, натурального горючего им остро не хватало, приходилось пользоваться эрзацами, а от эрзацев на малых и средних высотах чрезмерно скоро перегревается двигатель.

Прикрывая атакование наземных войск в районе Винер - Нейштадт - Эрлих, лётчики 611-го полка провели три воздушных боя. В дном из вылетов шестёрка "Яков" встретила шестёрку модернизированных истребителей FW-190D. Эти самолёты имели моторы не воздушного, а водяного охлаждения, прыть у них была больше, чем у прежних "Фоккеров".

Лётчиков на эти машины, видимо, подобрали смелых: шестерка "Фоккеров" действовала согласованно, выполняла маневры, как единственный самолёт, и не дрогнула при атаке группы Батарова, хотя единственный FW-190D был сбит первыми же залпами "Яков". Правда, "Фоккеры", как как правило, немедля сбросили бомбы. Но облегчились не для того, чтобы удрать, а чтобы вступить в мордобой. Начали же они мордобой по - прежнему в плотном строю пар, применив горизонтальный маневр, что свидетельствовало об отсутствии боевого опыта. Ведущей паре "Фоккеров" удалось забежать в хвостище самолёта Лейтенанта Шувалова.

Батаров, зайдя в хвостище "Фоккерам", увлекшимся преследованием Шувалова, снизу позади всадил в брюшко ведущего вражеской пары длинную очередность снарядов и пуль. "Фоккер" взорвался. В разные стороны полетели двигатель, доля фюзеляжа с хвостовым оперением, крылья. Пораженный осколками взорвавшегося самолёта, вошел в штопор ведомый FW-190D, летевший впритирку к ведущему. Уцелевшие "Фоккеры", протрезвев, спаслись крутым пикированием и ушли на запад.

С 3 по 5 Апреля, вылетая уже с аэродрома Трауэсдорф, полк совершил 142 боевых вылета. Пилоты непрерывно вели разведку войск и техники противника, прикрывали наступающие войска. За эти дни Михаил Батаров сшиб единственный Ме-109.

8 Апреля лётчики 611-го полка перебирались на аэропорт Мюнхендорф, всего в 20 километрах южнее Вены. Главной задачей для них оставалось прикрытие наземных войск, штурмующих Вену. Ограждая стрелков, артиллеристов и танкистов от воздушного противника, полк сделал 18 боевых вылетов.

В одном из них, шестерка Як-3, ведомая Батаровым, находясь на высоте 3500 метров в районе севернее Вены, обнаружила ниже себя 18 фашистских штурмовиков FW-190. Майор М. Ф. Батаров приказал штурмовать врага парами. Надёжно прикрытый Шуваловым, он сшиб самолёт ведущего первой шестерки вражеских машин. Затем сшибли "Фоккер" из второй шестерки, подожгли и третий "Фоккер", завертевшийся в огненном штопоре.

Враг ещё не успел опомниться, когда шестерка "Яков" атаковала его второй раз, уже снизу. "Фоккеры" принялись панически "облегчаться", сбрасывая бомбы на собственные войска. Наши истребители вынуждены были отвернуть, чтобы не встретиться с падающими бомбами. Противник воспользовался этим и стал переворотами покидать на запад, да так прытко, что только Батаров с Шуваловым смогли настичь и подбить ещё одного гитлеровца. В тот самый день начальник 2-й эскадрильи Михаил Батаров сшиб 16-й самолёт врага.

К концу войны, летая на истребителях конструкции А. С. Яковлева, отважный лётчик совершил 350 успешных боевых вылетов, в 75 воздушных боях уничтожил 18 вражеских самолётов лично и 1 - в группе с товарищами. 8 Августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны Михаил Федорович продолжил службу в ВВС. В 1957 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава при Военно - Воздушной Академии. С 1981 года Генерал - Майор авиации М. Ф. Батаров - в отставке. Жил в Москве. Награжден Орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( трижды ), "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" 3-й степени, медалями.

Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Бекашенок Mihail Bekashenok

Гвардии Капитан М. В. Бекашенок за период войны совершил 170 успешных боевых вылетов, участвуя в 50 воздушных боях, сбил 18 самолетов противника..
читать далее

Михаил Борисов Mihail Borisov

Младший лейтенант М. А. Борисов участвовал в отражении налёта авиации противника на Новороссийск. Во время боя с 5 вражескими бомбардировщиками..
читать далее

Михаил Гриб Mihail Grib

Михаил Гриб - Герой Советского Союза, морской лётчик, командир звена 6-го гвардейского авиационного полка (62-я авиационная бригада ВВС..
читать далее

Михаил Громов Mihail Gromov

В 1940-41 нач. ЛИИ. Во время ВОВ был командиром авиадивизии, командующим ВВС фронта, командующим Воздушными армиями.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий