Известные люди

»

Олег Каравайчук

Олег Каравайчук Oleg Karavaichuk Карьера: Музыкант
Рождение: Россия, 28.12.1927
Композитора Олега Каравайчука одни называют гением, другие человеком со странностями, третьим он неизвестен, хотя, по большому счету, его произведения знают все. Каравайчук написал музыку к двумстам кинофильмам. Первым был Алеша Птицын вырабатывает характер 1953 года, затем Два капитана, Поднятая целина. Среди самых известных Короткие встречи и Долгие проводы Киры Муратовой, Монолог Ильи Авербаха.

Композитора Олега Каравайчука одни называют гением, другие человеком со странностями, третьим он неизвестен, хотя, по большому счету, его произведения знают все. Каравайчук написал музыку к двумстам кинофильмам. Первым был Алеша Птицын вырабатывает характер 1953 года, потом Два капитана, Поднятая целина. Среди самых известных Короткие встречи и Долгие проводы Киры Муратовой, Монолог Ильи Авербаха. Только за последние два года создана музыка к четырем картинам, но вот денег нигде не заплатили. Каравайчук автор музыки к Бесам в Малом драматическом театре, работал для Современника.

Вундеркинд

О Каравайчуке ходит столь легенд и слухов, что тяжело отделить правду от вымысла, тем больше что сам он меньше всего на эту тему переживает. Если вы помните кино Волга-Волга и одну из заключительных сцен, когда бойкий пионер садится за рояль и мастерски играет Много песен над Волгой звенело, то это и есть первое явление юного гения народу. Его игрой восхищался прочий гений фортепиано Генрих Нейгауз, вундеркинда милостиво гладил по головке сам Сталин.

Музыку Каравайчук пишет по ночам, когда все спят, причем предпочитает не нотную бумагу, а рулоны обоев, и не традиционные знаки, а древнерусские крюки. Живет Каравайчук в Комарово, в силу того что что в городе для него суетно и громко.

Шпион

Если вы когда-нибудь видели Каравайчука уже не забудете. В любое время года он неизменно в берете, из-под которого выбиваются длинные волосы, в темных очках, странноватом пальтеце или растянутом свитере. При этом Каравайчук так стремителен, что не сию минуту и поймешь, тварь божья какого пола промчалось мимо.

Он сам любит повествовать, что из-за странного вида и темных очков в советское время его неоднократно забирали в милицию как шпиона, бомжа или наркомана. Раз на вокзале в Москве Шукшин из-за меня дал по морде какому-то менту, тот, что ко мне на перроне приклеился, как будто я разведчик. Мент Шукшина узнал и безмолвно ушел.

В наволочке и лежа

Уже давнехонько Каравайчук по-особенному выглядит и на концертах он играет, обмотав голову наволочкой, чтобы никого и ничего не видеть: Играть людям весьма нелегко, они вызывают ощущение величайшей усталости, уже когда приходят. Они на меня влияют, на мне играют, я их темп беру. А зачем вы играете ещё и лежа? Мне так удобнее. Я бы в Филармонии весь оркестр положил, может, они тогда лучше бы играли. Во время концерта вы комментируете свою игру: Я играл как победитель или У меня лапа гениальна, как у зверя, или Ничего не получается. От чего это зависит? Даже от того, кого по дороге на концерт встретишь, какую публику. Сегодня такую жуткую, такую жалкоподобную, для меня все это так тяжело.

Монолог

Нужно произнести, что концерты Олега Каравайчука ежемесячно проходят в Музее-квартире художника Бродского на площади Искусств. Очередной намечен на 11 июня. Это не концерт в обычном понимании: программы нет, Олег импровизирует, перемежая куски собственных сочинений с отрывками из произведений классиков, которые не безотложно и узнаешь, вследствие того что что они даются в его собственной интерпретации. Для Каравайчука важны такие нюансы звука, о которых не то что простой дядя не всякий музыкант задумывается.

При этом он рассуждает вслух. Такое чувство, что мы слышим отрывки из бесконечного внутреннего монолога об искусстве. Например: Изящество это когда пропорции неравны. Массовое искусство жутко тем, что оно равномерно: если в фильме бьют в морду, то ещё и ударяют тебя каким-то музыкально-компьютерным нокаутом.

Еще человекоподобнее

Вы таковой незащищенный, неужто годы работы в кино ничему не научили?

Если бы научился, я бы так не играл. А помимо того джентльмен в текущее время сильно изменился.

По сравнению с советским?

Советский дядя также был жалкоподобен, но по-другому. Он в себе что-то таил.

Так джентльмен стал ещё хуже?

Еще человекоподобнее, а значит хуже. Есть вещи, которые я пророчески метко могу заявить, оттого что музыка позволяет макетировать перспектива. В этом, уместно сказать, ее высшее предназначение опережать время. Так вот, джентльмен все больше становится придатком машины, у него это на лице, в особенности женском. Я узнаю всех, кто сидит у компьютера. Человек-придаток для чего он? Обезьяна и муравей больше имеют смысла.

Режиссер как помеха

Как складывались ваши отношения с кинорежиссерами?

Мне существенно, чтобы при записи музыки в зале никого не было, чтобы режиссер ушел. Например, Кулиша вынужден был выгонять, хотя он изумительный дядя. Лучшего в восприятии музыки никого не было. Мне было так его жалостно, а что делать: он был тяжел, толст, от режиссера завсегда исходит какая-то волна, которая мешает. (Между прочим, самого Каравайчука, его взаимоотношения с режиссером и киногруппой изобразил Авербах в картине Голос. Композитора играл Сергей Бехтерев. Е. П.).

Но были же у вас друзья посреди киношников?

Параджанов, Муратова, Шукшин и в особенности Окуджава. Когда я писал музыку к картине Петра Тодоровского Верность, а сценарий принадлежал Окуджаве, все мы жили в Одессе, в гостинице. Как-то Булат меня позвал, чтобы я послушал его песни. Он просадил весь репертуар, часа три я слушал. До сих пор позабыть не могу. Когда я играю, подчас приближаюсь в лучших своих состояниях к тому, что делал Окуджава. Он называл это иронией по отношению к себе, я по-другому. Он был натуральный аристократ. Искусство это и есть аристократизм.

Признайтесь, гением себя чувствуете?

У меня абсолютно другое постижение о гении, чем то, которое выросло в литературе. У меня обратное. Поэтому, если я более того чувствую себя гением, то это не та гениальность. Я гений тогда, когда я ещё меньше муравья. Если вы хотите осмыслить, что такое безусловная дезинформация о гении, идите в филармонию и слушайте симфонический оркестр. Там смотрят на дирижера, играют пафосно, я играю совершенно прозаично. Великие композиторы слышат в себе полный оркестр, тот, что ничего общего с реальным не имеет.

P. S. Дисков с музыкой Каравайчука нет. Один из его друзей записывает все выступления маэстро, но для выпуска альбома нужны финансы. Может, найдется добрый джентльмен, тот, что поможет композитору покинуть музыку на память благодарным потомкам?

Так же читайте биографии известных людей:
Олег Литвишко Oleg Litvishko

Этот человек не получил корочки о высшем музыкальном образовании, но при этом успешно экспериментировал в рамках передовой электронной музыки. Он же..
читать далее

Олег Лундстрем Oleg Lundstrem

Олег Лундстрем - известный советский и российский музыкант, джазмен, руководитель оркестра и композитор. Родился 2 апреля 1916 года.Олег Лундстрем..
читать далее

Олег Митяев Oleg Mityaev

Родился 19 февраля 1956 года в г. Челябинске. Отец - рабочий Челябинского трубопрокатного завода. Мать - домохозяйка.В 1963г. поступил в начальную..
читать далее

Олег Петрович Oleg Petrovich

Петрович Олег Валерьевич родился 17.06.1975 года на Украине в Черновицкой области г. Новоселица.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий