Известные люди

»

Михаил Гриб

Михаил Гриб Mihail Grib Карьера: Авиатор
Рождение: Россия с.Плескачевка, 2.10.1919 - 11.8
Михаил Гриб - Герой Советского Союза, морской лётчик, командир звена 6-го гвардейского авиационного полка (62-я авиационная бригада ВВС Черноморского флота), гвардии старший лейтенант. Родился 2 октября 1919 года.За период свое боевой деятельности он совершил 510 успешных боевых вылетов, провёл десятки воздушных боев. За период службы награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

Михаил Гриб родился 2 Октября 1919 года в селе Плескачевка, в настоящий момент Смелянского района Черкасской области, в семье крестьянина. Окончил среднюю школу. В 1937 году был призван на службу в Военно - Морской Флот. В 1940 году окончил Ейскую военную авиационную школу морских лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Воевал в составе 8-го истребительного авиационного полка ( ВВС Черноморского флота ), летал на И-16. Особенно отличился в боях летом 1942 года. В те дни, в небе осаждённого Севастополя, всё время "висели" вражеские бомбардировщики. Нашим лётчикам приходилось туго: они непрерывно подвергались атакам со стороны многократно превосходивших сил врага. И тем не менее, черноморские авиаторы с честью выходили из неравных схваток. Так, только за немного Июньских дней, Михаил Гриб лично сшиб 4 вражеских самолёта. Однополчане так вспоминают о своём боевом товарище:

"Небольшого роста, предприимчивый, подвижный, порывистый, с открытым мужественным лицом, с сильно сидящими глазами под густыми светлыми бровями, Михаил Гриб виртуозно владел самолётом, прошёл школу суровых испытаний войны. Он принимал участие в боях при обороне Одессы и Севастополя. Когда Гриб вёл группу, у лётчиков прибавлялось сил и уверенности. Как дорого и как собак нерезаных значит на войне вера в своего командира, вера в то, что он в самой сложной обстановке найдёт и примет единственно правильное заключение, отыщет тракт к победе".

Однажды Михаил Гриб вылетел на поручение с Александром Катковым. Лётчики научились практически с полуслова осознавать товарищ друга. И на тот самый раз, вылетев сообща, они без малого безотлагательно же повстречались с здоровый группой "Юнкерсов", идущих в сопровождении 9 истребителей Ме-109. Наша пара устремилась в атаку. В течение нескольких минут самолёты крутились в воздушном клубке, выписывая самые немыслимые фигуры. Но вот длинная очередность полоснула по машине Лейтенанта Гриба. Лётчик ощутил резкую боль в спине и левой ноге. Рука соскользнула с сектора газа и повисла плетью. В кабине появился едкий дым.

Прикрываемый Александром Катковым, Михаил Гриб дотянул до своего аэродрома и благополучно посадил искалеченную машину. А на земле, тем временем, догорали обломки "Мессершмитта" - 12-го по счёту немецкого самолёта, сбитого отважным лётчиком в небе Севастополя.

К Августу 1942 года начальник звена 6-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 62-я Авиационная бригада, ВВС Черноморского Флота ) Гвардии старшой лейтенант М. И. Гриб совершил 250 боевых вылетов, провёл 56 воздушных боёв, в которых сшиб 10 самолётов противника. 23 Октября 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Несколько позже Михаил Иванович сражался в небе Кавказа и Украины.

С Января по Июнь 1943 года 6-й ГвИАП базировался на аэродроме Геленджик и выполнял задачу по прикрытию военно - морской базы, кораблей и войск на Мысхако, а таже сопровождал штурмовики 11-й штурмовой авиадивизии, в состав которой он входил совместно с 8-м Гвардейским и 47-м штурмовыми авиаполками.

Только в Марте 1943 года лётчиками полка было сбито 36 самолётов противника. В единственный из дней, отрабатывая со своим ведомым технику пилотирования, Герой Советского Союза М. И. Гриб заметил большую группу Ju-87, шедших на бомбёжку наших плавсредств под прикрытием истребителей. Мгновенно оценив обстановку, Гриб сообща с Лазутиным с ходу пошёл в атаку на четвёрку "Мессеров". Связав их боем, смельчаки сшибли два Ме-109, а вторую пару обратили в бегство. Поднятые в воздух дежурные истребители схватились с бомбардировщиками и сшибли ещё 4 вражеских самолёта. В результате бомбовой потрясение врага был сорван. Гвардейцы без потерь вернулись на свой аэровокзал.

В Июле 1943 года полк, очень потрёпанный в тяжелейших боях, был выведен в тыл на переформирование. Там их ждали новенькие истребители Як-9Д. На боковом капоте мотора всех машин был нарисован Гвардейский знак, а на бортах фюзеляжа - громадный порядковый номер, чтобы быть легче отличимыми в воздухе. На киле самолётов, лётчики которых имели на боевом счету сбитые самолёты, техники рисовали между лучами красной звезды маленькие звёздочки по числу официальных побед. В начале Декабря полк перелетел на авангардный аэропорт Анапа для продолжения боевой деятельности и вскоре заново оказался в самой гуще войны.

10 Февраля 1944 года в одной из схваток самолёт Капитана Гриба был подбит "Мессером" и лётчику пришлось поврежденную машину сажать на вынужденную посадку, в районе Керчи. Произошло это только оттого, что его ведомый Лейтенант Иванов, увлекшись погоней за самолётом врага, оставил своего командира без прикрытия. Михаил Гриб, убежденный в том, что хвостище его машины надёжно защищен ведомым, заметил "Мессершмитт" уже в концевой миг...

Гриб попытался резким маневрированием оставить от смертоносного огня, но на какую - то долю секунды задержался. Снаряды и пули ударили по мотору и правой плоскости его "Яка". Бросив машину без малого в отвесное пике, он оторвался от атаковавшего его "Мессера" и с заклинившим мотором сел под боком от позиций наших артиллеристов. Несмотря на ссадины и ушибы, полученные при посадке "на живот", Михаил Гриб в тот же день возвратился в полк и продолжал летать на боевые задания. Правда уже с другим ведомым. В 15 часов 45 минут, в районе Большой Бабчик он сшиб свой очередной Ме-109.

Спустя всего немного дней, 15 Февраля 1944 года, Михаил Гриб праздновал уже свою 14 победу. Вместе с ним отличились Шапочкин, сбивший в тот самый день безотложно 3 самолёта ( доведя свой счёт до 8 побед ), Кологривов, Войтенко и другие лётчики полка.

С Апреля 1944 года Михаил Гриб стал командиром 3-й эскадрильи 6-го Гвардейского авиаполка. Летал он в паре с Владимиром Вороновым, тот, что позднее вспоминал:

"Все лётчики и техники с радостью отнеслись к этой новости. Гриб был опытным воздушным бойцом, прошёл большую и суровую школу войны и в числе первых лётчиков полка был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. В ту пору ему было 25 лет. Нам не раз приходилось летать с ним на боевые задания, и мы неплохо знали о его смелости не по рассказам других, а по своим личным наблюдениям. Пилотировал он смирно, без лишних резких движений, в чём немедленно чувствовалась длань опытного воздушного бойца".

В Августе 1944 года, по инициативе командира полка Героя Советского Союза Гвардии подполковника М. В. Авдеева, над аэродромом были проведены показательные воздушные бои командиров эскадрилий. Победителем оказался Михаил Гриб, проявивший все лучшие свои качества лётчика - истребителя. В середине Августа М. И. Гриб совершил немного вылетов на "свободную охоту" со своим бывшим напарником Владимиром Вороновым. В одном из таких полетов им удалось причинить немаловажный урон врагу. Вспоминает В. И. Воронов:

"Мы настигли артиллерийскую батарею и разметали противника огнём из пушек и пулемётов. Немецкие солдаты, спасаясь от нашего огня, разбегались по канавам и ямам. Я восхищался мастерством Гриба. Каждая его очередность находила врага, метко поражая выбранную мишень. Я старался не отставать от своего командира. Атака следовала за атакой. После метких очередей мы проносились так невысоко, что порой казалось, столкновение с землей неизбежно. Я понял тяготение командира зацепить винтом или обтекателем радиатора за головы разбегающихся вражеских служивый и стремился работать то же самое".

В конце Августа эскадрилья Гриба первой перебралась на румынский аэропорт Мамайя и подготовила его для приёма остальных самолётов полка. А в Сентябре Капитан Гриб во главе четвёрки "Яков" первым произвёл посадку на ограниченную площадку аэродрома Балчик ( территория Болгарии ), проявив при этом высокое лётное мастерство. Однако, тот самый аэропорт по своим размерам не мог снабдить базирование всех истребителей полка, оттого уже на следующий день группа Гриба вернулась назад на аэропорт Мамайя.

В Январе 1945 года Михаил Гриб убыл на курсы усовершенствования офицерского состава и, таким образом, битва для него закончилась. За отрезок времени близкое боевой деятельности он совершил 510 успешных боевых вылетов, провёл десятки воздушных боев. На Болгарской земле упал завершающий сбитый им "Хейнкель" - 20-й по общему счёту вражеский самолёт. Число же личных побед, в различных источниках, трактуется по разному. Бывший начальник 6-го ГвИАП Герой Советского Союза М. В. Авдеев в своей книге "У самого Чёрного моря" ( доля 3 ) указывает на 16 побед.

После окончания войны Михаил Иванович продолжил службу в ВМФ. В 1955 году окончил Военно - Морскую ёкадемию. С 1968 года Гвардии полковник М. И. Гриб - в запасе. Жил в Ростове - на - Дону. За отрезок времени службы награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Громов Mihail Gromov

В 1940-41 нач. ЛИИ. Во время ВОВ был командиром авиадивизии, командующим ВВС фронта, командующим Воздушными армиями.
читать далее

Михаил Евтеев Mihail Evteev

Гвардии капитан М. И. Евтеев совершил 285 боевых вылетов, в 65 воздушных боях сбил лично 10 и в составе группы 6 вражеских самолётов. 28 Сентября..
читать далее

Михаил Жуков Mihail Jukov

Всего произвёл 101 боевой вылет, участвуя в 16 воздушных боях, сбил 7 самолётов противника лично и 3 - в группе с товарищами. За мужество и отвагу,..
читать далее

Михаил Зарецких Mihail Zareckih

Лейтенант М. А. Зарецких совершил 150 боевых вылетов, нанёс противнику огромный урон в живой силе и боевой технике. Всего совершил 182 успешных..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий