Известные люди

»

Михаил Светлов

Михаил Светлов Mihail Svetlov Карьера: Поэт
Рождение: Россия, 17.6.1903 - 28.9
Михаил Светлов - русский и советский поэт и драматург. Родился 17 июня 1903 года.Наиболее известными произведениями Михаила Светлова являются: стихотворения Гренада, Итальянец, пьеса о колхозной жизни Глубокая провинция и др.

Его именем называли пароходы, шахты, улицы и библиотеки. Строки из его стихотворений становились цитатами, а песни, положенные на музыку профессиональными композиторами, считались народными. Его сочинения знал наизусть Маяковский, в своем далеке их приподнято оценила Цветаева, их любила Ахматова. В ранние годы творчества критики называли его советским Гейне (и ругали!), а в зрелости - русским Экзюпери (и также ругали!). Его "прорабатывали", о нем спорили, предрекая скорую творческую погибель за "отрыв от масс"... А он был любимцем молодежи, кумиром, "звездой", при упоминании его имени вставали залы. Он будто слился с эпохой, став периодом жизни целого поколения, боготворившего его.

Светлов родился в 1903 году на Украине, а не стало его 35 лет обратно. Целая бытие прошла с тех пор - стали сорокалетними дети, которые напевали в пионерских отрядах: "Мы шли под шум канонады...". И все любили эту песню.

После его смерти писательница Вера Инбер сказала: "Он был единственным в своем роде, и местоположение Светлова в нашей поэзии останется не занятым никем".

Но местоположение Светлова осталось не занятым не только в поэзии, но и в душах миллионов людей, бытие которых озарялась его стихами. Они шли также - Михаил Светлов и бойцы Гражданской, Светлов и первые комсомольцы, Светлов и испанские интернационалисты, Светлов и солдаты Великой Отечественной. Сколько поколений выросло на стихах Светлова - три, четыре?

В "Заметках о моей жизни" Михаил Аркадьевич писал: " Мне, вспоминая, не стоит труда обусловить главную черту комсомольцев моего поколения. Эта главная черта - влюбленность. Влюбленность в мордобой, когда Родина в опасности, влюбленность в работа при созидании нового мира, влюбленность в девушку с мечтой совершить ее спутницей всей своей жизни, влюбленность в поэзию, в искусство, которое ты ни при каких обстоятельствах не покинешь".

Ночь стоит у взорванного моста,

Конница запуталась во мгле...

Парень, презирающий удобства,

Умирает на влажный земле.

Теплая полтавская погода

Стынет на запекшихся губах,

Звезды девятнадцатого года

Потухают в молодых глазах.

Он ещё вздохнет, застонет чуть,

Повернется на бок и умрет,

И к нему в простреленной шинели

Тихая пехота подойдет.

Сегодня Светлова молодая поросль без малого не знает: "так, слышали что-то". И приходя в московскую юношескую библиотеку, носящую имя поэта, пацаны спрашивают: а кто это - Светлов? Его имя не упоминается в последних литературных справочниках и энциклопедиях для детей и молодежи, его произведения не включены в учебные курсы школ и вузов. Не поют по радио его песен и не читают с эстрады стихов, а книги воспоминаний о Светлове стали библиографической редкостью.

Что же случилось? Злой умысел или немодные ассоциации с комсомолом? Переоценка ценностей или пренебрежение литературой советского периода? Но Светлов ни при каких обстоятельствах не принадлежал к номенклатурно-литературной элите, он не был "идеологическим генералом". Его почитали и любили ещё здравствующие сегодня литераторы и артисты, певцы и несложно обыкновенные люди, для которых он и писал. Несколько публикаций в юбилейные дни 90 и 95-летия - и все. Неужели забыли, разве годы бурной политизации, издательский вал и поп-культура выдавили, стерли имена поэтов и писателей, любимых народом, классиков отечественной литературы XX столетия? Так потому что потеряем Пастернака и Паустовского, как раньше теряли многих. Походя. А посредством многие годы спохватывались, лихорадочно "возрождая" их имена.

Но светловский кострище не окончательно угас. Угли тлеют, и свежий ветерок вот-вот раздует их. Совсем недавно в Государственном литературном музее в Трубниковском переулке появилась афиша с приглашением на закат дня памяти поэта Михаила Светлова.

Человек тридцать было в зале. Кто-то пришел с веткой осенних листьев, а кто-то со старым томиком светловских стихов. Литературовед, публицист Лев Алексеевич Шилов, сохранивший для потомков уникальные записи голосов многих выдающихся деятелей культуры и, конечно, Светлова, Лидия Борисовна Либединская - ученица и приятель Михаила Аркадьевича, непревзойденная рассказчица и отличный беллетрист. Люди, знавшие Светлова, и публика - тихая, внимательная, не весьма юная, - все слушали удивительные рассказы о жизни поэта, распевали его песни, смотрели уникальные кадры хроники. В зале была особая атмосфера - атмосфера восхищения, добра и грусти. Светловские вирши не показались архаичными, его мысли по-прежнему остры и современны. Они трогают, будоражат. Очень личностные, порой интимные, строки Светлова словно проникают в тебя - они твои:

Молодежь не поймет

наших грустных усилий

Постаревшие люди,

быть может, поймут

Это припозднившийся Светлов. Судьба же поэта была типичной для его поколения. Понятная и открытая, а мысли были ясными, конкретными. А мечты, как и положено в юности, - прекрасными. Светлов ворвался в литературу с переполнявшими его чувствами любви к Родине - как романтик, мечтатель, как полпред своих ровесников, строящих новую существование.

Он родился и вырос в Екатеринославе (Днепропетровске), в сильно бедной семье. Настолько бедной, что когда в газете были напечатаны первые вирши четырнадцатилетнего подростка, он на весь гонорар купил большую буханку белого хлеба. Вся семейство смогла съесть его вволю, и это было до того непривычно, что запомнилось насовсем...

Впервые Светлов приехал в Москву в 1920 году (ему было 17 лет!) в качестве делегата I Всероссийского совещания пролетарских писателей вкупе с друзьями - Михаилом Голодным и Александром Ясным. Все трое придумали себе писательские псевдонимы в духе того времени, без сомнения, подражая М. Горькому и Д. Бедному!..

Имя Михаила Светлова прозвучало на всю страну 29 августа 1926 года, когда в "Комсомольской правде" было напечатано его стихотворение "Гренада". Именно тот самый день стал поэтические днем рождения Светлова. Позднее Михаил Аркадьевич признавался, что аккурат в "Гренаде" он открыл самого себя. Автор "Гренады" предстал перед своими читателями как певец бескорыстных героев, которые погибают не бесследно - они братаются со всем миром, с далекой Гренадой. Светловская романтика не боится смерти и, перешагнув посредством нее, мечтает "допеть до конца" начатую песню отцов.

Вечер Маяковского в Политехническом. Стоят в проходах. Где-то тут и Светлов. Маяковский - его кумир. Гремят овации - Маяковский читает уже немного часов... Светлов весьма устал стоять и еле слышно выходит.

- Чего же ты ушел? - сокрушенно сказал Светлову сосед по общежитию. - Маяковский читал наизусть твою "Гренаду".

Владимир Владимирович не раз звонил Светлову - хвалил его вирши, подбадривал, давал литературные советы. А о "Гренаде" Маяковский сказал: "Мне стихотворение так понравилось, что я более того не заметил, какие там рифмы".

Марина Цветаева, которая в 1926 году уже жила за рубежом, писала Борису Пастернаку: "Передай Светлову, что его "Гренада" - мой милый - не сказала: мой наилучший стих - за все эти годы".

Невероятный фарт "Гренады" грозил Светлову, вовсе ещё молодому человеку, сделаться поэтом одного стихотворения. Ведь "Гренаду" знала вся держава. Ее читали в агитпоездах и в общежитиях, на площадях и в казармах. Ее более того напевали на известные мелодии - таким музыкальным, таким "песенным" было это стихотворение. Имя Светлова становилось легендарным - молодая поросль увидела в нем поэта, тот, что жил с нею не только на одной волне, но и понимал ее душевные устремления, чувства высокой гражданственности, жажду героизма. И говорил об этом нетрудно, без барабанного боя, вроде бы беседуя с другом.

И вот 36-й год. Война в Испании. "Во мне что-то от прорицателя", - сокрушался Светлов. В "Гренаде" он как будто предвидел испанскую трагедию.

Его песню распевали русские летчики под Гвадалахарой - ее тут же подхватили бойцы-интернационалисты, приехавшие из других стран. "Гренаду" переводили на многие языки, и быстро ее запела Европа.

Свой публицистический кино об Испании Константин Симонов назвал "Гренада, Гренада, Гренада моя".

В гитлеровском лагере смерти Маутхаузене "Гренада" была гимном заключенных...

И ещё о "Гренаде". Прошли годы. Отгремели войны. Но романтика баллады по-прежнему будоражила сердца. Первым музыку на светловские вирши написал Ю. Мейтус, и эту "Гренаду" пела юная Клавдия Шульженко. Позднее, в 1977 году, Микаэл Таривердиев представил цикл песен на вирши М. Светлова, посреди которых, конечно же, была и "Гренада".

Человек-легенда, каким он был? Баек и историй около Светлова ходило как собак нерезаных. От трибуна и певца Ленинского комсомола до юмориста и балагура. Ладно скроенный стереотип при жизни поэта некому было разрушить: друзья не могли, а властям это было на руку. Светлов был нужен - как символ, как песня. Миф, ореол стали его клеткой, его клише. Его поэтические и человеческие терзания никого не волновали. "Другой", "неизвестный" Светлов был чужд системе.

И Светлов на годы погружался в переводческую работу: с белорусского, туркменского, украинского, грузинского, литовского. Преподавал в Литературном институте и работал "в стол".

...Однажды, в 1935 году, к Светлову внезапно пришел ленинградский кинорежиссер Семен Тимошенко. Он делал картину "Три товарища", в которой должна была быть песня про Каховку и девушку. "Я устал с дороги, - сказал режиссер, - посплю. А ты, когда напишешь песню, разбуди меня".

Светлов вспоминал: "Каховка - это моя почва. Я, истина, в ней ни при каких обстоятельствах не был, но моя молодость узко связана с Украиной. Я вспомнил горящую Украину, свою молодость, своих товарищей... Мой товарищ Тимошенко спал кратковременно. Я разбудил его посредством сорок минут. Сонным голосом он спросил у меня: "Как же так у тебя стремительно получилось? Вэтого сорок минут прошло!" Я сказал: "Ты погано считаешь, прошло сорок минут, плюс моя жизнь".

А существование Светлова, вся его судьбина будто состояла из парадоксов. Один из первых и одержимых комсомольцев, он был исключен из комсомола. Веря в высокие идеалы революции, он ни в жизнь не вступал в партию. Создавая романтический образ современника, воспевая мечту о летящей к счастью и справедливости младой стране, он был гоним властями. Светлов добровольцем ушел на гражданскую, а его преследовали за симпатии к троцкистам. Он дошел до Берлина в 45-м, но был "невыездным" и ни в жизнь не видел той самой Гренады, которую прославил на весь мир.

Всенародно именитый Светлов не выглядел внушительным, важным и постоянно старался быть в тени. Не любил помпезности, президиумов. Все, что зарабатывал, раздавал людям, сам, порой, не имея ни копейки, и всю бытие печатал на старенькой сбитой машинке.

Постоянно находясь в гуще людей, посреди молодежи, студентов, коллег, поклонников, он был сильно одиноким человеком:

Сколько натерпелся я потерь,

Сколько намолчались мои губы.

Поэт-романтик, он ни в жизнь не был наивным, близоруким, восторженно оптимистичным. Уходили годы, и романтика поэта столкнулась с реальностью. Она повзрослела, стала неотделимой от лукавой и грустной усмешки, легкой иронии, скрытого юмора. И все же окрыляющее начало ни в жизнь не покидало Светлова. Он сказал однажды: "Человек жив, в то время как верит. Умирают не люди, а надежды". Черноволосый Светлов с неистово синими глазами, как говорила о нем О. Берггольц, исподволь превращался в задумчивого человека с печальными глазами. Он ещё верил в идеалы своей юности, видел прекрасную молодая поросль, писал для нее добрые и возвышенные вирши. Слава обгоняла его, толкала в спину, а он бежал от нее, боясь громких слов, неискренности и лжи.

Светлов прошел через годы, когда так непочатый край было барабанного боя, величания, бравурных поэтических рапортов. Он отходил в сторону, за что был бит, и более того на съездах писателей присутствовал без права решающего голоса... Годами его не печатали, не упоминали критики. Семен Кирсанов и Ольга Берггольц встали на защиту Светлова, и в 1959 году он вернулся в литературу: его новоиспеченный лирический сборник "Горизонт" был благосклонно принят. Но существовать оставалось так самое малое.

О, сколь мной уже забыто,

Пока я шел издаля!

Уже на юности прибита

Мемориальная доска.

Но все ж дела не так уж плохи,

Но я читателю знаком -

Шагал я продолжительно по эпохе

И в обуви, и босиком.

Удивительно привлекательным был Светлов, несмотря на свою не выигрышную внешность: высокая, узкая фигура, худое с удлиненным подбородком физиономия - и живые добрые глаза, застенчивая улыбка. У этого милого человека была внутренняя независимость и безупречный привкус, не позволяющий ему разделять людей по занимаемому положению. Его не интересовала известность. Он любил людей, сам держась в тени не только потому, что был скромен по натуре, - мироощущение поэта побуждало так новости себя. "Поэт - это тот, кому ничего не надобно и у кого ничего запрещено отнять", - сказал как-то раз Иосиф Уткин.

- Нет, - мягко возразил Светлов. - Поэт - тот, кому нужно все и тот, что сам хочет все возвратить.

Михаил Аркадьевич мог позвать в гости всех лифтерш дома с семьями "на пирожки" или дворников - "на гусей". Когда он в завершающий раз лежал в больнице, гонорар, присылаемый из разных издательств, горкой лежал на тумбочке... У всех приходящих Светлов спрашивал: "Тебе нужны капиталы? Возьми, возвращать не надо". А сыну, ухаживающему за ним, наказывал: "У здешней няни есть внучек. Ему шесть лет. Возьми его, поезжай в "Детский мир" и купи ему все новое: ботиночки, пальтецо, наряд. Старухе будет приятно".

А сам он ходил зимой в осеннем пальтецо и легких ботинках, порой не имел гроша в кармане...

Светлов не мог существовать без людей. Признавался, что в детстве воображал себя самими разными, героями прочитанных книг и только ни при каких обстоятельствах - Робинзоном. Одиночество Светлову нужно было только для работы, а для общения - вся почва. Он всегда был окружен молодежью, с неослабевающим интересом всматривался в новые лица и, как никто прочий, с огромной ответственностью преподавал в Литературном институте. Студенты обожали его, а он не мог без них. В одной из своих анкет в графе "общественная работа" Михаил Аркадьевич написал: "служба с молодыми поэтами".

Поэт Светлов по своей природе был очень музыкален. Почти все его вирши "поются", да и сам он оказался автором нескольких мелодий. Помните прославленный студенческий "Глобус"? Стихи написал Михаил Львовский, а музыка принадлежит Светлову, он придумал ее в годы войны для своей песни "За зеленым забориком".

А из "Гренады" пытались изготовить песню многие профессиональные композиторы. Были варианты лучше, похуже, но население знал одну - ту, которую сочинил в 1958 году Виктор Берковский, грядущий популярный бард, а тогда - студент из Запорожья. Эта музыка как словно была постоянно, как подобно тому как родилась сообща со стихами. Ее узнали и запели в студенческой среде, а в 1965 году песня впервой прозвучала по радио. Но Михаила Аркадьевича уже не было в живых.

Через три года позже кончины Михаила Аркадьевича, в 1967-м году, ему была присуждена (посмертно) единственная профессиональная награда - Ленинская премия по разделу "поэзия". Что это - политическая конъюнктура или официальное признание? Видимо, и то, и другое - идеологическая надобность приподнять на пьедестал поэта с лозунгом "Комсомол, я - твой поэт". Конечно, деваться некуда - высшая награда за творчество, за дар, за мастерство, а ещё - за честность и одержимость, которых у него никто не мог отобрать. Даже съезд писателей.

Могила Михаила Аркадьевича находится на Новодевичьем кладбище. Участок 6. Положите цветы, когда будете там. А вернувшись домой, откройте томик Светлова наугад, и вы ощутите чистоту и волшебство его поэзии, которая к нам во что бы то ни стало вернется. Впрочем, она уже возвращается:

Живого или мертвого

Жди меня двадцать четвертого,

Двадцать третьего, двадцать пятого -

Виноватого, невиноватого.

Как натура любит живая,

Ты люби меня, не уставая...

Называй меня так, как хочешь:

Или соколом, или зябликом,

Ведь приплыл я к тебе корабликом -

Неизвестно, днем или ночью.

У кораблика в тесном трюме

Жмутся ящики воспоминаний,

И теснятся бочки раздумий,

Узнаваний, неузнаваний...

Лишь в тебе одной узнаю

Дорогую судьбу мою.

Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Авдеев Mihail Avdeev

Авдеев, Михаил Васильевич, писатель, беллетрист (1821 - 76). Родился в Оренбурге, в семье богатого уральского казака, видного деятеля яицкого войска.
читать далее

Михаил Алексеев Mihail Alekseev

Михаил Павлович Алексеев российский литературовед, академик АН СССР (1958).
читать далее

Михаил Альбов Mihail Albov

Редкий выпускник филфака вспомнит нынче о Михаиле Ниловиче Альбове, писателе "демократической направленности". Талант Михаила Ниловича так и не..
читать далее

Михаил Ардов Mihail Ardov

Вышла новая книга воспоминаний протоиерея Михаила Ардова - "Монография о графомане". В нее вошли как старые истории, уже знакомые читателю по..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий