Известные люди

»

Сергей Горелов

Сергей Горелов Sergey Pogorelov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 23.6.1920
Гвардии Капитан С. Д. Горелов совершил 214 боевых вылетов, в 47 воздушных боях лично сбил 24 и в составе группы 1 самолёт противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Родился 23 Июня 1920 года в селе Монастырщина, в настоящее время Кимовского района Тульской области, в семье крестьянина. Окончил Московский химический техникум. Работал на заводе. С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Борисоглебское военное авиационное училище лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с Июля 1941 года. Сражался в составе 165-го истребительного авиационного полка.

К Июлю 1944 года заместитель командира эскадрильи 111-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 10-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-я Воздушная вс, 1-й Украинский фронт ) Гвардии Капитан С. Д. Горелов совершил 214 боевых вылетов, в 47 воздушных боях лично сшиб 24 и в составе группы 1 самолёт противника. 26 Октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1952 году окончил Военно - Воздушную академию, в 1959 году - Военную академию Генерального штаба. В 1977 - 1981 годах был заместителем Главнокомандующего ВВС по ВУЗам - начальником ВУЗов ВВС. Заслуженный боевой лётчик СССР, Генерал - Полковник авиации. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( семь ! ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, медалями "За оборону Москвы", "За оборону Сталинграда", "За оборону Кавказа", "За оборону Киева", "За отбояривание Праги" и другими, иностранными орденами и медалями.

* * *

Сергей Горелов родился 22 Июня 1922 года в селе Монастырщино Кимовского района Тульской области, в бедной крестьянской семье. Отец - Горелов Дмитрий Дмитриевич ( 1869 - 1942 ), матушка - Горелова Наталья Моисеевна ( 1886 - 1961 ). После завершения учёбы в техникуме работал мастером на одном из московских заводов. В конце 1930-х годов окончил вектор движения планерного обучения и Дзержинский аэроклуб, находившийся в Химках ( Москва ). В 1938 году поступил в Борисоглебскую военную авиашколу, которую благополучно окончил намедни войны, а в начале Июля 1941 года принял боевое крещение под Львовом, летая в составе 165-го истребительного авиаполка на самолётах И-16 и И-153.

Летом 1941 года под Горьким освоил самолёт ЛаГГ-3, на котором воевал под Смоленском. Первую победу одержал в Августе 1941 года под Ельней, сбив корректировщик Hs-126. Позднее записал на свой счёт больше 20 вражеских самолётов.

Осенью 1941 года участвовал в битве за Москву. Сергею Дмитриевичу дважды приходилось скакать с подбитого самолёта на оккупированную территорию. За 3 месяца 1941 года он был сбит четырежды, но с каждым разом ещё сильнее рвался в мордобой. Затем, в составе сводной части, под Ногинском готовился к параду 7 Ноября 1941 года на Красной площади.

С 1942 года воевал уже в составе 13-го истребительного авиационного полка ( 25 Августа 1943 года преобразован в 111-й Гвардейский ), прошедшего все главные воздушные сражения Великой Отечественной войны: Сталинград, Кубань, Курск, Днепр, Тернополь.

Под Сталинградом, сражаясь на ЛаГГ-3, Сергей Горелов одержал немного побед, и получил свою первую награду - орден Отечественной войны I-й степени. К этому времени он занимал место командира эскадрильи. С Ноября 1942 года воевал на Ла-5, позднее - на Ла-5ФН. На самолётах Лавочкина лётчики его эскадрильи устроили немцам на Кубани второй "воздушный Сталинград". Также участвовали в боях под Курском, на Западной Украине, в Польше и Чехословакии.

В Апреле 1943 года лётчики 13-го авиаполка сражались над Малой Землёй. 20 Апреля на подступах к Мысхако разгорелся ожесточённый воздушный мордобой 16 советских лётчиков с здоровущий группой немецких самолётов ( 18 бомбардировщиков Не-111 и 22 истребителя Ме-109 ). В этой схватке 2 вражеские машины были сбиты, ещё 2 подбиты. Один из "Хейнкелей" был подбит Сергеем Гореловым. Задымив, он ушёл в сторону немецкой территории, его дальнейшая фатум неизвестна.

Уже на следующий день, 21 Апреля 1943 года, вылетев на поручение в составе шестёрки "Лавочкиных", в упорном воздушном бою с немалый группой вражеских самолётов ( 18 бомбардировщиков и 25 истребителей ), Лейтенант Сергей Горелов сшиб единственный "Хейнкель-111". Этот бепримерный по соотношению сил мордобой закончился победой наших лётчиков. Бомбардировщики противника не прорвались к передовым позициям советских войск. Было уничтожено 6 и подбито 3 вражеских самолёта. Наши потери составили 1 машину, пилот которой погиб...

3 Августа 1943 года войска Воронежского фронта перешли в контрнаступление на Белгородско - Харьковском направлении. В те дни лётчики 10-го истребительного авиационного корпуса 2-й Воздушной армии прикрывали районы сосредоточения и ввод в прорыв 1-й и 5-й Гвардейских танковых армий. При этом в особенности активно действовали полки 201-й истребительной авиационной дивизии.

Рано утром 3 Августа на сопровождение 12 штурмовиков Ил-2 вылетела десятка Ла-5ФН под командованием Старшего лейтенанта Сергея Горелова. В районе Белгорода их штурмовали 35 истребителей противника. Завязался воздушный махач, в котором наши лётчики сшибли 8 вражеских самолётов. При этом начальник эскадрильи С. Д. Горелов записал на свой боевой счёт разом две победы.

Осенью 1943 года советские войска прочно обосновались на Букринском плацдарме. Именно там, 6 Октября 1943 года Сергей Горелов был сбит, уже в 7-й раз, внезапно атаковавшим его на предельной скорости "Фокке - Вульфом". Этот промах был последним. Позднее, поднимаясь в воздух, Горелов неизменно чувствовал своё превосходство над противником, был уверен, что найдёт верный ход в всякий ситуации.

В те дни немецкое руководство пыталось сильными контрударами воссоздать линию обороны по Днепру. Вражеские самолёты непрерывно совершали налёты на мосты и переправы, на боевые порядки наших войск. В отдельные дни авиация противника совершала до 2200 вылетов. 14 Октября по Козинскому мосту всю темное время суток шли на плацдарм автомашины и танки. Это радовало. В то же время наше руководство тревожила дума, что враг может предпринять массированный налёт на тот самый значимый предмет. Именно так и случилось.

С запада показались вражеские самолёты. Их было немного групп. Но противнику не удалось прицельно бомбить мост, оттого что их дерзко атаковала восьмёрка "Лавочкиных". Рассыпалась головная девятка "Юнкерсов", рассеялась и вторая. Вот грубо пошёл на понижение единственный германский бомбардировщик, потом задымил второй, далее третий... Как выяснилось позднее, восьмёрку наших истребителей, сбивших на глазах многих тысяч совдеповский бойцов 10 вражеских бомбардировщиков, возглавлял Гвардии Старший лейтенант С. Д. Горелов.

В 1944 году он был удостоен ордена Александра Невского. Авиаэскадрилья, находившаяся под его командованием, за месяц боёв уничтожила 25 вражеских самолётов, не потеряв при этом ни одного своего.

Последние боевые вылеты комэск 111-го Гвардейского ИАП Гвардии Майор С. Д. Горелов совершил уже позже окончания войны, 12 Мая 1945 года, в Чехословакии. Вэтого он произвёл 260 боевых вылетов, участвовал в 120 воздушных боях, лично сшиб 27 и в группе с товарищами 6 самолётов противника. Среди сбитых им машин все основные типы боевых самолётов Германии: Ме-109 и Ме-110, Ju-52, Ju-87 и Ju-88, FW-189 и FW-190, Hs-126 и Hs-129, He-111.

24 Июня 1945 года, в составе сводного полка 4-го Украинского фронта, Герой Советского Союза Гвардии Майор С. Д. Горелов принял участие в историческом Параде Победы на Красной площади в Москве.

После войны, несмотря на немного ранений, Сергей Дмитриевич был признан на все сто годным к лётной службе. Окончил Военно - Воздушную академию в Монино ( Московская область ), позднее - Академию Генерального штаба. Командовал полком, дивизией, воздушной армией. Летал до 1977 года, последние полёты осуществил на МиГ-25. Освоил большинство типов боевых самолётов, посреди них МиГ-9, Як-15, МиГ-15, МиГ-19, Як-25, Як-28, Су-17, МиГ-21... 5 лет был заместителем главкома ВВС. Работал в ракетно - космической фирме имени С. П. Королева, в том числе главным специалистом по военно - воздушным силам. Заслуженный боевой лётчик СССР. В 1989 году Генерал - Полковник авиации С. Д. Горелов вышел в отставку. Живёт и работает в Москве.

Так же читайте биографии известных людей:
Сергей Деменков Sergey Demenkov

Гвардии Старший лейтенант С. В. Деменков совершил 313 боевых вылетов, участвовал в 51 воздушном бою, сбил 11 самолётов противника. 28 Сентября 1943..
читать далее

Сергей Долгушин Sergey Dolgushin

С 1951 года - командир бомбардировочной дивизии в Калинине, начинавшей при нём осваивать Ил-28. В 1958 году окончил Военную академию Генерального..
читать далее

Сергей Жуковский Sergey Jukovskiy

Сергей Жуковский - выдающийся советский летчик. Родился 7 октября 1918 года.Сергей Жуковский - Участник Великой Отечественной войны с первого до..
читать далее

Сергей Иванов Sergey Ivanov

К концу войны Гвардии Капитан С. С. Иванов совершил более 200 успешных боевых вылетов и уничтожил не менее 21 неприятельского самолёта. Был..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий