Известные люди

»

Степан Камсюк

Степан Камсюк Stepan Kamsyk Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 7.11.1921
Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Красной Звезды ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, многими медалями. Военный лётчик 1-го класса ( приказ Военного министра СССР 00160 от 13.09.1956 ).

Родился 7 Ноября 1921 года. Окончил 10 классов средней школы. В рядах Красной Армии с 1940 года. Поступив в Борисоглебское военное авиационное училище лётчиков, окончил его в 1941 году. Вскоре, в звании сержанта, был отправлен на фронт.

В составе 437-го истребительного авиаполка ( 201-я истребительная авиационная дивизия, 2-й смешанный авиационный остов, 8-я Воздушная вооруженные силы ) сражался в небе Сталинграда. Был ранен. После излечения продолжал сражаться на фронтах Великой Отечественной войны в составе других частей и соединений.

В воздушных боях сшиб 14 самолётов противника. Летал с вымпелами в тыл противника к партизанам. Участник Советско - Японской войны. Представлялся к званию Героя Советского Союза, но так и не получил его.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1957 году окончил Высшую офицерскую школу в городе Иваново. Летал на реактивных самолётах. В 1957 году, по состоянию здоровья, Подполковник С. М. Камсюк уволен в припас. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Красной Звезды ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, многими медалями. Военный лётчик 1-го класса ( инструкция Военного министра СССР 00160 от 13.09.1956 ).

Умер 30 Декабря 1979 года.

* * *

Он родился в деревне Скиток Черниговской области. В начале 1930-х годов вкупе с семьёй переехал в Гомель ( родителям грозило раскулачивание ). Отец Степана был крестьянского происхождения, офицер царской армии - ветеран Первой Мировой войны. В Гражданскую воевал под командованием Щорса. Во времена НЭПа имел крепкое крестьянское хозяйство с наёмными работниками и кузней в близкий деревне Скиток. После переезда в Гомель, работал водителем. Мать - дочка мастера Путиловского завода ( дореволюционных времён ).

После окончания Гомельской школы 2, Степан поехал в Севастополь поступать в военно - морское училище. Однако, вскоре туда приехала группа преподавателей из Борисоглебского военно - лётного училища и по сути дела переманила его к себе. Кстати, весь вектор движения Севастопольского училища, на котором обучаться С. М. Камсюк, погиб при обороне Севастополя - до единого человека.

Про военные будни он на практике ни в жизнь не рассказывал. Выступая перед детьми в школах по просьбе военкоматов рассказывал про кого - нибудь из однополчан. Всё, что известно о нём, - случайные обрывки, практически выпытанные у него близкими родными и его друзей - лётчиков ( к сожалению, из боевых однополчан давнехонько никого нет в живых ).

* * *

В начале Ноября 1942 года сражение на Волге принимало всё больше ожесточённый нрав. Немецкие войска непрерывно штурмовали Сталинград.

В таковый сложной обстановке на фронте в Сталинградской области начал формироваться 2-й смешанный авиационный остов РВГК, командиром которого был назначен Герой Советского Союза генерал - майор И. Т. Ерёменко.

В состав корпуса входили 201-я, 235-я истребительные, 214-я штурмовая авиационные дивизии ( по 3 полка в каждой ) и специальные подразделения. К 19 Ноября 1942 года 2-й смешанный авиационный остов имел больше 300 лучших по тому времени самолётов Як-1, Як-7Б, Ла-5, Ил-2 и являлся мощным оперативно - тактическим соединением.

201-я истребительная авиационная дивизия следом переформирования имела в штате 13, 236 и 437-й истребительные авиаполки. Многие лётчики этих полков были замечательными воздушными бойцами и имели на своём счету по нескольку сбитых самолётов противника.

13-й и 437-й авиационные полки получили и освоили в кратчайший срок новые истребители Ла-5, 236-й авиаполк летал на истребителях Як-1.

Для усиления 8-й Воздушной армии, насчитывающей к тому времени всего 160 исправных самолётов 2-й смешанный авиационный остов был передан в её оперативное подчинение и предназначался в предстоящей операции для поддержки ударной группировки Сталинградского фронта, наступавшей на главном направлении.

Здесь, под Сталинградом, начал свой далёкий и серьезный боевой тракт 2-й смешанный ( позднее 10-й истребительный ) авиационный остов, в составе которого беспрерывно находилась 201-я дивизия, и закончил его под Прагой в Мае 1945 года. За тот самый отрезок времени, не прекращая боевых вылетов ни на единственный день, охватывая и время, отведённое на различные организационные мероприятия, он, как правило, участвовал в боевых действиях различных фронтов на главных направлениях.

Осенью 1942 года вражеская авиация грубо активизировала свои действия. Она предпринимала попытки известия воздушную разведку, пыталась наносить удары по переправам, пристаням, судам на Волге, железнодорожным станциям и районам сосредоточения наших войск. В связи с этим командующий 8-й Воздушной армией в дни подготовительного периода по сколачиванию частей корпуса был вынужден ввести его в мордобой для прикрытия важных объектов и коммуникаций фронта.

Решением командира корпуса выполнение этой задачи возлагалось на 201-ю истребительную авиационную дивизию, которая осуществляла боевые действия путём перехвата фашистских самолётов с использованием патрулирования групп истребителей над переправами, маршрутами движения, местами выгрузки и районами сосредоточения войск, применением засад и дежурства на аэродромах с последующим вылетом истребителей по вызову с командных пунктов.

Однажды ( некоторые источники указывают на 15 Сентября 1942 года ), прикрывая нейтральную переправу сквозь Волгу, четвёрка Ла-5, возглавляемая капитаном И. И. Тенниковым, встретила над островом Зайковский 12 бомбардировщиков Ju-88, в сопровождении 6 истребителей Ме-109. Дерзкими атаками и чётким взаимодействием четвёрка Ла-5 в два счета расстроила боевой строй "Юнкерсов" и обратила врага в бегство, не дав ему возможности скинуть прицельно свой груз. В этом бою было сбито 3 и подбито 2 самолёта противника. Ещё не развеялся дым от упавших стервятников, как появилось ещё 9 многоцелевых самолётов Ме-110 под прикрытием 4 Ме-109. Разгорелся второй зверский махач.

"Лавочкины" удачным маневром уклонились от атаки противника и, негаданно развернувшись, нанесли потрясение по двухкилевым Ме-110. Капитан Тенников с 70 метров открыл пламень по намеченному самолёту врага. Пушки, дав короткую очередность, захлебнулись. Кончились снаряды... Ведомым лётчикам удалось сшибить ещё 2 Ме-110 и частично расстроить их боевой строй. Несмотря на это, фашистские пилоты не сворачивали с курса.

Капитан И. И. Тенников молниеносно принял вывод - таран. И боевым разворотом повёл звено в лобовую атаку, выбрав для себя головной Ме-110. Расстояние между машинами быстро сокращалось. В концевой миг германец грубо отвернул вниз, пытаясь избежать удара, но было поздненько... На высоте 2000 метров над Волгой раздался оглушительный взрыв, полыхнуло оранжевое полымя, и к воде, обгоняя приятель друга, начали валиться горящие обломки обоих самолётов. Остальные "Стодесятые" практически шарахнулись в разные стороны от летящих на них советских истребителей. В этом бою капитан И. И. Тенников сшиб лично 3 самолёта противника, единственный из них - лобовым тараном. Лейтенанты Е. Е. Грицута, А. И. Филиппов и сержант С. М. Камсюк уничтожили по одному самолёту.

Через немного дней руководство частей наземных войск прислало в полк подтверждение на 6 уничтоженных самолётов противника.

В этом бою Степан Матвеевич Камсюк одержал одну из своих первых побед.

Вскоре, затем описанного эпизода, он получил тяжёлое осколочное ранение в голову, но сумел дотянуть до аэродрома и удачно усадить свой самолёт. Следует подметить, что самолёт он сажал будучи на практике без сознания и тотчас же затем посадки 2 дня не приходил в себя... Выписка из медицинской книжки:

"В конце 1942 года - осколочное ранение мягких тканей шеи позади. Контузия, с парезом левой руки, разум терял до 50 часов".

После этого ранения С. М. Камсюк долгое время был инструктором в тылу. Его просьбы об отправке на фронт не удовлетворяли. Но следом он всё же добился своего.

К концу войны уничтожил 14 самолётов противника, при этом - сам не потерял ни одной машины.

Ранение 1942 года оказалось не единственным. Выписка из медицинской книжки:

"В 1943 - 1944 гг. лечился в госпиталях по поводу ранений ( по 2 месяца ). В 1944 году - перелом малой берцовой кости правой голени. Вэтого в 1944 году 4 месяца пребывал в отпуске позже ранения".

В числе других лётчиков, С. М. Камсюк должен был сделаться участником Парада Победы 1945 года в Москве ( в воздухе ), но погода, как известно, была нелётная и вместо парада их незамедлительно перебросили на Сахалин. Так он оказался на Советско - Японской войне. Сам он говорил, что боевых вылетов у них там было негусто. Зато заработал малярию, которая прошла сама собой по возвращению в Европейскую доля России.

В конце войны его представили к званию Героя Советского Союза. Ответа долговременно не было, а позже в 1948 году пришёл орден Ленина вместо "Золотой Звезды" Героя.

После войны Степан Матвеевич продолжал службу в ВВС в различных частях ( как правило, в Брянской и Гомельской областях ). В 1957 - 1958 годах его должны были определить командиром истребительного полка, тот, что базировался на аэродроме Зябровка Гомельского района. Но в этом миг у него случился большой инфаркт и, конечно, его комиссовали. Выписка из медицинской книжки:

"25.09.1957 г. от полётов отстранён в соответствии заключения ВИК".

На пенсии он работал в гражданских организациях. За должностями не гнался. У него появилась другая тяга ( которая завсегда была, но в настоящее время он посвящал ей всё свободное время ) - моторные лодки и спининг. Поэтому старался трудиться на сезонных работах, чтобы лето быть на все сто свободным и практически существовать на реках.

Однако самочувствие его пошатнулось следом инфаркта крайне серьёзно. Затем был ещё и второй инфаркт. Потом диагностировали сахарный диабет. Степан Матвеевич Камсюк умер от инсульта в 58 лет.

* * *

Имеющиеся сведения о награждениях:

1 Ноября 1942 года - "За выполнение задания на фронте борьбы с немецкими захватчиками - орден "Красное Знамя". От командующего Сталинградским фронтом.

31 Августа 1943 года - "За выполнение задания на фронте борьбы с немецкими захватчиками - орден "Отечественная война" I степени". От командующего 1-й Воздушной армией.

7 Октября 1944 года - "За оборону Сталинграда - медаль "За оборону Сталинграда". Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22.10.1942 года.

10 Мая 1945 года - "За выполнение боевых заданий на фронте борьбы с немецкими захватчиками - орден "Красное Знамя" ( за 2 сбитых самолёта над Берлином ). Приказом ВВС Красной Армии 037/Н от 10.05.1945 года".

* * *

У жены С. М. Камсюка остались лётные книжки, но только с 1944 года. На приведённых снимках - чуть-чуть данных из послевоенных лётных книжек. В том числе и часы налёта до 1 Января 1957 года, а на иной странице - сколь он ещё успел налетать до инфаркта в Сентябре 1957 года.

Так же читайте биографии известных людей:
Степан Карнач Stepan Karnach

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Степану Андреевичу Карначу присвоено 4 февраля 1944 года за 270..
читать далее

Степан Колесниченко Stepan Kolesnichenko

Лейтенант С. К. Колесниченко совершил 114 боевых вылетов, в 24 воздушных боях лично сбил 16 и в составе группы 4 самолёта противника.Награждён..
читать далее

Степан Микоян Stepan Mikoyan

Генерал-лейтенант С.А. Микоян - Герой Советского Союза (1975), Заслуженный летчик-испытатель СССР (1964), кавалер орденов Ленина (1972), Красного..
читать далее

Степан Науменко Stepan Naumenko

К тому времени на боевом счету Степана Ивановича числилось около 70 боевых вылетов, 10 воздушных боёв и 11 сбитых самолётов противника - 5 лично (..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий