Известные люди

»

Михаил Борисов

Михаил Борисов Mihail Borisov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 11.11.1917
Младший лейтенант М. А. Борисов участвовал в отражении налёта авиации противника на Новороссийск. Во время боя с 5 вражескими бомбардировщиками уничтожил 3 из них, совершив 2 тарана на горящем истребителе.0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина, медалями. Навечно зачислен в списки воинской части.

Родился 11 Ноября 1917 года в селе Топтыково, сегодня Чаплыгинского района Липецкой области, в семье крестьянина. С 1938 года в Красной Армии. В 1939 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. Работал инструктором - лётчиком во Фрунзенском аэроклубе Москвы. В 1941 году призван в ряды Военно - Морского Флота.

С Июля 1942 года в действующей армии. 7 Июля 1942 года первым из лётчиков полка уничтожил вражеский самолёт Ju-88, а 3 и 4 Августа 1942 года сшиб ещё 2 самолёта. За непродолжительный отрезок времени участия в Великой Отечественной войне совершил 100 боевых вылетов.

10 Августа 1942 года лётчик 62-го истребительного авиационного полка ( ВВС Черноморского флота ) Младший лейтенант М. А. Борисов участвовал в отражении налёта авиации противника на Новороссийск. Во время боя с 5 вражескими бомбардировщиками уничтожил 3 из них, совершив 2 тарана на горящем истребителе. В этом бою погиб.

6 Мая 1965 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина, медалями. Навечно зачислен в списки воинской части.

* * *

Михаил родился в семье крестьянина - бедняка. В 14 лет приехал в Москву, поступил на предприятие учеником столяра. Одновременно окончил среднюю школу и аэроклуб, а в 1939 году - 2-ю Краснознамённую школу военных лётчиков имени В. П. Чкалова в городе Борисоглебске. Служил в Белорусском Особом военном округе. В Декабре 1939 года во время патрулирования в составе звена И-16 перехватил германский разведчик Ju-88 и заставил его приземлиться на нашей территории, за что был уволен из армии. Работал инструктором - лётчиком во Фрунзенском аэроклубе Москвы, эатем командиром звена.

С началом войны Борисова призвали в армию, но направили не на фронт, а во 2-й запасной авиаполк морской авиации, где ему предстояло овладеть материальной частью нового самолёта и обучать других, мобилизованных из запаса лётчиков.

В Марте 1942 года совместно с группой лётчиков запасного авиаполка Борисов был зачислен командиром звена 62-го истребительного авиаполка ВВС Черноморского флота, но только в начале Июля 1942 года полк включился в боевые действия. С аэродрома Мысхако близ Новороссийска лётчики летали на прикрытие этой базы флота, сопровождали корабли, вели воздушную разведку в тылу противника, сопровождали на поручение бомбардировщиков и штурмовиков.

7 Июля Михаил Борисов в паре со своим ведомым сержантом Низовским уничтожил бомбардировщик противника Ju-88, фотографировавший военные объекты Новороссийска. Своей первой победой Михаил открыл боевой счёт полка.

К началу Августа на счету Борисова было уже 2 сбитых бомбардировщика и 1 истребитель Me-109.

Для поддержки войск Северо - Кавказского фронта на Новороссийском и Туапсинском направлениях в Августе 1942 года была создана морская авиагруппа, которой командовал Генерал - Майор авиации П. П. Квадэ. С выходом противника в районы Новороссийска, Туапсе и Главного Кавказского хребта сухопутные войска поддерживала вся авиация фронта и флота.

Боевое управление авиационными частями осуществлялось с флагманского командного пункта ВВС на основе плана боевых действий, утверждаемого Военным советом флота. Уточнение и конкретизация задач производились путём частных приказов и боевых распоряжений.

Самолёты Пе-2 и СБ каждый день наносили бомбовые удары по врагу. Лётчики - истребители самоотверженно дрались в небе Кавказа. В этих боях отличились лётчики 62-го истребительного авиаполка ( начальник Майор В. И. Васильев ). Так, только 10 Августа, когда бои уже перекинулись в район предгорий Кавказа и жаркие воздушные бои разгорались над Hовороссийском, они сшибли 19 немецких самолётов. В тот самый же день бессмертный геройский поступок совершил начальник звена Младший лейтенант Михаил Алексеевич Борисов.

Истребители в тот самый день барражировали над Новороссийской базой. Немцы оголтело рвались к порту совершая единственный налёт за другим. Они бросили на град 59 бомбардировщиков и 20 истребителей, в то время как советская край отправила на перехват машины 7-го и 62-го авиаполков. Наши лётчики заявили о сбитии 6 бомбардировщиков He-111 и 3 истребителей Ме-109, при потере 2 своих ЛаГГ-3.

Возвращаясь на аэропорт затем ныполнения боевого задания, Борисов по радио получил с командного пункта предупреждение о том, что на высоте 5000 метров на Новороссийск идут 5 вражеских бомбардировщиков. Он решил перехватить врага на подходе и не предположить его к городу. Вдвоём с ведомым - сержантом Василием Холявко ринулись они в атаку. Воздух наполнился рёвом моторов короткими строчками пулемётных очередей.

Борисов первым обстрелял ведущего и подбил ему единственный из моторов. Одновременно его ведомый полоснул по бензобакам замыкающего "Хейнкеля-111", тот, что, вспыхнув, взорвался.

Борисов на своем "ЛаГГе" сызнова атаковал головной "Хейнкель". Пули уже сверлили фюзеляж и плоскости вражеского самолёта, как как снег на голову агрегатина Борисова запылала. Можно было вылезти из боя и постараться сшибить полымя, но Борисов не отвернул. Он свято чтил традицию полка: "Бить фашистов, покуда в лентах есть ещё патроны, а агрегатина подчиняется воле пилота !"

Лётчик повёл свой горящий самолёт в атаку на ближний "Хейнкель". Машины столкнулись. "Хейнкель" развалился на куски и упал в море. Борисов очнулся от страшного удара. Он увидел внизу под собой ещё единственный самолёт врага. Из последних сил пилот бросает свой израненный "ястребок" на вражеский самолёт и обрубает ему хвостище. Теперь уже 3 машины, кувыркаясь, падают вниз, к синей черноморской воде...

Так погиб черноморский лётчик - истребитель М. А. Борисов, совершив в одном бою 2 тарана. Он продолжал сражаться более того тогда, когда кончина смотрела ему в глаза. Он заставил её отойти, чтобы причинить ещё единственный потрясение по врагу.

Гибель Михаила Борисова поразила собственный состав полка. Однако она не вызвала ни страха, ни уныния. В тот день воздушные бои на подступах к Новороссийску разгорелись с невиданной силой. Лётный состав полка за день сделал по 3 - 4 боевых вылета. В воздушных боях в тот самый день было сбито 16 самолётов врага.

Яркая, самоотверженная боевая существование Михаила Борисова и в эти дни остаётся примером мужества и бесстрашия. За беззаветное мужество и самоотверженность, неодолимую волю к победе над врагом, 23 года через ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Он навечно зачислен в списки воинской части. Его именем названо село Борисовка ( бывшее Супнели ) Pаздольненского района Крымской области.

Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Гриб Mihail Grib

Михаил Гриб - Герой Советского Союза, морской лётчик, командир звена 6-го гвардейского авиационного полка (62-я авиационная бригада ВВС..
читать далее

Михаил Громов Mihail Gromov

В 1940-41 нач. ЛИИ. Во время ВОВ был командиром авиадивизии, командующим ВВС фронта, командующим Воздушными армиями.
читать далее

Михаил Евтеев Mihail Evteev

Гвардии капитан М. И. Евтеев совершил 285 боевых вылетов, в 65 воздушных боях сбил лично 10 и в составе группы 6 вражеских самолётов. 28 Сентября..
читать далее

Михаил Жуков Mihail Jukov

Всего произвёл 101 боевой вылет, участвуя в 16 воздушных боях, сбил 7 самолётов противника лично и 3 - в группе с товарищами. За мужество и отвагу,..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий